СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия " Песни нашей победы. Легендарная песня Катюша"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конце ноября 2018 года советской песне "Катюша" исполнилось 80 лет. Эта песня звучит и сейчас, не теряя своей актуальности. А познакомиться с историей создания знаменитой  песни "Катюша", наверное,  надо каждому россиянину, ведь не каждая песня так долго живет.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия " Песни нашей победы. Легендарная песня Катюша"»

Катюша

Цель: Знакомство с историей создания песни ВОВ « Катюша», формирование основ гражданско- патриотического воспитания личности , общественного поведения и нравственности, вызвать интерес к историческому прошлому страны, понимать голоса зрелого поколения и уважать традиции народа.

Задачи:

1. Образовательная: - познакомить учащихся с творчеством композиторов  и поэтов Великой Отечественной войны, историей создания известной военной песни Катюша;

- выучить песню Катюша, учить исполнять песню великой Отечественной Войны Катюша.

2. Коррекционные: Развитие слуховой памяти, коррекция нравственного сознания учащихся.

3. Воспитательные: Воспитание нравственного гражданина РФ, воспитывать любовь к Родине, учить гордиться прошлым своей Родины.

Исследовательская – раскрыть перед детьми значение песен военной поры, вовлечь как можно больше учащихся разного возраста в творческий процесс изучения и правильного оформления материала. Учить работать с первоисточниками, отбирать главное, ценное. Бережно относится к архивным материалам и серьёзно подходить к его отбору.

Воспитательная – формировать священное чувство любви к своей Родине, патриотическое сознание и уважение к истории своей страны. Заботливо относится к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, воинским захоронениям. Воспитывать детей на ярких и благородных примерах тех, кто защищал свою Родину.

Оборудование: компьютер, колонки, мультимедийная презентация, фото военных лет, флаги Победы и РФ, воздушные шарики с надписью «Я помню, я горжусь», знаки отличия у ребят: пилотки, галстуки, погоны, шлемы летчиков, солдатская военная форма.

Года уходят за годами,

Но так бывает иногда,

Что, как живые перед нами

Встают нетленные года.

Мы поворачиваем круто

К тому, что память сберегла,

И возвращаются минуты,

И повторяются дела.

Ведущий 2:

В них все –

И радости и беды,

Последний вздох и первый шаг,

Огни пожара и Победы,

И верный друг, и смертный враг,

Печаль солдатских эпитафий,

Свет материнского письма…

Так с пожелтевших фотографий

Глядит История сама.

(Александр Гевелинг)

Большое значение в годы Великой Отечественной войны имела фронтовая песня. Она звучала по радио, на привалах между боями, в партизанских отрядах, на не захваченных врагами территориях. Порой солдаты даже не знали автора песен, но песня жила. Отгадайте загадку:

Девушка ходит,

Песню заводит,-

Враг услышит-

Сразу не дышит. (катюша)

Самой известной советской песне «Катюша» в этом году исполнилось 80 лет.

«…Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой…»


Как же появилась Катюша. Стихи, ставшие впоследствии песней под названием "Катюша", я начал писать в начале 1938 года, вспоминал автор стихов Исаковский. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина "Катюши". Но потом работа застопорилась. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти "на высокий берег, на крутой" и запеть песню. Поэтому стихи пришлось пока отложить, хотя начало их мне определенно нравилось. 
   Весной – в конце апреля или в начале мая – я по каким-то делам поехал в редакцию газеты "Правда". Там – в литературном отделе – я впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером, за которым уже "числилось" несколько весьма популярных песен, – таких, например, как "Партизан Железняк", как "Песня о Щорсе" и другие. 
   Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать – нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Я вспомнил про начатую "Катюшу" и ответил: 
   – Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда в том, что они не закончены: я написал лишь восемь начальных строк. 
   – А вы можете сейчас переписать эти строки для меня? 
  – Конечно же, могу, – согласился я. 
   Я передал написанное Блантеру и, по совести говоря, скоро позабыл об этом. 
   Однако летом, когда я по какому-то случаю снова встретился с Матвеем Исааковичем, тот сказал мне, что музыку "Катюши" он написал, что, по его мнению, песня получилась хорошая, но необходимо дописать слова. 
   Я обещал, что допишу. Но сделать это сразу почему-то не смог, а потом – в августе – я уехал на целый месяц в Ялту. 
   И вдруг совершенно неожиданно для меня в Ялте появился Блантер и, узнав о моем местопребывании, приехал, чтобы "подогнать" меня. Мне он сообщил, что в Москве организован Государственный джаз-оркестр, руководит которым В. Кнушевицкий. В ближайшее время состоится первое выступление, первый концерт этого джаза. "Катюша" уже включена в программу первого концерта, и я немедленно должен дописать ее. 
   Матвей Исаакович пообещал, что через два дня он снова приедет ко мне и что надеется увезти с собой совершенно полный и окончательный текст "Катюши". 
Я немедленно принялся за работу, хотя это было для меня крайне трудно: вне дома, вне привычной обстановки я почти не могу работать, у меня ничего не получается. Но дописать песню нужно было во что бы то ни стало, и я дописывал ее.

У меня не сохранилось от тех дней ни каких-либо черновиков, ни каких-либо записей, но помнится, что через два дня я передал композитору пять или семь вариантов законченной "Катюши" – мол, выбирайте любой...

Сам я, однако, выделил один вариант, который мне казался наиболее удачным, и я сделал на нем соответствующую пометку. После оказалось, что и Блантеру больше всего приглянулся именно этот вариант. Таким образом, слова "Катюши" были одобрены нами обоими.

28 ноября 1938 года, как и обещал М. И. Блантер, состоялся первый концерт Государственного джаз-оркестра. На концерте была впервые исполнена "Катюша", которая сразу же понравилась всем. Отсюда и началось ее шествие по нашей стране.

Ведущий: А потом пришла Война.


От песен сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой

И зазвучала «Катюша» уже с другими интонациями и в другом контексте. Катюша стала и санитаркой, и бойцом, и ждущей с победой солдата, и партизанкой. О популярности "Катюши" в нашей стране свидетельствует, в частности, хотя бы то, что в военные и послевоенные годы появилось множество переделок "Катюши", "ответов" на нее, продолжений, подражаний и тому подобное. У "Катюши" есть и несколько иное продолжение. Дело в том, что "катюшами" на фронте начали называть реактивные минометы – грозное для врагов оружие того времени. На эту тему также появились переделки "Катюши", вроде такой:




Вот к передней "Катя" подходила.

Подвозя снаряды за собой,

И такую песню заводила,

Что фашисты подымали вой.


Вот отрывок из песни Катюша, написанной в 1944 году.

И на море, и на суше,

По дорогам фронтовым

Ходит русская "катюша",

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит.

Подчистую гадов бьет,

И фамилии не спросит,

И поплакать не дает...


Примечательно, что в июле 1941 года, когда «Катюша» впервые была применена батареей Флёрова, собственно прозвище «Катюша» реактивные миномёты ещё не носили. Но уже в сентябре 1941 года, когда под Одессу был отправлен 8-ой отдельный гвардейский реактивный миномётный дивизион, прозвище «Катюша» у реактивных миномётов уже было. Новому названию нетрудно было прижиться, поскольку появление оружия в боевых частях совпало с ростом популярности песни «Катюша».

Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных минометов БМ-8 и БМ-13. Первый залп из него 14 июля 1941 года дала батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова, который посмертно получил Звезду Героя за те бои лишь в 1995 году. Это произошло под белорусским городом Орша, совсем рядом со смоленской родиной песни. Есть и ещё один важный факт, также, видимо, повлиявший на появление «имени» у этих минометов. На применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой находилась маркировка «КАТ» – «Костикова автоматический термитный». «Привет от Катюши», – приговаривали бойцы. И привет был столь горячий, а песенный образ столь ярким, что имя девушки моментально заменило казенную аббревиатуру. Весьма любопытную историю рассказал мне еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове.

Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы прокрутили ее раз, потом поставили, второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу!.."

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.

А вот выдержка из воспоминаний солдата, воевавшего под Ленинградом, когда до противника было всего 700-800 метров: «В ясную погоду оттуда доносились звуки губных гармошек, на которых немцы любили играть, долетала песня „майн Гретхен“. А однажды в поздний час раздался голос, усиленный мегафоном: „Рус Иван, спой Катьюшу!“. Немцам, видать, эта песня хорошо запомнилась, потому что мы ее частенько пели.

Чем дальше уходит в прошлое суровое и героическое время Великой Отечественной войны, тем ближе, дороже, бесценнее становится каждая страница её живой, зримой летописи. И важной составной частью этой бесценной летописи являются песни.

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей, но и поэтических строчках, и в звуках музыки. Песни, рожденные в годы войны, звучат и сегодня, потрясая наши сердца. Сколько их – прекрасных, незабываемых. Но та, которую пели уже на третий день войны, до сих пор вызывает слезы и сердце сжимается так, как будто это происходит с нами…

28 ноября 2018 года песне «Катюша» исполнилось 80 лет. Это одна из самых популярных русских военных песен, её учат ещё в детском саду и помнят всю жизнь. «Катюша» много лет помогает солдатам. Раньше ее запевали, когда шли в бой, она поднимала дух и поддерживала на войне. Кроме того, было придумано несметное количество дополнительных или альтернативных куплетов, которые полностью отражали дух военного времени. Сейчас же это главная песня, которую разучивают в армии. Это необходимо не только для того, чтобы поддерживать боевой дух, «Катюша» помогает в строевой подготовке.

Единые строевые песни были написаны еще в советское время. Когда молодое пополнение поступает в подразделение, они начинают заучивать строевые песни. Они нужны для того, чтобы строй шел в ногу. Легендарную песню «Катюша» все знают и отлично ее исполняют во время подготовки.

9 мая 1949 года, в смоленском селе Всходы открыли новый клуб, где именинницей на торжестве была «Катюша», а на берегу реки Угры установили памятный камень как раз на крутом берегу. В 1985 году открылся уже Музей песни «Катюша».
Памяти

павших

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!


Песню свою

отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет,—

помните!


Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,—

заклинаю,—

помните!

Ведущий:

Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!