СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Эмоциональный интеллект как основа успеха в коммуникации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «Эмоциональный интеллект как основа успеха в коммуникации».

Мероприятие проводится в форме тренинга.

Целью методической разработки является развитие у студентов коммуникативных навыков, развитие у обучающихся эмпатии, формирование толерантности, повышение культуры.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Эмоциональный интеллект как основа успеха в коммуникации»»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский техникум индустрии питания»



Рассмотрено на заседании ПЦК

Общеобразовательных дисциплин

Протокол №__ от «___» ______2020 г.

Председатель____________________











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

«Эмоциональный интеллект как основа успеха в коммуникации»



преподавателя социально-экономических дисциплин

Багиновой Анастасии Алексеевны

2020/2021 учебный год



























В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «Эмоциональный интеллект как основа успеха в коммуникации».

Мероприятие проводится в форме тренинга.

Целью методической разработки является развитие у студентов коммуникативных навыков, развитие у обучающихся эмпатии, формирование толерантности, повышение культуры.

Разработка предназначена для использования преподавателями на классных часах, а также в рамках дисциплины «Обществознание», «Менеджмент».



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………….………………………………..….……..…..…4

Ход мероприятия……………………………………………………….…….5

Список литературы…………………………………………..………..…….14



ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях постоянно изменяющихся политических, экономических, социальных факторов происходит увеличение эмоциональных нагрузок, что вызывает рост тревожности, беспокойства и агрессии среди людей, особенно данным негативным проявлениям подвержена молодежь.

Целью проведения данного мероприятия является развитие у студентов коммуникативных навыков, формирование толерантности, эмпатии, повышение уровня культуры и формирование доброжелательного отношения.

Вид мероприятия: внеклассное мероприятия, в виде тренинга.

Место проведения: учебная аудитория.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с эмоциями), чистые листы по количеству участников (для игры «Колобки и лисы»).

Время: 80 минут.

Участники: студенты группы.



Ход мероприятия

Преподаватель: В современных условиях ускорения темпа жизни, увеличения числа факторов стресса, возрастающей конкуренции повышается интенсивность эмоциональных нагрузок, что непременно вызывает тревожность, переживания и агрессию среди людей. Возникающие негативные реакции являются результатом низкого уровня сформированности у человека так называемой «культуры эмоций», поэтому целью нашей сегодняшней работы является изучение составляющих этой самой культуры и совершенствования умения строить эффективные межличностные коммуникации.

Любая деятельность, в том числе и общение, основывается на чувствах и эмоциях, просто кто-то с ними управляется лучше, а кому-то это удается не всегда. Людей, способных управлять не только собственными, но и чужими эмоциями, можно назвать уникальными, обладающими эмоциональным интеллектом.

Под эмоциональным интеллектом (англ. emotional intelligence) понимают способность человека улавливать и управлять собственными эмоциями, желаниями, намерениями, а также «читать» и контролировать других людей для решения определенных задач. Эмоциональный интеллект можно назвать «золотой серединой» между чувствами, эмоциями и разумом человека.

Эмоциональный интеллект основывается на 3 «китах»:

  1. Эмпатия – способность улавливать и распознавать эмоциональное состояние другого человека, искреннее сопереживание. Много ли в вашем окружении людей, проявляющих к вам эмпатию? Как, по-вашему мнению, человек может проявлять эмпатию?

Идет обсуждение. Необходимо сделать вывод о том, что эмпатия может проявляться по-разному: кто-то выражает ее очевидно, для других проявлять ее гораздо сложнее. Эмпатия может проявляться вербально (интонация, умение выслушать собеседника, сказать нужные слова и т.д.) и невербально (поглаживания, мимика, жесты и т.д.).

  1. Толерантность – это терпимость, принятие свободы выражения, прав других людей, их чувств, желаний, потребностей и т.д.

Далее проводится упражнение «Передать одним словом». Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации, развивать умение слушать. Обучающимся раздаются карточки с напечатанными на них названиями эмоций, которые они не должны показывать другим участникам. Далее преподаватель просит произнести «Ага» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Вопросы для обсуждения

1. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

2. По какой причине это происходило?

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, холодное равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Практические выводы:

  1. Не всегда получается верно считывать чувства и эмоции других людей.

  2. Сложно было угадывать эмоцию, потому что говорящие на самом деле не переживали эти эмоции.

Преподаватель: Итак, мы пришли к выводу о том, что сложно было угадывать эмоцию, потому что говорящие на самом деле не переживали эмоции, которые им нужно было изобразить. Данный пример ярко демонстрирует существование третьего «кита» эмоционального интеллекта – конгруэнтности.

  1. Конгруэнтность – это полное соответствие вербальных проявлений с невербальными. Выражение соответствия внутреннего состояния и внешнего, искренность.

Конгруэнтность сообщает о внутренней слаженности человека и усиливает доверие.

Однако в реальной жизни часто приходится сталкиваться с неконгруэнтным поведением. Почему, по вашему мнению, это происходит?

Обучающиеся приводят свои варианты ответов, идет обсуждение.

Преподаватель: Итак, наиболее распространенными причинами неконгруэнтного поведения являются:

  1. Желание казаться лучше. Пытаясь произвести должное впечатление, человек совершает действия, несоответствующие его состоянию.

  2. Желание убедить окружающих в высоком социальном статусе, которого в действительности нет. Человек недоволен текущим положением, сопротивляется ему.

Важно понимать, неконгруэнтное поведение приводит к возникновению стресса, человек выдыхается, пытаясь продемонстрировать качества, которыми он не обладает. И наоборот, при конгруэнтном поведении человек ведет себя естественно, живет в согласии с собой; понимает, что ему нужно; у него отсутствует стресс, связанный с подавлением эмоций.

Далее проводится игра «Колобки и лисы». Обучающимся предлагается написать на листе бумаги, кто они – колобки или лисы. Каждый участник пишет на отдельном листе и не показывает другим, затем ребята складывают листочки, и преподаватель просит их поделиться на две команды: в одну – колобки, в другую – лисы, при этом участникам нельзя переговариваться, деление на команды происходит интуитивно.

Далее идет обсуждение, почему участники выбрали именно эти команды, в ходе обсуждения выясняется – кто является лисой, а кто – колобком. Анализируется важность конгруэнтности.

Практическим выводом данной игры является то, что не всегда внешние посылы соответствуют внутреннему состоянию человека, а также то, что неконгруэнтное поведение иногда является необходимым.

Преподаватель: А теперь, ребята, давайте попробуем обобщить полученную в ходе нашего мероприятия информацию и вместе выработать основные принципы эффективной межличностной коммуникации.

Идет обсуждение, далее на слайде выводятся основные принципы:

  1. Находясь в напряженном состоянии, не скрывайте его, позволяйте ему проявляться невербальным путем.

  2. Не принуждайте себя к нежелательным словам, действиям.

  3. Говорите о своих чувствах, эмоциях, проявляйте их.

  4. Будьте ответственны за свои действия, слова.

  5. Будьте собой.

  6. Уважайте мнение и чувства других людей.

Преподаватель: Итак, наше занятие окончено. Что нового вы узнали? Что было для вас особенно интересным? Оцените полученные вами на занятии знания, умения, интерес к изучаемому материалу, поставив + в нужной колонке.

Обучающимся предлагается оценить знания и умения с помощью карты для рефлексии.

Карта для рефлексии ЗУН:

Мои знания

Я усвоил(а) материал на следующем уровне:

Не знаю

Могу охарактеризовать

Могу объяснить суть

Могу привести примеры

Понятие эмоционального интеллекта и его значение в коммуникации

 

 

 

 

 

Основные принципы межличностного взаимодействия

 

 

 

 

 

Мои интересы

Мне интересно

Не интересно

Интересно

мой интерес к проблемам коммуникации

 

 


Преподаватель: Благодарю вас за плодотворное сотрудничество и желаю успехов в коммуникации!



Список литературы


  1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.

  2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!