СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по обществознанию "Искусство жить в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка рекомендована для преподавателей 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по обществознанию "Искусство жить в семье"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по обществознанию по теме «Искусство жить в семье»,

Цели мероприятия:

  1. Формировать у учащихся ценности семейного очага.

  2. Развивать качества, необходимые для дружной жизни в браке.

  3. Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникативных способностей учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая её.

  4. Способствовать усвоению учащимися роли семьи в обществе.

  5. Развивать навыки работы с текстами документов, навыки работы в группах.

  6. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за себя и свою семью; воспитывать любовь к своей семье и близким, толерантность в семейных взаимоотношениях.

Методы: словесный, наглядный, практический (работа в группах), частично-поисковый.

Форма проведения: беседа с обыгрыванием ситуаций.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозапись песни Л.Долиной «Погода в доме», выставка книг о семейном воспитании, выдержки из Конституции РФ, из СК РФ (приложение 1), карточки с ситуациями для групп.

Ход мероприятия

Учитель: - Ребята, речь сегодня пойдет о семье, о любви, о терпимости и взаимопонимании в семейных отношениях. И этот разговор не случаен: вы, наверняка, знаете, что 2008 год объявлен в России и РТ Годом семьи. Семейные отношения должны строиться прежде всего на основе взаимной любви.

Она пришла негаданно, незванно,

Разрушив все

И все, построив вновь,

Преображая капли в океаны,

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное все стало несомненным,

Стал шторм девятибалльным ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое пустяком…

- Любовь – самое прекрасное на свете чувство, это понятие трудно поддается определению. Любовь всесильна и всемогуща. Она может победить болезнь, придает силы, вдохновляет на подвиги, окрыляет в творчестве, вливает в душу нежность, делает человека счастливым, заставляет парить над миром. Любовь бывает разная…

- Как вы думаете, какая бывает любовь? (безответная, взаимная)

- К кому и к чему мы можем испытывать это сильное чувство? (К Родине, к родителям, к детям, к братьям и сестрам, к кумирам, к животным, к природе, к Богу, к мужчине или женщине, к самому себе)

- Первая любовь бывает у всех, у кого-то раньше, у кого-то позже. У кого-то она заканчивается, так и не успев начаться, у кого-то отступает перед грузом житейских проблем. Ясно только одно: что любят не по заказу, не по разрешению, не по расчету или для забавы.

- Любовь двух людей ведет к созданию семьи. Для каждого слово “семья” имеет особое значение.

- Как вы понимаете слово “семья”? Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите? (ответы учащихся)

- А вот, что возникает в воображении наших маленьких братишек и сестренок. У нас в гостяхпередача “Устами младенца” (просмотр видеофрагмента). Малыши будет объяснять, а вы – отгадывать о ком или о чем они говорят.

Учитель: Семья – один из главных объектов изучения социологов. Ее изучают много десятилетий, системно, разными методами. Но даже определение семьи до сих пор является предметом социологических дискуссий. В энциклопедическом словаре понятие семья определяется как малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья – маленькая ячейка общества, в котором она живет. Так трактовалось это понятие в эпоху СССР. И в это тоже правильно.Именно в семье рождается не только человек, но и гражданин. Происходит это потому, что семья – своего рода социальный микрокосм: ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключается вся гамма человеческих отношений, свойственных большому обществу.

Работа в группах

- Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство рода и воспитание детей. В самом главном документе РФ – Конституции этот момент законодательно закреплен.

- Познакомьтесь со статьями Конституции нашего государства и докажите, что государство придает немаловажное значение семье. Почему? (обсуждение в группах – 1 мин.)

- Какой документ является основным источником семейного права? (Семейный кодекс – свод норм права, регулирующий семейные отношения)

- Прочитайте 1, 2 статью Семейного Кодекса и ответьте на вопрос: какие отношения регулирует семейное законодательство? (обсуждение в группах – 1 мин.)

- Несмотря на сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи. Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Некоторые семьи не выдерживают груза бытовых проблем и распадаются. По статистике количество разводов во много раз превышают количество заключенных браков. Поэтому важно уметь сохранить тепло семейного очага, так как понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей.

- А теперь послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (Терпимость).

- В русском языке существует еще одно слово с синонимичным значением - "толерантность".Толерантность означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Наша с вами задача - научиться толерантному поведению в семье и выработать общую установку на принятие другого.

3. Рефлексия (работа в группах)

- Все, что мы перечислили нетрудно понять, но весьма трудно реализовать, поэтому я предлагаю вам отработать эти приемы в ситуативно-ролевых играх.

Дипломатичный отказ. Играют двое: Муж и Жена. Один из них предлагает что-либо, другой должен в необидной форме отклонить это предложение.

Любимое блюдо. Играют трое: Отец, Мать и Дочь. Дочь приготовила любимое блюдо семьи, которое отец по недомыслию раскритиковал. Задача основного играющего (Мать): снять напряжение и оказать поддержку обоим.

Телевизор. Играют четверо: Отец, Мать, Дочь и Сын. Мать хочет смотреть по телевизору сериал, дети – приключенческий фильм, Отец – футбол. Задача Отца: снять возникшее напряжение, оказать всем поддержку и по возможности побудить их смотреть то, что он хочет сам.

(При обсуждении в группах фоном звучит запись песни Л.Долиной «Погода в доме»)

- Справились ли ребята с заданием? Какую черту толерантности применили играющие при разрешении ситуации?

4. Заключительная часть.

Учитель: Терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья. Мне очень хочется, чтобы вы, наше будущее поколение построили только счастливые семьи, в которых будет царить атмосфера доверия и взаимопонимания. Воспитайте в себе эти качества, и, наверняка, семейный союз, который вам предстоит создать, станет идеальным. Спасибо. Занятие окончено.

Звучит фонограмма песни Л. Долиной «Погода в доме









Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1

Правовой турнир.



Внеклассное мероприятие по обществознанию.

Учитель истории и обществознания

МОУ ОСОШ № 1 г. Апатиты

Елена Александровна Осипова.

2008/2009 учебный год

Правовой турнир.Внеклассное мероприятие по обществознанию

Учитель истории и обществознания МОУ ОСОШ № 1 г. Апатиты Елена Александровна Осипова

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.

Обучать основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию.

Ход турнира.

1 слайд

Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.

2 слайд.

О важности знания и понимания законов известные люди говорили:

- У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать. (И.В. Гете)

- Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)

3 слайд.

Я – помощница Фемиды. Что вы знаете о ней?

(ФЕМИДА — общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят «российская Фемида», мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии. Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка. Её атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два — главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини — левая сторона тела считается воспринимающей. Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела». Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву).

Надеюсь, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство.

4 слайд.

Для начала представлю команды, которые будут состязаться между собой.

1 команда – Адвокаты. 2 команда – Знатоки.

5 слайд

1 тур

Юридический тест

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

6 слайд 1. Что означало в XIX веке слово «ментик»?

а) То же, что и сейчас;

б) гусарскую накидку;

в) мини-бантик.

7 слайд. 2. Французские городовые по распоряжению Наполеона должны были носить…

а) красные повязки:

б) желтые чулки;

в) зеленые ботинки.

8 слайд. 3. Первые правила дорожного движения разработал еще…

а) Иван Грозный;

б) Юлий Цезарь:

в) Людовик XIV.

9 слайд. 4. Первым рэкетиром на Руси считается…

а) Ванька Каин:

б) Манька — облигация;

в) Саша Белый.

10 слайд. 5. Как называли донос в русском государстве в XVI-XVIII веках?

а) Ябеда;

б) наговор;

в) извет.

11 слайд. 6. В Древней Персии людей, взимающих плату за проезд по дорогам, звали…

а) гады; б) радары; в) гаишники.

12 слайд. 7. Самое экстравагантное наказание провинившимся водителям придумали полицейские индийского штата Бихар. Они заставляют правонарушителей…

а) отстоять целый день на обочине с огромным плакатом в руках о вреде лихачества за рулем:

б) собрать отходы жизнедеятельности священных коров у дороги;

в) прыгать вдоль обочины и выкрикивать имя любимого политика.

13 слайд. 8. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было подвергнуться страшной казни через…

а) щекотку гусиными перьями;

б) эпиляцию;

в) сверление зубов.

14 слайд. 9. Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Над ними устраивались показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили

женщин, которые…

а) весили больше 50 кг:

б) имели светлые волосы;

в) родили больше семерых детей.

15 слайд. 10. Тариф — это…

а) фамилия римского сенатора, придумавшего множество налогов;

б) название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту:

в) должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город.

16 слайд. 11. В средневековой Флоренции совершивших тяжкое преступление пожизненно записывали в…

а) дворяне,

б) крестьяне;

в) славяне.

17 слайд. 12. За что на Руси перед казнью хлестали горящими березовыми вениками?

а) За поджог;

б) за разворовывание государственной казны:

в) за кражу веников.

Если вы не дали ни одного правильного ответа, следовательно, незнание законов вам успешно заменяет знакомство с прокурором.

Если вы ответили верно на половину вопросов, вы твердо знаете, что, если не отстаивать свои права, придется их отсиживать.

И наконец, если вы ответили правильно на все вопросы, значит, вы верны завету великого комбинатора и чтите, уважаете и перечитываете на досуге Уголовный кодекс (причем не только российский).

18 слайд. 2 тур

«Преступления из истории»

Задание: определить, к какому виду права, уголовного или административного, относятся действия Геракла. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ дается 1 балл.

19 слайд 1.«Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор»

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Геракл нарушил экологию двух рек. (Административное право)

20 слайд. 2. «Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Убийство редкого вида птиц. (Административное право).

21 слайд. 3 тур

«Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что находится в ящике. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Вопросы даются по очереди, при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или зрителям.

1. У халифов он был желтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского собрата они есть. (Двуглавый орел.)

2. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция.)

3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс.)

4. Во время сухого закона в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль.)

22 слайд. 4 тур

Конкурс «В шутку о серьезном».

За каждый правильный ответ — 1 балл.

23 слайд. 1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

24 слайд…25 слайд. 2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

26 слайд. 3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

27 слайд…28 слайд. 4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)

29 слайд…30 слайд. 5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

31 слайд. 6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)

32 слайд. 7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

33 слайд… 34 слайд. 8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

35 слайд. 5 тур

Правовые акты..

36 слад. 1 конкурс. Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».(Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния».(Семейный кодекс РФ.)

37 слайд. 2 конкурс. Продолжить предложение:

«Высшей ценностью в РФ является … (человек его права и свобода).

Линкольн сказал: «Демократия — это власть народа, избранная народом, для… (народа).

Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства … (вече).

Устойчивая связь гражданина с государством называется … (гражданство).

38 слайд. 3 Конкурс «Ценности демократии»

Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат с изображением дома.

Предлагаемые понятия:

толерантность личностная ориентация

консенсус индивидуальность

анархия ясность правил

компромисс условия для реализации

свобода монархия

политика.

6 тур

39 слайд

«Юридическая консультация»







Внеклассное мероприятие по обществознанию «Правовой турнир»

Цель: развитие нравственно - правовых знаний, воспитание правовой культуры учащихся через игру, сплочение детского коллектива, обеспечение внеурочной занятости детей

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, жетоны, красный ящик с содержимым.

Участники игры: учащиеся 8-11 классов

Условия игры: участвуют 2 команды, побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов; победители награждаются орденом «Правовед», проигравшие – медалью « Знаток права».

Ход мероприятия

I. Вводное слово учителя. (слайд 1)Добрый день, дорогие друзья! Сегодня вам предстоит сразится на турнире, но главным здесь будет не физическая сила и ловкость, а сила и ловкость вашего ума, ваших знаний курса обществознания. Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках обществознания вы изучали основы права и сегодня мы проводим «Правовой турнир». (слайд 2) В правовом турнире участвуют 2 команды из учащихся 8-11 классов. Им было дано задание придумать название своей команде и выбрать капитана. (Представление команд) (слайд 3)

II. Игра

Тур первый «Разминка»

Командам задаются по очереди вопросы, за ответ, на который получают жетон, если ответа нет, то право ответить на данный вопрос получает команда соперников.

1. Этот документ был принят 10 декабря 1948 г. (Всеобщая Декларация прав человека)

2. Когда была принята нынешняя Конституция РФ? (12 декабря 1993г.)

3. Кто, согласно Конвенции, является ребенком? (Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее)

4. Кто имеет право жестоко, грубо, оскорбительно обращаться с ребенком? (Никто)

5. С какого возраста наступает правовая дееспособность? (С 18 лет)

6. С какого возраста наступает правоспособность? (С 0 лет)

7. Кто является главой государства в РФ? (Президент)

8. Первый президент России? (Б. Н. Ельцин)

9. Источник власти по Конституции РФ? (Народ)

10. Как называется нижняя палата российского парламента? (Государственная Дума)

11. Продолжите предложения: «Высшей ценностью в РФ является…(человек, его права и свобода).

12. «Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для…(народа)

13. «Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства…(вече).

14. «Устойчивая связь гражданина с государством называется…(гражданство) (слайд 4)

Тур второй «Перевёртыши»

Настоящий правовед должен обладать многими качествами, в том числе и эрудицией. А про­верить ее нам поможет конкурс «Перевертыши». На экране будут появляться названия телевизионных передач с «перевернутым» смыслом, а вы должны написать их правильное название. (слайд 4, клик)

1. «Доброе утро, старушки» («Спокойной ночи, малыши»)

2«Лживый преступник» («Честный детектив»)

3«Из войны людей». («В мире животных»)

4. «Уймись, балалайка ненавистная». («Играй гармонь любимая».)

5. «Законная Америка». («Криминальная Россия».)

6. «Животный или преступление». («Человек и закон».)

7. «С помощью другого оператора». («Сам себе режис­сер».) (слайд 5)

Тур третий «Права человека»

Сейчас на экране появятся ситуации, одной команде нужно выбрать проступки, другой – преступления: (слайд 5, клик)

1. Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.

2. Гражданин, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.

3. Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.

4. Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем.

5. Ольга не выполнила работу, которую ей поручил начальник отдела.

6. Пётр Петрович выдал лицензию предпринимателю после получения оговоренной суммы денег.

7. Иван и Николай совершили кражу магнитофона.

8. Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.

9. Алексей ехал на автобусе, не купив билет.

10. Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.

(слайд 6, клик) На экране появляются незаконченные фразы, касающиеся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено и, закончить фразу.

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …..(свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….(личную неприкосновенность).

3. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …(неприкосновенность жилища).

4. Балда из сказки А. С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд).

5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар - птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(владение имуществом).

6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…( жизнь)(слайд 7)

Тур четвёртый «Тайна из красного ящика»

По наводящим вопросам нужно угадать, что находится в ящике.

1. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция)

2. В ящике находится часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка)

3. У лесных зайцев нет клыков, а у городских зайцев нет именно этого. Чего? (Билет)

4. Это волнует людей во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это обсуждают депутаты Государственной Думы РФ, запрещено в школах, вузах, кинотеатрах, общественных местах и учреждениях, хотят запретить и на улицах. Что за предмет лежит в ящике? (Сигарета)

5. Этот предмет является атрибутом богини правосудия Фемиды (весы)

(слайд 8, клик)

Тур пятый «Капитаны, вперёд!»

Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число соответствует номеру буквы в алфавите).

19, 21, 18, 16, 3 / 9, 1, 12, 16, 15 / 15, 16 / 16, 15 / 9, 1, 12, 16, 15.

(Закон суров, но он – закон)

Пока капитаны заняты дешифровкой, команда разгадывает кроссворд «Власть в РФ». Если решите кроссворд правильно, то по вертикали прочитаете название законодательного органа Российской Федерации.

1. Форма государственного устройства в России (федерация)

2. Глава государства (президент)

3. Нижняя палата парламента (дума)

4. Объявления недоверия президенту (импичмент)

5. Глава области, края в РФ (губернатор)

6. Исполнительная власть в РФ (правительство)

7. Первый президент России (Ельцин)

8. Совокупность правил и норм поведения людей в обществе (мораль)

9. Глава правительства РФ (Путин)

10. Верхняя палата парламента – это … Федерации (Совет)

11. Выборные представители в Государственной Думе – это … (депутаты)

12. Основной закон государства (конституция)

13. Столица РФ (Москва)

14. Суд по экономическим спорам (арбитражный)

15. Всенародное голосование по важнейшим вопросам в жизни страны (референдум)

16. Форма правления, когда во главе государства стоит 1 человек, правитель (монархия)

17. Один из символов государства (гимн)

18. Форма государственной власти в современной России (республика)

19. Один из символов государства (герб)








1















2



















3











4



















5



















6


















7













8


















9




















10

















11
































12



















13
















14



















15














16

















17













18























19











(слайд 9) Тур шестой «Вредные советы» или «Полезные советы»

Командам предлагается дополнить ещё двумя строчками советы (это могут быть как вредные, так и полезные). (слайд 9, клик)

1. Если вдруг тебя решили
Прав каких-нибудь лишить:

2. Если ты надумал знанья
Для чего-то получить:

3. Если жить на этом свете
Ты решился без друзей:

4. Если вдруг ты не согласен
С тем, что люди говорят:

5. Если ты не добрый малый,
Скажем прямо, даже злой:

6. Если ты такой хороший
И закон тебе не нужен:

(слайд 10) Тур седьмой «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Командам необходимо вспомнить и назвать сказки, о которых пойдёт речь. Команда, первая ответившая на вопрос, получает жетон. Внимание на экран…(слайд 10, клик)

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осу­ществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря свое­временному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)(слайд 10, клик)

2. (слайд 11) В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по тру­ду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)(слайд 11, клик)

3. (слайд 12) В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревно­вания с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Ко­лобок»)(слайд 12, клик)

4. (слайд 13) Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило поку­шение на семь несовершеннолетних душ, но было разобла­чено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)(слайд 13, клик)

5. (слайд 14) Назовите сказку, где две невестки царя посягают на иму­щество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка»)(слайд 14, клик)

6. (слайд 15) В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)



7. В этой сказке криминальная личность завладела жилищами двух братьев. Но братьям удалось укрыться в доме у своего младшего брата, дом которого был выстроен с соблюдением всех норм техники безопасности и строительства жилых домов, благодаря чему братья сохранили жизнь и личную неприкосновенность. («Три поросёнка») (слайд 15, клик)

8. (слайд 16) В этой сказке управляющий развлекательным заведением эксплуатировал несовершеннолетних, жестоко обращался с животными. За свою противоправную деятельность он был наказан подростком, уклоняющимся от учёбы, мерой, не оговоренной в УК – лишение свободы передвижения. В это же время два мошенника обманным путём завладели капиталом, который подросток получил от отца на приобретение учебной литературы. («Буратино»)(слайд 16, клик)

9. (слайд 17) В какой сказке главный герой, несовершеннолетний, , гуляя по берегу моря, нашёл сосуд. Нарушив технику безопасности при обнаружении неустановленных предметов, вскрыл данный сосуд. Его действия привели к несанкционированному появлению, в виде густого дыма, старейшего жителя Востока, который, обладая магическими способностями, может выполнить любое желания. («Старик Хоттабыч»)(слайд 17, клик)

(слайд 18) Тур восьмой «Словесный портрет»

Для того, чтобы быстро раскрыть преступление и поймать преступника желательно иметь подробное описание правонарушителя. Сейчас вам предстоит определить по описанию личности: (слайд 18, клик)

1. Его имя известно всему миру. Им восхищаются многие, особенно его друг. Он справился с огромной и ужасной собакой. Игра на скрипке подчеркивает его интеллигентность. Увлекается химией, имея собственную лабораторию, проводит опыты.(Шерлок Холмс)(слайд 18, клик)

2. Этот герой очень не любит черных кошек. О нем поет группа «Любе». В фильме его сыграл известный актер и бард. Его «клиентами» были Кирпич, Фокс, Манька - облигация.(Глеб Жеглов).(слайд 19)

3. Мужчина 57 лет, но выглядит моложе. Невысокого роста, худощав. Политический деятель России, занимается горными лыжами, владеет боевыми единоборствами (самбо, дзюдо). Свободно изъясняется на немецком языке. (В. В. Путин)(слайд 19, клик)

4. Существо неопределённого пола, инопланетянин. Особые приметы: густой волосяной покров сиреневого цвета, имеет четыре уха. Обладает большой силой. Водит дружбу с насекомыми: кузнечиком, пчёлами, бабочкой, гусеницами, пауком. (Лунтик)(слайд 19, клик)

5. Молодой человек, прибывший из французской провинции в большой город, мечтающий покорить столицу доблестью и отвагой. Вооружён шпагой, прекрасно её владеет. Одет в плащ, широкополую шляпу с пером, высокие сапоги. Передвигается на лошади. (д, Артаньян) (слайд 20, клик)

6. Мальчик, лет 12, среднего роста. Носит круглые очки, умён, обладает способность передвигаться по воздуху. Замечен в компании девочки и подростка. Может применить магические способности. (Гарри Поттер) (слайд 20, клик)

7. Мужчина в самом расцвете лет. Хорошо упитанный. Особые приметы: кнопка на животе, пропеллер на спине. Проживает на крыше, не имея прописки. (Карлсон)

III. (слайд 21) Подведение итогов, награждение победителей.



























Внеклассное мероприятие по обществознанию


Задачи: Правовое просвещение, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах,

правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления,

коммуникативных способностей.

ЦЕЛИ:

-расширить и углубить знания в области права; обосновывать необходимость правовых знаний в повседневной жизни;

-способствовать воспитанию учащихся законопослушными гражданами , знающими и умеющими защищать свои права и

выполняющими свои обязанности перед государством и обществом;

-развивать у обучающихся логическое мышление, умение анализировать правовые ситуации, навыки правомерного поведения,

проявления творчества. Развивать интерес к предмету.

Ход мероприятия.

-Сегодня мы встречаемся с вами для того, чтобы проверить свои знания на обладающий знаниями, сильнее вдвойне потому,

что он может в повседневной жизни отстоять свои права, которые к сожалению, пока ещё часто нарушаются окружающими людьми,

а иногда и юридическими лицами. Своими правовыми знаниями поделятся сегодня две команды. А оценивать знания и

умения игроков будет компетентное и справедливое жюри.

Конкурс «Приветствие»

Каждая команда представляет своё название, девиз и эмблему, приветствует соперников и жюри.

Конкурс «Правовые заморочки»

Ответьте на вопросы:

1.Нецензурная брань учащегося в школе – это издержки воспитания или противоправное деяние?

2.Может ли быть привлечён подросток 14 лет, вымогавший деньги у одноклассника, к уголовной ответственности.

3.До какого возраста человек является ребёнком?

4.Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?

5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец?

6.Может ли 12 летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождение?

Конкурс капитанов.

-По краткой характеристике права, вы должны определить ту отрасль права, к которой относится данная характеристика. При

выполнении задания будьте предельно внимательны.

*Отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые Конституцией, положения самой Конституции, конституционных

законов.(Конституционное право).

*Эта отрасль занимается самыми тяжкими правонарушения -преступлениями. (Уголовное право).

*Эта отрасль регулирует брачно-семейные отношения. (Семейное право)

*Отрасль, которая регулирует отношения в сфере управления. (Административное право)

*Эта отрасль регулирует отношения, возникающие по поводу имущества, и некоторые личные неимущественные отношения. 

Гражданское право)

*Совокупность правовых норм, регулирующие отношения в сфере трудовой деятельности. (Трудовое право)

Конкурс «Преступления из истории»

Задание: определить, к какому виду права, уголовного или административного, относятся действия Геракла.

На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ дается 1 балл.

1.«Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия. Геракл предложил

Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал с двух противоположных

сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор» 

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Геракл нарушил экологию двух рек. (Административное право)

2. «Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался

на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушитель­ный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом.

Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Убийство редкого вида птиц. (Админи­стративное право).

Конкурс «Опознание литературного героя»

В любом расследовании рано или поздно приходиться опознавать человека. Опознать его можно по фотографии, но часто

приходиться составлять фоторобот по описанию, которое дают свидетели. А можете ли вы по словесному портрету узнать

известного литературного героя, назвать произведение и его автора?


  1. Молодой человек 18 лет из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеет всеми видами оружия, характерными для

  2. Франции XVIIв. Вступил в противоборство с представителями церкви, защищая честь своей королевы. Этого

  3. гасконского дворянина отличало особое, рыцарское отношение к дамам, он обладал чувством юмора, был остроумен и

  4. сообразителен.


, Артаньян. А.Дюма. «Три мушкетёра»)


  1. В этом человеке поражал его острый, пронизывающий взгляд. Тонкий орлиный нос придавал лицу выражение живой энергии

  2. и решительности, квадратный, чуть выступающий вперёд подбородок говорил о решительности характера. В его комнате

  3. постоянно едкий дым, так как он проводил какие-то химические опыты. Он любил сидеть у горящего камина, размышляя,

  4. курить трубку, а иногда играл на скрипке Гайдна и Вагнера.


(Шерлок Холмс. Артур Конан Дойл. «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)

Конкурс «Грамматический»

Настоящие правоведы должны знать и уметь грамотно писать юридические термины. Каждая команда получает список юридических

терминов, в котором пропущены некоторые буквы. Задача игроков – вставить пропущенные буквы правильно.


  1. Преступление, мораль, гражданское общество, юриспруденция.


  2. Анонимка, правонарушение, категорический императив, суверенитет.


Конкурс «Латинское выражение»

Каждой команде выдаются карточки с латинским выражением о праве. Нужно воспроизвести его.

-Vox populi-vox Dei/вокс попули –вокс деи/: «Глас народа-глас Божий»;

-Dura lex, sed lex /дура лекс, сед лекс/:»Закон суров, но это-закон

Конкурс «Преступление и наказание»

1.Командам предлагаются карточки, в которых перечислены разные формы наказаний. Необходимо выбрать наказания, которые

предусмотрены Уголовным Кодексом: лишение свободы, ссылка, высылка, предание публичному позору, штраф, четвертование,

избиение плетьми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация имущества.

2.Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории (12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет), и

карточки с перечислением преступлений. Задание: установить соотношения между возрастом и преступлением, за совершение

которого наступает уголовная ответственность.

Преступления: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, заведомо ложное сообщение о террористическом акте, кража,

бандитизм, мелкое хулиганство, вымогательство, оскорбление личности.

В завершение мероприятия учитель подводит итоги игры. Затем происходит награждение победителей.





Внеклассное занятие по обществознанию в 11 классе 

« Перечитывая Конституцию РФ»


По типу данное занятие можно отнести к повторительно-обобщающему, когда учащиеся уже знакомы с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти. Одновременно это хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Эффективность занятия зависит от применяемых методов обучения. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над своими проектами, закрепить и обобщить имеющиеся знания.


Вступление: сегодня мы проводим внеклассное занятие по обществознанию, которое называется « Перечитывая Конституцию».Актуальность темы обусловлена западанием этой темы в классе, поэтому не будет лишним перечитать Конституцию ещё раз.

Итак, коротко о том, ЧТО,КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на занятии.


ЧТО мы будем делать?

-Обобщим наши знания в политической сфере жизни общества. Для этого:

1.Повторим организацию, функции и назначение трех ветвей власти в РФ

2.Обратим внимание на институт президентства в РФ и его функционирование


КАК мы это будем делать?

-Перечитывая Конституцию РФ и изучая презентации по темам. Для этого:

1.Поработаем в группах

2.Творчески подойдем к заданиям

3.Составим для себя обобщающую таблицу

4. Проверим свои знания


ЗАЧЕМ нам всё это?

-Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа. Понять, что я- его гражданин!

-Систематизировать полученные знания , использовать наработанный материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.


Все учащиеся разделены на группы, у каждой группы в качестве домашнего задания подготовлены презентации по заданной теме. Каждая группа имеет условный цвет: КРАСНЫЙ- законодательная власть, СИНИЙ- исполнительная власть, БЕЛЫЙ- судебная власть, ЗЕЛЕНЫЙ- президентская власть. Они сидят за столами с соответствующими табличками. У каждого имеется таблица-заготовка для работы над презентациями. На столах 2-3 экземпляра Конституции РФ.


1 этап занятия «Разделение властей в РФ»


Учитель: Как известно, разделение властей один из основополагающих принципов демократии и правового государства. И был он впервые сформулирован в XVIII веке в работах Монтескье и Локка. Сущность этого принципа состоит в том, чтобы предотвратить произвол верховной власти, разделив её на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, создав независимость, самостоятельность и взаимный контроль ветвей власти. Как же в РФ, согласно Конституции, действует этот принцип?

Как формируется законодательная, исполнительная, судебная власть? Какое значение имеет каждая из них? И что об этом написано в Основном Законе- Конституции? Сейчас группы представят нам свои презентации, а вы заполняете по ним предложенные таблицы.

Слово группе «красных», «синих», «белых».


2 этап занятия «Президент РФ и его полномочия»


Учитель: Наряду с этими ветвями власти в России существует Президентская власть- особый вид власти, вбирающий в себя элементы всех трех ветвей власти, т.к. Президент имеет право законодательной инициативы и право « вето» (з/д власть),является главой государства и Верховным Главнокомандующим, представляет интересы России на международной арене (исп. власть), кроме того Президент имеет право помилования преступников.( Эл-т суд.власти)

Подробнее о Президенте и его полномочиях расскажет группа «зеленых».Все остальные продолжают работу с таблицей.


3 этап занятия «Закрепление материала»


Учитель: На данный момент у вас уже заполнены таблицы. Самое время проверить себя на понимание и усвоение разобранного материала. Вам предлагаются тестовые задания, они во многом повторяют вопросы ЕГЭ. И сейчас мы попробуем сдать экстерном мини-ЕГЭ. За эту работу вы получите оценки.


4 этап занятия «Оценка презентаций и рефлексия »


Учитель: Итак, мы с вами выполнили заявленную программу занятия. Осталось подвести итоги и дать оценку нашей работы. Я предлагаю вам оценить презентации групп цветными карточками, отдав свой голос за одну из них, но нельзя голосовать за презентацию своей группы. (Назвать лучшую)

В начале занятия , как вы помните, мы поставили три вопроса ЧТО? КАК? И ЗАЧЕМ? Но главный итог нашего занятия в том, что « Перечитав Конституцию» мы стали чуть грамотнее в вопросах политики, организации ветвей власти в стране, деятельности президента. Конституция государства является основным законом , знать её должен каждый гражданин, поскольку она определяет порядок в стране, её настоящее и будущее.

-Что на занятии особенно понравилось?

-Было ли оно полезным? Чем?

-Выполнили мы поставленные задачи?

-Есть ли желание провести ещё подобное занятие по другой западающей или волнующей теме?

Наше занятие закончено, всем спасибо!


Открытое внеклассное мероприятие для ГМО учителей 

истории и обществознания


Конспект внеклассного занятия-практикума

по обществознанию

в 11 классе











Интеллектуальная игра "Слабое звено"

по обществознанию





Программа:

1. Вступительное слово учителя.

2. Игра "Слабое звено".

3. Подведение итогов недели истории и обществознания.

4. Награждение победителей.

1. Вступительное слово учителя.

 Дорогие ребята! Давайте начнём увлекательное путешествие в мир обществознания. Предмет обществознания изучает общество и её элементы (личности и большие и малые группы) и взаимоотношения, возникающие между различными элементами. Для того, чтобы было проще освоить общественные знания мы изучаем различные сферы общественной жизни. Назовите их.

2. Игра "Слабое звено".

 - Правила игры: В игре участвуют 7 человек. Я задаю каждому игроку вопросы одинаковой трудности. Тот, кто ответит на меньшее количество вопросов, выбывает из игры. Итак в каждом раунде на одного игрока остаётся меньше. В последнем раунде останутся двое. Они будут играть друг против друга и ответят на четыре пары вопросов. Победит тот, кто ответит правильно на большее количество вопросов.

Каждому раунду соответствует определённая тема. 

1 раунд. Экономическая сфера общества. ( 7 участников)

- Назовите одним словом или словосочетанием.

1. Особый товар, выполняющий роль всеобщего измерителя, всеобщего эквивалента, в котором выражается стоимость других товаров. (Деньги)

2. Обесценивание денег, выражающееся в росте цен. (Инфляция)

3. Продукт труда, предназначенный на продажу. (Товар)

4. Количество товаров определённого вида, которое покупатели готовы купить при определённом уровне цен на эти товары. (Спрос)

5. Разница между выручкой и затратами. (Прибыль)

6. Выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг. (Эмиссия)

7.Финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определённый период времени. (Бюджет)

8. Желание, намерение производителя (продавца) предложить к продаже свои товары.(Предложение)

9. Законная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Бизнес)

10. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. (Налоги)

2 раунд. Социальная сфера общества. ( 6 участников)

- В этом раунде вам даётся термин, надо дать определение.

1. Семья - (основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)

2. Мораль - (признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни.)

3. Социальная мобильность -(переход людей из одних социальных групп в другие).

4. Статус - (социальное положение человека в социальной структуре общества

5. Социальная роль - (ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом).

6.Отклоняющееся (девиантное) поведение - ( поступки, противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе). 

7. Этнос - ( собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию)

8. Альтруизм – (бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму)

3 раунд. Политическая сфера общества. ( 5 участников)

-Вставьте пропущенное слово в схему.

1. Разделение властей. (исполнительная власть. Правительство РФ. Министерства )

2. Участники политических отношений.

3. Признаки государства.

4. Формы государства. (Формы правления)

5. Политический режим.

4 раунд. Право. ( 4 участника)

- В этом раунде вы должны дать ответ в виде числа (возраста).

1. С какого возраста наступает ответственность за дисциплинарный проступок ( прогул, опоздание, неисполнение приказа руководителя)? ( с 16 лет)

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16, а за особо опасные преступления с 14 лет)

3. С какого возраста наступает юридическая ответственность за невыполнение обязательств по договору или причинение имущественного вреда другому лицу? (с 14 - частичная, с 18 - полная)

4. С какого возраста наступает ответственность за административный проступок(мелкое хулиганство, нарушение ПДД, правил строительства, правил содержания домашних животных, безбилетный проезд)? (с 16 лет)

5. С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)

6. С какого возраста наступает полная дееспособность? (с 18 лет)

7. С какого возраста наступает полное право трудоустройства? (с 16 лет)

8.  С какого возраста  можно быть выбранным в президенты РФ? (35 лет)

5 раунд. Духовная сфера общества. ( 3 участника)

 - В этом раунде будет по 3 вопроса ( по одному по искусству, науке и образованию,  религии).

1. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (живопись, театр, декоративно-прикладное искусство)

2. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (архитектура, балет, литература)

3. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (скульптура, фотоискусство, цирк)

4. Назовите известные вам науки, не менее трёх. (Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные)

5. Назовите ступени образования, не менее трёх. (Дошкольное, начальное, общее основное, полное среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное )

6. Назовите известные вам религии, не менее трёх. (христианство, буддизм, ислам, православие, католичество, протестанство и т.д.)

7. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства это ...(образование).

8.  Форма общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа. которые являются предметом поклонения это (религия).

9. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления это ...(наука)

6 раунд . Заключительный. ( 2 участника)

 -Этот раунд поможет определить победителя игры. Вам будут даны начало известных высказываний, которые вам нужно закончить (по 4 высказывания).

1. Н.А. Добролюбов. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит (и свой собственный")

2. Ш. Монталамбер. "Вы не можете не заниматься политикой, всё равно (политика занимается вами")

3. И.В. Гёте. "Скажи мне, с кем ты знаком, и (я скажу, кто ты")

4. И. Бехер. "Человек становится человеком (только среди людей")

5. Эзоп. "Жизнь всё-таки   (лучше смерти)"

6. Сенека. "Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько(она хорошо сыграна")

7. Т. Плавт. "Хороший товар легко (находит покупателя")

8. Х. Маккей. "На рынке не дают медали за отвагу. Рынок может предложить только(одну награду: деньги")

3. Подведение итогов. Награждение победителей.

А. Б. Смыслова, МКОУ СОШ с. Бутурлинка Екатериновского района Саратовской области



 



















«Глобальные проблемы современности: наркомания».

Учитель: Синева Е.Н.

Цель урока: формировать убеждение учащихся в том, что наркомания является одной из глобальных проблем человечества.

Задачи урока: 1. формировать представление о масштабности негативных последствий распространения наркотиков.

  1. формировать убеждение о наркомании как общей проблеме, касающейся всего мирового сообщества.

  2. формировать активную жизненную позицию, направленную на неприятие наркотиков в любых формах.

Класс: 11 класс

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения; учитель готовит карточки «ДА», «НЕТ».

Содержание урока.

В начале урока ученики обращаются к термину, который вынесен на доску.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности,

затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений.

Во второй половине XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с латинского «глобус» - Земля, земной шар). 

Учащимся даётся задание: Назовите примеры глобальных проблем.

Предлагаю поговорить об одной из важнейших проблем современности, касающейся здоровья: наркомании.

Далее происходит актуализация представлений учащихся о психоактивных веществах.

Упражнение «МИФЫ».

Учитель зачитывает утверждения, имеющие отношение к употреблению наркотиков. Учащиеся, используя сигнальные карточки «Да», «Нет», соглашаются или отвергают утверждение.

Необходимо объяснять свою точку зрения.

  1. «лёгкие наркотики» не вызывают зависимости.

  2. достаточно один раз уколоться, и станешь наркоманом.

  3. наркомания неизлечима.

  4. легализация наркотиков приведёт к снижению преступности.

  5. «ломок» наркомана не существует. Это просто один из методов запугивания молодых людей.

Итак, наркомания несёт за собой негативные последствия.

Как же мир борется с этой проблемой? Заслушиваются доклады учеников о проблемах распространения наркотиков в мире и последствиях наркомании.

Дискуссия.  Учитель задаёт проблемные вопросы: «Кто и какими методами должен бороться с наркоманией?», «Как вы считаете, кто должен бороться с наркоманией: люди, которые столкнулись с этой проблемой (наркоманы, их родители, родственники), общество или государство?», «Как общество может противостоять наркоугрозе?».

Наиболее эффективный способ борьбы с наркоманией – профилактика употребления психоактивных веществ. Она должна осуществляться на всех уровнях от индивидуального до уровня государства и содружества государств.

Упражнение «Ангел-хранитель». Цель: отработка личной стратегии отказа от употребления наркотиков. Для проведения игры учитель выбирает пятерых добровольцев. Между собой учащиеся распределяют роли: «гость вечеринки», «хозяин вечеринки», «друг хозяина вечеринки»,«ангел-хранитель» и «дьявол-искуситель». Ситуация: главному герою игры («гостю вечеринки»)знакомые ребята («хозяин вечеринки» и его друг) предлагают попробовать вместе с ними «марихуану». У главного героя есть 2 ангела: «ангел-хранитель», который помогает отказаться от

навязчивых предложений попробовать наркотик, и «дьявол-искуситель», который уговаривает попробовать наркотик.

После проведения ролевой игры задать вопрос классу:

Какую стратегию отказа выбрал для себя главный герой?

Далее учитель знакомит учащихся с другими приёмами отказа от наркотиков:

· Сменить тему: поговорить о погоде

· Упереться: ничего не объясняя, говорить НЕТ.

·


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!