СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 8 классе по теме: "Симметрия и дизайн"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока представляет собой конспект урока по геометрии для 8  (общеобразовательного ) класса по теме «Симметрия и дизайн». Обучение ведется по программе Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9». Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.

Вопросы, рассматриваемые на уроке: Что такое симметрия? Применение симметрии в окружающей жизни.

Проблемный вопрос урока: как сделать красивым пришкольный участок? – решается использованием метода мини-проектов, который дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении. Личностным смыслом учебной деятельности обучающихся на уроке является познавательный интерес. Развитие его учитель обеспечивает знакомством с профессией дизайнера по ландшафту, предлагая выступить в роли дизайнера.

Разработка данного урока может быть полезна учителям математики, ведущим  геометрию в 8 (общеобразовательных) классах. Материалы урока могут быть интересны учителям математики, работающим в 8 классах по учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 8 классе по теме: "Симметрия и дизайн"»

МАОУ СШ №2 г. Пестово















Методическая разработка урока.

Урок по геометрии в 8 классе по теме:

«Симметрия и дизайн».













Автор:

Учитель математики

МАОУ СШ №2 г. Пестово

Жгарева Елена Геннадьевна.











г. Пестово

2018г

Аннотация

Методическая разработка урока представляет собой конспект урока по геометрии для 8 (общеобразовательного ) класса по теме «Симметрия и дизайн». Обучение ведется по программе Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9». Данный урок разработан в соответствии с ФГОС.

Вопросы, рассматриваемые на уроке: Что такое симметрия? Применение симметрии в окружающей жизни.

Проблемный вопрос урока: как сделать красивым пришкольный участок? – решается использованием метода мини-проектов, который дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении. Личностным смыслом учебной деятельности обучающихся на уроке является познавательный интерес. Развитие его учитель обеспечивает знакомством с профессией дизайнера по ландшафту, предлагая выступить в роли дизайнера.

Разработка данного урока может быть полезна учителям математики, ведущим геометрию в 8 (общеобразовательных) классах. Материалы урока могут быть интересны учителям математики, работающим в 8 классах по учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9».




























Введение

Издавна люди пользовались симметрией, применяя ее в своей деятельности: в строительстве, в украшениях одежды, интерьера, при благоустройстве своих территорий. В нашем городе преобладает частный сектор, жители, разделяют участки на сад и огород. Со временем искусство садоводства приобрело индустриальный оттенок, переквалифицировавшись обустройство приусадебных участков, зон возле офисов и парков отдыха. Современный дизайн ландшафтов предполагает сочетание функциональности, простоты и гармонии. Специальность ландшафтного дизайнера включает тонкое чувство прекрасного и организацию человеческой души. Это специалист широкого профиля. Он объединяет в себе знания нескольких отраслей. Дизайнер должен обладать такими качествами как коммуникабельность, организаторские способности, иметь творческое мышление. Все эти качества очень важны. Поэтому мне было интересно познакомить ребят на уроке с этой творческой профессией, связать с геометрическими понятиями и предоставить возможность почувствовать себя в роли дизайнера. Человек всегда стремится создавать красоту вокруг себя. Мне бы хотелось, чтобы это желание творить дети сохранили в себе. Возможно, для кого-то это станет отправной точкой будущей профессии.

Актуальность данной работы: урок геометрии для 8 класса (общеобразовательного) по теме «Симметрия и дизайн» соответствует программе «Геометрия 7-9 класс» автор Л.С. Атанасян «Мнемозина» 2015 г. Изучение нового материала. По программе отводится один урок. Для реализации деятельностного подхода учитель использует метод мини-проекта. Привлечение внимания и интереса к профессии дизайнера по ландшафту. Проектная деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой учитель с учениками выступает в роли партнеров, единомышленников, соавторов. В данном случае главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместную работу, совместный поиск. Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент  урока. Причем, использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей. Исходя из вышесказанного, следует, что актуальностью данной работы является:

  • Возможность использования этого проекта или его дополнение на других уроках любого предмета и уровня обучения;

  • Повышение эффективности, мотивированности обучения, усиление творческого потенциала обучающихся;

  • Профориентационная работа, связь предмета с профессией ландшафт-дизайнера;

  • Решение вопроса самоопределения школьников.

Новизна методической разработки: учитель показывает связь между предметом геометрия и творческой профессии дизайнера по ландшафту на примере выполнения мини-проекта для пришкольного участка.

Продукт, созданный обучающимися в ходе проектной деятельности, используется также как средство контроля.

Цель методической разработки: учитель создает условия для овладения знаниями с понятиями осевой и центральной симметрии и ее применение в обычной жизни. Формирование навыков командной работы.

Условия применения: для успешной реализации данного урока в практике образования необходима заинтересованность учителя.

Трудоемкость, ограничения, риски: разработка урока не трудоемка, ограничений и риска нет.

































Основная часть

Содержание методической разработки – урока по геометрии для 8 класса позволяет учителям, использующим ее в своей педагогической практике получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности метода и методических приемов, формах изложения учебного материала, применение современных технических и информационных средств обучения

Тема урока: Симметрия и дизайн.

Место урока: Урок геометрии в 8 классе по учебнику «Геометрия 7-9» автор Л.С. Атанасян «Мнемозина» 2015 г.Изучение нового материала. Привлечение внимания и интереса к профессии дизайнера по ландшафту.

Цели и задачи:

Цель:

Познакомить обучающихся с понятием осевой и центральной симметрии и показать ее применение в обычной жизни.

Образовательные задачи:
- рассмотреть определения осевой и центральной симметрии, дать представление о фигурах , обладающих этим свойством, научить их распознавать, строить;
Развивающие задачи: 
- развитие мыслительной деятельности, творческих способностей и логического мышления учащихся при выполнении практической работы;
-развивать умение работать в команде;
-развивать пространственное мышление, воображение, расширять кругозор.
Воспитательные задачи: 

- воспитание культуры общения в командной работе;
- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при построении фигур;

- воспитывать любовь к своей школе;
- формировать интерес к предмету.

Используемые приемы, методы, образовательные технологии:

Фронтальная, групповая формы работы. Метод мини-проектов. Технология проектной деятельности..

Формирование образовательной среды урока:

Мультимедийная установка, презентация, миллиметровая бумага, цветные карандаши, образцы условных географических обозначений карт.

Развитие ключевых компетенций учащихся:

Личностные: осознание изучения свойств фигур, развитие пространственного мышлении;

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему, самостоятельное усвоение плана работы, внесение необходимых корректив в процессе работы;

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации;

Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Умение генерировать идеи и находить пути их реализации.

Предполагаемые результаты:

Личностные: проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; заинтересовать профессией дизайнера по ландшафту.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное построение речевого высказывания. формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; рефлексия, способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, выводы.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. планировать, прогнозировать.

Личностные: самоопределение,  оценка-осознание уровня и качества усвоения, контроль.

Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать и слышать партнера и собеседника. Организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в команде.

Этап 1. Организационный момент (2 мин).

Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается грамматикой архитектуры». Ле Корбузье.(эпиграф урока: написан на доске) продублирован (слайд 1)

- Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами поговорим об архитектуре, а именно, о ландшафтном дизайне.

-А кто знает что это такое? (ответы учеников)

-Правильно, благоустройство территории, красивое её оформление. Красота всегда в моде. Я хочу предложить вам сегодня познакомиться с профессией ландшафтного дизайнера, попробовать примерить её на себя.

Этап 2. Создание проблемной ситуации. Целеполагание (6 минут).

- Перед вами изображения парков и садов. Что вы видите на рисунках? А почему это красиво? (слайд 2).

Ответы учеников: деревья и кусты одинаково расположены по противоположным сторонам от дорожки. Клумбы находятся друг против друга.

- Каждое из этих изображений как бы состоит из двух половинок, одна из которых является зеркальным отражением другой. Каждый изображение можно сложить пополам так, что эти половинки совпадут. Такое расположение называют симметричными относительно некоторой оси симметрии.

- У вас на столах лежит меллимитровая бумага с изображением плана участка. Что это за участок?

Ответы учеников: Наш пришкольный участок, где расположен мемориал.

- Как сказал великий ученый, математик Герман Вейль «Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

- Сегодня мы с вами будем создавать красоту и совершенство на этом участке при помощи симметрии.

- Давайте определим тему сегодняшнего урока: «Симметрия и дизайн». (записываем в тетрадь тему урока). Тему урока записываю на доске и вывожу на экран мультимедийной доски (слайд 3).

Этап 3. Актуализация опорных знаний (3 минут).

- Чтобы успешно изучить новую тему, давайте вспомним некоторые понятия и определения.

- Какая точка называется серединой отрезка?

- Какие прямые называются перпендикулярными?

- Какие фигуры называются равными?

- Скажите, а геометрические фигуры могут иметь ось симметрии? Какие? (ответы учеников).

Этап 4. «Открытие» нового знания (8 мин).

- Где мы в первую очередь можем узнать об этом понятии? Я предлагаю воспользоваться учебником.

Открываем учебник на стр 110, п.47

Ученики читают. Отвечают на вопросы:

- Какие две точки называются симметричными относительно данной прямой?

- Какая фигура называется симметричной относительно данной прямой?

- Какие две точки называются симметричными относительно данной точки?

- Какая фигура называется симметричной относительно данной точки?

На доске приведены примеры фигур: отрезок, квадрат, ромб, угол, прямая, равнобокая трапеция, прямоугольник, окружность, параллелограмм, правильные пятиугольник, шестиугольник, треугольник. Условные обозначения географических карт (дерево, куст) (слайд 4).

- Распределите их на три группы. В первую группу соотнесите фигуры, обладающие осевой симметрией, во вторую – центральной симметрией, в третью – и осевой, и центральной симметрией. (учащиеся с первого ряда по очереди распределяет фигуры в первую группу, со второго – во вторую, с третьего – в последнюю)

- Давайте теперь вернемся к нашим картинкам ландшафта. Покажите, где здесь использовалась осевая симметрия? Проведите эту ось. Где использовалась центральная симметрия? Обозначьте центр симметрии (слайд 2, учащиеся подходят к мультимедийной доске по желанию).

Физминутка:

- На следующем этапе нам надо будет усиленно поработать, для этого мы сделаем разминку. Рисование носом. Посмотрите симметричные фигуры. Нарисуйте носом круг, ромб, лист клена. А теперь изобразите человека, сажающего деревья. Молодцы! (слайд 4).

- Для дальнейшей работы нам нужно разбиться на команды по четыре человека. Команды образуются, соединяя по две парты. Получается шесть команд, по две в каждом ряду.

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (17 мин).

Проблема: Создание мини-проекта «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» А теперь давайте подумаем, как при помощи полученных знаний улучшить дизайн пришкольного участка?

Перед вами миллимитровая бумага с изображением нашего участка. Вам в помощь условные обозначения деревьев, кустов. Формы клумб выбираете самостоятельно. Примеры можно выбрать из фигур, предложенных на доске. На чертеже указать центр и ось симметрии.(слайд 4).

- Давайте пропишем правила работы в команде.

Ответы учеников: Задавать вопросы. Слушать и слышать друг друга. Улыбаться и др.

Выступление каждой команды, отвечая на вопросы:

- Кто и как именно проявлял активность при создании ландшафта, кто предлагал идеи?

- Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?

- Расскажите где применили центральную(осевую) симметрию, покажите?

Этап 6. Домашнее задание (1мин).

П. 48 стр 110, ответить на вопросы 18-22, стр. 114, №419, 423.

Творческое задание: Придумайте рисунок, используя центральную или осевую симметрию.

Этап 7Рефлексия (3 мин).

Внизу своего проекта рисуете круг, если понравилось работать на уроке; квадрат - если не очень довольны и треугольник, если что-то не понравилось.

- Довольны ли вы результатом?

- Довольны ли сотрудничеством друг друга?

- Легко ли было договариваться друг с другом?

- С какими новыми понятиями мы познакомились на уроке? (ответы учеников)

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Кто считает, что добился ее?

- Что помогло нам ее достичь?

Вывод: Дизайн должен быть простым, но не примитивным (Слайд 5).

Сегодня на уроке вы познакомились с одной из современных и востребованных профессий. Ландшафтный дизайн — вещь вполне интересная:

Здесь много идей, расположенных тесно,

В нем творчества много и много решений,

В нем много несходных, но нужных всем мнений.

В этом вы убедились сами, работая над мини-проектом. Думаю, что геометрические понятия стали вам доступней, вы сами сделали их наглядней. Спасибо всем за урок.










































Заключение

Разработанный урок геометрии по теме «Симметрия и дизайн» позволяет достичь планируемых учителем предметных, метапредметных и личностных результатов. Показателем этого служит активность обучающихся на всех этапах урока, их заинтересованность. Обучающиеся активно включились в урок, так как новый материал предлагался в форме мини-проекта, который дает ребенку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Это позволяет обучающемуся почувствовать себя успешным.

Данная разработка урока была представлена на всероссийский конкурс Проектория «Авторские уроки будущего», где вошла в число победителей.



































Список литературы

  1. Учебник «Геометрия 7-9» автор Л.С. Атанасян «Мнемозина» 2015 г.

  2. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. К учебнику Атанасяна Л.С. Мельникова Н.Б., Захарова Г.А.

  3. Поурочные разработки по геометрии к УМК Л.С. Атанасяна и др. Н.Ф Гавриловой, Москва «Вако» 2017 г.

  4. https://www.profguide.ru/professions/Landshaftnyy_dizayner.html

  5. http://открытыйурок.рф/статьи/631756/






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!