СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока Технологии в 5 классе "Разработка творческого проекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по формированию навыков проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Технологии в 5 классе "Разработка творческого проекта"»

Конспект урока в соответствии с ФГОС.

Учитель Технологии МКОУ Пелевинская ООШ Докучаева Елена Валентиновна

Предмет: Технология

Класс: 5

Номер урока в теме: 21

Тема урока: Разработка творческого проекта

Цели урока: Деятельностная:

  • формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в проектной деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по теме «Творческое проектирование», умение их применять в условиях решения конкретных творческих задач.

  • Дать представление учащимся об основах художественного дизайна женской одежды с элементами русского народного декора.

Воспитывающие:

  • Обеспечение условий для творческого отношения к решению поставленной проблемы на уроке.

  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности в проектной деятельности.

  • Способствование воспитанию любви и гордости к творческому наследию нашего народа на примере изучения душегреи как элемента в русском национальном костюме.

Развивающие:

  • Обеспечить условия для развития у школьников творческой самореализации.

  • Содействовать развитию у обучающихся художественно-эстетического вкуса, художественных склонностей и задатков.

Задачи урока:

  • организовать применение учащимися знаний и опыта проектирования;

  • развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи.



Планируемые результаты:

Метапредметные: Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе коллективного решения творческой задачи, совершенствование навыков общения, умения самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание культуры своего народа; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Предметные: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; базовым понятийным аппаратом (проект, проектирование, банк идей), знанием обучающихся основ художественного дизайна, использованием приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Цели урока направлены на достижение учащимися УУД:

Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД:

- формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей при разработке творческого проекта

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- освоение приёмов и действий при выполнении проекта

- формирование умений предвидеть продукт проектной деятельности

- формирование умений предвидеть результат творческого замысла и идеи

- формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группе.



Метапредметных результатов:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения;

- освоить основные понятия творческого проекта;

- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметных результатов:

- анализировать этапы работы над творческим проектом

-выдвигать и обосновывать проблему проекта, ставить цели и задачи работы над проектом

- определять способы выбора лучшего варианта творческого проекта

Тип урока: открытия новых знаний

Необходимое техническое оборудование:

  • ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, экран. 

  • Электронные ресурсы: презентация урока

  • Наглядные пособия: набор предметов для удовлетворения потребностей (защитные очки, нож, фотоаппарат, набор косметики, картина, лоскутная прихватка.

  • Раздаточный материал: карточки-задания, листы с заданиями, иллюстративный материал к практической работе.

  • Материалы и инструменты: образцы тканей; ножницы; карандаши, фломастеры, клей, бумага, шаблоны для эскизирования, рабочие листы учащихся.


Используемый учебник: Технология., 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Казакевича, Москва, «Просвещение», 2018.




План урока ( с указанием времени):

  1. Организационный этап (1 мин.)

  2. Этап мотивации (2 мин)

  3. Постановка проблемы урока. ( 3 мин.)

  4. Формулировка темы, цели, задач урока. (3 мин)

  5. Этап усвоения новых знаний и способов действий.(5 мин.)

  6. Этап первичной проверки понимания изученного (7 мин.)

  7. Этап применения знаний и способов действий. ( 10 мин.)

  8. Этап коррекции знаний и способов действий. (5 мин.)

  9. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия. (3 мин.)

  10. Этап информации о домашнем задании. (1 мин.) Время урока: 40 минут

Виды работ:

-самостоятельная формулировка темы и целей урока на основе микроисследования;

-сравнительный анализ имеющихся знаний и полученной информации;

-работа с текстом ( в группах);

-задание «Выбор лучшего варианта модели»;

- Разработка мини-проекта (рисунок зонтика)

-самостоятельная групповая работа по разработке мини-проекта с использованием банка идей для проектов.

Этапы урока

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап (1 мин.)

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности учащихся на уроке.

Мотивирующий прием:

Положительный настрой на урок Технологии

Прием - мишень

-Здравствуйте, Урок начинается. Давайте улыбнемся друг другу и нашим присутствующим гостям. Я желаю вам хорошего настроения.

Обратите внимание, сегодня у вас есть рабочие листы и в конце этого листа необычная мишень для того, чтобы оценить свою работу на сегодняшнем уроке.

В конце урока мы с вами подведем итоги нашей сегодняшней работы. Вы поставите отметку за работу на уроке и оцените по следующим критериям: было интересно, активно участвовал, было понятно, узнал новое. (приложение 1)

Смотрят сначала на учителя, затем друг на друга с приветственной улыбкой.

Знакомятся с рабочими листами и листом оценивания – «мишенью»

  1. Этап мотивации к изучению новой темы

(2 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

СЛАЙД 1.

У людей существуют различные потребности. Американский психолог А Маслоу представил пирамиду потребностей человека.

Потребности человека, находящиеся на более низком уровне, должны быть удовлетворены в первую очередь, т.к. именно они выступают основой для возникновения потребностей людей более высокого уровня.

Рассмотрите следующие изделия и решите, какого уровня потребности они могут удовлетворить?

Рассматривают пирамиду потребностей, анализируют потребности.

Рассматривают изделия: защитные очки, кухонный нож, фотоаппарат (телефон), футболку с надписью, набор косметики, картину, изделие, выполненное в лоскутной технике.

Приходят к выводу, что самая высокая потребность человека в самореализации, творчестве и самовыражении.

  1. Постановка проблемы урока. (3 мин.)

Цель: подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации.

Мотивирующий прием:

Последовательность этапов работы над проектом

СЛАЙД 2, СЛАЙД 3, СЛАЙД 4.

Посмотрите на слайды

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Давайте посмотрим на слайды.

- Для этого еще выполните задание № 1 в рабочих листах

А сейчас задание: Распределите, пожалуйста, в правильном порядке последовательность выполнения проекта.

Последовательность выполнения проекта:

  1. Поисковый этап

  • Определить проблему

  • Выбрать тему

  • Познакомиться с историей вопроса

  • Придумать банк идей

  1. Технологический этап

  • Придумать конструкцию

  • Разработать последовательность изготовления

  • Подобрать материалы и инструменты

  • Изготовить изделие, соблюдая правила ТБ

  1. Аналитический этап

  • Провести испытание изделия

  • Выполнить самооценку (что получилось, а что нет)

  • Защитить проект


СЛАЙД 5


и вы поймете о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке (разработка творческого проекта)

-Как еще можно назвать такую работу? Работа над проектом.

Учащиеся смотрят слайды презентации и отвечают: работа команды в группе, чертежи, творческая идея, воплощение идеи в конкретный продукт.

Учащиеся Выполняют задание № 1 в рабочих листах, обсуждают в группах предполагаемую тему урока





Выкладывают последовательность этапов и по слайду определяют тему урока

  • Определить проблему

  • Выбрать тему

  • Познакомиться с историей вопроса

  • Придумать банк идей

  • Придумать конструкцию


4. Формулирование темы, цели, задач урока. (подготовка учащихся к работе на основном этапе урока)

(3 мин.)

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

-Давайте предположим тему нашего урока?

Давайте запишем тему урока в начале рабочего листа (Разработка проекта)

СЛАЙД 6.

- Давайте поставим для себя цели урока, исходя из темы, используя вопросы и запишем в рабочих листах

Почему?

Какие?

Как?

Что?


Задачи: сформировать понимание, что такое проект, развивать речь, обсуждать поставленные вопросы, предложенные задания; контролировать свои ответы и ответы товарищей.

Учащиеся называют тему урока «Разработка проекта», или «Проект»

Записывают в рабочем листе тему урока «Разработка проекта»

Записывают цели урока, отвечая на вопросы:

Варианты ответов:

Почему нужен проект, почему важны все этапы работы над проектом.

Какие идеи для проекта можно реализовать,



Как работать над проектом, как формулировать тему проекта и ставить цели и задачи.

Что включает в себя проект и что это такое.

Что можно разработать в качестве проекта.

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий. (5 мин.)

* Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

Работа с таблицей.

(открытие новых знаний).

Работа в парах, группах.

Что же такое проект вы узнаете, , заполнив пропуски в предложении (задание №2) Проект – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, выполненное под руководством учителя.

СЛАЙД 7

Посмотрите на рисунок на слайде - СЛАЙД 8

Выберите лучший вариант сумки для пляжа и обоснуйте свой выбор по пятибальной системе.

- (Задание №3) – тренировочная работа- заполнить таблицу «Оценки моделей сумок»







Выписывают что такое проект в рабочий лист







Примерные ответы: модели сумок из меха, из замши и из мешковины отличаются по удобству, простоте в исполнении, вместимости, экономичности, эстетичности, прочности.

Самый лучший вариант сумки для пляжа – сумка из мешковины, она вместительная, проста в исполнении, дешевле остальных, прочная.

Смотрят презентацию, работают с таблицей в рабочих листах

6. Этап первичной проверки понимания и изученного

(7 мин)

Способы: работа в группах, фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа.

* обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.


Мы с вами рассмотрели понятия, что такое проект, познакомились с потребностями человека, проанализировали различные варианты изделий с точки зрения потребности, сейчас выполняем небольшой мини-проект.


СЛАЙД 9


Если бы вы были художником – дизайнером, какой рисунок нанесли на каждый их этих зонтиков? Выполните рисунок и обоснуйте свой выбор нанесенного рисунка

- Задание № 4 (Нанесите рисунок на зонтик для врача, для директора школы и для ученика)










Выполняют задание (рисуют). Работа в группах (обсуждают в группах), представляют мини-проекты, отвечают.

Примерный ответ: Для врача лечебная медицинская тематика рисунка, для директора школы рисунки, соответствующие школьной тематике. Для учащихся детские рисунки в зависимости от возраста, возможно тоже со школьной тематикой.

7. Этап применения знаний и способов действий. (10 мин.)

Способы: работа в группах, фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа.

* обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.


Ребята, сейчас прервемся на Физминутку.

СЛАЙД 10-11

Встаем и выходим из-за парт. Упражнение для глаз: Закройте глаза и напишите глазами свое имя. Глаза открыли. Поднимите руки вверх, потянитесь, опустите руки, садитесь

Молодцы! Закончили упражнения, садимся.


СЛАЙД 12


Ребята, сейчас самостоятельная творческая работа. Вам предстоит выполнить работу по разработке творческого проекта. Для этого можно воспользоваться банком идей для проектной деятельности. Придумать тему проекта, поставить цель и задачи работы над проектом, определить исходные материалы и оборудование для данного продукта проекта.

Тематика идей: приготовление или оформление бутербродов из овощей, яиц, сервировка стола к завтраку;

Изготовление макетов, перчаточных кукол, Изготовление декораций для кукольного театра; Изготовление игрушек, предметов быта, костюмов, швейного изделия;

Изготовление муляжей животного мира, фруктов, овощей, различных блюд.

Отвечают на вопросы: Почему выбрана эта тема? Какую проблему она решает? Для кого предназначен ваш проект? Какова основная цель данного проекта?


Учащиеся выполняют комплекс упражнений.









Выполняют задание с использованием банка идей по выбранному направлению проекта. Оформляют в рабочих листах. Работа в группах (обсуждают в группах), рисуют, обосновывают, записывают и представляют мини-проекты, отвечают.

Примерный ответ:

Творческий проект по теме «Мягкая игрушка».

Обоснование – Что подарить на праздник? Игрушка своими руками – самое лучшее решение!.

Цель- изготовить мягкую игрушку- куклу. Задачи: найти в различных источниках информации различные варианты кукол и выбрать самый лучший вариант. Подготовить рисунок, чертежи, материалы, оборудование. Представить и защитить проект.


8. Этап коррекции знаний и способов действий. (5 мин.)


Проверка выполнения задания: разработка творческого проекта (по слайду)

СЛАЙД 13

Учащиеся выполняют задания в Рабочих листах.

Представляют классу начало групповой работы над проектом.

9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия. (3 мин.)

(прием мишень)

Цель: * Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

* Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

СЛАЙД 14

Ребята, давайте оценим свою работу на уроке, используя таблицу оценивания. Если вы все задания выполняли полностью самостоятельно – то отметка «5», если с небольшой помощью группы или учителя- то «4», если с помощью группы и учителя –отметка «3», если не принимал участия в работе – «2».

СЛАЙД 15

И еще оценим свою работу на уроке, используя мишень в рабочем листе. У кого какая отметка получилась и как вы оцениваете свою работу на уроке, поставьте какой –нибудь знак в любом секторе круга

У кого сколько получилось, пожалуйста скажите и ответьте на вопросы, которые ставили вначале урока.

Что изучали на уроке?

- Какие цели ставили перед собой?

- Получили вы знания?




Учащиеся оценивают себя с помощью таблицы и ставят отметки.



Учащиеся выставляют балл на мишени на выбранной окружности








10.Этап информации о домашнем задании. (1 мин.)

Цель: обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

СЛАЙД 16

Домашнее задание:

  1. Придумать и начать разработку индивидуального проекта для дальнейшей работы по изготовлению швейного изделия.

Выполнение по образцу работы в классе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!