СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Создание эскиза полотенца по мотивам традиционной вышивки"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Создание эскиза полотенца по мотивам традиционной вышивки"»

МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»











Методическая разработка

урока по теме:

«Создание эскиза полотенца

по мотивам традиционной народной вышивки»

Автор: преподаватель высшей категории

Садаускене Инна Николаевна









г. Черняховск – 2021

Количество часов по теме: 6 часов.

Цель занятия: 

Познакомить учащихся с историей традиционной народной вышивки, символикой ее орнамента и значением цвета.

Задачи занятия:

Развивающие 

  • развивать творческие способности;

  • развивать аккуратность, умение доводить работу до конца;

  • развивать самостоятельность, творческую фантазию.

Воспитательные 

  • воспитать любовь к народному искусству, дать возможность учащимся почувствовать себя настоящими мастерами;

  • воспитать трудолюбие и усидчивость;

  • формировать патриотические чувства, любовь и уважение к культуре своего народа.

Образовательные 

  • приобретение знаний о традиционной народной вышивке и принципах составления орнаментальных композиций;

  • выработать практические навыки по самостоятельному составлению эскиза полотенца на основе полученных знаний;

Тип занятия:  Изучение нового материала, практическая работа.


Используемые материалы и оборудование: бумага, карандаш, ластик,

гуашь, кисти, баночка с водой.


Дидактическое обеспечение: вышитые полотенца, наглядные материалы по наиболее популярным элементам традиционной вышивки.


Метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.


Форма проведения занятия: групповая.


Место проведения занятия: кабинет №8 в МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой».




План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Вводная беседа об истории традиционной народной вышивки, ее основных элементах.

  4. Варианты композиционного решения полотенца.

  5. Практическая работа.

  6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.


Ход занятия

1. Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие всех материалов, необходимых для занятий.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вводная беседа об истории традиционной вышивки, ее основных элементах.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, что я вам сегодня принесла на урок? (Показываю вышитые полотенца)

-Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей)

-Правильно, это полотенца. Да не простые, полотенца, а старинные вышитые.

-А кто их вышивал? (Ответы детей)

-Правильно, вышивали их мастерицы-вышивальщицы. А начинали учиться они этому как раз, когда были в вашем возрасте.


В славянских семьях женские обязанности распределялись так: девушки вышивали и обшивали всю семью, бабушки готовили еду, присматривали за внучками, а мамы работали в поле, хозяйничали по дому. Девушка, которая готовилась к свадьбе, должна была вышить около пятидесяти свадебных рушников, рушники на разнообразные праздники, рубашки и другую одежду. Все это составляло приданое для будущей невесты. И во время свадьбы, это приданное выставлялось напоказ и торжественно передавалось в семью мужа. И по нему все гости могли судить о том, какой умелой и рукодельной мастерицей она являлась.

Конечно, на изготовление такого приданого у девушки уходили долгие годы. Занимаясь вышивкой, девушка мечтала о своем будущем женихе, о том каким он будет, надеялась на то, что судьба ее будет счастливой.

Энергия, которой была наполнена такая одежда, передавалась вместе с этими вещами из поколения в поколение. И такие вещи становилась оберегом для человека.

Наши предки учили девочек вышивать с трехлетнего возраста, тем самым они воспитывали у них старание, терпение, усидчивость и понимание родовых символов.

В старину встречалось несколько видов вышивок:

- шов «вперед иголку»;




- тамбурный шов;

- крестиком.

Но самой обережной считалась вышивка крестиком-символом жизненной энергии, защиты и связи с предками.

Расшитые декоративные полотенца из домотканого холста назывались - рушниками. Они относятся к предметам народной культуры и народного творчества славян.

В зависимости от назначения рушники разделялись на:

    1. Набожники

    2. Накрючники

    3. Рукотерки

Набожники – это рушники для украшения "образов" - икон. Они представляли собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах - вышивкой, тканым орнаментом и кружевом. Набожник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Обычай украшать иконы рушниками был широко распространён в славянских деревнях.

Накрючник — это рушник предназначенный для украшения стен избы по праздничным дням в дни совершения обрядовых действий. Накрючник так же изготавливался из белого тонкого домашнего холста отделывался на концах вышивкой, ткаными узорами, кружевом. Его вывешивали на крюк на стене. Для праздничного убранства использовалось обычно несколько накрючников.





Рукотёрка – это рушник для вытирания лица и рук, после умывания, а также для вытирания после мытья в бане. В отличие от обычного полотенца рукотёрка была короткой (около 60 см) и мало украшенной. Рукотёрка висела около рукомойника на специальном гвозде.

А вы знаете, ребята, что полотенцу отводилась очень важная роль в народных обрядах. Без него не обходились ни при рождении, ни при крещении, ни при свадьбе и даже при похоронах. И не зря самых дорогих гостей и по сей день встречают хлебом - солью с вышитым рушником.

Как только на свет появлялся ребенок, его укладывали на полотенце. И это полотенце осмыслялось людьми как дорога, по которой предстоит пройти человеку. А полотенце от первенца дарили церкви для получения благословения на рождение последующих детей.

Самыми красивыми были свадебные рушники. При сватовстве длинные рукобитные полотенца (до 7 метров) вешали на шею жениху в знак того, что невеста посватана. Полотенца в эти дни развешивались вдоль стен на крючки, ими занавешивали окна, накидывали на зеркала. В свадебном обряде полотенце служили символом закрепления брачного союза - ими перевязывались руки обрученных. По вышитым рушникам молодые входили в дом, а еще ними перевязывали крест на крест свидетелей и подружек невесты.

Так же широко использовались вышитые рушники и во время похорон. На них во время поминок выкладывалась еда, как символ жертвоприношения предкам.

Вышивка была не просто украшением, она имела магическое значение. С ее помощью люди пытались привлечь к себе добрые силы и защититься от бед и напастей.

Цвета ниток для вышивки были однообразными – красными, желтыми, синими, зелеными, иногда черными. Объясняется это тем, что пряжу для вышивки красили красителями растительного происхождения, а число их было ограниченным. Но самым обережным считался красный цвет. Красный — символ жизненной энергии, огня, солнца, он приносил здоровье, совершенство, тепло, защищал от дурных глаз.


Корни орнамента вышитых композиций уходят в глубокую древность. В нем сохранились черты язычества, оставшиеся от того времени, когда люди одухотворенные окружающей природой, помещали на своих одеждах, предметах быта, изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры. Наши предки верили, что эти символы принесут в дом благоденствие.


Орнамент в вышивке был своеобразным геометрическим заклинанием. А узоры народной вышивки всегда отличались особым разнообразием и с их помощью вышивальщицы рассказывали о своем роде, чтили предков. В основе орнаментов лежали символы земли, воды, солнца, плодородия. Основу узора составляла фигура богини Макоши, она символизировала животворящую силу природы и рождения жизни.


Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными.

Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия

Кони – были символами солнцестояний: осеннего, зимнего, весеннего и летнего. Поэтому очень почитались и считались знаковыми. А еще конь был кормильцем и символизировал крепкое хозяйство и достаток.

А всадники были символами солнечных богов, дарующих свет и тепло.

Птицы – знаки воскрешения, пробуждения и рассвета. Птицы приносят с собой весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю, на свадебных полотенцах птицы обозначают верность и влюбленность.

Дерево - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Дерево – это образ мира и образ мышления. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.



4.Варианты композиционного решения полотенца.

При составлении эскиза вышивки полотенца, можно воспользоваться следующими вариантами композиционного решения:

а) Эскиз может состоять из ритмически повторяющихся элементов одного размера.

б) Эскиз может состоять из двух средних по величине элементов, расположенных по краям и одного маленького элемента, находящегося в центре эскиза.

в) Эскиз может быть составлен из одного крупного элемента, расположенного в центре композиции, двух средних по величине элементов, находящихся по краям композиции и двух маленьких элементов, размещенных между ними.

г) Эскиз может состоять из одного крупного центрального элемента и двух средних по величине элементов, находящихся по бокам.

5. Практическая работа.

После того, как учащиеся познакомились с историей традиционной народной вышивки, ее основными элементами и вариантами композиционного решения, ребятам предлагается попробовать самим выступить в роли народных мастеров. Для этого учащимся предлагается на листе бумаги формата А-3 составить эскиз вышивки полотенца. При этом обращается внимание на то, что элементы земли и воды, должны быть расположены в нижней части эскиза.

В центре эскиза следует расположить тот элемент вышивки, который по задумке ребят должен будет привлекать наибольшее внимание зрителей. Обращается внимание на то, что при работе над эскизом нужно следить за пропорциональным соотношением элементов композиции, как между собой, так и всем изделием в целом.

При построении орнамента вышивки мастерицы обычно использовали принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов.

После того, как эскиз будет полностью готов, он выполнятся в цвете при помощи гуаши и тонкой кисти.

При возникновении необходимости, ученикам оказывается индивидуальная помощь.

6. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

В конце занятия, учащиеся предоставляют свои работы для импровизированной выставки. Производится анализ получившихся работ. Выясняется, что понравилось при составлении эскиза вышивки полотенца, а с чем в работе возникли трудности.

7. Интернет ресурсы

  1. https://www.stranamam.ru/post/1121376/

  2. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-rushnik-relikviya-moey-semi-istoriya-i-sovremennost-1244910.html

  3. https://morevishivki.ru/stati/rushniki_istoriya_i_tradiciya/





Приложение

Работы учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!