СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит конспект учебного занятия, список используемой литературы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными"»

КОНСПЕКТ УРОКА

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 мин) 10.30

- Здравствуйте, меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Если вы готовы к сотрудничеству, пожмите друг другу руки, улыбнитесь. Присаживайтесь.

- Посмотрите на экран 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144

- Что вы видите?

+ числа

- По какому принципу они расположены?

+ сумма двух предыдущих чисел равна следующему числу.

- Как называется этот ряд?

+ Ряд Фибоначчи. Этот ряд чисел выведен в тринадцатом веке итальянским математиком Леонардо Пизанским, известным как Фибоначчи. Этот ряд стал узнаваем благодаря фильму и книге «Код да Винчи» Дэна Брауна.

- Мы начали с простых чисел и пришли к сложным, при этом числа зависят друг от друга. Есть ли в русском языке такие явления? (от простого к сложному)

+ простые предложения составляют сложное, в СПП придаточная часть зависит от главной.


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ (4 мин) 10.32

- О каких предложениях мы сегодня будем говорить?

+ о СПП

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Свою работу на уроке предлагаю оценивать следующим образом:

!!! Рядом с заданием на полях ставить восклицательный знак, если выполнили задания без ошибок, и было все понятно.

??? Вопросительный знак, если допускали ошибки, или понятно было не все.

- Прочитайте высказывание американской писательницы Сьюзан Кинг.

- Как вы его понимаете?

- Семья — это бесценный дар, который  нужно беречь

- Запишите предложение.

- Выделите грамматические основы? (1 человек у доски)

- Какое это предложение?

- Из скольких частей состоит СПП? Назовите эти части?

- Как отличить главную часть от придаточной?

- Определите вид придаточной части? Определит.

- Что помогло определить придаточную часть?

+ вопрос

- Назовите средство связи главной и придаточной части?

+ союзное слово

- Докажите, что это союзное слово

+ является членом предложения…

- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ



- «Рассыпались» части СПП. Соотнесите главную и придаточную части. (интерактивная доска)

1)Я знаю, 1) что будущее России прекрасно (знаю что?)

2)Я наблюдал свысока, 2) как волны головы ломают. (наблюдал что?)

3)Мне теперь не понять 3)кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.(чего?)

- Узнали автора этих строк?

- 25 января исполнилось бы 80 лет со дня рождения этого поэта?

+ Это строки из стихотворений В. Высоцкого.

- Задайте вопрос от главного предложения к придаточной части

- На вопросы какого члена предложения отвечают придаточные во всех примеров?

- Как можно назвать такой вид придаточной части?


3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (1 мин)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

+ СПП с придаточными изъяснительными

- Запишите тему урока в тетрадь

- Какие задачи мы перед собой поставим?

+ Уметь распознавать СПП с придаточными изъяснительными….., отличать их от других видов придаточных, научиться задавать вопросы, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы, определять средства связи…

4. «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ» (ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ). (5 мин) 10.40

- Опираясь на задачи, поработайте с теоретическим материалом на страницах 220-221.

Заполняя графы таблицы, ответьте на вопросы

1. К чему относится придаточное?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Есть ли указательные слова?

4. Укажите средства связи

5. Приведите пример


Вид придаточного

К чему относится

На какие вопросы отвечает

Указательные слова

Чем присоединяется

Пример

союзы

союзные слова

Определительное

Местоименно-определительное

Существительное


Местоимение

Какой?

Тот, такой


Тот, каждый, все, любой, всякий

-


-

который, какой, чей, что, кто, когда, где, куда, откуда

Мы подошли к дому, где жил Пушкин.

Изъяснительное

Глагол, сущ., прил., кат.сост. со значением речи, мысли, чувства…

Вопросы косвенных падежей

то

Что, как, будто, чтобы, ли

Кто, что, когда, где, куда, откуда, какой, чей, зачем, почему

Интересно, захотят ли дети пойти на балет?


- Итак, к чему относится придаточное изъяснительное, на какие вопросы отвечает, какое указательное слово может быть в главной части, укажите средства связи, зачитайте пример.

- На следующем уроке вы продолжите работу по таблице и поместите в нее все виды придаточных.

- Оцените свою работу по таблице на полях.



ФИЗМИНУТКА (1 мин)

- Физминутка называется «Верите ли вы?» Если вы согласны с утверждением, показываете на слово «да», если не согласны – на слово «нет».

- Средствами связи в СПП могут служить союзы и союзные слова?+

- Союзное слово не является членом предложения?-

- Придаточные определительные и изъяснительные относятся к одному слову в главной части?+

- Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей и присоединяются к главной части при помощи союзов, союзных слов и частицы-союза ли.+

- В главной части СПП с придаточным изъяснительным не может стоять указательное слово?

- Все ли получилось на физминутке? Оцените себя на полях в тетради.


5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (УСВОЕНИЕ НОВОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)- 10.45

1) - Как вы думаете, люди когда-нибудь умели летать?

- А Александр Грин считал, что могли. Запишем это предложение. (роман «Блистающий мир»

Писатель Александр Грин был уверен что человек когда(то) умел летать.

- Объясните знаки препинания.

- К какому слову относится придаточная часть?

- Задайте вопрос.

- Назовите средство связи

- Определите вид придаточной части.

- Составьте схему /…был уверен/, (что..)

1) изъяснит., уверен, в чём?, союз

- Оцените себя


- Сегодня мы движемся от малого к большему. Поработали с предложением, теперь обратимся… к тексту? 10.48

- Прочитайте название.

– Что такое притча? (лексич. значение)

+ Притча – краткий, иносказательный, поучительный рассказ.

- Я хочу вас познакомить с этимологией слова притча. Возникло оно в 10-11 веках от общеславянского притъка и имело значение «нежданный случай, происшествие», рассказ о нём.

- Ладная семья – это какая семья? Подберите синоним?


Китайская притча «Ладная семья» (Распечатать на парты)

1)Жила-была на свете семья, в которой насчитывалось более ста человек. 2)Мало ли таких семей? 3)Да, не мало. 4)Но эта семья была особая. 5)Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. 6)Дошел слух об этой семье до самого владыки. 7)И решил он проверить, правду ли говорят люди. 8)Прибыл он в село, где жила семья. 9)Душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. 10)Хорошо детям, спокойно старикам. 11)Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. 12) Пришел он к старейшине.

13) «Расскажи»,- говорит. 14)Старейшина взял листок бумаги и что-то написал на нем, а потом протянул владыке. 15) Всего три слова были написаны на бумаге: «Любовь, прощение, терпение» . 16)А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».17 ) – И все? 18) – Да, - отвечал старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи и мира тоже».

- Какое предложение отображает идею текста? (16)

- Как вы понимаете эти слова?

- Семейная поддержка очень важна для каждого, поэтому не случайно 2018 год в Башкортостане объявлен Годом семьи.

- А для ваших родителей важно, как вы сдадите ОГЭ. Знания о СПП пригодятся вам при ответах на вопросы экзамена по русскому языку. Внимательно прочитайте вопросы и выполните задания в тетради.


1) Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Укажите номера этих предложений

2) Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Укажите номера этих предложений

3) Из предложений 5-9 выпишите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».

4) Из предложений 12-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква н».

- Взаимопроверка по образцу

Эталон

1) 1,8

2) 7, 11

3) Прибыл

4) Написаны

- Оцените свою работу


6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 МИН) 10.55 - Дома вам необходимо выполнить задание на выбор: сочинить притчу, используя СПП с изученными видами придаточных, ИЛИ упр. 32, зад. 7. Запишите домашнее задание.
7. ИТОГ УРОКА. - Чтобы подвести итог сегодняшнего урока составьте кластер (схему), используя карточки со словами. Работайте в паре СПП, главная часть, придаточная часть, определительное, изъяснительное, ??? - Объясните свой выбор - У кого получилось так же? - Оцените себя 8. ОЦЕНИВАНИЕ. - Поднимите руки, кто при оценивании каждой работы не ошибся ни разу. Вы поработали отлично. - У кого есть знаки вопроса, вы поработали хорошо. А вопросы проработаете дома.
9. РЕФЛЕКСИЯ - Это волшебный микрофон. Кто подержит его в руках, успешно справится с экзаменами. - Чему научились на уроке? - Что вызвало интерес? - Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях? - О чем хотели бы узнать подробнее?

- Благодарю вас за интересную и продуктивную работу. Желаю каждый день делать маленькие открытия, успешного прохождения ГИА. Пожмите друг другу руки. Поблагодарите за сотрудничество. Улыбнитесь. Урок окончен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!