СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по учебному предмету " Рисунок" для учащихся ДХШ "Чёрное и белое . Графическая переработка натюрморта.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разрабтка урока для  2 класса детской художественной школы  по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» срок реализации 5 лет включает  такие этапы: как рисование с натуры, декоративное рисование  на основе стилизации  реальных форм и законов декоративной композиции.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по учебному предмету " Рисунок" для учащихся ДХШ "Чёрное и белое . Графическая переработка натюрморта.»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


Учебный предмет: Рисунок

для учащихся ДХШ обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»

срок обучения 5 лет


Тема урока:

«Черное и белое. Графическая переработка натюрморта»























Преподаватель МКУДО ТДХШ:

Ялмурзина Галина Владимировна








Технологическая карта открытого урока


Категория учащихся

2 класс детской художественной школы по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» срок реализации 5 лет

Учебный предмет

Рисунок

Вид урока

Рисование с натуры, декоративное рисование на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции.

Тема урока

«Черное и белое. Графическая переработка натюрморта»

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Групповая

Время урока

3 учебных часа по 40 минут

Цель урока

Активизировать творческую деятельность учащихся, формирование знаний, практических умений и навыков выполнении стилизации элементов натюрморта, выбор композиции, выработка умений применять полученные знания в практической работе. Повторение понятий «композиция», «натюрморт» и «декоративный натюрморт »

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- формирование знаний, умений и навыков о приемах стилизации элементов натюрморта;

-разобраться, чем

отличается

декоративный

натюрморт от реалистического

натюрморта.

-обобщить и

закрепить имеющиеся

знания о композиции и пропорциях.

-закрепить и обобщить знания при построение предметов на плоскости.

-развивать навыки

рисования,

внимание,

наблюдательность,

мышление,

зрительную память.

-развитие познавательной и творческой активности;

-развитие графических навыков;

-развитие чувства пропорций, чувства гармонии в сочетании элементов изображения;

-развить способности применять полученные знания при работе над рисунком в графической технике;

-развить способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища.


-воспитывать стремление к самообразованию.

-формировать потребность

достижения успеха в работе, путем собственных поставленных задач,

выбора правильного метода и анализа своей работы в группе.

-воспитание эстетического вкуса в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности.

Образовательные технологии


-Личностно-ориентированная - развитие личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей, становление самосознания, самореализации, результат: формирование     познавательных способностей на основе овладения ранее полученных знаний и умений по прикладной композиции и рисунку; активное стимулирование к образовательной деятельности, которая обеспечивает возможность самообразования, саморазвития, творческого самовыражения в ходе овладения знаниями; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию графических способов стилизации элементов натюрморта.

-Технология развития творческих качеств личности - выявление и развитие творческих способностей; приобщение учащихся к разнообразной творческой деятельности; - результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления.

-Практический метод - самостоятельная творческая работа учащихся, результат: развитие творческих способностей, сознательный подход учащихся к выполнению графических зарисовок; соблюдение дидактической последовательности в выполнении основной работы- сначала выбор композиции, линейное построение натюрморта, затем применение ранее полученных знаний и умений в творческой работе.

-Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) – преподать материал в доступной, интересной форме, результат - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшее усвоению знаний, интерес к познанию.

Методы урока

Проблемно - деятельностный

Объяснительно – иллюстративный

Информационно - коммуникативный.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: узнают значение слов:  декоративный натюрморт, графика, стилизация, линия, штрих, пятно, точка, композиция.

Овладеют навыками построения композицию натюрморта на плоскости, изображение предметов быта в стилизованной форме (приемы: декорирование, трассировка)

Метапредметные универсальные учебные действия (УДД):

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач моделирование и преобразование объекта анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Регулятивные УУД: научиться принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные УУД: овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Межпредметные связи

Композиция прикладная.

Оборудование

Для преподавателя: бумага, карандаш, ластик, маркер, натюрморт из предметов быта, ноутбук, презентация в программе Power Point «Этапы работы над декоративным графическим натюрмортом», «Основные приемы стилизации»

Для учащихся: ватман формата А2, кисти № 2, карандаш М2, В2, ластик, черный маркер, гелиевая ручка, черная гуашь.

Наглядно-демонстрационный материал:

наглядное пособие «Поэтапное выполнение декоративного графического натюрморта»; репродукции картин художников Т. Маврина, К.Малевича, П. Пикассо, Трушкова Анна, Марии Грановской, Марии Каминской; творческие работы учащихся по рисунку, прикладной композиции из методического фонда учреждения.

План урока:

- Организационный этап - 2 мин.

- Мотивация учебной деятельности учащихся - 5 мин.

- Актуализация. Повторение раннее пройденного материала - 5 мин.

- Первичное усвоение новых знаний. Беседа - 15 мин.

- Практическая часть. Закрепление новых знаний и способов действий -78 мин.

- Контроль усвоения, подведение итогов практической деятельности -10 мин.

- Информация о домашнем задании - 3 мин.

- Рефлексия - 2 мин.

В технологической карте использованы фотографии творческих работ учащихся с проведённого открытого урока.

Ход урока

Этапы урока

Функции и виды деятельности

преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Организационный момент.

2 мин.

Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет очень интересное

задание!










Учащиеся настраиваются на положительные

эмоции. Готовят свои рабочие места, расставляют

мольберты напротив постановки,

приготавливают материалы.

Личностные УУД: 

сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация 5 мин.

Формирование эмоционального настроя на учебную деятельность.


Беседа. Мотивация к активной деятельности.

А сейчас мы с вами посетим музей искусства графики. Обратите внимание на картины художников графиков: Татьяна Маврина, Каземира Малевича, Пабло Пикассо, Трушковой Анны, Марии Грановской, Марии Каминской. Преподаватель предлагает посмотреть работы художников и определить тему урока.


Т. Маврина К.Малевича


П. Пикассо А.Трушкова

М. Грановская М. Каминская


Как вы думаете, для чего я вам показала работы этих художников?

Проявляют интерес к работам художников, рассматривают картины, воспринимать произведения искусства.


Личностные УУД: раскрытие личностного смысла, переживания в процессе учения

Познавательные УУД: обеспечение эмоционального благополучия детей.

Актуализация.

Повторение раннее пройденного материала.

5 мин.


Актуализировать мыслительные операции, необходимы





е для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление, сформулировать тему и учебную задачу урока


Понимание темы урока. Сообщение темы, цели и задач урока. Принятие целей и задач своей деятельности.


Преподаватель: - Вы посмотрели картины художников, на которых изображены натюрморты в разных техниках. Я думаю, что вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься и что должно получиться в конце урока? Преподаватель: «Что вы мне можете сказать





о композиции, натюрморте?

Что такое натюрморт?», «А что такое декоративный натюрморт? И чем он отличается от реалистического?»

Преподаватель: - Правильно!

Что бы определить в какой технике вы сегодня будете выполнять натюрморт, вам надо будет разгадать вспомнить одно слово, а для этого мы разгадаем ребус.

Преподаватель: - Правильно. Тема нашего урока звучит так: «Черное и белое. Графическая переработка натюрморта». Рисование с натуры натюрморта, но выполненного в графической технике. Как вы думаете, что значит «графически»?

Сегодня мы с изобразим натюрморт в технике черно-белой графики с помощью линии, пятна, точки, сделаем его интересным, необычным – это и есть цель нашего урока.

Свою речь подкрепляю рядом слайдов из презентации.

Преподаватель: - Молодцы вы правильно определили тему и цель урока нашего урока.


Учащиеся вспоминают, размышляют, рассуждают о понятии натюрморта, декоративности, о графике, линии, пятне, штрихе, точке.

Учащиеся вспоминают о композиции в натюрморте: - «Композиция это - соединение в единое целое нескольких разных частей, в основе которого лежит идея».





Учащийся: - «Натюрморт-это изображение

неодушевленных предметов в изобразительном искусстве».

Учащийся: - Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка. В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Учащийся: «Натюрморт-это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве».

Учащийся: «Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера. Декоративный натюрморт отличается

использованием заливки чистым цветом,

использование узоров и изменение форм

предметов». Учащиеся формулируют под руководством учителя цель, определяют учебные задачи на урок.

Познавательные УУД: формирование навыков работы с информацией

Регулятивные УУД: выделение и осознание учебного материала предыдущего урока, понимание и





принятие учебных задач.

Коммуникативные УУД: развитие умения вступать в диалог

Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса


Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

Подготовить учащихся к выполнению практического задания.


Объяснение сущности новых понятий - графика, стилизации. Беседа преподавателя с демонстрацией презентации.

Преподаватель: - А сейчас уточним понятие «графика». Знакомы ли вы с ней? Что можете сказать?

Преподаватель: - Правильно. Графика (греч. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую). Графика — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов, наносимых на бумагу карандашом или другими рисовальными инструментами. Графика вид искусства, в основе которого лежат линия, контраст черного изображения и белой бумаги. Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения.

Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить объем предмета, линии и формы. (Обратить внимание на наглядности) Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Давайте поподробнее рассмотрим средства стилизации.

Существует несколько вариантов комбинирования элементов графики: линия и пятно; линия и штрих; точка и линия; точка и штрих; пятно и штрих;
пятно и точка; точка, линия и пятно;
точка, линия и штрих; пятно, точка и штрих; линия, пятно и штрих;
точка, линия, пятно и штрих.
Перед нами открываются неограниченные возможности для творческого самовыражения, имея такой набор выразительных средств графики.

Пятно - это изобразительно средство графики, состоящее из множества точек находящихся очень близко друг к другу и создающих общую массу.

Точка – это элементарное изобразительное средство, теоретически не имеет размеров, но в изобразительном искусстве используется в качестве пятна малого размера. Точечное изображение строится на основе точек разной величины.

Штрих – это изобразительное средство графического искусства, совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения. Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию.

Линия – это одно из основных изобразительное средств при помощи, которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Линия используется разной толщины, так как может передавать пространство, чем ближе к нам, тем толще линия

Сегодня мы познакомимся с такими приемами стилизации как:

  1. Реалистичный рисунок.

  2. Работа со штрихом или точкой. (Трассировка формы)

  3. Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы.

Учащиеся внимательно слушают и выясняют,

каким образом при помощи основных приемах и выразительных средств графики можно выполнить элементы натюрморта в черно – белой графике.

Проводят аналитическую работу (наблюдение и сравнение реалистичных и стилизованных образцов)













































Личностные УУД:

освоение культурного наследия народов России.

Регулятивные УУД:

умение учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия.

Познавательные УДД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и преобразование предметов, самостоятельное создание декоративных элементов природных форм.

Практическая работа. Закрепление новых знаний и способов действий.

78 мин.


Установить правильность и осознанность изученного материала.

Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию.


Организует практическую работу по стилизации элементов натюрморта. Называет задание и условия его выполнения.

Выполнить графическую переработку учебного натюрморта используя приемы и средства стилизации, при помощи следующего плана:

1. Выполнить упражнение по стилизации одного или нескольких предметов быта, овощей, фруктов с натуры, применения различные средства и приемы стилизации (линию, штрих, точку, пятно, декор).

2. Линейное построение учебного натюрморта.

  1. Основная работа графическая переработка учебного натюрморта.

Преподаватель: - Вы видите, учебный натюрморт из предметов быта и природных форм. Каждый из вас выберет себе несколько элементов натюрморта, который он будет стилизовать, изменять, делать более интересным и создавать свой декор. За основу необходимо взять реалистичное изображение, придать характерные не реалистичные особенности. Используя средства и приемы стилизации (линию, штрих, точку, пятно, декор) изображать элементы только в черно-белом соотношении. Так же, оговариваю, чтобы они должны продумать свою работу на два или три хода вперед.

Приступаем к выполнению упражнений по стилизации.


После завершения упражнений, приступают к линейному построению натюрморта, провожу анализ натюрморта.

- Из каких предметов он

Состоит натюрморт?

-Что необходимо сделать,

прежде чем начать рисовать

натюрморт? - Как в нашем случае располагаем лист?

После построения натюрморта приступаем к основной работе графической переработке учебного натюрморта. Исправляю ошибки по ходу работы.

После того как учащиеся прослушали информацию об основных приемах и средствах графики,

они выполняют небольшие задания по стилизации элементов натюрморта.



Творческие работы учащихся по стилизации.


- Сначала нужно определить, как располагать лист.

- Измерив способом визирования ширину

и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально.

- Сначала наметим драпировки.

- Определим размещение основных элементов на формате. Предметы не

должны быть маленькими, но и несильно большими.

-Наметим, крайние верхние, нижние и боковые точки предметов, и затем проведем линии симметрии. После можете вводить формы будущих предметов в геометрические тела круг предметов или квадрат и прорисовка формы предметов, которые можно изменять.

После завершения линейного построения приступаем к стилизации учебного натюрморта (графической переработке натюрморта)

Личностные УУД:

развитие интереса к новому способу действия по выполнению приёмов и способов в стилизации.

Коммуникативные УУД:

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

умение организовать свою деятельность,

осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Подведение итогов практической деятельности.

 10 мин


Сформировать умение анализировать учебные действия и результаты.

Организует проверку творческих работ в форме просмотра.

- Учащиеся выставляют свои работы и вместе с преподавателем выбирают лучшие работы. (Преподаватель не забывает похвалить каждого ученика, отметить, что лучше всего удалось.)

Предлагает рассказать, какие способы и приемы применили при стилизации. Организует самоконтроль и взаимоконтроль.







Анализируют и оценивают творческие работы. Прежде чем закончится наше занятие, давайте обсудим сегодняшние работы.

Учащиеся должны хорошо освоить основные виды графики, и способы применения на практике. До окончания урока, работы учащихся выставляются для общего анализа.

Творческие работы учащихся.


Проходит поиск деталей, которые следует исправить или завершить в работе учеников. Ребята проверяют, дают самооценку своей деятельности и результатов деятельности своих одногруппников,

попытаются самостоятельно поставить себе цели в задании на следующий урок, как завершение своей работы

После анализа и постановки целей учащиеся прибирают свои рабочие места и прощаются с преподавателем.

Познавательные УУД:

формирование умения сравнивать цель и результат

Коммуникативные УУД:

в сотрудничестве с преподавателями ставить новые творческие задачи

Регулятивные УУД:

осуществление пошагового контроля по результату.

Домашнее

задание 3мин.

Выполнить стилизацию 3 предметов быта, используя линию и точку, пятно, штрих.


Рефлексия.

2 мин.


Подводит итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

 - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

Уборка рабочих мест.

Подводят итог своей учебной деятельности, оценивают результат своей УД.

Прибирают рабочее место.


Коммуникативные УУД:

- использование речи для регуляции своего действия

Регулятивные УУД:

- объективная самооценка результатов своей деятельности.

Организация перемены: делаю 2 переменки по 10 мин. после каждых 40 мин. занятия. Во время первой перемены, пока проветривается аудитория, и делаем небольшую зарядку для тела и глаз. Во время второй и третей переменки играем в игру «Рисунок в несколько рук»

Ресурсы:

Основные








Дополнительные

Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка», Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника, И. И. Евдокимов, Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл. Основы рисунка / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 96 с. (электронная книга, библиотека), Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе.

Стародуб, К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К.И. Стародуб, Н.А. Евдокимова. - Ростов н/Д

Николай Бесчастнов: Графика натюрморта, изд. Валадос 2008г.

https://studfiles.net/preview/6267606/.

http://onaturmorte.ru/?page_id=448 Блог о натюрмортах

https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=71646 художник Мария Каминская

https://yandex.ru/images/ художник Мария Грановская

http://annasneg.arts.in.ua/gallery/w/327036/художник Трушкова Анна



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!