СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: «ГЕРОИЗМ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня крайне важным является сохранение и передача следующим поколениям морально-нравственных императивов патриотизма, гражданственности,  гуманизма.      

Ведущую роль в выполнении данной задачи играет формирование у школьников чувства уважительного и бережного отношения к отечественной истории. Победа советского народа в Великой Отечественной войне -  важнейшее событие истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла.

Данная методическая разработка составлена   для практической реализации темы « Героизм тружеников тыла» спецкурса «Уроки Победы». Разработка рассчитана на учащихся 3 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «ГЕРОИЗМ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Амвросиевская школа №2»

 Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики




Лучший урок в рамках спецкурса «Уроки Победы»







Методическая разработка

урока по теме:

«ГЕРОИЗМ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА»



3 класс





Скидан

Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов









г. Амвросиевка

2020 г.



Оглавление


  1. Введение …………………………………………………….3


  1. Основная часть………………………………………………4


  1. Список использованной литературы………………………15


  1. Приложения…………………………………………………16



































Введение


Сегодня крайне важным является сохранение и передача следующим поколениям морально-нравственных императивов патриотизма, гражданственности, гуманизма.

Ведущую роль в выполнении данной задачи играет формирование у школьников чувства уважительного и бережного отношения к отечественной истории. Победа советского народа в Великой Отечественной войне - важнейшее событие истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла.

Данная методическая разработка составлена для практической реализации темы « Героизм тружеников тыла» спецкурса «Уроки Победы». Разработка рассчитана на учащихся 3 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Особенность проведения данного урока состоит в том, что материал, который предлагается на уроке, исходит из уровня исторических знаний обучающихся (небольшой жизненный опыт, эпизодический характер знаний об истории Великой Отечественной войны) и способности воспринимать информацию учащимися конкретной аудитории (3 класс).

На уроке используются различные формы, методы и приемы обучения, сочетаются репродуктивное и проблемное обучение.

Для обеспечения эмоционально-ценностного восприятия информации обучающимися на данном уроке использованы: музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация, видеоролики.



















Основная часть

Цели урока:

- формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории; чувства ответственности за сохранение исторической памяти;

- расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней;

- активизация процесса формирования чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважения к истории.

Задачи:

- ознакомить учащихся с героическим трудом советского народа в годы войны;

- развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; показать, как происходила перестройка страны на военный лад, какую роль в завоевании победы сыграл героический труд советского народа в тылу; развивать умения видеть ситуацию с различных точек зрения, оценивать целесообразность тех или иных решений;

- воспитывать чувство патриотизма, чувство гражданской ответственности на примере подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Требования к результатам обучения

Личностные результаты обучения:

- формирование патриотизма, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

- воспитание гражданской и цивилизационно-культурной

идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

- воспитание чувства гордости за свою Родину, народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты обучения:

- умение находить, сопоставлять и критически оценивать

информацию, полученную из различных источников;

- применение различных способов решения проблем творческого и

поискового характера, в том числе в группе ;

- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-,

графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций;

- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения

информации, выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты обучения:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути

к Великой Победе;

- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов

наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

- способность противодействовать попыткам фальсификации истории

Великой Отечественной войны;

- проявление творческих задатков, способностей и навыков

социального проектирования.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок смешанного типа.

Понятия: Совет по эвакуации; тыл; Ставка.

Даты: 24 июня 1941 года - создан специальный Совет по эвакуации.

Формы организации: групповая (работа в парах, группах), индивидуальная, фронтальная.

Методы на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К.):

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: перцептивные, словесные, наглядные, практические, логические , самоуправление учебными действиями, гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению, методы формирования долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного диалога, ТДМ, ТРКМ, ИКТ.

Виды деятельности: слушание, письмо, чтение, беседа, ответы на вопросы, постановка вопросов, просмотр фрагментов видеофильмов, слайдов презентации, прослушивание аудиофайлов, анализ проблемных ситуаций.

Межпредметные связи: литературное чтение, информатика, окружающий мир.




Конспект урока


  1. Мотивационный этап

1.1.Прием « Эмоциональное вхождение в урок». Метод « Яркое пятно»

- Посмотрите видеофрагмент, скажите, какое историческое событие показано в нём?  Видео «Начало Великой Отечественной войны» Электронное приложение

- О чем пойдет речь на уроке?

Стремительно летят годы, но время, прошедшее с того момента, как закончилась Великая Отечественная война, только укрепляет чувство патриотизма нашего народа.

Прошло уже почти 75 лет с момента Победы над фашизмом. С каждым годом ряды ветеранов редеют. Но остаётся память, сложенная из частичек воспоминаний людей, сражавшихся за наше счастливое будущее. Она как печать в душе каждого из нас. Это «память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца».

  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


2.1. Метод « Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это «учителя», обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это «ученики», перемещающиеся по кругу. «Учителя» задают вопросы по пройденному материалу, « ученики» отвечают, переходя к следующему

«учителю» (т. е. меняется состав пар).

Примерные вопросы:

- Когда началась Вторая мировая война?

- Каковы причины начала Второй мировой войны?

- Когда началась Великая Отечественная война?

- Каковы причины Великой Отечественной войны?

- Какая крепость удостоена звания «Крепость-Герой» и почему?

- Назовите дату контрнаступления советских войск под Москвой?

- Когда состоялся парад частей Красной армии, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции на Красной площади в Москве?


2.2. Прием « Лото». Работа в парах Приложение 1

- Соотнесите даты и события.

Начало Великой Отечественной войны    30 сентября-5 декабря 1941г. Сталинградская битва                                  900 дней и ночей

Битва за Москву                                           5июля – 23 августа 1943 г.

Блокада Ленинграда длилась                      22 июня 1941 г.

Битва на Курской дуге                                 17 июля 42 г.- 2 февраля 43 г.

Начало Второй мировой войны                  1 сентября 1939 г.

24 июня 1941 года


2.3.Прием « Отсроченная отгадка»

- Какую из дат вы не смогли соотнести с известными вам событиями?

- Что произошло 24 июня 1941 года, узнаете в ходе урока.


2.4.Интерактивное упражнение «Бананы»

- Узнайте пословицу и прочитайте ключевые слова урока.

ЛюбовьгерокРодиизмнетружесильникинеесмертылти Приложение 2

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Героизм тружеников тыла).

- Сегодня на уроке мы поговорим о героизме советских тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.


2.5.Прием «Послушать – сговориться - обсудить»

- Кого вы представляете, когда слышите слово «герой»? Героизм – что это?

- Вам, каждому, предстоит подумать и написать 3 слова, относящиеся к теме урока. Затем покажите их соседу по парте, из 6слов выберете 3 и озвучьте их всему классу.


III.Этап выявления места и причины затруднения


3.1.Прием «Проблемный вопрос»

- Дайте формулировки понятий «героизм», « герой».

- Что такое тыл?

- Почему возникли затруднения в определении понятий? (Не хватает знаний, много различных мнений).


IV. Этап целеполагания и построения плана выхода из затруднения


4.1. Прием «Звезда целей» Приложение 3

- Определите цели, задачи урока. Что вы хотите узнать на уроке? Чему научиться? Запишите свои ожидания от урока на «звездах». (Узнать: что такое тыл, кого называют тружениками тыла, в каких сферах проявлялся героизм тружеников тыла).

- Куда можем обратиться, чтобы узнать формулировки понятий? (В словарь, к учителю, в учебник, к Интернет-ресурсам).


V.Этап реализации построенного проекта


5.1.Прием « Доклад» (Определение понятий дают подготовленные ученики).

- Толковый словарь С.И.Ожегова трактует эти понятия так:

Труженик - человек, который трудится, трудолюбивый человек.

Тыл- территория позади фронта, за боевой линией.

Герой  - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

- Запишите определения понятий в рабочую тетрадь.


5.2. Деловая игра «Точка зрения» (Две группы участников доказывают правильность своей точки зрения).

- Как вы считаете, во время Великой Отечественной войны мог ли проявляться героизм в тылу?


5.3.Вступительное слово учителя

Русский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час Победы над врагом. Плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом женщины и дети. Они мужественно сносили неимоверные тяготы военного времени, они были тружениками на заводах, в колхозах, в больницах и школах.

Прочитайте стихотворение Владимира Мурзина, посвящённое Шабалиной Элеоноре Владимировне, начавшей свой трудовой путь пятнадцатилетней девчонкой на одном из заводов города Томска в июле 1941 года. Почему девушке в 15 лет пришлось встать к станку?

Электронное приложение Слайд №2 , Приложение 4

- Какие категории граждан заменили специалистов, ушедших на фронт?


5.4. Словарная работа

Совинформбюро (Советское информационное бюро) - партийно-политический орган по руководству средствами массовой информации и ее распространению (1941-61). Большой толковый словарь русского языка.

Эвакуация - организованный вывоз населения, учреждений, имущества, оборудования и т.п. из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения..., другое место для сохранения от опасности. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.

Совет по эвакуации был создан 24 июня 1941 года. Его задача – эвакуация населения, учреждений, военных грузов, промышленных предприятий.

Ставка – место расположения высшего военного начальника. Русский толковый словарь В.В.Лопатина


5.5. Просмотр видеофильма «Подвиг тружеников тыла»

Электронное приложение

- С какими тяготами и лишениями сталкивались люди в тылу?


5.6 Прием « Доклад». Историческая справка

В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.

Уже 24 июня 1941 года был создан специальный Совет по эвакуации. В Поволжье, в Сибирь, на Урал, Среднюю Азию и Казахстан к ноябрю 1941 года было перемещено 1523 предприятия. На новом месте предприятия монтировались и тут же вводились в строй. Нередко, несмотря на морозы, станки работали под открытым небом, на производственных площадках возводили корпуса и прокладывали коммуникации.

С началом войны остро встала проблема рабочих рук. Часть квалифицированных специалистов и конструкторов, трудившихся на военных заводах, получили «бронь». Но большинство рабочих были призваны в армию. Их место заняли женщины и дети-подростки.

- Рассмотрите плакаты времён Великой Отечественной войны.

Электронное приложение Слайд 3

- Какие призывы (лозунги), ставшие в годы войны законами жизни рабочих и служащих, вы увидели?

- Какова роль плакатов как агитационных средств?


5.7.Интерактивное упражнение «Обучая - учусь» Приложение 5

Весь учебный материал по теме распределяется на части по количеству обучающихся. Учащиеся заучивают наизусть свою часть нового материала. Затем каждый передает свои знания другим детям и получает от одноклассника новую для себя информацию в процессе общения.


Физкультминутка

«После войны»

Отдых наш –физкультминутка, занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой, раз и два, раз и два! (ходьба на месте)

Прямо спину все держите, раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, раз и два, раз и два! (поднять руки вперед, в стороны, вверх, вниз)

О чем солдат подумал в последний день войны? (повороты головой вправо, влево)

Мы выжили! Мы дожили! (шаги на месте)

Мы живы! Живи мы! Победа за нами! (хлопки в ладоши)


VI. Этап первичного закрепления


6.1. Прием « Рассказ – эстафета» (Учащиеся воспроизводят всю информацию, которую узнали от товарищей).


6.2.Прием « Вопросы по тексту». Работа в группах

  • Повторение правил работы в группе

  • Выбор спикера, секретаря, секунданта

  • Получение текста спикером группы

- Прочтите текст и подготовьте вопросы к нему.


ДОНБАСС В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Приложение 6

Уже через неделю после начала войны в Сталинской (Донецкой) области не было ни единого предприятия, которое не работало бы на нужды фронта. Угольная промышленность обеспечивала топливом, машиностроительные предприятия выпускали и ремонтировали военную технику, различные виды оружия, армейского снаряжения, боеприпасы. На изготовление продукции для нужд фронта были переведены предприятия легкой и пищевой промышленности. На предприятиях местных кооперативов наладили производство перевязочных материалов, маскирующих средств, пищевых концентратов, консервов.

29 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала обзор писем под заголовком «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Публикация содействовала появлению движения по созданию Народного фонда обороны. В этот же день в Фонд от трудящихся Донецкого края поступило несколько сот тысяч рублей и значительное количество драгоценностей. Молодежь Донбасса провела воскресники, и все заработанные деньги были переведены на текущий счет Фонда. К началу сентября 1941 г. жители края передали на нужды фронта 18,9 млн. рублей. В сельских районах шел сбор средств на танковую колонну имени ВЛКСМ. Всего было собрано 1,5 млн. рублей.

В середине октября 1941 г. немецко-фашистские войска вплотную подошли к Донбассу. Из Сталинской области всего было эвакуировано 343 завода. Все, что можно было демонтировать и вывезти, было отправлено в тыл, а оставшиеся мощности приводились в негодность.


  • Работа в группах

  • Презентация результатов работы групп


6.3.Прием «Подготовка презентаций учащимися»

Учащиеся, выполнявшие «особое домашнее задание» (прием « Особое задание»), презентуют свою работу.

Зинаида Виссарионовна Ермольева - советский учёный-микробиолог и эпидемиолог, в 1942 году впервые в СССР получила пенициллин (крустозин), разработала технологию его производства, активно участвовала в организации его промышленного производства в СССР.

За всю историю человечества не было другого лекарства, которое спасло бы столько человеческих жизней. Электронное приложение Слайд 4

Рабочие на заводах писали на боеприпасах, самолетах и танках послания бойцам Красной Армии. И бойцы, получая танки и боеприпасы с такими надписями, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ним ради победы над врагом. Эти надписи вселяли уверенность в Победе.

Электронное приложение Слайды 5,6

На средства, собранные православной церковью, была сооружены танковая колонна имени полководца Дмитрия Донского и две авиаэскадрильи: «Александр Невский» и «За Родину».

Электронное приложение Слайд 7

Слушая сводки Левитана, Гитлер осознавал, какой страшной силой обладает его голос. Левитан становится для Гитлера личным врагом. За уничтожение диктора фюрер назначает огромное вознаграждение. Немецкие главнокомандующие разрабатывают диверсионные планы уничтожения советского диктора.

План Гитлера по захвату Левитана не сработал – уже в мае 45 года великий советский диктор сообщает о Победе нашего народа над немецкими захватчиками. Электронное приложение Слайд 8


6.4.Прослушивание аудиозаписи голоса Левитана Электронное приложение

-Как вы думаете, почему Юрию Борисовичу Левитану поручали чтение самых важных новостей?

Знаменитая певица Лидия Русланова на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш». В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили.

2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен Рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».

Певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек». Электронное приложение Слайд 9


6.5.Прослушивание аудиозаписи песни « Валенки»

Электронное приложение


Пионеры подписывают свою посылку, предназначенную для отправки в действующую армию. В посылках были теплые варежки и носки, печенье, конфеты, табак и консервы. Электронное приложение Слайд 10

На киностудиях снимались во время войны и художественные фильмы. Самыми знаменитыми артистами военного времени были Николай Афанасьевич Крючков и Павел Петрович Кадочников.

Электронное приложение Слайд 11

За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Электронное приложение Слайд 12


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


7.1.Прием «Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

Лозунги «…! ...! » стали основными лозунгами тружеников тыла. Электронное приложение Слайд 13

На предприятиях был организован сбор средств от населения на воен­ные нужды. На собранные средства строили …, …, …орудия.

Электронное приложение Слайд 14

Огромный вклад в Победу внесли … и ученые -… . В широкую медицинскую практику был введен … . С помощью этого лекарства вылечили тысячи … бойцов. Они снова смогли вернуться на … .

Электронное приложение Слайд 15

За соблюдением комендантского часа следили … из отрядов … и рабочих. Они проверяли у граждан … .

Электронное приложение Слайд 16

Десятки … и … воевали вместе с бойцами Красной армии, чтобы донести до людей правду о … . Благодаря им страна узнавала о своих … . Электронное приложение Слайд 17

В 1941 году поэт Лебедев-Кумач В.И. и композитор Александров А.В. опубликовали и исполнили свою песню «…». Эта песня стала … Советского Союза во время ... .

Электронное приложение Слайд 18


VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


8.1.Прием « Пресс- конференция»

- Какую помощь оказывали советские люди фронту?

- Зачем в городах устанавливали комендантский час?

- Как люди узнавали о положении на фронте?

- Какой вклад внесли медики в годы войны?

- Какой вклад внесли деятели культуры?

- Какова помощь Русской православной церкви?


8.2.Прием «Кластер» Приложение 7


IX. Рефлексия деятельности


9.1. Рефлексия эмоциональная. Прием «Письмо в 41-й год»

Учащиеся пишут на отдельных листках письма детям - труженикам тыла. Письма складываются «солдатским треугольником».


9.2.Рефлексия оценочная.

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Достигнуты ли поставленные цели?


Прием «Отсроченная отгадка»

- Что произошло 24 июня 1941 года?

- Что такое тыл?

- Дайте определение понятию « героизм».

- В чем проявлялся героизм тружеников тыла?


X.Домашнее задание


Прием « Особое задание»

Подготовить сообщения:

1 группа: « О тружениках Донбасса в промышленной сфере, эвакуированных вместе с предприятиями на восток».

2 группа: « О тружениках Донбасса в сфере искусства».

3 группа: « Биография Левитана Ю.Б.».



Методические рекомендации по подготовке и проведению урока


При подготовке к уроку Победы следует учесть, что эмоционально-ценностное восприятие информации обучающимися на данном уроке будет более действенным при использовании музыкального сопровождения, мультимедийной презентации, видеофильмов.

Опираясь на природную любознательность и деятельностную активность младших школьников, их впечатлительность и восприимчивость, на уроке целесообразно использовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу; реализовывать разные виды деятельности; обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); учить детей работать по правилу и творчески, используя приемы деятельностной направленности.

Соответствующим образом необходимо оборудовать проведение урока, чтобы школьники ощутили чувство гордости, понимания подвига нашего народа, проявленного не только на полях сражений, но и в тылу.

Стиль, тон отношений, задаваемый учителем на уроке, должен создавать атмосферу сотрудничества, психологического комфорта, учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы,оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Уроку предшествует определенная подготовительная работа. В зависимости от уровня общей подготовки учащихся рекомендуется объединить учеников в мини-группы, которые заранее подготовят небольшие сообщения на слайдах презентации, посвященные ключевым моментам темы, словарную работу. В ходе презентаций учащиеся, оперируя подборками материалов, раскрывают выбранную тему.

Следует также учесть, что, поскольку урок длится всего 40 минут, на нем можно успеть затронуть лишь некоторые моменты, связанные с повторением.


Материально-техническое обеспечение содержания урока:

карточки для работы в паре, карточки для методических приемов:

« Карусель», «Обучая - учусь»; тексты для чтения: стихотворение Владимира Мурзина « Труженикам тыла», статья Зубковой Ю. Б.«Донбасс в годы Великой Отечественной войны»; толковый словарь Ожегова С.И.; мультимедийная презентация, проектор, компьютер; видеофильмы: «Подвиг тружеников тыла», « Начало войны»; аудиозаписи голоса Левитана, песни «Валенки».



Список использованной литературы


1. Всё для фронта под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9. – 220 с.

2.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус.яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. Режим доступа: https://ru-dict.ru/slovar-efremovoy.html

3 Балязин В.Н. За подвиг ратный и трудовой: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - - 239 с.

4. История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М.: «Министерство Обороны СССР», 1965, Т.3.-432с.

5.Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с. Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=490084&pg=3

6. Русский толковый словарь : около 35000 слов, 70000 словосочетаний / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - 5-е изд., стер. - Москва : Русский язык, 1998. - 832 с. Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/русский-толковый-словарь-лопатина

7.Словарь-справочник / Н.Г. Андроников, А.С. Галицан, М.М. Кирьян и др.; Под общ.ред. М.М. Кирьяна. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 559 с. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1416316/

8. Чернова, Н. М. Советский тыл в годы войны: (Материалы к уроку) / Н. М. Чернова // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 4. - С. 36-40

9.Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.2./ Сост.

Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.


Интернет- ресурсы

Аудиозапись голоса Левитана https://www.youtube.com/

Аудиозапись « Валенки» https://drivemusic.me/

Видеофильм «Начало Великой Отечественной войны» https://www.youtube.com/

Видеофильм «Подвиг тружеников тыла https://www.youtube.com/

Владимир Мурзин «Труженикам тыла» https://www.stihi.ru/2009/05/09/3297

Зубкова Юлия Борисовна «Донбасс в годы Великой Отечественной войны» https://infourok.ru/donbass-v-godi-velikoy-otechestvennoy-voyni-i-v-period-vosstanovleniya-mirnoy-zhizni-gg-chast-3714318.html

Полный объем материалов для подготовки уроков по спецкурсу «Уроки Победы» https://drive.google.com/drive/folders/




Приложения

Приложение 1

« Лото»


Начало Великой Отечественной войны

30сентября-5 декабря 1941г.

Сталинградская битва

900 дней и ночей

Битва за Москву

24 июня 1941 года

Блокада Ленинграда длилась

5 июля – 23 августа 1943 г.

Битва на Курской дуге

22 июня 1941 г.

Начало Второй мировой войны

17 июля 1942 г.- 2 февраля 1943 г.


1 сентября 1939 г.




Приложение 2

«Бананы»


ЛюбовьгерокРодиизмнетружесильникинеесмертылти



Приложение 3

« Звезда целей»



ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Приложение 4

Труженикам тыла

Твой труд приблизил час Победы,

Дал людям радость и покой,

А на фронтах отцы и деды

Край защитили наш родной.



Совсем молоденькой девчонкой

Пришла к станку ты на завод,

Где шум стоял довольно громко,

В твоих руках нуждался фронт.



Для артиллерии снаряды

Производили вы тогда,

И ветераны были рядом

Трудились честно, как всегда.



В две смены на заводе были,

Не покладая нежных рук,

Детали на станке точили,

Забыв про боль и про недуг



Паек ваш был, чтоб сил хватило -

Картошка, свекла и ботва

И черный хлеб, всеми любимый,

И родниковая вода.



Вы ждали весточки солдата,

Что вас на фронте защищал,

Вы ждали от отца и брата,

От тех, кто с немцем воевал.



От тех, кто бил врага повсюду:

На море, в небе и в лесах.

Их ратный подвиг не забуду.

Он будет навсегда в сердцах.



О вас, о тружениках тыла,

Кто час ПОБЕДЫ приближал,

Страна родная не забыла,

Вам должное за всё воздав.



Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,

Кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный,

Народ поднял на пьедестал.



Владимир Мурзин


Приложение 5


«Обучая - учусь»


1.Промышленность

На производство привлекались учащиеся ремесленных училищ, служащие, учителя, домохозяйки. Рабочий день увеличился до 11часов при шестидневной неделе. Вводились сверхурочные работы. Отпуска отменялись. Самовольный уход с предприятия приравнивался к дезертирству и карался сроком заключения от 5 до 8 лет.


2.Сельское хозяйство

В колхозах в 1,5 раза был увеличен обязательный минимум трудодней. Был установлен также минимум трудодней и для подростков с 12 лет. В это сложное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, женщины, подростки и старики кормили страну. Они осваивали сельскохозяйственную технику, создавали женские тракторные бригады.


3.Сбор средств на нужды армии

На предприятиях был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолеты, артиллерийские орудия. Люди готовы были пожертвовать всем ради победы.

4. Посылки на фронт

Часть денег из зарплаты советские люди добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они отдавали в посылки печенье, конфеты, табак, консервы. В посылках солдаты получали письма от совершенно незнакомых им людей. Они желали бойцам выстоять и победить в этой войне.


5.Помощь Русской православной церкви

Многие священники воевали на фронте. В церквях был организован сбор средств для фронта. Оказывалась помощь инвалидам войны, раненым, детям – сиротам. Во всех церквях молились о даровании победы над фашистами.

6.Деятели культуры

В 1941 году поэт Лебедев-Кумач В.И.и композитор Александров А.В. написали песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.

Под открытым небом, в землянках, в госпиталях выступали бригады артистов.

7.Корреспонденты и фотокорреспонденты

Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне. Благодаря им страна узнавала о своих героях.

8.Совинформбюро

Все важнейшие новости Совинформбюро о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна. На улицах городов, в помещениях предприятий, заводских цехах были размещены радиоприемники, чтобы все могли слушать новости с фронта.


9.Героизм медиков

Медицинские работники ежеминутно оказывали помощь раненым и гражданскому населению. Около половины всего медицинского персонала в годы Великой Отечественной Войны составляли женщины.

10.Военные патрули

За соблюдением комендантского часа следили патрули из отрядов милиции и рабочих. Патруль имел право задерживать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Так в городах поддерживался порядок.




Приложение 6


ДОНБАСС В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Уже через неделю после начала войны в Сталинской (Донецкой) области не было ни единого предприятия, которое не работало бы на нужды фронта. Угольная промышленность обеспечивала топливом, машиностроительные предприятия выпускали и ремонтировали военную технику, различные виды оружия, армейского снаряжения, боеприпасы. На изготовление продукции для нужд фронта были переведены предприятия легкой и пищевой промышленности. На предприятиях местных кооперативов наладили производство перевязочных материалов, маскирующих средств, пищевых концентратов, консервов.

29 июня 1941 г. газета «Правда» опубликовала обзор писем под заголовком «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Публикация содействовала появлению движения по созданию Народного фонда обороны. В этот же день в Фонд от трудящихся Донецкого края поступило несколько сот тысяч рублей и значительное количество драгоценностей. Молодежь Донбасса провела воскресники и все заработанные деньги были переведены на текущий счет фонда. К началу сентября 1941 г. жители края передали на нужды фронта 18,9 млн. рублей. В сельских районах шел сбор средств на танковую колонну имени ВЛКСМ. Всего было собрано 1,5 млн. рублей.

В середине октября 1941 г. немецко-фашистские войска вплотную подошли к Донбассу.

Из Сталинской области всего было эвакуировано 343 завода. Все, что можно было демонтировать и вывезти, было отправлено в тыл, а оставшиеся мощности приводились в негодность.

Зубкова Ю. Б.


















Приложение 7


«

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Кластер»







ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНА





ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНА





ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНА





СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

КУЛЬТУРА





СОВИНФОРМБЮРО

ПОСЫЛКИ, ПИСЬМА





ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

СБОР СРЕДСТВ








ВОЕННЫЕ ПАТРУЛИ

КОРРЕСПОНДЕНТЫ







Приложение 8

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!