СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по математике с элементами финансовой грамотности по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел. Семейный бюджет"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок применения метапредметных и предметных знаний. Учащиеся на уроке знакомятся с такими понятиями как бюджет семьи, доходы и расходы, виды бюджета, учатся правильно планировать расходы семьи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математике с элементами финансовой грамотности по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел. Семейный бюджет"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дизьминская средняя общеобразовательная школа









Методическая разработка урока


по математике с элементами финансовой грамотности


5 класс


тема «Сложение и вычитание натуральных чисел.

Семейный бюджет»









Константинова О.Л.

Учитель математики

МБОУ Дизьминская СОШ

Ярского района

Удмуртской Республики
















2019 г.


Тема урока : «Сложение и вычитание натуральных чисел. Семейный бюджет»

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний;

Технологии: технология развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, исследовательские технологии.

Методы урока: беседа, практикум, работа в малых группах.

Цель урока:

- познакомить с такими понятиями как бюджет семьи; доходы и расходы семьи; виды бюджета;

-сформировать умение рассчитывать доход и расход семьи, используя навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

- сформировать у учащихся понятия планирования расходов семьи, контроль есть улучшение благосостояния семьи.

- учить оценивать расходы, соотносить потребности и желания.

Задачи урока:

- повторить знание правил сложения и вычитания натуральных чисел;

- учить вести исследование несложных практических ситуаций, работать с табличными данными;

- учить применять полученные знания в повседневной жизни;

- способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств. Выработке коммуникативных компетенций;

- создать условия для воспитания экономической культуры школьников.

Форма проведения: Урок в рамках предмета математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Класс делится на группы.

В ходе урока учащимся предлагается ряд заданий, выполняя которые они актуализируют знания и получают новые.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, ПК

Планируемые результаты:

- Личностные: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, воспитывать в себе чувство любви и уважения к людям; учиться отвечать за свои поступки; приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; выстраивание доброжелательного отношения при работе в группах.

- Предметные: умение выполнять действия сложение и вычитание натуральных чисел, применение знаний в другой предметной области, понимание роли денег в семье; необходимости планирования и контроля бюджета семьи;

- Метапредметные:

  1. Регулятивные: умение составлять план действий по решению проблемы; умение осуществлять действия по осуществлению намеченного плана; оценивать учебные действия, осуществлять самоконтроль, рефлексию.

  2. Познавательные: умение обобщать, преобразовывать информацию, анализировать, сравнивать данные по заданным критериям.

  3. Коммуникативные: умение работать в группе, понимать позицию других.











Ход урока:

1.Устные упражнения

1) Вычислите:

А) 72:8=9 Г) 88-19=69

Б) 100-78=22 Д) 63:9=7

В) 15·6=90 Е) 47+25=72

2) Дополните до 100 числа:

82; 29; 50; 35; 64; 75

Ответ: 18; 71; 50; 65; 25

3) Назовите натуральные числа, которые на координатном луче расположены между:

А) 53 и 57 Ответ: 54, 55, 56

Б) 999 и 1002 Ответ: 1000, 1001

4) Решите задачу.

Длина прямоугольного участка земли 85 м, а его ширина 12 м. Чему равен периметр этого участка?

Ответ: (85+12)·2=194 м

5) Какое число пропущено?

А)


Б)










2. Актуализация знаний.

Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Зима в Простоквашино»


- Дорогие ребята, вы просмотрели видеофрагмент.

А сейчас ответьте на вопрос - «О чем пойдет речь на уроке?»

Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками? Часто ли вы делаете бесполезные покупки, как Шарик? (Ответы учащихся)

- Сколько стоит буханка хлеба? А сколько жевательная резинка? 1 кг сахара, а чипсы? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?

Каждый из вас что-то покупает для себя или для семьи. А на какие средства? Откуда берёте деньги? Попытайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить. (Ответы обучающихся)

Тему урока вы узнаете, расположив числа в порядке возрастания:

Д

Ж

Т

Б

Е

Ю

12549

89421

503875

378

342476

4635


Ответ: БЮДЖЕТ

- Кто из вас знает, что такое бюджет?

(Бюджет (от староанглийского- кошелёк)- план доходов и расходов человека, семьи, организации и т.д. за определенный период времени)


- Какие виды бюджета вы знаете?

(Государственный- бюджет страны, районный- бюджет района, семейный- бюджет одной семьи)


- Именно о семейном бюджете мы и поговорим.

- А чему бы вы хотели научиться или что узнать на этом уроке?

(Что такое семейный бюджет и для чего он нужен, как правильно спланировать семейный бюджет, какие виды бюджетов бывают?)

- Сегодня мы вместе откроем тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.

- Выясним, что относится к источникам доходов и расходов семьи и подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

- Как вы думаете, почему о семейном бюджете мы буде говорить на уроке математики? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику, уметь складывать и вычитать числа).


- На уроке у нас присутствуют семьи Ивановых, Соловьевых, Петровых и Морозовых.

- В каждой семье есть свой план доходов и расходов, т.е. свой бюджет. Потому что доходы и расходы разных семей различны.

- А теперь поговорим о том, что же такое «доходы» и «расходы».

(Доходы семьи- деньги, материальные средства, ценности, которые получают члены семьи. Расходы семьи- затраты, которые идут на удовлетворение потребностей семьи)


- Из чего складывается доход семьи?

(Зарплаты родителей, пенсии бабушек и дедушек, детские пособия, стипендии…)


- А на что расходуется бюджет вашей семьи?

(На продукты питания; плата за свет, воду, газ; покупки одежды, мебели, лекарств…)

3. Применение знаний и умений в ситуации.

Решите задачу.


1) Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама-1400 рублей, пенсия дедушки- 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки- 16890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 5125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи (рабочих дней-20).

(Ответ: 1800·20+ 1400·20+16890+18600+5125=104615 рублей)


2) Доход семьи Колосовых в сентябре составил 65000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку во время зимних каникул. Сколько удалось им отложить на отпуск?

(Ответ: 1) 27600:4=6900 (руб)-на одежду

2) 27600+6900+15800=50300 (руб)- расходы

3) 65000-50300=14700 (руб)- на накопления)


3) Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37000 рублей, и родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения. Записи за месяц таковы:

- зарплата папы- 45000 рублей;

- зарплата мамы- 32000 рублей;

- продукты- 22000 рублей;

- плата за коммунальные услуги- 5185 рублей;

- Интернет- 399 рублей;

- проезд- 1570 рублей;

- пенсия бабушки- 13800 рублей;

- репетитор по английскому языку- 8400 рублей;

- школьные обеды- 3398 рублей;

- бензин- 7000 рублей;

- корм собаке- 1300 рублей.

Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?

(Ответ: доходы- 90800 рублей, расходы- 42225, остаток-48575 рублей, семья может купить ноутбук)


4.Изучение новых знаний

Учитель: Как мы видим из расчетов, доход превышает расход.

А какие варианты соотношения расходов и доходов бывают?

Расход меньше дохода- бюджет избыточный .

Расход равен доходу – бюджет сбалансированный

Расход больше дохода- бюджет дефицитный.


5. Физкультминутка

6. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление и применение.

- Что необходимо делать, чтобы знать хватит денег на определенный период или нет? (Составлять бюджет семьи, т.е. планировать доходы и расходы).

Практическая работа.

- Я уверена, что вы тоже спланируете правильный бюджет своей семьи. Каждая семья получает заданиям. Задания имеют свою цену в зависимости от его сложности. Вам надо распределить задания между собой, решить их на своих листочках, а ответы записать в бланк в колонку «Ответы». На работу вам отводится 5 минут. Время пошло.

Задания:


Задание

Цена

Ответ

1

Найди значение выражения:

(3600 ∙ 8 – 2392 : 4)

450 р.

28202

2

Папа получает в месяц на 22 000 рублей больше мамы. Какова заработная плата в месяц папы, если мамина заработная плата составляет 14 000 рублей?

150 р.

36000

3

В июле коммунальные расходы стоили 1200 рублей, что на 200 рублей дороже, чем в июне. Сколько стоили коммунальные услуги в июне ?

200 р.

1000

4

Вычисли значение выражения

(123 + 375) · 4 − 19 · 7

350 р.

1859

5

Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 12 и 6 см.

250 р.

36

6

При покупке мобильного телефона, который стоил 5830 рублей, Максим воспользовался скидкой 550 рублей. Сколько заплатил Максим за телефон?

250 р.

5280

7

Вычисли значение выражения

(96 : 8) • 9 – (75 : 5) + 139

350 р.

232

8

Ежемесячный бюджет семьи Ивановых составляет 65000 рублей. Сколько рублей приходится на каждого из четырех членов семьи в месяц?

350 р.

16250

9

Вычисли значение выражения

5943 : 7 + 924 : 4

400 р.

1080

10

Цена одного йогурта 31 рубль. Сколько рублей получит сдачу с 200 рублей Вика при покупке 5 таких йогуртов?

450 р.

45


ИТОГО

3200 р.




- Рабочий день окончен. Получите проверочные листы, сравните свои ответы с правильными. Если они совпадают, то обведите цену этого задания. Если не совпадают или задание не выполнялось, зачеркните цену.

- Сложите полученные числа. Это и есть ваш семейный доход.

- Скажите, сколько заработала каждая семья.

- А теперь вы должны распределить свои расходы. Тратить деньги не легче, чем их зарабатывать. Я предлагаю вам список товаров, обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги. Доходы семей разные, а, значит, и расходы у вас не одинаковые.

Товар

Товар

Цена

Булочка с повидлом

10 р.

Бутерброд с колбасой

30 р.

Сок «Добрый» 1 литр

50 р.

Коробка конфет

150 р.

Килограмм мандаринов

70 р.

Килограмм яблок

70 р.

Связка бананов (4 шт.)

60 р.



Фломастеры (12 шт.)

80 р.

Тетрадь (12 листов)

10 р.

Набор гелевых ручек (4 шт. )

40 р.

Альбом

60 р.

Цветная бумага

50 р.



Флешка (4 гигабайта)

320 р

Мышка проводная

250 р.

Диск «Игры Alawar»

160 р.

Диск Counter-Strike

150 р.

Наушники

250 р.



Кроссовки белые

500 р.

Мяч футбольный

400 р.

Часы наручные женские

300 р.

Часы наручные мужские

350 р.

- На что вы потратили свои доходы? Кому вы это купили? Остались у вас деньги? Правильно вы составили бюджет?

7. Итог урока.

- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А ваши родители, не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.


Итак, давайте подведём итог. Вспомним, что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы)

Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

- Что самое трудное при составлении бюджета семьи?

- Что произойдет с семейным бюджетом, если семья будет тратить больше, чем зарабатывать?

- А если доходы будут больше, чем расходы?

- Сегодня урок мне хочется закончить словами немецкого писателя Бертольда Авербаха

Нажить много денег- храбрость;

Сохранить их- мудрость,

А умело расходовать- искусство.

- Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

- Семья может сократить свои расходы?

- Достигли ли мы цели урока?

-Ответим на 3 вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

- ЧТО мы сегодня делали на уроке? (выясняли, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семьи)

- КАК мы это делали? (решали задачи с практическим содержанием)

- ЗАЧЕМ мы этим занимались? (чтобы научиться применять знания по математике в жизни)

8 . Рефлексия

1. Закончите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. Выставляют оценку себе и всем членам группы

9. Домашнее задание: Придумать и записать «Правила ведения семейного бюджета»

Приложение №1


Экономический словарик


Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.


Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.


Расходы– затраты денежных средств на товары и услуги.


Бюджет – это своеобразный план семьи.


Обязательные расходы— на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги


Произвольные расходы — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)



Непредвиденные расходы- (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)

Сбалансированный бюджет - расходы равны доходам.

Дефицитный бюджет - расходы больше доходов.

Профицитный или избыточный бюджет – расходы меньше доходов.


Кредит- предоставление денег на условии платности, срочности, возвратности.


Деньги- это мера стоимости товаров, их можно обменять на любой из них.


Коммунальные услуги- обеспечение доступа к водным или энергоресурсам.


Стипендия- пособие, выплачиваемое студентам в период обучения с учетом их успеваемости.


Пенсия- ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам пенсионного возраста, инвалидам, лицам, потерявшим кормильца.


Заработная плата- вознаграждение за труд человека, а также различные доплаты.


Приложение 2

Задания:


Задание

Цена

Ответ

1

Найди значение выражения:

(3600 ∙ 8 – 2392 : 4)

450 р.

28202

2

Папа получает в месяц на 22 000 рублей больше мамы. Какова заработная плата в месяц папы, если мамина заработная плата составляет 14 000 рублей?

150 р.

36000

3

В июле коммунальные расходы стоили 1200 рублей, что на 200 рублей дороже, чем в июне. Сколько стоили коммунальные услуги в июне ?

200 р.

1000

4

Вычисли значение выражения

(123 + 375) · 4 − 19 · 7

350 р.

1859

5

Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 12 и 6 см.

250 р.

36

6

При покупке мобильного телефона, который стоил 5830 рублей, Максим воспользовался скидкой 550 рублей. Сколько заплатил Максим за телефон?

250 р.

5280

7

Вычисли значение выражения

(96 : 8) • 9 – (75 : 5) + 139

350 р.

232

8

Ежемесячный бюджет семьи Ивановых составляет 65000 рублей. Сколько рублей приходится на каждого из четырех членов семьи в месяц?

350 р.

16250

9

Вычисли значение выражения

5943 : 7 + 924 : 4

400 р.

1080

10

Цена одного йогурта 31 рубль. Сколько рублей получит сдачу с 200 рублей Вика при покупке 5 таких йогуртов?

450 р.

45


ИТОГО

3200 р.















Товар:

Товар

Цена

Булочка с повидлом

10 р.

Бутерброд с колбасой

30 р.

Сок «Добрый» 1 литр

50 р.

Коробка конфет

150 р.

Килограмм мандаринов

70 р.

Килограмм яблок

70 р.

Связка бананов (4 шт.)

60 р.



Фломастеры (12 шт.)

80 р.

Тетрадь (12 листов)

10 р.

Набор гелевых ручек (4 шт. )

40 р.

Альбом

60 р.

Цветная бумага

50 р.



Флешка (4 гигабайта)

320 р

Мышка проводная

250 р.

Диск «Игры Alawar»

160 р.

Диск Counter-Strike

150 р.

Наушники

250 р.



Кроссовки белые

500 р.

Мяч футбольный

400 р.

Часы наручные женские

300 р.

Часы наручные мужские

350 р.




















Приложение 3


Решите задачу.


1) Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама-1400 рублей, пенсия дедушки- 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки- 16890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 5125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи (рабочих дней-20).


2) Доход семьи Колосовых в сентябре составил 65000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку во время зимних каникул. Сколько удалось им отложить на отпуск?


3) Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37000 рублей, и родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения. Записи за месяц таковы:

- зарплата папы- 45000 рублей;

- зарплата мамы- 32000 рублей;

- продукты- 22000 рублей;

- плата за коммунальные услуги- 5185 рублей;

- Интернет- 399 рублей;

- проезд- 1570 рублей;

- пенсия бабушки- 13800 рублей;

- репетитор по английскому языку- 8400 рублей;

- школьные обеды- 3398 рублей;

- бензин- 7000 рублей;

- корм собаке- 1300 рублей.

Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?
















Приложение 4


Дополнительные задачи:


1. В семье Колосовых четыре дочери-школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям.

В магазине «Аленушка» проводится акция: «Каждому, купившему два платья по цене 2875 рублей, третье платье- в подарок !»

В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2546 рублей, второе- за полцены!»

В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько рублей будут отличаться покупки в этих магазинах?


2. Какой доход принес семье урожай, если было собрано на даче за лето и осень 50 кг яблок, 40 кг огурцов и 10 кг клубники при средней стоимости яблок 46рублей за кг, огурцов- 74 рубля за кг и клубники- 180 рублей за кг?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!