Методическая разработка урока по геометрии по теме «Угол между прямыми и плоскостями»
Цель деятельности учителя | Показать использование скалярного произведения векторов при решении задач на вычисление углов между прямой и плоскостью. |
Термины и понятия | Оси абсцисс, ординат, аппликат; координатные векторы, координаты векторов, угол между векторами, длина вектора, ненулевой вектор между прямыми |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют объяснять, как находить угол между векторами, применять основные свойства скалярного произведения векторов при решении задач | Познавательные: умеют создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные, личностные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | 1. Теоретический материал урока. 2. Задача для индивидуальной работы. |
I этап. Актуализация опорных знаний |
Цели: выяснить затруднения обучающихся. | (Ф) Организуется проверка домашнего задания. № 453. № 451. Применим формулу: a) |
II этап. Объяснение новой темы |
Цель: ввести понятие ненулевого вектора между прямой и плоскостью | (Ф) Чтобы вычислить угол между прямой и плоскостью, или между двумя прямыми во многих случаях удобно использовать скалярное произведение. Введем понятие направляющего вектора прямой. Ненулевой вектор называется направляющим вектором прямой если он лежит либо на прямой , либо на прямой, параллельной Ни рисунке 1 вектор является направляющим вектором прямой Рис.1 1) Надо найти угол между двумя прямыми (пересекающимися или скрещивающимися), если известны их координаты направляющих векторов этих прямых. Решение: Пусть – направляющие вектора прямых Обозначим буквой искомый угол между этими прямыми. Для решения задачи достаточно найти так как значение позволяет найти угол Введем обозначение Тогда либо (рис. 2, а), либо (рис.2,б). |
| Рис.2 Поэтому либо В любом случае а так как Используя формулу, получаем 2) Найти угол между прямой и плоскостью, если известны координаты направляющего вектора прямой и координаты ненулевого вектора, перпендикулярного к плоскости. Решение: Пусть – направляющий вектор прямой , – ненулевой вектор, перпендикулярный к плоскости . Это означает, что прямая, на которой лежит вектор перпендикулярна к плоскости Обозначим буквой искомый угол между прямой и плоскостью а буквой Пользуясь рис. 3 (а, б), нетрудно доказать, что Рис. 3 Поэтому для получается такое же выражение, как и в правой части равенства (1). Зная и учитывая что можно найти угол |
III этап. Решение задач |
Цель: сформировать навыки решения задач по изученной теме | (Ф/И) 1. Решить задачи № 464(а) и 466 (а) на доске и в тетрадях. 2. Решить задачу. Дан: прямоугольный параллелепипед Найти: угол между прямыми | № 464. № 466. Обозначим стороны через Введем прямоугольную систему координат с началом в точке Тогда вершины куба имеют координаты: точки Решение: Введем систему координат Рассмотрим направляющие векторы прямых Пусть – искомый угол, Ответ: |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
(Ф/И) – Что нового узнали на уроке? – По какой формуле можно вычислить угол между векторами? Угол между прямыми? | (И) Домашнее задание: повторить теорию; решить № 464 (б), 465 (разобран в учебнике), 466 (б, в) и 467 (для сильных обучающихся) |