СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по алгебре по теме «Геометрический смысл производной, касательная»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по алгебре по теме «Геометрический смысл производной, касательная»»

Технологическая урока по теме «Геометрический смысл производной, касательная»

Предмет: Алгебра 11 класс

Тема урока: Решение задач на нахождение геометрического смысла производной, касательной.

Цель урока: выявить уровень усвоения тем «Геометрический смысл производной», «касательная».

Задачи урока:

  • выявить уровень сформированности умении находить производную функции, геометрический смысл производной, уравнения касательной;

  • применять правила и формулы дифференцирования, решать задачи открытой базы ЕГЭ по данной теме;

  • формировать умение самостоятельно работать.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Время: 45 мин.

Учебник: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра 11 класс, 2009 г.

Этапы урока, время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организаци­онный момент (1 мин.)

Создание благоприятного климата на уроке.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.


Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Личностные:

психологическая готовность учащихся к уроку.




2. Актуализация знаний (3 мин.)

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования знаний по этой теме.

Учитель задаёт вопросы:

- Что называют углом наклона касательной?

- Как звучит геометрический смысл производной?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, включаются в работу на уроке.

Регулятивные:

  • целеполагание (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Познавательные:

  • структурирование знаний

Личностные:

  • смыслообразование (учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него)





3. Этап создания проблемной ситуации. Целеполагание

(5 мин.)

Помочь обучающимся самим сформулировать тему и цель урока.

Так как седьмое задание из ЕГЭ включает в себя задачи на нахождение геометрического смысла производной и касательной к графику функции, то можете ли вы уже сейчас сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают в тетрадях число и тему урока «Геометрический смысл производной, касательная».






Познавательные:

  • развитие у учащихся умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

4.Этап «открытия» нового знания. (10 мин.)

Научить детей самостоятельно находить и применять новые способы действия.

Ученик должен попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие. Также, происходит формирование умения находить физический смысл производной.






Учитель предлагает формулу нахождения геометрического смысла производной f`(x0)=k=tg . Также, учитель показывает пример решения задач (Приложение 2).




Учащиеся записывают формулу, а также разбирают задачи, представленную учителем на доске.

Регулятивные:

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

  • Выделение необходимой информации, планирование своей деятельности, прогнозирование результата.

  • поиск необходимой информации и её понимание;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

  • планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем;

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5.Этап применения нового знания. Первичное закрепление знаний. (22 мин.)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и

способов действий.

Учитель предлагает решить следующие задание из ЕГЭ, относящиеся к заданию 7 (Приложение 7).

На каждую задачу к доске выходит обучающийся, а остальные помогают. Если возникают вопросы, учитель пытается помочь разобраться с ними. (Приложение 8)

Познавательные:

  • умение анализировать способы выполнения задания;

  • выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • построение речевых высказываний в устной и письменной формах.

Коммуникативные:

  • использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

6. Итог урока. Рефлексия (3 мин.)

Оценивание проделанной работы.

Всё ли вам было понятно по теме урока? Были ли трудности в решении заданий?

Обучающиеся отвечают на вопросы, оценивают степень достижения цели.

Делают выводы.

Регулятивные:

  • контроль и

оценка своей деятельности.

Личностные:

  • рефлексия

способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог.

7. Домашнее задание (1 мин.)

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагает ученикам открыть дневники и записать домашнее задание. Домашним заданием является каждому на выбор решить по одному заданию из ЕГЭ (седьмое задание).

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действия;

  • самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности.




Приложение 6.

1.На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−5; 5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней.

Поскольку касательная параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней, их угловые коэффициенты равны 0. Угловой коэффициент касательной равен значению производной в точке касания. У данной функции производная равна нулю только в точках экстремума функции. На заданном интервале функция имеет 2 максимума и 2 минимума, итого 4 экстремума. Таким образом, касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней в 4 точках.

 

Ответ: 4.



2. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной, который в свою очередь равен тангенсу угла наклона данной касательной к оси абсцисс. Построим треугольник с вершинами в точках A (1; 2), B (1; −4), C(−2; −4). Угол наклона касательной к оси абсцисс будет равен углу ACB:



y`(x0)=tg  ∠ACB=

Ответ: 2.

Приложение 7.

1. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней.

2. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

3. На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−6; 5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = −6.

4. Прямая y=7x-5 параллельна касательной к графику функции y= +6x-8 Найдите абсциссу точки касания.

Приложение 8.

1. Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной. Поскольку касательная параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней, их угловые коэффициенты равны –2. Найдем количество точек, в которых  f`(x)=-2  это соответствует количеству точек пересечения графика производной с прямой y = −2. На данном интервале таких точек 5.

Ответ: 5

2. Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной, который в свою очередь равен тангенсу угла наклона данной касательной к оси абсцисс. Построим треугольник с вершинами в точках A (−2; −2), B (−2; −5), C (4; −5). Угол наклона касательной к оси абсцисс будет равен углу, смежному с углом ACB: y`(x0)=tg(180-∠ACB)=-tg∠ACB=

Ответ: -0,5

3. Касательная параллельна горизонтальной прямой в точках экстремумов, таких точек на графике 7.

 

Ответ: 7.

4. Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной. Поскольку касательная параллельна прямой y=7x-5  их угловые коэффициенты равны. Поэтому абсцисса точки касания находится из уравнения y`=7:

( )`=7

Ответ: 0,5.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!