Сообщение темы и цели урока. Ребята, на прошлом уроке мы решали элементарные комбинаторные задачи, связанные с составлением различных соединений (комбинаций) из имеющихся элементов. И целый раздел математики, именуемый КОМБИНАТОРИКОЙ, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую. Термин “КОМБИНАТОРИКА” происходит от латинского слова “combina”, что в переводе на русский означает – “сочетать”, “соединять”. Было сформулировано правило произведения, упрощающее подсчет числа определенных соединений. Сегодня мы с вами более подробно остановимся на одном из видов комбинаций. Рассмотрим следующие задачи: Задача 1: В знаменитой басне Крылова “Квартет” “Проказница мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка” исследовали влияние взаимного расположения музыкантов на качество исполнения. Зададим вопрос: Сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов? По правилу умножения: 4*3*2*1 = 24 (способа) Задача 2: Сколькими способами можно расставить на библиотечном стенде три учебника: по физике (Ф) , математике (М) и информатике (И)? - Давайте рассмотрим всевозможные варианты расстановок. Пусть 1-ым будет стоять учебник по физике, тогда возможны такие варианты расстановок: ФМИ, ФИМ Пусть 1-ым будет стоять учебник по математике, тогда возможны такие варианты расстановок: МФИ, МИФ Пусть на 1-ом месте будет стоять учебник по информатике, тогда возможны такие варианты расстановок: ИФМ, ИМФ Таким образом, три учебника на стенде можем расставить шестью способами: 2+2+2=6 или 3*2=6 по правилу умножения (способов расстановки). Каждая из полученных нами расположений называют перестановкой из трёх элементов. Эту задачу можно решить другим способом, не перебирая все варианты, а как именно это мы сегодня с вами и узнаем. - Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Перестановки». Такие комбинации, состоящие из одного и того же количества элементов, отличающиеся только их расположением, называют перестановками. Сформулируем определение. Определение: перестановками из n разных элементов называются соединения, которые состоят из n элементов и отличаются друг от друга только порядком их расположения. Обозначение: Рn , где n-количество элементов, (Читается «Пэ из эн») (Р – первая буква франц. слова Permutation – перестановка). Как же находить число перестановок? Вернёмся к предыдущим задачам. 1) Р4=4·3·2·1=1·2·3·4=24=4! 2) P3=3·2·1=6=3! Если в перестановках участвует n элементов? Pn=n·(n-1)(n-2)(n-3)…3·2·1=n!, значит Число перестановок из n-элементов вычисляется по формуле: Рn= n! n-факториал - это произведение всех натуральных чисел от до единицы до n, обозначают символом «!». Используя знак факториала, можно, например, записать: 1! = 1, Необходимо знать, что 0! = 1. 2! = 2*1=2, 3! = 3*2*1=6, 4! = 4*3*2*1=24, 5! = 5*4*3*2*1 = 120. ………… (На экране демонстрируются основные определения, формулы и выводы). Интересно, почему факториал обозначают восклицательным знаком? Термин появился в начале XX века. В 1916 году совет Лондонского математического общества рекомендовал принять обозначение n!, при этом было рекомендовано его читать так: «n-восхищение». Вообще, многие привычные для нас числа имели раньше странные названия. Например, число 0. Вы знаете, что «nullus» переводится с латинского как «никакой». А в Индии в начале эры нуль называли «шалунья». |