СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОДНКНР по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – знакомство с новым материалом, который будет способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОДНКНР по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»»

Методическая разработка урока ОДНКНР по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Целевая аудитория – учащиеся 5 класса.
УМК: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 4-5 класс, авторы: Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С

Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.

Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.

Задачи: предметные: – определить понятия «добро», «зло»; – на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние»; метапредметные: – помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;– способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; – способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению; – создать условия для формирования умений групповой работы. Планируемые результаты: – понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; – знание и принятие жизненных ценностей. Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: уметь работать с информацией Форма проведения: групповая. Оборудование: карточки со словами «добро», «зло»; карточки-задания для работы в группах; таблицы для индивидуальной работы; рисунок с изображением робота; учебник, презентация.

Ход урока: I. Создание атмосферы психологического комфорта. -Начнём наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. II. Актуализация знаний. Зло как снежный ком катилось
И все больше становилось
Тут добро, как будто солнце
Глянуло в своё оконце.
И от Зла не отвернулось
А спокойно… улыбнулось.
Знаете, что вдруг случилось –
Зло исчезло… Растворилось.       (Е.Королёва)   
– Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке? Притча «О злющей бабе». "Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла." И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде, луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми и ты, говорит, эту самую луковку, протяни её в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идёт, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть и уж ВСЮ БЫJIО ВЫТЯНУJI, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша." Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро, и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл." – Сформулируйте тему урока. О чём пойдёт речь на уроке? -У вас на столе два высказывания, прочтите их и попробуйте определить, о чём они? 1.Стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. Это всегда получает положительную оценку людей, приносит людям счастье и радость. (О добрых поступках, о доброте) (Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Добро») 2.Намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Это всегда получает отрицательную оценку, приносит людям горе. (о злых поступках, о зле) (Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Зло») Тема: Добро и зло. (На доске) О чём ещё пойдет речь на нашем уроке? Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния(На доске) – Какие цели мы поставим для себя на этом уроке?(На доске) – Все ли слова понятны для вас? Объясните понятия. Что, по вашему мнению, выражают понятия: грех, раскаяние, воздаяние? – Сегодня в течении урока мы выясним и дадим определение этим понятиям. -Люди гадают как же появилось на земле добро и зло? IV. Решение учебной задачи. -Представьте, что мама однажды принесла домой красивую шкатулку и сказала:  «Чтобы не случилось, никогда её не открывай!» Шкатулку вы видите каждый день, так как она стоит на видном месте. -Как бы вы поступили? Я не буду спрашивать каждого. У вас на столе лежат листочки поставьте на них «+», если открыли бы и «-«, если не открыли бы. Сложите листочки пополам, я пройду и соберу.  (Листочки не подписываются) (Изучаем мнение детей) -Древние греки считали, что жила женщина по имени Пандора, из любопытства она открыла ларец,  из него в мир вырвалось зло. И с тех пор зло стало жить среди людей. Послушайте притчу о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, уважение к людям, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. –Что же сильнее в человеке добро или зло? (они равны по силе) -Что же побеждает в человеке и почему? (если мы стараемся делать добрые поступки, то побеждает добро; если часто совершаем плохие поступки, то побеждает зло). -Народы Древнего Востока тоже считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно с этим миром.

 -В религиях с добром и злом связано ещё несколько понятий. Чтобы лучше в них разобраться, я предлагаю вам заполнить таблицу. Найдите у себя на столе таблицы. Заполнить первую строку нам поможет библейский рассказ о том, как Бог создал первых людей.  Работа с учебником, страница 24 (читаем до слова «грехопадением») –Какова была цель Бога при создании первых людей? (человек будет управлять миром и беречь его) –Что называется грехом в религиях? (непослушание человека Богу) –А в повседневной жизни, что общество считает грехом? (злые поступки)

Основные понятия, связанные с добром и злом

Мнение общества

Мнение религий

грех

злые поступки

непослушание богу

–Что называется грехопадением? (первое нарушение заповеди)

–А какую заповедь нарушили первые люди, вы узнаете из статьи «Это интересно» на странице 25.(Чтение статьи)

–Посмотрите на старинную гравюру. Почему Адам и Ева в раю не показывают лицо Богу, не смотрят ему в глаза? (потому что они его ослушались, нарушили заповедь, им стыдно)

–Были угодны Богу злые поступки людей? (нет) Поэтому сегодня эти определения греха слились в одно.

Физминутка Все дружно трудились, наверно устали, Быстро все сразу за партами встали. -Если я назову добрый поступок человека, хлопайте в ладоши, если злой поступок топайте ногами: – защитил слабого; – толкнул ногой щенка; – проведал больного друга; – обидел одноклассника; – нагрубил взрослым; – уступил старушке место в автобусе; – помог маме помыть посуду; – ослушался маму, играл со спичками; – желал всем людям только добра.  -Можно ли, совершив грех, это исправить? Учебник(страница25)   -Давайте попробуем узнать какими качествами нам надо его наделить, чтобы, совершив плохой поступок, он не стал злым и опасным. Обратимся за помощью к учебнику. (страница 25) – (раскаиваться, так как если человек просит прощение и не признаёт своей вины, то он не сможет измениться к лучшему) –Прочитайте притчу на странице 26 о блудном сыне. Обсудите в группах, почему отец простил сына? (сын раскаялся, признал свою вину и поэтому отец простил его) -Рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какие краски использовал художник при написании картины? (тёмные, чёрные,  красные, золотисто-коричневые) отец не примет и не простит сына, золотисто-коричневый: кажется, что на сына падает свет, он блуждал во тьме (чёрные краски) и нашёл дорогу к свету, к спасению, так как воссоединился со своим отцом)

Основные понятия, связанные с добром и злом

Мнение общества

Мнение религий

грех

злые поступки

непослушание богу

раскаяние

признание своей вины

изменение  внутреннего мира человека к лучшему

спасение

чувствовать себя в безопасности

восстановление связи с Богом


-Продолжим работу с нашей таблицей. Что такое раскаяние и спасение?

Послушайте басню Олеси Емельяновой, которая называется «Добро и Зло», она поможет нам заполнить следующую строку таблицы.

Счастливые, как вешние ветра,

 Шли по дороге вместе два Добра.

 Но Злу ведь тоже дома не сидится

 Настигло их и начало глумиться:

 С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,

 В лицо шипит, смеется и плюет,

 Истошно воя сквозь угар кровавый,

 Мол, нету на меня нигде управы!

 Одно Добро слезами залилось,

 Второе, кулаки сжав, поднялось –

 Оно со Злом три дня, три ночи билось,

 И с той поры зовется – Справедливость!

 Зло наказав, она обет дала,

 Что будет защищать Добро от Зла.

 Чиня Добру обиды, помнить надо,

 Что Справедливость тоже где-то рядом.

 -Было ли наказано зло? (зло было наказано справедливостью) -Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдёт во время Второго пришествия на землю Иисуса Христа. В этот момент человека ждёт суд и воздаяние за его дела, добрые или злые. -Тот, кто не стремился к спасению, совершал дурные поступки, не сможет быть с Богом. –Что же такое воздаяние, по мнению общества и  религии?( страница 27)

Основные понятия, связанные с добром и злом

Мнение общества

Мнение религии

грех

злые поступки

непослушание богу

раскаяние

признание своей вины

изменение  внутреннего мира человека к лучшему

спасение

чувствовать себя в безопасности

восстановление связи с Богом

воздаяние

справедливость

награда за добрые дела и наказание за злые

-Понятия «грех», «раскаяние», «воздаяние», «спасение» присущи всем мировым религиям.

 -Составьте цепочку человеческой истории, как она представлена в священных писаниях, опираясь на подсказку и используя слова:  покаяние, сотворение, грехопадение, спасение, грех, раскаяние   V.Рефлексия. -Что мы сегодня должны были узнать на уроке? (узнать, как объясняют появление добра и зла мировые религии) -Решили ли мы поставленную задачу? (мы узнали, как объясняют появление добра и зла древние народы и христианская религия) -Совершенно верно, о том, как объясняется появление добра и зла в исламе, буддизме, иудаизме мы узнаем на следующем уроке. VI.Самооценка -Теперь попробуйте заглянуть в свой внутренний мир и честно ответить на мои вопросы.

Возьмите таблицы такого вида:

 

1

2

3




-Поставьте в первой колонке (+) –  если вы считаете, что хоть раз совершили в жизни плохой, злой поступок, (-) – никогда не совершали злых поступков, (?) – если не знаете, совершали или нет.

-Поставьте во второй колонке (+) –  если раскаиваетесь в своём поступке, (-) – не раскаиваетесь, будете поступать также.

-Поставьте в третьей колонке (+) – вам было всё понятно на уроке, (?) – было понятно, но не всё,

(-) – всё было непонятным.

-Легко ли признать человеку, что он совершил плохой, злой поступок? (тяжело признавать свою вину)

-Легко ли будет вам рассказывать о своих добрых поступках, вы выясните дома.

VII.Домашнее задание. -Запишите все добрые дела, которые вы совершите за неделю. Можно начать писать книгу «Добрые дела моей жизни» VIII.Итог урока -Закончить наш урок мне хочется притчей. Притча о том, как изменить мир. Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя. -Помните, каждый из нас создает мир, в котором мы живем, и только от нас зависит, каким он будет: злым или добрым, безобразным или красивым.

Словарик к уроку:

Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций)

Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить.

Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении. 

Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрение репродукции картины с изображением грехопадения Евы. 




Скачать

© 2024, 149 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!