СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки с использованием технологий "Образ и мысль" и "РКМЧП"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Музыкальный сказочник» - 4 класс.

Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Цель:  расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова. ЗадачиОбразовательные:  познакомить с сюитой как музыкальным жанром.  Воспитательные:  приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.  Развивающие:  развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса. Оборудование:  компьютер, проектор.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки с использованием технологий "Образ и мысль" и "РКМЧП"»

Тема урока:  «Музыкальный сказочник» - 4 класс.

Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.


Цель:  расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
Задачи
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром. 
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики. 
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Оборудование:  компьютер, проектор.

Технологические этапы

Ход урока

Методические комментарии

Фаза вызова: пробуждение имеющихся знаний, интересов к получению новой информации
















Фаза реализации смысла.

получение новой информации
































































Фаза: рефлексии, осмысления, рождения нового знания





Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!

- Скажите, любите ли вы сказки? Много ли сказок знаете? - Зачем нужны сказки? - Какие самые любимые?

Конечно, сказки любят все. Сегодня мы послушаем такую сказку, которую любят и дети, и взрослые во всем мире.

Давайте её почитаем.


Те, кто не читает в данный момент вслух, следят по тексту и выделяют слова, обозначающие характер каждого персонажа.

Слова-характеристики выписываются на доске.


Шахриар


Шехерезада

Злой

Жестокий

Умная

Образованная

Весёлая

Довольная

Учитель:

- Какой может быть музыка, которая расскажет нам о каждом из этих персонажей будущей сказки?

- Какие инструменты могли бы передать характер каждого из героев?

- Сейчас мы послушаем, как музыка нам расскажет сказку, что нового мы узнаем про наших героев?

Слушание…

Давайте дополним характеристики сказочных персонажей из словаря образных характеристик. (см. Приложение 2.)


Шахриар


Шехерезада

Злой

Жестокий

Резкий

Грубый

Яростный

Грозный

Бурный


Умная

Образованная

Весёлая

Довольная

Нежная

Ласковая

Мягкая

Светлая



Давайте назовём музыкальные средства выразительности, которые помогают нам точно услышать и понять музыкальную речь героев сказки.

- Чей голос мы слышим прежде всего? Это голос Шахриара. Как можно определить его характер?

(музыка звучала грозно и величественно, с волевым и энергичным ритмом, с тяжёлыми акцентами)

- Тембр, каких инструментов передает нам такое ощущение? (низкие струнные и духовые инструменты)

- В каком регистре звучал голос Шахриара? (низкий, средний регистр)

Да, конечно именно все это и передает нам черты суровости, музыкальная интонация напоминает повелительную речь Шахриара.

А теперь давайте охарактеризуем музыкальную речь Шехерезады.

- Вы написали, что она ласковая, нежная, светлая…, а как вы это поняли? (Изменилось настроение музыки, она стала более легкой, плавной, изящной)

- Какими инструментами композитор передает нам такой образ? (скрипка, арфа).

А также соло скрипки, с аккомпанементом арфы, сочетает в себе черты восточного инструментального наигрыша и напевной интонации.

- Скажите, в каком регистре звучала музыкальная речь Шехерезады ? (в высоком)

- Менялся ли ритм? (ритм в основном был ровным)

Действительно, ритмическая ровность хорошо передает нам женственную мягкость образа Шехерезады.

Итак, именно музыка помогла нам более точно услышать и почувствовать характер главных сказочных персонажей.


А теперь давайте слушать саму сказку, которую рассказывает Шехерезада Шахриару, но прежде, я дам вам маленькую подсказку. У вас на столах есть еще один листочек с началом этой сказки. Внимательно прочитайте его. (см. Приложение 5.)

- Как имя у главного героя этой сказки? (Синдбад)

- И вот однажды… (пауза). Что же произойдёт дальше? Интригующая ситуация.

- Запишите у себя в тетрадях, о чем вам расскажет музыка

- Услышим ли мы что-то новое, может быть, появятся новые персонажи?


Слушание музыки…

Работа в тетради…


- Что нам расскажет музыка дальше? Слушаем дальше и до конца (звучит реприза).

- Голос Шахриара звучит так же, как в начале?

- Почему музыкальная сказка заканчивается темой Шехерезады, её мелодией?

Действительно, в самом конце музыкальной сказки, звучит мелодия Шехерезады. Ведь она закончила свою первую сказку о Синдбаде, но для того чтобы продолжить её снова в следующую ночь.


- Знаете ли вы, кто сочинил эту музыкальную сказку?

Это замечательный русский композитор Н.Римский-Корсаков. Вы наверно удивитесь, когда узнаете, что прежде, чем стать композитором, он был настоящим военным офицером. И хотя в детстве у него был абсолютный музыкальный слух, и он уже с 6 лет играл на рояле, больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет отец привёз его в Санкт-Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, а вернувшись из путешествия, окончательно решил стать композитором.

Симфоническую сюиту «Шехерезада», первую часть которой мы послушали, Римский-Корсаковый написал всего за два месяца в 1888 году.

Теперь нам понятно, почему композитору удалось так ярко и мощно создать звуковую картину моря, показать могучую водную стихию. Ведь он сам пережил сильнейшие впечатления во время плавания на корабле.

Внимательно прочитайте определение «Сюита», и запишите себе в тетрадь.

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

Четыре части сюиты Н.А. Римского-Корсакова это четыре сказки, рассказанные юной Шехерезадой


Ребята, а сейчас посмотрите на две картины художника И.К.Айвазовского, и выберете ту, которая наиболее соответствует музыкальному образу моря.

- Чем отличаются эти картины? (море спокойное, море буйное)

- Какая картина, на ваш взгляд, больше соответствует музыкальному образу моря?

(Учащиеся приходят к выводу, что обе картины подходят.)

- Что именно в музыкальном повествовании позволяет нам сделать такой вывод?

- Какому именно моменту сказки соответствует каждая из картин моря?


Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, и чтобы ваши знания закрепить, давайте распишем вот такие (показать) кораблики. На парусах нужно написать название сказки, перечислить музыкальные инструменты, голоса которых мы слышали в музыкальной сказке, имена персонажей и ключевые слова сегодняшнего урока.


Домашнее задание на выбор:

- нарисуйте любого персонажа этой сказки и обязательно прочитайте сказки о путешествиях Синдбада, а я дома прочитаю ваши истории.

- сочините синквейн по материалам урока


Создание атмосферы комфортности (доброжелательная интонация)




Текст сказки у каждого учащегося на парте. (См. Приложение 4).


Организация работы с текстом.

Учащиеся по очереди читают по абзацам.

Метод моделирования.

Чтение с разметкой.

Запись на доске и в тетради.


Универсальность (решение нескольких задач на одном музыкальном произведении)



Размышления о прочитанном.


Работа с таблицей-словарём (чтение, письмо)


Контакт с новой информацией.

Слушание: Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» 1 часть.



Сопоставление полученной информации с уже имеющимися записями и опытом.




Учащиеся перечисляют средства музыкальной выразительности.

Повторение.


Анализ и обсуждение услышанного и прочитанного.



Прием перефразирования

Вопросы «открытого» характера.










Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета.

Учащиеся записывают свою версию продолжения сказки.

Слушание: Море и Синдбадов корабль (до репризы)



Чтение записи сказки в тетради (по желанию учеников)

.обсуждение

Слушание: Море и Синдбадов корабль (реприза)


Активация внимания и поиск ответов на возникшие вопросы.




Получение новой информации














Учащиеся читают и пишут (имя, дата, название произведения, определение)


На экране - определение «Сюита»





Многообразие образов

(произведения изобразительного искусства)

На экране представлены две картины И.К.Айвазовского.

«Буря на море ночью» и «Лунная ночь» (1849)

Алгоритм вопросов

Прояснение смысла нового материала.

Заполнение кластера.

Желающий ученик раздает кораблики (заранее приготовленные)

(см. Приложение 6.)

Ребята пишут на парусах



Учащиеся сдают тетради и кораблики







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!