Фаза вызова: пробуждение имеющихся знаний, интересов к получению новой информации Фаза реализации смысла. получение новой информации Фаза: рефлексии, осмысления, рождения нового знания | Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! - Скажите, любите ли вы сказки? Много ли сказок знаете? - Зачем нужны сказки? - Какие самые любимые? Конечно, сказки любят все. Сегодня мы послушаем такую сказку, которую любят и дети, и взрослые во всем мире. Давайте её почитаем. Те, кто не читает в данный момент вслух, следят по тексту и выделяют слова, обозначающие характер каждого персонажа. Слова-характеристики выписываются на доске. Шахриар | Шехерезада | Злой Жестокий | Умная Образованная Весёлая Довольная | Учитель: - Какой может быть музыка, которая расскажет нам о каждом из этих персонажей будущей сказки? - Какие инструменты могли бы передать характер каждого из героев? - Сейчас мы послушаем, как музыка нам расскажет сказку, что нового мы узнаем про наших героев? Слушание… Давайте дополним характеристики сказочных персонажей из словаря образных характеристик. (см. Приложение 2.) Шахриар | Шехерезада | Злой Жестокий Резкий Грубый Яростный Грозный Бурный | Умная Образованная Весёлая Довольная Нежная Ласковая Мягкая Светлая | Давайте назовём музыкальные средства выразительности, которые помогают нам точно услышать и понять музыкальную речь героев сказки. - Чей голос мы слышим прежде всего? Это голос Шахриара. Как можно определить его характер? (музыка звучала грозно и величественно, с волевым и энергичным ритмом, с тяжёлыми акцентами) - Тембр, каких инструментов передает нам такое ощущение? (низкие струнные и духовые инструменты) - В каком регистре звучал голос Шахриара? (низкий, средний регистр) Да, конечно именно все это и передает нам черты суровости, музыкальная интонация напоминает повелительную речь Шахриара. А теперь давайте охарактеризуем музыкальную речь Шехерезады. - Вы написали, что она ласковая, нежная, светлая…, а как вы это поняли? (Изменилось настроение музыки, она стала более легкой, плавной, изящной) - Какими инструментами композитор передает нам такой образ? (скрипка, арфа). А также соло скрипки, с аккомпанементом арфы, сочетает в себе черты восточного инструментального наигрыша и напевной интонации. - Скажите, в каком регистре звучала музыкальная речь Шехерезады ? (в высоком) - Менялся ли ритм? (ритм в основном был ровным) Действительно, ритмическая ровность хорошо передает нам женственную мягкость образа Шехерезады. Итак, именно музыка помогла нам более точно услышать и почувствовать характер главных сказочных персонажей. А теперь давайте слушать саму сказку, которую рассказывает Шехерезада Шахриару, но прежде, я дам вам маленькую подсказку. У вас на столах есть еще один листочек с началом этой сказки. Внимательно прочитайте его. (см. Приложение 5.) - Как имя у главного героя этой сказки? (Синдбад) - И вот однажды… (пауза). Что же произойдёт дальше? Интригующая ситуация. - Запишите у себя в тетрадях, о чем вам расскажет музыка - Услышим ли мы что-то новое, может быть, появятся новые персонажи? Слушание музыки… Работа в тетради… - Что нам расскажет музыка дальше? Слушаем дальше и до конца (звучит реприза). - Голос Шахриара звучит так же, как в начале? - Почему музыкальная сказка заканчивается темой Шехерезады, её мелодией? Действительно, в самом конце музыкальной сказки, звучит мелодия Шехерезады. Ведь она закончила свою первую сказку о Синдбаде, но для того чтобы продолжить её снова в следующую ночь. - Знаете ли вы, кто сочинил эту музыкальную сказку? Это замечательный русский композитор Н.Римский-Корсаков. Вы наверно удивитесь, когда узнаете, что прежде, чем стать композитором, он был настоящим военным офицером. И хотя в детстве у него был абсолютный музыкальный слух, и он уже с 6 лет играл на рояле, больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли. В 12 лет отец привёз его в Санкт-Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, а вернувшись из путешествия, окончательно решил стать композитором. Симфоническую сюиту «Шехерезада», первую часть которой мы послушали, Римский-Корсаковый написал всего за два месяца в 1888 году. Теперь нам понятно, почему композитору удалось так ярко и мощно создать звуковую картину моря, показать могучую водную стихию. Ведь он сам пережил сильнейшие впечатления во время плавания на корабле. Внимательно прочитайте определение «Сюита», и запишите себе в тетрадь. Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом. Четыре части сюиты Н.А. Римского-Корсакова это четыре сказки, рассказанные юной Шехерезадой Ребята, а сейчас посмотрите на две картины художника И.К.Айвазовского, и выберете ту, которая наиболее соответствует музыкальному образу моря. - Чем отличаются эти картины? (море спокойное, море буйное) - Какая картина, на ваш взгляд, больше соответствует музыкальному образу моря? (Учащиеся приходят к выводу, что обе картины подходят.) - Что именно в музыкальном повествовании позволяет нам сделать такой вывод? - Какому именно моменту сказки соответствует каждая из картин моря? Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, и чтобы ваши знания закрепить, давайте распишем вот такие (показать) кораблики. На парусах нужно написать название сказки, перечислить музыкальные инструменты, голоса которых мы слышали в музыкальной сказке, имена персонажей и ключевые слова сегодняшнего урока. Домашнее задание на выбор: - нарисуйте любого персонажа этой сказки и обязательно прочитайте сказки о путешествиях Синдбада, а я дома прочитаю ваши истории. - сочините синквейн по материалам урока | Создание атмосферы комфортности (доброжелательная интонация) Текст сказки у каждого учащегося на парте. (См. Приложение 4). Организация работы с текстом. Учащиеся по очереди читают по абзацам. Метод моделирования. Чтение с разметкой. Запись на доске и в тетради. Универсальность (решение нескольких задач на одном музыкальном произведении) Размышления о прочитанном. Работа с таблицей-словарём (чтение, письмо) Контакт с новой информацией. Слушание: Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» 1 часть. Сопоставление полученной информации с уже имеющимися записями и опытом. Учащиеся перечисляют средства музыкальной выразительности. Повторение. Анализ и обсуждение услышанного и прочитанного. Прием перефразирования Вопросы «открытого» характера. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета. Учащиеся записывают свою версию продолжения сказки. Слушание: Море и Синдбадов корабль (до репризы) Чтение записи сказки в тетради (по желанию учеников) .обсуждение Слушание: Море и Синдбадов корабль (реприза) Активация внимания и поиск ответов на возникшие вопросы. Получение новой информации Учащиеся читают и пишут (имя, дата, название произведения, определение) На экране - определение «Сюита» Многообразие образов (произведения изобразительного искусства) На экране представлены две картины И.К.Айвазовского. «Буря на море ночью» и «Лунная ночь» (1849) Алгоритм вопросов Прояснение смысла нового материала. Заполнение кластера. Желающий ученик раздает кораблики (заранее приготовленные) (см. Приложение 6.) Ребята пишут на парусах Учащиеся сдают тетради и кораблики |