Методическая разработка
урока по математике
в 3 классе
по теме:
«Умножение суммы на число»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №3 с. Эльхотово
Мильдзихова Альбина Аркадьевна
Урок математики в 3 классе по теме:
«Умножение суммы на число» Цели:
1. Познакомить с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое- либо число через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать способность к анализу; планированию учебных действий, формировать умение решать примеры, задачи. Развивать наблюдательность, внимание, память, математическую речь, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к родному краю.
Оборудование: учебник, карточки, мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация к уроку;
Методы: метод объяснения, метод опроса (устный и письменный) , упражнение.
Задачи:
1. Развивать способность к анализу, умение решать примеры и задачи.
2. Развить наблюдательность, внимание, память, математическую речь.
3. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
4. Совершенствовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
Формируемые УУД:
Метапредметные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Предметные: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; строить речевое высказывание.
Коммуникативные : слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем, о правилах поведения и общения и следовать им; использовать речь для регуляции своего действия.
Планируемые результаты:
Предметные: умеет овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи,записи и выполнения алгоритмов; умеет выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Личностные: ученик умеет выстраивать отношения в учебном коллективе. Ученик участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. В ситуации конфликта ищет пути его равноправного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
Метапредметные : ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы; решает разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства. Умеет презентовать результаты своей деятельности; Сопоставляя свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Ход урока
I.Организационный момент. (слайд 1)
Очень трудная наука
Математика для вас.
Но учиться в наше время
Нужно каждому из нас!
Математика – наука трудная.
- Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?
- Тогда пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения.
-У нас всё получится!
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний: (слайд 2)
Один ученик выполняет индивидуальную работу на карточке:
Представь числа 17, 13,18,15 в виде суммы слагаемых: 17 = 18 = 13 = 15 = |
Второй ученик у закрытой доски решает задачу:
Длина прямоугольника 6 см, ширина 4 см. Вычисли периметр и площадь этого прямоугольника.
- Начнем урок с повторения пройденного, с решения устных упражнений.
Ответы показываем на цифровых веерах.
Кто первый показывает правильный ответ - получает карточку с этим ответом.
1.Сумму чисел 24 и 8 уменьшить в 4 раза (8-н)
2.Произведение чисел 7 и 8 уменьшить на12 (44-и)
3.Разность чисел 36 и 8 увеличить на 5 (33-е)
4.Частное чисел 35 и 7 уменьшить в 5 раз (1-у)
5.Во сколько раз произведение чисел 3 и 6 больше разности 12 и 3? (2-м)
6.На сколько частное чисел 18 и 3 меньше суммы чисел 19 и 6? (19-о)
- Я буду читать задачи в стихах, а вы внимательно слушать и решать их.
Показывая число - ответ,
1.У нашей Наташки 9 кудряшек.
Сколько кудряшек у 4 Наташек? (36-н)
2.У нашего Егора 7 справочников дома.
Сколько полезных книжек у 8 таких мальчишек? (56-е)
3.Мчатся тройки с бубенцами - Полюбуйтесь-ка вы сами.
Сосчитать коней попросим,
Если троек было восемь. (24-ж)
Карточки с ответом расставляем в порядке возрастания и переворачиваем.
-Итак, на уроке мы будем учиться умножать.
- А для этого нужно хорошее знание таблицы умножения.
Коллективная проверка карточки (учащиеся вспоминают состав чисел) и проверка решения задачи на доске.
Подведение итогов.
Для самого слабого ученика (слайд №3) Коллективная проверка.
Орфографическая минутка.
-Откройте тетради и запишите число. Классная работа.
III. Постановка учебной задачи.
Работа с учебником . (слайд 4)
- Площадь прямоугольникаравна12*5. Найти значение этого выражения мы не можем, так как не умеем умножать двузначное число на однозначное.
-Это и есть проблема, которую мы и будем сегодня решать.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
Как предложили вычислить площадь всего огорода? (слайд 5)
Огород прямоугольной формы поделён на два участка. Длина первого участка 4 метров. Длина второго -8 метров. Ширина обоих участков 5 метров. Найдите площадь всего огорода.
-На экране вы видите прямоугольник – это весь огород.
-Что ещё вы видите?
-Прямоугольник разделён на 2 меньших прямоугольника.
-Что из этого следует?
-Можно найти площадь всего огорода, сложив площади двух участков.
-Как найти площадь1 участка? 2 участка? Всего огорода?
Составим выражение для нахождения площади всего огорода.
- 4*5+8*5=60
-Итак, мы нашли площадь всего огорода.
-Вернёмся к рисунку. (слайд 4) Чему равна длина большего прямоугольника?
-12 метров.
-Из скольких отрезков состоит данный отрезок?
-Из двух - 4 и 8 метров.
-Возвращаясь к нашей проблеме: 12*5 давайте, заменим число12 выражением
12*5 = (4+8)*5
-Как называется выражение в скобках?
-Прочитайте подчёркнутое выражение.
-Сумму чисел 4 и 8 умножить на число5.
-Ещё раз повторите, не называя чисел.
- Сумму чисел умножить на число.
- Помогите сформулировать новую тему урока.
-Это и есть тема урока. «Умножение суммы на число».
- Как это связано с решением проблемы?
-Число12 заменили суммой чисел 4 и 8.
-Вернёмся к решению задачи. Как найти площадь прямоугольника?
-12*5.
-А мы как нашли?
-4*5+8*5
-То есть12*5=(4+8)*5=4*5+8*5
-Прочитайте подчёркнутое выражение.
Как сумму умножить на число?
-Чтобы сумму умножить на число, нужно первое слагаемое умножить на число, второе слагаемое умножить на число и полученные результаты сложить.
Чтение правила в учебнике.
Физминутка.
V. Первичное закрепление новых знаний.
в) Решение примеров с. 7 № 2. Решаем у доски с комментированием.
VI. Повторение и закрепление новых знаний.
1. Работа с книгой с.7 примеры № 7 устно.
2. с.7 уравнения № 4 один ученик у закрытой доски, с последующей проверкой в парах.
3. (Слайд 8) Самостоятельная работа по вариантам. Два ученика решают у доски (самопроверка).
4. Задача № 6 с. 7
Ведется коллективная работа над задачей, решение - самостоятельно.
Прочитайте задачу.
Проверка решения и ответа задачи.
5.Математическая эстафета. Работа в группах.
Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
5*7 6*2 7*8 40:5 63:7 | 5*6 6*4 7*3 32:4 18:2 | 5*9 6*7 7*5 48:6 27:3 | 5*3 6*3 7*9 24:3 45:5 | 5*8 6*5 7*8 56:7 36:4 | 5*4 6*7 7*2 64:8 54:6 |
Проверка со слайда.
Какая команда выполнила без ошибок?
Какая команда допустила ошибку?
VII. Итог. Рефлексия.
- Какие новые знания получили? (Как умножить многозначное число на однозначное).
- Что “открыли”? (Алгоритм умножения на однозначное число).
- По желанию, попробуйте дома составить 5 выражений на новое правило?
VIII. Д/з.
Объяснение домашнего задания. Стр. 7 № 1, 8 , правило, повторить таблицу умножения.
Выставление оценок.
Слайд № 9.
Спасибо за урок!