СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Любовь и уважение к Отечеству"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована при изучении курса ОРКСЭ для модуля «Основы православной культуры», урок № 30, урок получения новых знаний.

Материал данного урока является благодатной почвой для воспитания чувства любви и уважения к Родине, чувства гордости за традиции, обычаи нашей страны, для воспитания патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Любовь и уважение к Отечеству"»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Горловская средняя общеобразовательная школа Скопинского муниципального района

Рязанской области «Клекотковская основная общеобразовательная школа»











Методическая разработка урока

по курсу ОРКСЭ (модуль «основы православной культуры»)

по теме: «Любовь и уважение к Отечеству»

(4 класс)






Гусева Оксана Юрьевна,

учитель ОРКСЭ






Клекотки - 2021 г.


Пояснительная записка.


Данная разработка может быть использована при изучении курса ОРКСЭ для модуля «Основы православной культуры», урок № 30, урок получения новых знаний.

Материал данного урока является благодатной почвой для воспитания чувства любви и уважения к Родине, чувства гордости за традиции, обычаи нашей страны, для воспитания патриотизма.

Класс:4

Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

Основные понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Цель: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству.

Задачи:

Образовательная:

выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут, и расширить их; уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм.

Воспитательная:

воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;

воспитывать желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова;

создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая:

развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае; устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать;

способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

Личностные результаты:

- расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему урока;

- корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень -успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формыв другую (модель);

- пользоваться словарями;

- строить рассуждения;

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметные результаты:

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

Технологии: сотрудничества, здоровьесбережения, личностно - ориентированный, и деятельностный подход, а также прием кластера. При актуализации знаний обучающихся применяется видеоролик. Работа в парах и в группах позволяет развивать универсальные учебные действия. Урок предполагает создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают исследовательские навыки. Во время закрепления изученного материала используется игра, которая совмещает познавательную и двигательную активность детей.

Тип урока:

по основной дидактической цели: изучение нового материала;

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Оборудование: учебник: Кураев А.В. Основы православной культуры 4-5кл., М. Просвещение 2013г; мультимедийный проектор для просмотра презентации, иллюстрации с изображением Москвы и фотографиями родных мест;

толковые словари; видеоролик «С чего начинается Родина?».

листы формата А3 и маркеры для кластера.














Сценарий урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова А. С. Пушкина

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! Слайд 2

Учитель: Сейчас вы будете смотреть видеоролик. В нем прозвучит вопрос. Подумайте, как вы ответите на него.

(Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?»)

Учитель: Какой вопрос прозвучал в этом видеоролике?

(Дети: С чего начинается Родина?).

Учитель: Как вы считаете, с чего же она начинается?

(Дети высказывают свое мнение, основываясь на просмотренный материал). Слайд 3

Учитель: По вашему мнению, что же такое «Родина».

(Дети: Родина – это место, где мы родились, где мы живем. Родина нас объединяет). Слайд 4

Учитель: Подберите синоним к слову «Родина».

(Дети: Отечество. Отчизна).

Учитель: Да, слова Родина и Отечество имеют схожее значение. В художественной литературе и в устном народном творчестве Родину часто называют матерью, матушкой, мамой. Как вы думаете, почему?

(Дети: Мы дети нашей Родины, она заботится о нас, как мама: кормит, дарит красоту, одевает, бережет.)

Учитель: А как мы должны относиться к Родине?

(Дети: Беречь, любить, уважать Родину).

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Дети: Любовь и уважение к Родине, к Отечеству). Слайд 5

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Откройте ваши учебники на с.94 и прочитайте тему нашего урока. Соотнесите ее с нашим предположением. (Тема сформулирована правильно).

Работа с учебником.

1. Работа в парах.

Учитель: Прочитайте 3 абзац на с. 94 и ответьте на вопрос: Что нас всех объединяет?

(Дети: История, моральные нормы, традиции наших предков).

Учитель: Какое завещание оставил нам выдающийся писатель, актер и режиссер В. М. Шукшин?

(Дети: …Помни это. Будь человеком!) Слайд 6.

Учитель: Прочитайте 4 абзац на с. 94 и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России?

(Дети: Из традиций народов, живущих в нашей стране.)

Учитель: Люди каких религий живут в нашей стране?

(Дети: Иудаизм, ислам, христианство, буддизм).

Учитель: Посмотрите на слайд. (Карта национальностей) Как много людей разных национальностей населяет нашу страну? Назовите их. Слайд 7.

Учитель: Благодаря какому чувству людям удается жить в мире и согласии в нашей стране?

(Дети: Любовь, уважение).

Учитель: Любовь и уважение к кому?

(Дети: Друг к другу, к стране, к Отечеству).

2. Работа в группах.

Учитель: Разделитесь на группы по рядам. Каждая группа, пользуясь материалами учебника, словарями Ожегова и Даля, должна будет представить определение понятий: «любовь», «уважение», «Отечество». Представить свою работу нужно в виде кластера. На работу дается 10 минут. Слайд 8

(Каждая группа представляет свой материал, который вывешивается на доску).



бескорыстная любовь

основа жизни

способность любить других





любовь







к семье

к Родине



к друзьям





признание достоинств

признать точку зрения другого







уважение







почтительное отношение

вежливые отношения











наша Земля

наш край

государство

страна отцов

дом

Отечество

семья















Учитель: Какое еще понятие встретилось вам вовремя работы?

(Дети: Патриотизм).

Учитель: Как вы понимаете значение слова «патриотизм»? Зачитайте, как об этом сказано в статье учебника (с. 95)

Учитель: Кого можно считать патриотом?

(Дети: Человека, который любит свою семью, свой народ, свою страну и трудится для ее блага).

3.Работа в группах продолжается. Каждая группа будет работать над своим заданием:

Объясните, как вы понимаете выражение: Слайд 9

1 гр. – трудиться на благо Родины.

2 гр. – нести ответственность перед Родиной.

3 гр. – ими гордится наша Родина.

Время на обсуждение 5 мин.

(Выслушиваются ответы групп).

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Проводится в виде игры «Дружная страна».

Дети выходят к доске и встают в круг,

(Взялись за руки). Я, ты, он, она – вместе целая страна.

(Поднимают руки вверх, держась за руки). Вместе дружная семья.

(Сходятся в середину). В слове «мы» сто тысяч «я». (Расходятся)

Над тобою солнце светит, льется с высоты. (Поднимают руки вверх, показывая на солнце).

Все на свете, все на свете сможем я и ты.

(Кладут руки себе на грудь и показывают на другого).

Учитель: А что ты можешь сделать для Родины?

(Дети по желанию высказывают свои мнения: хорошо учиться, помогать маме, защищать слабых, посажу дерево…Каждый говорящий выходит вкруг и кладет свою руку на вытянутую руку предыдущего говорившего ученика. В конце игры повторяются первые три строчки).

  1. Работа в тетради.

(Работа в парах). Подбери и запиши рядом с соответствующими буквами слова, которые ассоциируются у тебя со словами «служение» и «патриотизм»

С……………………. П………………………

Л……………………. А………………………

У……………………. Т………………………

Ж…………………… Р……………………….

Е…………………… И………………………

Н…………………… О………………………

И…………………… Т……………………..

Е…………………….. И................................

З………………………

М……………………..

Учитель: Составь собственные определения этих слов и запиши их.

Служение – это …………………

Патриотизм – это ……………….

(Проверка выполненного задания: дети зачитывают составленные слова и определения).

Учитель: От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем патриотизмом.

IV. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Слайд 10

Интересно

Творчество

Обучились

Главное

Учитель: Что вам показалось интересным на сегодняшнем уроке?

- В чем проявилось ваше творчество?

- Чему вы обучились на уроке?

- А что было для вас главным?

(Дети: Главное то, что все мы разные, но живем в одной стране. Мы должны любить, уважать свое Отечество и заботиться о нем).

V. Домашнее задание.

Задание по выбору: Слайд 11

  1. Найти информацию и подготовить сообщение о людях, прославивших нашу страну или родной край.

  2. Подготовить рисунок на тему «Славлю мое Отечество».









Рецензия на урок ОПК в 4 классе в филиале МБОУ «Горловская СОШ» «Клекотковская ООШ»

Учитель: Гусева Оксана Юрьевна

Тема: Любовь и уважение к Отечеству

Все этапы урока последовательны и логично связаны. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и завершенность урока. Цели занятия определены и доступны для учащихся. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Использование на уроке наглядного материала, ИКТ способствовало формированию положительной мотивации к развитию обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной деятельности.

На каждом этапе осуществлялась постановка учебных задач, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная. Осуществлялся контроль учителя, самоконтроль и самооценка результатов работы. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся. Итоги подведены.

Урок организован с использованием информационно-коммуникативных технологий обучения. Организован логический переход от одного этапа к другому. Правильно определён объём учебного материала, рационально распределено время. Характер обучения демократичный, объективный. Данный урок составлен методически грамотно, соответствует задачам и требованиям государственных стандартов.

Материал данного занятия является благодатной почвой для воспитания чувства любви и уважения к Родине, чувства гордости за традиции, обычаи нашей страны, для воспитания патриотизма.


Заведующая филиалом: Левина Е.Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!