СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Красота и целесообразность.»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: дать представление о том, что любая вещь одновременно принадлежит и быту, и искусству. А также каждой вещи живет память и образ своего времени

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Красота и целесообразность.»»

ГОУ Специальная (коррекционная)-школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка по программе «Изобразительное искусство»

Б.М.Неменского 2021г.

7 кл

Урок № 13

«Красота и целесообразность. Вещь, как образ времени, символ нашего представления о чем-то.»



Антошкина О. В. -. учитель изобразительного искусства

Цель занятия: дать представление о том, что любая вещь одновременно принадлежит и быту, и искусству. А также каждой вещи живет память и образ своего времени

Задачи:

*развивать внутренний мир учащегося и воспитывать его эмоционально-образную, чувственную сферу

*способствовать освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству.

*формировать такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формировать умение преобразования реального жизненного пространства и его оформления

*- учить детей применять знания, полученные из личного опыта при решении аналитических и творческих задач.

Коррекционные задачи:

Коррекционные задачи:

- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей.

- повышение познавательной активности







Результаты.

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города\, своей школой.

  • формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности;

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • формирование эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

.

Метапредметные результаты, универсальных учебных коммуникативных действий:

  • общение;

универсальные учебные регулятивные действия:

  • самоорганизация (саморегуляция);

  • самоконтроль (рефлексия);

  • эмоциональный интеллект;

  • принятие себя и других.

сформированность универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;

  • - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Предметные результаты

* овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке

произведений искусства;

* овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах

художественной деятельности (аппликации, инсталляции)),

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражать суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники.



Тип урока.

Урок получения нового знания

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Практическая художественная деятельность



Формы учебной деятельности

Индивидуальная творческая работа

Структура занятия:

  • Организация учеников.

  • Вводный этап-.

Мотивация деятельности обучающихся.

  • Изучение нового материала.

  • Повторение правил безопасной работы с материалами и инструментами.

. Основной этап (практическая часть урока)

Актуализация опорных знаний по теме.

  • Подведение итогов и выводы.

Словарь терминов: коллаж, аппликация, инсталляция


Оборудование:

  • – компьютер;

  • – видео презентация

  • Образцы, вырезанные из журналов, с изображениями фотографий вещей, зданий.



  • Материалы: клей, краски, рамки, картон.

  • Инструменты: кисти, ножницы, линейки, карандаши, фломастеры, кисти.

  • Ход занятия:

-Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас очень и интересное занятие.

Большей частью в наш век мы окружены не природой: лугами полями и деревьями. А машинами, зданиями, миром вещей- вещей необходимых на м в быту. Эти вещи формируют наш вкус и сознание. Этот урок не создаст из вас художника дизайнера, а поможет понять, как устроены вещи, как они влияют на нас.

Любая вещь подобно зданию строится. В ней можно выявить конструкцию, то есть из каких простых элементов, каких тел она состоит.

Когда художник рисует вещь, то сначала он прорисовывает в этой вещи ее составные элементы. Вещи бываю простые.

Например кувшин.

Он состоит из каких элементов?

- кувшин состоит из шара и цилиндра.

- молодцы.

А есть и сложные вещи в конструкции, которых много разных элементов. Посмотрите на рисунок мясорубки и утюга. Это сложные вещи.

Форма вещи не случайна. Разрабатывает, придумывает форму вещи, кто?

- придумывает форму вещи художник.

-а как называют такого художника?

- такого художника называют дизайнер.

- правильно дизайнер.

И так, дизайнер придумывает форму вещи. И его работа, как и у любого труженика может быть и хорошей и не очень.

Хорошей работой будет считаться, когда он придумает такую форму, которая будет лучше всего помогать вещи выполнять свое предназначение. Например, чайник.-в чем его предназначение?

-чайник нужен, чтобы вскипятить чай.

-А потом, что с ним сделать?

-А потом из чайника надо налить в чашку чай.

-Правильно. Значит форма должна быть такой, чтобы чай быстрее кипятился, и чтобы из носика не плескалась вода, пока его не наклонишь. И еще его ручка должна быть удобной. Вот, посмотрите, я выбрала только несколько фотографий чайников. Как много придумывают дизайнеры.

-По вашему каким должно быть основание чайника, чтобы он быстрее грелся?

- чайник должен быть довольно широким.

- молодец.

-А носик каким должен быть, чтобы вода не выливалась?

-носик должен быть высоким.

-не совсем так, носик может быть и маленьким, но должен крепиться выше к основанию, так, чтобы на верху чайника носик оканчивался на высоте горлышка чайника. Тогда вода во время кипения не будет из него выплескиваться. Видите сколько всего надо учитывать при придумывании такого, казалось бы, простого предмета. А ведь еще хочется сделать его красивым и интересным.

На этих фотографиях мы видим, как форма самолета менялась со временем, со стремление достичь наибольшей скорости. Каждая новая модель становилась все белее обтекаемая и более скоростной. Каждое поколение художников стремятся делать вещь наиболее красивой, пытаются достичь идеала.

А идеал — это наиболее полное соответствие формы предмета и цели, которой он служит.

Посмотрите на развитие формы у утюга от старины до современности.

-Чем обусловлено изменение формы?

Ученики, глядя на фотографии пытаются определить, как то, на чем работал чайник меняло его форму. Как на форму влияло и назначение утюга.



Но бывает и так. Вещь, придуманная художником, не очень удобна, но люди ее покупают. Это происходит потому, что художественное воплощение вещи оказывается важнее. Но тогда предмет скорее всего не используют по назначению, а просто этот предмет служит украшением помещения или он находится она выставке. Наиболее значимо, когда вещи и красивы, и утилитарны (их формы хорошо служит назначению)

Со временем практическая эффективность вещи часто уменьшается (например, пролетка, которая ездила на конной тяге или ухват, которым из печи вынимали горшок).

-Какие еще ненужные теперь вещи вы знаете?

-А вот ценность таких вещей возрастает.

-Как вы думаете почему?

- Ценность таких вещей возрастает потому, что таких вещей мало.

-правильно. А еще потому, что вещь значима для нас как отпечаток времени, отражение нашей жизни. Глядя на какую-нибудь вещь, мы часто вспоминаем связанные с ней события.

Благодаря этому свойству вещи в современном искусстве служат материалом для создания инсталляций

Инсталляция — это не вид дизайна, не способ создания вещи, а произведение искусства.

Инсталляция — это композиция из реальных вещей, расположенных на плоскости, или в пространстве.

Включенные в инсталляцию вещи в сочетании с другими вещами рождают в зрителях определённые воспоминания приобретают некий символ.

Например, инсталляция на плоскости в раме с кружевом, иголкой, коробочкой, тканью, пуговицей, наводит на воспоминание о бабушке. Она любила шить, и внук вспоминает, как любимая бабушка сидела, склонившись за шитьем.



-А вот эта инсталляция с веером из нот, с необычными туфельками с фотографией красивого здания. Какие воспоминания рождают у вас?

-Почему инсталляция с оберткой то шоколадки со скакалкой, с конфеткой на палочке называется Моя сестренка?

-Молодцы, вы все верно чувствуете.

Прежде, чем сделать инсталляцию, художник рисует эскиз на бумаге карандашом эскиз. Вот посмотрите на такие эскизы.

-Покажите, какая инсталляция называется «Новый год», а какая «Цыганская песня.»

--Очень хорошо.



Сейчас вы выполните художественное задание. Сами создадите эскиз инсталляции.

Но так как у нас мало времени на создание эскиза в виде рисунка. Вы сделаете эскиз из предварительно вырезанных из журналов изображений каких-то вещей.

Тема ваших инсталляций:

Вова Куркин- «Родной город»

Марина Петрунина-«Моя школа»



На столе перед вами много вырезанных фотографий. Вы отбираете 5 штук, которые соответствуют теме, соответствуют вашему взгляду на город и школу.

Их надо красиво разместить на картоне в раме. Цвет картона можете выбирать в соответствии вашему взгляду на тему.

Вспоминаем правила композиции: изображения не должны быть одного размера. Какое- то изображение должно быть больше и главнее. Предметы не должны находиться на одном уровне, на одной линии. Предметы могут перекрывать друг друга.

На картон изображения приклеиваем с помощью клеевого карандаша или клея ПВА и кисти.

Вспоминаем правила безопасности при использования клеем.

-Скажите какие правила работы с клеем вы знаете.

очень хорошо!

-Правила техники безопасности при работе с клеем



1.С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их ...

5.По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.



Выполнение творческой практической работы.

На эту работу дается 10 минут.

-Работа закончена. Теперь покажите ее и объясните, что вы хотели сказать своей инсталляцией о родном городе и нашей школе?

Дети дают объяснения.

- Замечательно, ребята. У вас получилось создать интересную инсталляции., в которой вы сумели выразить свои мысли и чувства по данной теме.

-Вам был интересна тема урока?

-Какие новые слова и термины вы узнали?

-Чем новый взгляд на вещи может помочь вам в жизни?

-Бывает ли бесполезной красота?

-Спасибо, ребята, вы очень плодотворно поработали. Были активными и творческими.

Новых вам успехов!

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления, фантазии. Занятие разовьет способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники, научит обсуждать и

анализировать, сформирует чувство, гражданственности и патриотизма личной причастности, к жизни общества в процессе изучения прошлого своей страны (быта, одежды, произведений искусства)

Одна из главных задач этого урока - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!