Урок химии в 8 а классе МБОУ СОШ №52 г. Чита
Учитель: Якимова Татьяна Ильинична.
Тема урока «Путешествие в мир кислот»
Цель урока: обогатить представление учащихся об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающийся научится делать выводы по результатам работы; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни; будет знать состав, классификацию и представителей кислот.
Личностные: будут сформированы мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук, целостная картину мира, а также потребность в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.
Метапредметные:
Регулятивные: научится выполнят задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться адекватно воспринимать информацию учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные: научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: научится использовать в общении правила вежливости; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления
Форма урока: урок-путешествие
Технология: критического мышления, системно - деятельностный подход
Оборудование: растворы кислот, индикаторы, пробирки, штативы для пробирок, проектор, экран, презентация, тесты для закрепления.
План- конспект урока
1 Организационный момент
2. Мотивация
Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по станциям железной дороги «Соединения химических элементов» Прежде чем продолжить наше путешествие, давайте начнем с приятного и вспомним: на каких станциях мы побывали?
3 Проверка знаний
Станция «Оксидная» (Слайд №1)
Что мы узнали о жителях этой станции?
Что у них общего?
Чем они отличаются друг от друга?
Следующая станция: «Основная» (Слайд №2)
В чем особенность жителей этой станции?
Чем они сходны с жителями станции «Оксидная»?
4 Изучение нового материала
Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию? (слайд№3)
H2SO4
HNO2, H2SO3, P2O5, NAOH , CO2, HCE, BAO, H2SO4 ,HNO3, F2O7, H3PO4, H2CO3, AL2O3, HBr, H2SiO3, H2S
С «жителями» каких станций мы встретились вновь? Что общего у всех «жителей»? (сложные вещества, состоят из водорода и кислотного остатка) Дайте характеристику «жителей» данной станции (учащиеся формулируют определение кислот! , запись в тетради Страница 120 учебник)
Где встречаются кислоты?
Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые нас будут окружать. Здесь мы познакомимся с их многообразием ( слайд №4)
Состав кислот (слайд №5)
По какому признаку классифицируют кислоты? (слайд №,6)
Кислоты: а) по составу кислотного остатка; ( сл.№7)
б) по числу атомов водорода; (сл.№ 8)
Проблемный вопрос: как доказать, что в пробирке находиться кислота?
Как мы доказывали наличие основания ? (сл.№10)
Действие индикатора на кислоты ( опыт)
а) раствор кислоты+ синий лакмус. Что наблюдаете?
Б) раствор кислоты +метиловый оранжевый. Что наблюдаете?
Вывод: синий лакмус в кислотах становиться красным, а метиловый оранжевый- красно- розовый.
Растворение концентрированной серной кислоты в воде, выделяется большое количество теплоты и может произойти разбрызгивание, чтобы этого не случилось нужно соблюдать правило КВ!
В чем суть правила? Почему его нужно соблюдать? (работа с учебником стр 123)
Правила техники безопасности (сл.№10)
5.Закрепление
Наше путешествие подошло к концу.
С «жителями» какой станции мы познакомились?
В чем особенность строения кислот?
Как определяется основность кислоты?
Какую Т.Б. нужно соблюдать при работе с кислотами?
Контрольный тест (звучит тихая ,спокойная музыка)
Вариант 1
1) Выберите формулу кислоты
1. NaOH 2.CаО 3 .СuCl2 4 H2SO4
2) Одноосновная кислота:
1. НСl 2 H2SO3 3 H2SO4 4 H3PO4
3) Кислородосодержащая кислота:
1. НСl 2. H3PO4 3 H2S 4 HBr
4) В растворе кислоты лакмус окрашивается в
1. синий цвет 2. желтый цвет 3. красный цвет 4. зеленый цвет
5) В желудке содержится раствор
1. серной кислоты 2 уксусной кислоты 3. соляной кислоты 4. лимонной кислоты
Вариант 2
1) Выберите формулу кислоты
1. НСl 2 Cа(ОН)2 3. СuCl2 4.Na2SO4
2) Двухосновная кислота:
1. НСl 2. HNO3 3. H2SO4 4. H3PO4
3) Бескислородная кислота:
1. НСl 2. H3PO4 3. H2SО3 4. HNO3
4) В растворе кислоты метилоранж окрашивается в
1. синий цвет 2. желтый цвет 3 розовый цвет 4. зеленый цвет
5) Муравьи впрыскивают в рану
1. серную кислоту 2. уксусную кислоту 3. муравьиную кислоту 4. лимонную кислоту
Проверка (сл.№ 12)
Выставление оценок
Рефлексия
«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание П.21 стр.119, упр.3 стр126 (письменно)
Ответ:
1 вариант 2 вариант
1-1 1-4; 2-3; 3-1; 4-3; 5-3;
2-1
3-2
4-3
5-3