Министерство образования и науки РФ
ОБОУ «Лицей-интернат № 1»
Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме:
«10 лет (1917-1927 гг.) Советской власти в России (СССР): плюсы и минусы»
(«История России». 11 класс)
Подготовил: учитель истории ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска Гридасов Геннадий Леонидович
г. Курск
Оборудование:
1) История России, XX – начало XXI века.11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. – М.: Просвещение, 2013.
2) компьютер;
3) проектор;
4) интерактивная доска;
5) мультимедийная презентация «10 лет (1917-1927 гг.) Советской власти в России (СССР): плюсы и минусы»»;
6) тест;
7) исторические документы
2
Цель урока: повторить, закрепить, проанализировать и дать оценку политике партии большевиков (Советской власти) в России (СССР) за 10 лет (с 1917 по 1927 год)
Задачи урока:
Образовательные: повторить и проанализировать причины, основные события, факты, итоги, значение политики большевиков (Советской власти) с 1917 по 1927 год. Определить альтернативы развития событий в России в этот исторический период.
Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать и сравнивать исторические события и явления, выявлять информацию из различных источников, работать с исторической картой, обобщать и делать выводы, давать оценку историческим личностям и событиям, вести дискуссию.
Воспитательные: побудить учащихся задуматься над историческим значением и ролью политики большевиков в первый период Советской власти (1917-1927 г.) для последующей истории России
3
Ход урока
I. Орг. момент
- проверка готовности учащихся к работе;
- определение цели урока: повторить, закрепить и проанализировать политику партии большевиков (Советской власти) в России (СССР) за 10 лет (с 1917 по 1927 год) (слайд 3)
II. Основная часть
1. Интеллектуальная разминка (Письменный экспресс-опрос)
Задание №1: (слайд 4) Даты каких исторических событий указаны на слайде?
(Ответ: 1) – свержение Временного правительства; 2) – заключение Брестского мира между Россией и Германией; 3) – Гражданская война в России; 4) – введение НЭПа в России; 5) – образование СССР)
Задание №2: (слайд 5) Определения каких исторических терминов приводятся на слайде?
(Ответ: 1) – революция; 2) – диктатура; 3) – декрет; 4) – интервенция; 5) - национализация).
Задание №3: (слайд 6) Какие из перечисленных ниже командиров во время гражданской войны были в Красной армии, а какие в Белой армии?
(Ответ: командиры Красной армии: 1) Фрунзе М.В., 2) Тухачевский М.Н., 3) Егоров А.И., 6) Чапаев В.И.; командиры Белой армии: 4) Деникин А.И, 5) Колчак А.В., 7) Врангель П.Н., 8) Юденич Н.Н.).
Задание №4: (слайд 7) Какие из перечисленных ниже республик вошли в состав СССР во время его создания?
(Ответ: 1) Азербайджанская ССР, 2) Армянская ССР, 3) Белорусская ССР, 4) Грузинская ССР, 10) РСФСР, 13) Украинская ССР).
Задание №5: (слайд 8) Какие из перечисленных ниже стран первыми установили дипломатические отношения с Советской Россией?
(Ответ: 1) Афганистан, 4) Финляндия, 5) Эстония, 6) Латвия, 7) Литва).
2. Определение главной проблемы урока
Вступительное слово учителя: Вооружённый переворот в России в октябре 1917 г., под руководством партии большевиков и установление Советской власти, по-разному оценивается в исторической науке: от восторженного восхваления
4
(в советское время), до беспощадной критики (многими зарубежными и нынешними российскими историками). Да, и современники оценивали это событие неоднозначно. Перед вами два высказывания о Советской власти. (слайд 9)
«Октябрь 1917 г. – начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».
П.Н. Милюков.
«Советская власть – это единственная подлинно народная власть, которая открывает невиданные доселе перспективы для трудящихся и всех угнетённых слоёв России» В.И Ленин
Все больше историков задаются вопросом: «Кто же прав? Какой же на самом деле была Советская власть на заре своего существования? Какой след она оставила в истории страны? Чего в ней было больше: позитивного («плюсов») или негативного («минусов»)?
Давайте и мы тоже, используя изученный ранее материал, попробуем сегодня найти ответ на эти вопросы в ходе дискуссии. А для этого класс разделится на две группы: «Оптимисты» (которые будут определять позитивное («плюсы») в политике большевиков в период с 1917 по 1927 г.) и «Скептики» (которые будут выявлять «минусы» этой политики).
Задание: Привлекая свои знания по курсу «Обществознания», определите критерии, по которым мы будем оценивать политику большевиков в период с 1917 по 1927 г.? Что будем считать в ней «позитивным», а что «негативным»? (Ответ: то, что сочетается с моралью, что сделано для блага большинства населения страны, что способствует улучшению жизни общества и его развитию – то можно считать «позитивным» в политике большевиков, а то, что наоборот – «негативным»)
А теперь мы можем определить главную проблему урока: На основе анализа позитивных (+) и негативных (–) сторон политики Советской власти в период с 1917 по 1927 год, дать оценку деятельности большевиков за 10 лет истории России (СССР) (слайд 10)
3. Дискуссия «оптимистов» и «скептиков» (направляемая и контролируемая учителем)
Темы для дискуссии:
1)Разгон большевиками Учредительного собрания (слайд 11);
2)Установление однопартийной системы в стране; (слайд 12);
5
3) Диктатура партии большевиков (во главе с Лениным В.И.) (слайд 13);
4) Принятие Конституции РСФСР (СССР) (слайд 14);
5) Национальная политика Советск5оцй власти («Декларация прав народов России») (слайд15);
6) Декрет о земле (слайд 16);
7) Декрет о мире (слайд 17);
8) Брестский мир (слайд 18);
9) Введение НЭП (новой экономической политики) (слайд 19);
10) Внешняя политика Советской власти (слайд 20);
11) Деятельность и политический портрет Ленина В.И. (слайд 21);
12) Деятельность и политический портрет Сталина И.В. (слайд 22).
4. Решение главной проблемы урока (слайд 23)
Результаты дискуссии могут быть следующими:
Политика Советской власти (партии большевиков) в России в период с 1917 по 1927 г.
Позитивное (+) | Негативное (–) |
Декрет о земле; Декрет о мире; Введение 8-часового рабочего дня; Введение равноправия наций и народов России (СССР); Введение равноправия мужчины и женщины; Переход страны на европейский (григорианский) календарь; Ликвидация безграмотности в России; Введение НЭПа в России; и др. | Разгон Учредительного собрания; Установление однопартийной системы в стране; Диктатура партии большевиков; Крестьянский вопрос: отношение к «середнякам» и «кулакам»; Внешняя политика большевиков (цель – мировая революция); Брестский мир; Борьба с церковью; Жёсткая цензура; Роль Ленина В.И.; Роль Сталина И.В. и др. |
На основании результатов дискуссии делается соответствующий вывод: политика Советской власти (партии большевиков) в России в период с 1917 по 1927 г. имела больше негативных сторон, чем позитивных.
6
III. Заключительная часть
1.Рефлексия
- Как вы считаете, знания по истории вообще (и по истории России, в частности) нужны современному человеку? (Ответ аргументировать)
- Как, в этой связи, вы оцениваете содержание сегодняшнего урока?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что получилось, а что нет и почему?
- Как вы оцениваете работу своих товарищей на уроке (и с положительной, и с отрицательной стороны)? Почему? (Ответ аргументировать)
2. Заключительное слово учителя
- Оценка работы класса на уроке (своё видение);
- Выставление отметок детям за работу на уроке;
- Дом/задание: подумайте над проблемой: Какие альтернативы приходу к власти большевиков были в России осенью 1917 года и почему они не осуществились? (слайд 24)
- Подведение итогов
7