СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-исследования по теме «Движения земной коры» с использованием ресурсной базы иформационно-библиотечного центра

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-исследования по теме «Движения земной коры» с использованием ресурсной базы иформационно-библиотечного центра»

Методическая разработка урока-исследования по теме «Движения земной коры» с использованием ресурсной базы иформационно-библиотечного центра


Урок разработала учитель географии Боброва Алла Алексеевна

ОБОУ «Школа интернат №2» г. Курска

Пояснительная записка


Всякое сильное землетрясение – это достаточно продолжительный процесс, который охватывает не только отдельный участок литосферы, но и гидросферу, биосферу, атмосферу. Иными словами, движения земной коры не могут считаться точечным в пространстве и времени и изолированными событиями. Они приводят к нарушениям равновесия всех земных оболочек и хода долговременных процессов в обширных объёмах природной среды. Именно в этом контексте был проведён урок в 6 классе по теме «Движения земной коры».

Наиболее эффективным методом обучения для данного урока является исследование. На занятии дети анализировали и обобщали полученную информацию, делились результатами исследований.

Урок был проведён в ИБЦ. Школьному информационно-библиотечному центру отводится ключевая роль в формировании общей культуры, гражданского, духовно-нравственного, личностного, социального и интеллектуального развития обучающихся, их самосовершенствования и саморазвития. При подготовке к уроку обучающиеся посетили ИБЦ, познакомились с литературой по теме, самостоятельно отобрали материал для докладов.

Предварительно была подготовлена выставка книг «Дыхание Земли», что позволило эффективно использовать информацию по теме «Движения земной коры». В ходе урока дети работали с энциклопедиями («География», «Геология», «Открытия и изобретения России», «Земля. Полная энциклопедия», «Планета Земля», «География для начинающих», «Стихийные бедствия»), географическим энциклопедическим словарём, художественной литературой, справочниками.

С помощью мультимедийных средств ИБЦ легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета.

Библиотека наглядных пособий по географии содержит различные электронные образовательные ресурсы:   слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса (например, фото разрушенных после землетрясения домов); слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, их качественные и количественные характеристики (например, схема землетрясения, шкала Рихтера);   видеоролики, отображающие географические процессы («Строение Литосферы. Литосферные плиты»);   анимации («Землетрясения»);  интерактивные карты.

Использование ресурсов ИБЦ даёт возможность обучающимся выступает в роли активных исследователей, творчески и самостоятельно работающих над решением учебной задачи, широко использующих информационные технологии для получения необходимой информации.

Вышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке географии, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по предмету.

Тема: Движения земной коры

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

- сформировать представление о видах движений в земной коре, о медленных колебаниях и землетрясениях, продолжить обучение работе с различными источниками информации: энциклопедиями, словарями, справочниками, картами.


Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.


Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

Регулятивные УУД:

-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах;

-осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, энциклопедии, толковый словарь, выставка книг «Дрожь Земли», презентация, коллекция минералов, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, листы-задания для групп, карта «Современные вертикальные движения»).

Ход урока:

1. Актуализация знаний:

Работа с энциклопедией. История о викингах. «Жили викинги на самом севере Европы, на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Были они морскими разбойниками и держали в страхе всю Европу. На кораблях, которые назывались драккары, то есть драконы, они совершали дальние плавания вдоль берегов Европы. Но рано или поздно моряк возвращается домой. Возвращались и викинги из своих плаваний, а берега у них на родине такие, что пристать и вытащить судно на берег невозможно. Это просто отвесные скалы! И викинги приспособились: они вбивали в скалу толстые кольца почти на уровне воды и к ним накрепко привязывали свои корабли. Никакой шторм им был не страшен, ведь корабли составляли единое целое со скалой.

Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, и драккары не пугают жителей на берегах Европы. Но причальные кольца сохранились. Только есть одна странность. Теперь они находятся не на уровне воды, а на высоте примерно 9 м над её поверхностью». [11, с.13]

- Почему причальные кольца для лодок находятся не у самой кромки воды? (Беседа)

Этому может быть только два объяснения. Либо уровень воды понизился, либо увеличилась высота берега. Уровень воды опуститься не мог, ведь он должен был понизиться не только у берегов Норвегии, но и во всём Мировом океане. Но для этого сотен лет мало. Земная кора в этом месте поднялась. Происходило это очень медленно.

А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит в природе? (Земная кора движется). Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема: «Движения земной коры» (Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Какие бывают движения земной коры, причины возникновения? Испытывает ли подобные движения территория Курской области.)

- С какой скоростью движется земная кора?

Подсчитайте: викинги жили 900 лет назад, причальные кольца поднялись на высоту 9 метров. Какова скорость движения в год? (1 см в год). Медленные вертикальные движения земной коры.

2. Изучение нового материала.

2.1. Какова общая причина движений земной коры? Узнаем мнение великого русского учёного М. В. Ломоносова (работа с энциклопедией)

«Наружного огня сила, простирающаяся только по некоторому расстоянию земной поверхности, ничто в сравнении с подземным жаром…Чем возвышены великие хребты Кавказские, Кордильерские, Пиренейские и другие самые главные горы…? Чем вырыты ужасной и недосягаемой глубины пучины морские, конечно, не дождями и не бурями, кои во глубину мало весьма действуют. Есть в сердце земном иное несоизмеримое могущество, которое по времени заставляет чувствовать себя на поверхности и следы коего повсюду явствуют…». [3, с.39]

-Прав ли был М.В. Ломоносов? Давайте вспомним, как устроена Земля изнутри? (Ядро, мантия, земная кора)

Учащиеся формулируют причину: внутренняя энергия Земли.

Просмотр видеоролика «Строение литосферы. Литосферные плиты»

2.2. Какие могут быть направления движения земной коры?

Горизонтальные и вертикальные (учащиеся последовательно заполняют схему).

- Каковы причины горизонтальных движений земной коры?

Ответ: литосферные плиты плавают по верхней мантии, которая находится в расплавленном жидком состоянии.

- Каков результат горизонтальных движений?

Ответ: плиты сталкиваются (образование складчатых областей), а где-то расходятся (образование разломов в земной коре)

- Каковы причины медленных вертикальных движений? Почему земная кора «дышит»? Ответ: так как верхняя мантия находится в жидком состоянии, то, нагреваясь снизу, магма поднимается вверх, где охлаждается и опускается вниз; затем опять нагревается.

- Каков результат этих движений для рельефа? Образование возвышенностей, плоскогорий, низменностей. (В результате медленного опускания земной поверхности огромные территории могут быть затоплены морем. Длительное поднятие может привести к противоположному результату: дно моря станет сушей).

2.3. - Какие движения испытывает территория Курской области? Объясните, откуда на территории области появились окаменевшие раковины?

Почти повсеместно на Восточно-Европейской равнине, в том числе и на территории нашей области, можно найти забавные, свернутые в тугую спираль окаменевшие раковины, которые принадлежали морским моллюскам – аммонитами. Их далекие потомки и сегодня живут в морях. Если мы обнаруживаем на суше раковины древних морских животных, это означает, что с поднятием территории море отступило.

2.4. Научный прогноз изменения рельефа (модель будущего рельефа).

Город Курск поднимается на 4 мм в год. На какой высоте окажется город через 100 лет? (40 см)

2.5. Землетрясения.

Однако на Земле часто бывают движения, которые человек в своей жизни непосредственно может наблюдать. Это быстрые движения земной коры.

Ребята, прослушайте отрывок из дневника американского журналиста, и ответьте, чему посвящена следующая часть нашего урока. (Работа с книгой «Стихийные бедствия»)

27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось, я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”. [8, с.9]

Вопросы для обсуждения:

– Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясениях)

– Что в тексте вас навело на эту мысль? (Земля вспучивалась, куски земли двигались вверх и вниз, открылась трещина, дом раскачивался).

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «землетрясение»?

Составление кластера (гибель людей, паника, страх, разрушения, трещины).




Землетрясения




Что называют землетрясением? (Работа с географическим энциклопедическим словарём) Ответ: подземные удары и колебания земной поверхности .

Просмотр видеофрагмента. (Анимация «Землетрясения»)

2.6. С помощью учебника выполнить задание.

Заполните пропуски

  1. Грозное явление природы, представляющее собой подземные толчки и колебания поверхности Земли, называется _______________________. 

  2. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется ____________________________.

  3. Участок земной поверхности над очагом землетрясения называется ___________ __________.

  4. Наука о землетрясениях называется ______________, а прибор, который регистрирует землетрясения, - ________________________.

  5. Силу землетрясения оценивают по __________________________________,

  6. большинство землетрясений приурочено к определенным районам планеты, которые называются - __________________________________________.


2.7 Проверка задания – физкультминутка. Передаём мяч друг другу, отвечаем на вопросы.

2.8. Каковы последствия землетрясений? Могут ли землетрясения влиять на экологическую ситуацию?

Ответ: образование трещин в земной коре, смещение пластов, обвалы, провалы, а также землетрясения могут вызвать гигантские волны - цунами. Ухудшение экологической ситуации.

Беседа сопровождается показом слайдов и видеофрагмента «Цунами».

2.9. Сила землетрясений.

Работа в группах со справочником.

  1. Познакомьтесь со шкалой Рихтера.

  2. По представленным описаниям определите силу землетрясений. Результаты запишите.

Сила землетрясений пo 12-балльной шкале


Баллы

Характеристика землетрясения

1

He ощущается. Отмечается только специальными приборами: сейсмографами

2

Очень слабое, ошущается только очень чуткими домашними жи­вотными и

некоторыми людьми в верхних этaжах зданий

3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясе­ние от грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качают­ся люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий.

6

Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7

Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается шту­катyрка.

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются; часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разру­шаются многие крепкие здания. Ha почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы.

11

Катастрофа. Почти все камениые постройки разваливаются, разру­шаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12

Сильная катастрофа. Разрущаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Ha поверхно­сти грунта видны земляные волны.


Самопроверка.

2.10. Предсказание землетрясений (сообщение обучающегося)

Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение.

Чувствуя неизбежные земные толчки, собаки воют, лошади стучат копытами, а птицы беспокойно летают по кругу, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение.

Неплохо предчувствуют наступление природных аномалий не только собаки, но и куры и свиньи незадолго до наступления бедствия меняют свое поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу.

Обитатели аквариумов могут предсказывать стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки беспокоятся. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытаются выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны ложатся на дно аквариума...

Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить, по меньшей мере 130 животных.

Сейсмограф (работа с книгой «Стихийные бедствия»)

«Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Первый сейсмограф создал в 132 году китайский учёный Чжан Хэн. Астроном изготовил для китайского императора огромную двухметровую чашу из бронзы, стенки которой поддерживали восемь драконов. В пасти каждого из драконов лежал тяжелый шар.
Внутри чаши был подвешен маятник, который при подземном толчке ударял о стенку, заставляя пасть одного из драконов раскрыться и выронить шар, падавший прямо в рот одной из больших бронзовых жаб, сидящих вокруг чаши. По описанию, прибор мог регистрировать землетрясения, происходящие на расстоянии до 600 км от места, где был установлен.

Первый электромагнитный сейсмограф был изобретён русским академиком князем Борисом Борисовичем Голицыным в 1906 году. Сейсмограф состоит из маятника, например, стальной гирьки, которая на пружине или проволоке подвешена к стойке, прочно закреплённой в грунте. Маятник соединён с пером, чертящим непрерывную линию на бумажной ленте. При колебаниях почвы бумага сотрясается вместе с ней, маятник же с пером по инерции остаются неподвижными. На бумаге появляется волнистая линия, отражающая колебания почвы.

Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. В настоящее время используются электронные сейсмографы (без бумажной ленты)». [8, с.11]


СЕЙСМОГРАФ – прибор-самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности.

Работа с картой. Специалисты могут определить не только силу землетрясения, но и место расположения, глубину залегания очага землетрясения. Землетрясения возможны далеко не везде. Большинство из них происходит в характерных районах планеты. Эти районы имеют форму поясов шириной в сотни и длиной многие тысячи километров. Называют их сейсмическими поясами. Самые крупные сейсмические пояса — Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский). (Показать на настенной карте).

Задание. Используя карту, определить районы наиболее частых и сильных землетрясений. Объяснить причины.


2.11. Каковы ваши действия при землетрясении?

Работа с раздаточным материалом.

3. Закрепление. Синквейн.

О чем мы говорили: Землетрясения

Какие они: Стихийные, опасные, разрушительные

Что они делают: Разрушают, меняют, уничтожают (губят), ломают

Синоним: Разрушение.


4. Домашнее задание: параграф 15, Ответить на вопросы.


5. Рефлексия:

  • Сегодня на уроке я узнал(ла)…

  • На уроке я научился (лась)…

  • Моё настроение на уроке…


6. Итог урока.

Все ученики сдают учителю на проверку рабочие листы, которые заполнялись в течение урока. Учитель благодарит ребят за хорошо проделанную работу.


Литература.

  1. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 432 с.:ил.

  2. Знай и умей. Памятка для населения / под редакцией Кожбахтеева В. М., М., «Военное издательство»,1991. – 47 с.

  3. Исаев С.С. Открытия и изобретения России. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2011. – 480 с.

  4. Литинецкий И. Б. Предвестники подземных бурь. Книга для учащихся 7-10классов, М.: «Просвещение», 1988. – 188 с.

  5. Мариковский П. И. Животные предсказывают землетрясения. - г. Алма-Ата: Кайнар, 1991. – 256 с.

  6. Муранов А. П. Волшебный и грозный мир природы: Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1994. – 140 с.

  7. Петрова Н.Н. География России. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.: ил.

  8. Райхард Г. Стихийные бедствия/ Перевод с немецкого Б.И. Залесской. – М.Слово/ Slovo, 1994. – 48 с.

  9. Соболев Г. А., Зимаков Л. Г., Седова Е. Н., Елютин А. В., Тарабрина Н. В., Шахраманьян М. А. Землетрясение: как правильно себя вести. – М.: Экология, 1999 – 16 с.

  10. Тарасов Л. В. Физика в природе. Книга для учащихся. - М.:Просвещение, 1988. – 351 с.

  11. Эльсе Р. Мир викингов / перевод с датского Ф.К. Золотаревской. – СПб.: Всемирное слово, 2001. – 270 с.

  12. Энциклопедия для детей: т.4 (Геология) / сост. С.Т. Исмаилова. – М.:Аванта+, 1995- 624с.:ил.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!