СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока беседы об искусстве по теме "Народные ремесла"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока беседы об искусстве по теме "Народные ремесла"»

МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Беседы об искусстве»

для учащихся второго года обучения

дополнительной предпрофессиональной

программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет, по теме:


«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»


Автор: преподаватель высшей категории

Садаускене Инна Николаевна










г. Черняховск – 2022

Количество часов по теме: 1 час.

Цель занятия: 

формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.


Задачи занятия:

Развивающие 

  • Развивать мышление, внимание, память и познавательную активность;

  • развивать творческие способности учащихся, их воображение и пространственные представления;

  • развивать самостоятельность, творческую фантазию, усидчивость, терпение и максимальную работоспособность на занятии.

Воспитательные 

  • Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;

  • Приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

  • Прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;

  • Формировать представления об особенностях русского народного творчества;

  • Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.

Образовательные 

  • познакомить с историей народных  промыслов, как частью национального наследия;

  • выработать практические навыки по самостоятельному ориентированию в наиболее популярных народных промыслах;

Используемые материалы и оборудование: образцы изделий различных видов промыслов (хохломские изделия, гжельская посуда, дымковские игрушки, городецкая роспись, матрешки), расписной сундук, компьютер, экран.


Дидактическое обеспечение: Карточки с заданиями (Лото по народным промыслам, пазлы с изображением народных промыслов)


Метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Тип занятия:  Комбинированное.

Форма проведения занятия: Беседа, игра.

Вид проведения: Коллективное


Место проведения занятия: кабинет №8 в МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой».


План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы и плана урока.

  3. Теоретическая часть. Беседа.

  4. Практическая часть. Игра.

  5. Подведение итогов.


Ход занятия

1. Организационная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие всех материалов, необходимых для занятий.

2. Сообщение темы и плана урока.

(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побеседуем с вами о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Узнаем много интересного из истории их возникновения и отличительных особенностях. Проверим вашу внимательность и немного поиграем.

3.Теоретическая часть. Беседа.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, что я вам сегодня принесла на урок? (Показываю расписной сундук)

-Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей)

-Правильно, это сундучок. Да не простой сундучок, а расписной, волшебный. А волшебство его заключается в том, что он хранит в себе уникальные произведения народных мастеров. Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки, и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличительная манера изготовления.

Посмотрите!

Эти вещи нынче в гости  к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А о более известных направлениях народных промыслов я вам сейчас расскажу.

Но чтобы каждое из них мы смогли достать из нашего волшебного сундучка, вам нужно правильно отгадать загадку. Итак, первая загадка:


Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

Посуда не простая, а точно-золотая!

Называется она…. (Золотая хохлома)


(Слайд 3)

-Молодцы, раз вы правильно отгадали первую загадку, значит, мы можем достать из нашего волшебного сундучка первый народный промысел - Золотую хохлому.

(Слайд 4)

Один из самых древних промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях Нижнего Новгорода. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома.

(Слайд 5)

В Хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли посуду Хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали 3-4 раза олифой (льняным маслом) с последующей просушкой.

(Слайд 6)

Затем деревянную заготовку натирали алюминиевым порошком (лужили). Посуда становилась серебристо-белой. После этого мастер приступал к росписи.

(Слайд 7)

Кистью наносился рисунок, а затем изделие снова покрывали олифой и сушили в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

(Слайд 8)

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. (Рассматриваем, анализируем изделия посуды, фотографии)

(Слайд 9)

-Ребята, подскажите, какие основные цвета использовал художник?

(черный, красный, зелёный, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры рисовали художники?

(Ягоды, листья, цветы, завитки). «Травка» - черно – красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника.

- А какое настроение вызывает у вас эта посуда?

(ответы учащихся).

(Слайд 10)

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Хохломская посуда никого не может оставить равнодушным. Послушайте, как о ней написал поэт:


Как волшебная жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица

Золотая хохлома.

И богата и красива

Рада гостю от души.

Чашки, кубки и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.


Теперь давайте отгадаем следующую загадку и познакомимся с еще одним уникальным промыслом:


Эта роспись - просто чудо!

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон, снегов белей,

Синий - небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

(Слайд 11)

-Молодцы, вы правильно отгадали и вторую загадку, значит, мы можем достать из нашего волшебного сундучка следующий народный промысел – Гжельскую посуду.




(Слайд 12)

Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области и ему более 400  лет.

(Слайд 13)

Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда: «Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти.

(Слайд 14,15)

Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

(Слайд 16)

Очень любят гжельские мастера и маленькие скульптурки, изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. Но не одни они любят игрушки…

Следующий наш промысел, тоже с ними связан. Отгадайте его:


Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А - ну, отгадайте, кто я?

(Дымковская игрушка)

(Слайд 17)

-Молодцы! Ну, конечно же, это - дымковская игрушка. Посмотрите, какая она красивая и яркая.

(Слайд 18)

Эти игрушки делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно, еще в 16 веке. Эта территория славилась чудесной красной глиной.

(Слайд 19)

Местные мастера долгими зимними вечерами лепили из нее для детишек игрушки, которые сушили, а затем обжигали в печи.

(Слайд 20, 21)

После того как игрушка была обожжена, она забеливалась мелом, разведенным на молоке и расписывалась красками.


(Слайд 22)

Весной яркую, красивую игрушку продавали на ярмарке. Очень она нравилась и взрослым и детям. Со всей округи приезжали в Дымково на ярмарку за ней покупатели, прославляя местных мастеров.

(Слайд 23)

Чего здесь только не лепили: водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, козлики, олени, петухи, наездники.…Всего не перечесть.

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.

Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

(Слайд 24)

Дымковская игрушка очень нарядная.

Отличительным элементом дымковской игрушки является маленький кусочек золотой фольги, который мастера приклеивают на готовую игрушку.

Следующая загадка:


Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица,

Это значит …

(Городец)

(Слайд 25,26)

Родиной городецкого промысла является Нижегородская область. Там в середине 19 в селениях близ города Городец и зародился этот уникальный промысел. И появился он там не случайно, так как это место отличалось удивительной красотой и обилием лесов. Что позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь. Увы, но точно неизвестно, кто первым решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем.

(Слайд 27)

Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни и ворота сложился давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.

Особенностью этой росписи является то, что в ней используются чистые, яркие краски, четкий контур и белые штрихи (оживки), придающие условный объем и живописность.

(Слайд 28)

Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, дерево жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях.

(Слайд 29)

А какие же цвета использовали мастера? (желтый, синий, зеленый, розовый, голубой).

Но лучше всех о городецкой росписи сказал поэт:


Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!


А вот и еще одна вам загадка:


Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)


(Слайд 30)

Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

(Слайд 31)

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

(Слайд 32)

Позже мастера на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. 

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет.

(Слайд 33)

Её прообразом послужила японская точеная фигурка мудреца Фукуруму. Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке Сергей Малютин.

(Слайд 34)

Игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин выточил ее из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрена. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

(Слайд 35)

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Конечно, за один урок невозможно изучить все народные промыслы нашей великой России. Сегодня мы с вами познакомились только с самыми распространенными, с теми промыслами, по которым за рубежом узнают нашу страну. В дальнейшем мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами, а сейчас давайте закрепим наши знания с помощью игр.


4.Практическая часть. Игра.

Дидактическая игра: Лото «Народные промыслы»

Дидактические задачи: Закрепить представления о наиболее популярных народных промыслах, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла,

развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к промыслу. 

Материал: Большие карточки прямоугольной формы, с фотографией и названием промысла, имеющие 8 ячеек для картинок этого промысла. Маленькие карточки с фотографиями различных изделий народных промыслов, подходящие по размеру ячеек.

Игровые правила: Игроки делятся на команды. Каждая команда получает 1-2 большие карты с названием промысла. Маленькие карточки высыпаются «на базар» (поднос). По сигналу игроки начинают разбирать «с базара» маленькие карточки со своими произведениями народного промысла. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит все ячейки со своими промыслами на больших карточках.

Вариант: ведущий достает по одной карточке, а игроки называют промысел и укладывают его на соответствующее поле в большой карточке.




5. Подведение итогов.

В конце занятия, подводится итог урока. Еще раз обобщаются знания, полученные учащимися за время занятия. Называются имена учащихся, принимавших активное участие в уроке, выставляются оценки за работу. Выясняется, какие промыслы понравились учащимся больше всего и почему, возникали ли у ребят трудности с определением промыслов, и если да, то почему.

7. Интернет ресурсы

  1. https://ruvera.ru/narodnye_promysly

  2. https://www.pravmir.ru/narodnye-promysly-rossii/

  3. https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/v-chem-sila-narodnyh-promyslov-i-russkih-remesel.htm

  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/10/narodnye-promysly

  5. https://udmddn.ru/articles/narodnye-promysly/
































Приложение

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактическая игра: Пазлы «Народные промыслы» 


Дидактические задачи: Закрепить знания о различных видах народных промыслов, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. 

Материал: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части. 

Игровые правила: Нужно быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. 

Ход игры: В игре может принять участие как один учащийся, так и весь класс. Учитель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия народного промысла. Выигрывает тот игрок или команда, кто первым соберет пазлы целиком.


Дидактическая игра: «Узнай элементы узора»


Дидактические задачи: Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора,

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. 

Материал: Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в них содержаться участки с пропусками рисунка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. 

Игровые правила: Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты. 

Ход игры: Получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, учащиеся выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и вставляют их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. 


Дидактическая игра: Домино «Народные промыслы»


Дидактические задачи: Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. 

Материал: Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями. 

Игровые правила: Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. 

Ход игры: Игра рассчитана на 2-х и более учащихся. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной карточки, то игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст - пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. 

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.


Дидактическая игра: «Составь узор народного промысла»


Дидактические задачи: Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. 

Материал: Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов. 

Игровые правила: Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. 

Ход игры: В игре может принять участие как один учащийся, так и вся группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, учащиеся выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор с образцов или придумывая свою композицию.


Дидактическая игра: «Угадай и расскажи»


Дидактические задачи: Закрепить знания учащихся о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закрепить умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус. 

Материал: Карточки с изображением изделий народных промыслов. 

Игровые правила: Учащиеся поочередно из колоды вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если учащийся может доказать правильность своего ответа.


Дидактическая игра: «Составь хохломской узор»


Дидактические задачи: Закрепить умение учащихся составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистники», «капельки». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу. 

Материал: Силуэтные изображения посуды хохломского промысла из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи. 

Игровые правила: Учащимся предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на силуэтном изображении посуды методом аппликации.


Дидактическая игра: «Угадай, какая роспись»


Дидактические задачи: Закрепить умения учащихся узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей. 

Игровые правила: Учащиеся поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ученик может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!