СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. Ассирийская держава.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории

в 5 классе.

Тема: «Ассирийская империя».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. Ассирийская держава.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»







Методическая разработка урока истории

в 5 классе.

Тема: «Ассирийская империя».




Подготовила: учитель истории и обществознания ВКК

Бархатова А.С.






Арамиль, 2020


Пояснительная записка

Урок входит в состав программы по истории 5 класса. Тема из раздела «Древний Восток».

Урок построен в классической форме, на котором предусмотрена работа в малых группах (парах), что позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и сроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение точно выражать свои мысли, управлять поведением партнера), регулятивные УУД (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные УУД (выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение, анализировать объекты с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи).

Методическая цель: обмен опытом с коллегами ОО по применению эффективных форм, методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности, обучающихся через применение системно-деятельностного подхода на уроках истории.

Тема урока: «Ассирийская империя».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.

Задачи:

Когнитивная: формировать у обучающихся навыки учебно-исследовательской деятельности по теме.

Развивающая: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с текстом учебника, умения выделять главное, систематизировать материал; развивать умение извлекать необходимую историческую информацию: развивать навыки работы с исторической картой; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; развивать навыки работы в малой группе; планировать учебную деятельность; производить действия взаимопроверки и взаимооценки; корректировать учебную деятельность.

Воспитательная: вырабатывать у обучающихся навыки общения с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты; выслушивать разные точки зрения; приходить к общему решению; способствовать формированию научного мировоззрения.

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в парах. Индивидуальная работа.

Технологии: традиционная, проблемного обучения, групповое обучение, ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение работать по плану для достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для регуляции своей деятельности.

Предметные: формирование умений применения исторических и географических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей. Формирование представлений о местоположении и природных условиях, военных завоеваниях, причинах возвышения и упадка Ассирийской империи

Информационная среда, оборудование:

  1. Обучающий фильм «Ассирийская империя»

  2. Историческая карта «Древний Восток»

  3. Карточки

Учебно-методический комплект: рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования РФ. Учебно-методический комплект серии «СФЕРЫ»: В.И. Уколова, «История. Древний мир 5 класс», Просвещение

Источники информации:

  1. Обучающий фильм «Ассирийская империя»

  2. Учебник: В.И. Уколова, «История. Древний мир», Просвещение













Структура урока (ФГОС)

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивирование на учебную деятельность

Настраивает на учебно-познавательную деятельность

Ученик осознает важность изучаемого материала, предстоящей учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД: готовность к уроку

2.Актуализация знаний

Проверка знаний по пройденному материалу по теме «Древний Восток»

Ребята, вы знаете, что древние шумеры и египтяне прославились как выдающиеся строители. Из чего были построены сооружения? Из каких материалов были орудия труда? (Из меди, из бронзы).

Все изменилось в 1 тысячелетии до н.э. Именно тогда люди стали широко использовать железо.

- Почему ремесленники стали использовать железо, а не медь? (Медная руда встречалась в природе редко и была дорогая).

В чем преимущества железа? (Твердое, дешевое, богатые залежи железной руды).

Что изготавливали из железа? (Изготовление орудий труда, оружия).


Мы с вами должны выяснить как это новшество повлияло на историю Западной Азии

Вспоминают и систематизируют информацию. Решают тестовые задания, проверку проводят в режиме взаимопроверки, оценивают работы по заданным критериям.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД: осуществление контроля, самоконтроля, продуктивное сотрудничество. Рефлексия. Коррекция.

Познавательные УУД: систематизация полученных ранее знаний по теме


3.Целеполагание, постановка проблемы



Учитель подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока. Тема урока: Ассирийская держава.

Цель урока: выяснить причины возникновения

и падения могущественной военной державы – Ассирии. Достигать цели урока мы будем через просмотр фильма, заполнение таблиц, работу с учебником и исторической картой.



Учащиеся совместно с учителем определяют тему и цель урока. Цель урока принимается обучающимися. Планируют учебную деятельность.


Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и учебной работой по достижению цели.

Познавательные УУД: умение формулировать цель, ставить задачи.

4.Этап открытия новых знаний.

Решение проблемы.
















































































Физминутка


Вопрос

Ответ

В чем секрет могущества ассирийского войска?

В железе

Перечислите новшества ассирийской армии.

Конница, таран. кочанные мешки

Какие территории захватили ассирийцы?

Вавилон, царство Хеттов, Урарту, Сирию, Финикию.

Столица Ассирии.

Ниневия

Чем прославился ассирийский царь Ашшурбанапал?

Библиотекой

Кем и когда была разгромлена ассирийская держава?

Вавилонянами и их союзниками в 612 г. до н.э.

Получение информации через просмотр фильма, работу с учебником и исторической картой, работу в малых группах.

Вопросы по фильму:

Выяснение правильности и полноты заполнения таблицы.

Как же ассирийцам удалось создать такое сильное государство?

Что нам нужно сделать для того, чтобы ответить на этот вопрос?

Рассмотреть государство по плану:

1. Местоположение и природа

2. Занятия.

3. Государственное устройство.

Работа с текстом параграфа (стр 52, п1) и исторической картой (см. презентацию):

Факт

Аргумент: что это означает?

- Верхнее течение Тигра

- Горная территория

- Залежи горной руды

Пересечение торговых путей


Мало плодородных земель


Изготовление оружия и орудий труда из железа

Исходя из полученной информации, сделайте вывод об основных занятиях ассирийцев?

- охота

- скотоводство

- военное дело

- торговля

Появление железной руды способствовало развитию экономики страны. В первом тысячелетии до нашей эры железным оружием оснащаются большие армии, а именно Ассирийское войско.

Опираясь на текст учебника стр52-53 и знания, полученные из обучающего фильма, перечислите вооружение ассирийской армии. (железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками).

Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? (ассирийцы широко использовали конницу)

-Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых перебирались вплавь)

- Сильная армия позволила ассирийцам расширить свои границы.

-С какой целью ассирийские цари совершали военные походы в соседние страны? (С целью обогащения)

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский)

-Почему столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови? (Жестоко расправлялись с врагами)

Вывод: Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.



- Ребята, а теперь я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими ассирийскими войнами. Им помогали не только оружие, но сила и выносливость.
- Перед боем войны совершали молитвы и обращались к небу (поднимаем руки вверх, опускаем вниз), затем они оправлялись в военные походы (шагаем на месте), они стреляли из лука влево, вправо (изображаем характерные движения), чтобы пользоваться колесницами, войнам нужно было уметь сохранять равновесие (стоим на одной левой, затем на одной правой ноге). Еще ассирийские войны переправлялись через бурные реки (изображаем плавание).
- Спасибо, присаживайтесь.


- Когда умер Ашшурбанапал, Ассирия оказалась ввергнута в гражданскую войну. Тем временем против ассирийского царства восстали вавилонцы, с которыми заключили военный союз мидийцы. В 612 году до нашей эры Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец Ашшурбанапала сгорел, согласно преданию, последний ассирийский царь, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Великая ассирийская держава погибла.


Внимательно смотрят фильм по теме урока и заполняют таблицу, контролируют правильность и полноту заполнения.

Обучающиеся принимают проблемную ситуацию, формулируют задачи по достижению учебной цели, формулируют совместно с учителем пути решения проблемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом учебника и исторической картой, определяют местоположение и природные условия Ассирии, основные занятия жителей. Характеризуют государственное устройство.

Делают вывод о влиянии открытия и широкого использования железа на историю Западной Азии.


Познавательные УУД: планирование учебно-познавательной деятельности по достижению учебной цели.

Регулятивные УУД: Фиксация результатов просмотра фильма, изучения текста учебника. Чтение историческую карты, анализ и умение делать делать выводы. Контроль правильности ответов. Осуществление контроля и самоконтроля. Рефлексия. Коррекция.

7.Самостоятельная работа по применению полученных знаний

Учитель выявляет уровень усвоения материала. Организует работу обучающихся.

Вписать недостающие слова.

1.Столицу Ассирии, город Ниневия, называли «логовищем львов», «городом крови».

2.В 8 в. до н. э. самой сильной в мире была ассирийская армия.

3.Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу.

4.Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран.

5.Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь.

6.Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла железа.

7.Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э.

Работают с текстом, вставляют пропущенные слова. Проводят самооценку. Выявляют недостатки, проводят коррекцию.

Познавательные УУД: умение определять понятие.

Регулятивные УУД: Контроль правильности ответов.












Познавательные УУД: умение определять хронологические рамки события.

Регулятивные УУД: умение делать делать выводы. Контроль, коррекция.

6.Коррекция

-Ассирийская держава распалась в 612 году до нашей эры.

- Ребята, как мы узнаём об истории той или иной страны? (из исторических источников)

Царем Ашшурбанапалом была собрана большая библиотека. Он приказал из всех завоевванных стран свозить в Ниневию оригиналы книг. Ассирия была захвачена в 612 г. до н.э., царский дворец и библиотека сгорела. Так откуда же мы знаем, как жили древние ассирийцы? (из глиняных табличек)

Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне.
Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?
Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии.(Царь Хаммурапи умер в1750 г дн н.э., Ниневия разрушена в 612 г. до н.э.(1750-612=1138). Вывод:Царь Хаммурапи никак не мог присутствовать на праздновании победы над Ассирией).

Работают с лентой времени. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

8..Подведение итогов урока

Рефлексия:

Про какую страну мы сегодня с вами говорили?

Вернемся к целям урока? (Выяснить причины возникновения и падения могущественной военной державы – Ассирии.

Какое значение в истории древнего мира имело открытие и широкое распространение железа?

«Меня удивило на уроке……………………..» (ассирийцы жестокими, коварными)

- А сейчас мы отправимся в путешествие на машине времени в Древнее Двуречье. Его жители пользовались особым письмом – клинописью. Писали они специально заостренной палочкой на мягкой глине, которую затем обжигали в печи.

- Я предлагаю вам сохранить свои впечатления от нашего урока на вот такой импровизированной глиняной табличке. Наши таблички уже обожжены, поэтому для написания мы воспользуемся ручкой или фломастером.

- Если урок для вас прошел удачно, вы считаете, что активно в нем участвовали, успешно справились с заданиями и довольны собой, то возьмите фломастер и изобразите  смайл.

- Если не все задания на сегодняшнем уроке показались вам легкими, вам было немного трудно, я предлагаю вам взять фломастер и изобразить вот такой смайл .

- Если же задания сегодня оказались слишком трудными и вы считаете, что вам нужна помощь, возьмите фломастер и изобразите вот такой смайл .

- Когда вы справитесь с этим, оставьте мне вашу глиняную табличку. И у меня на память от сегодняшнего урока останется самая настоящая библиотека ваших впечатлений.

Оценивают свою работу на уроке, результаты заносят в таблицу. Проводят рефлексию.

9.Объяснение домашнего задания

Объясняет домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, стимулирует организацию познавательной деятельности во внеурочное время. (Параграф 19 внимательно прочитать, ответить на вопросы (устно); работа с картой: записать на карте географические объекты обозначенные цифрами, заштриховать территории захваченные ассирийцами, обозначить на карте столицу Ассирии – Ниневию).

Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!