СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен сценарий урока развития речи в 5 кл.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»





Методическая разработка урока





Русский язык 5 класс

Урок развития речи

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию по личным впечатлениям

« Снег да снег кругом…»





















Автор: учитель русского языка и лит-ры: Долгих Т.В.















Русский язык 5 класс

Урок развития речи

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию по личным впечатлениям

« Снег да снег кругом…»

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по личным впечатлениям.

Задачи урока:

1) образовательные: повторить речеведческие понятия « текст», « тема и идея текста»,закрепить навыки использования художественных средств при создании текстов, отработать навыки определения стиля и типа речи.

2) развивающие: развитие устной речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие внимания и памяти, развитие образного мышления учащихся.

3) воспитательные: воспитание любви к природе, эстетического вкуса , наблюдательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальная иллюстрация «Первый вальс» П. И. Чайковского

Приложения к уроку



Ход урока.

1.Мотивационный этап

Вступительное слово учителя.

Зима только пришла, но почувствовали её холодное дыхание. Уж очень щедрой она оказалась на мороз. А вот снега нынче мы ждали долго. Унылой, сиротливой казалась природа осенью без снега. Проснёшься утром и поскорей смотришь в окно: не выпал ли , наконец-то, снег. И вот , дождались.

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено!

Так морозно, свежо и бело!

А. Блок



Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному , великолепному , пышному царству и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий- художника. Пусть вместе с нами будет яркое образное слово писателя и поэта.

На фоне музыки учитель читает текст Б. Петрова « Разговор о снеге» (приложение №1) слайд №1 презентации

Вот и мы с вами сегодня постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова , достойные того, чтобы отразить его неповторимость.

2. Эвристическая беседа по вопросам для наблюдения.



По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь с нами своими наблюдениями: 1) Каков снег? Всегда ли он одинаков? 2) От чего зависит состояние, вид снега ? ( Слайд № 2)

Молодцы, ребята! Результаты своих наблюдений постарайтесь отразить в своих сочинениях.

3.Работа по повторению признаков стилей и типов речи

В художественной литературе есть очень много описаний снега. Сейчас представьте себя в роли редактора детского художественного журнала.

Вам принесли две заметки о снеге. Какую из них вы поместите в своём журнале и почему? ( слайд №3)

Какие стили речи вы знаете? Какие типы речи помните? Какой лучше использовать при создании вашего сочинения о снеге?

4. Работа с художественными текстами .

Сейчас, ребята , послушайте, как рисуют картину первого снега поэты и писатели. Ученики читают стихи, учитель текст.( Приложение № 2

слайд № 4)

Как описывается первый снег в этих произведениях? Поделитесь своими впечатлениями.

Наша задача- не просто описать снег в сочинении, а постараться создать словесную картину о снеге.

Оказывается, ребята, у снега может быть несколько названий.

( Опережающее задание)

Подготовленные ученики читают разбитый на отрывки текст Н .Надеждиной

« Снежные слова»( приложение № 3) Слайд №5

Ребята, мальчики прочитали три отрывка, Можно ли их ,вместе взятые назвать текстом? Почему? Что их объединяет? Какова тема этого текста?

Какова его основная мысль?
Какие новые названия снега вы услышали в тексте?



Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своё настроение. Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова. Вспомните, какие художественные средства делают нашу речь наиболее выразительной? Найдите в данных отрывках средства художественной выразительности. ( слайд № 6-8)

5. Лексическая зарядка. Работа в группах

1 ряд- назовите определения для слова «снег»

2 ряд – глаголы, передающие определения снега.

Подберите к слову « блестеть» слова- синонимы.

6. Посмотрим на снег глазами художника .

Выступление учителя рисования

( Приложение № 4 ) слайд № 9 .

7. Обобщение

Чтобы наиболее стройно , логично, красиво организовать изложение наших мыслей на бумаге, давайте обратимся к плану.( Слайд № 10)

8. Рефлексия

Подведение итогов урока. Давайте оценим материал, собранный сегодня на уроке для написания сочинения. Поможет он вам в написании сочинения дома? Оцените свою работу на уроке.















































Приложение№1

Б. Петров « Разговор о снеге»

Вдруг земля становиться белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега. Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях.

Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами.

Снег ты наш, снежище, снежик.. Снега во всю Россию.

































Приложение № 2



Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы подчеркнуть, как черна , напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.

Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке.













































Приложение № 3

Н. Надеждина

« Снежные слова»

Уже с неба снег падает по –разному. Если снежинки слипаются на лету . мы говорим


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!