СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Урок теоретического обучения "Определение типа и сечения провода"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Урок теоретического обучения "Определение типа и сечения провода"»

Музыка Олег Васильевич


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)










Методическая разработка

урока теоретического обучения по профессии

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Практическое занятие № 5 «Определение типа и сечение провода»







Составитель: Музыка

Олег Васильевич преподаватель филиала № 3









г. Владимир


2023 г.


Рассмотрено
методической комиссией
филиала № __ФКП образовательного учреждения № 46.
Протокол от «___» _______ 2023 г.№ ___


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
ФКП образовательного
учреждения № 46
____________ А.А. Харитонова
«___» __________ 20___ г.






Рецензент:

Колтунова Ольга Васильевна – мастер производственного обучения, первой квалификационной категории, филиала №3 ФКП образовательного учреждения №46.

Аннотация


Методическая разработка посвящена подготовке специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» для формирования знания и умения определять тип и сечение провода по маркировке и сечению проводника – это необходимые знания для электромонтера. Суть разработки заключается в том, что будущие специалисты, в сфере энергетики, в своей работе могли правильно определить подходящий для выполнения работ электрический провод или кабель при выполнении монтажа электропроводки. Это необходимо для того, чтобы при отсутствии маркировки они смогли определить тип электрического провода (жилы кабеля) и его сечение.

В методической разработке представлен урок теоретического обучения комбинированного вида, главной задачей, которой является формирование знаний у обучающихся, как правильно определять тип и сечение электрического провода по внешнему виду, надписи и вычислению поперечного сечения проводника по его диаметру для проведения монтажных и ремонтных работ.

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям общеобразовательных дисциплин учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».










Содержание


  1. Введение ……………………………………………………………….1

  2. Основная часть…………………………………………………………2

- методическое обоснование темы урока…………………………......2

- методические рекомендации к проведению урока…………………3

- план урока…………………………………………………………….10

  1. Заключение…………………………………………………………….11

  2. Список литературы……………………………………………………12













  1. Введение


Знания технологических процессов выполнения простых работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования, осветительных установок, сетей и вспомогательного цехового электрооборудования, цеховых электрических аппаратов напряжением до 1000 В, цеховых электрических машин мощностью до 10 кВт и напряжением до 1000 В, выполнения простых слесарных, монтажных, и такелажных работ, при ремонте цехового электрооборудования их назначение, приемов и правил выполнения операций, выбор рабочего инструмента и приспособлений, их устройство, назначение и приемов пользования, наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала, требований безопасности выполнения при выполнении просты работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Цель данной методической разработки – оказать методическую помочь преподавателям по подготовке к уроку, через:

обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по теме, связанной с определением типа и сечения электропроводов и определение их сечения;

развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих;

Чтобы обучающиеся смогли научиться разбираться в типах электрических проводов и определять их сечение мною разработано и предложено практическое занятие, позволяющие быстрее понять и усвоить данную тему.

Данное практическое занятие позволяет обучающимся не только научиться разбираться в типах электрических проводов и определять их сечение, но и в дальнейшем поможет легко и быстро перейти на новый уровень обучения.

  1. Основная часть


Методическое обоснование темы


Практическое занятие предназначено для организации работы обучающихся при выполнении практических занятий по учебной дисциплине МДК.01.01 «Технология выполнения простых работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в ФКП образовательном учреждении № 46. Оно содержат рекомендации и задания в соответствии с рабочей программой по профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», разработанной в соответствии с профессиональным стандартом «Слесарь-электрик», утвержденным приказом Минтруда России от 28.09.2020 № 660н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь-электрик».

В процессе выполнения практического занятия обучающиеся научатся определять тип электрических проводов и их сечение по диаметру жилы.

Многим обучающимся бывает сложно определить тип и сечение электрических проводов, тем более, если отсутствует маркировка, а некоторые не понимают в чем разница между диаметром и сечением провода. Однако, в процессе производственной деятельности специалистам по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» довольно часто придется сталкиваться с отсутствием маркировки на электрических проводах во время ремонта и обслуживания электрооборудования, монтажа электропроводки. Для того чтобы подобрать нужный провод им необходимо разбираться в типах электрических проводов и определять их сечение. В процессе выполнения практического занятия обучающиеся приобретут необходимые знания.


Методические рекомендации по проведению урока


Данные методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине МДК.01.01 «Технология простых работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования», предназначены для обучающихся ФКП образовательного учреждения № 46 по программе профессионального обучения по профессии 19861 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Проведение практических занятий имеет большое значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Цель практических занятий по учебной дисциплине МДК.01.01 «Технология простых работ по ремонту и обслуживанию цехового электрооборудования»

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;

выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические указания содержат краткий теоретический материал по теме практических занятий, инструкции, таблицы, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.

Проведение практического занятия требует использования современных средств организации занятия, использование ТСО и ИКТ-технологий, которые необходимы для достижения поставленных целей. Кроме того работа в группах и игровые технологии вносят разнообразие в проводимое занятие.

Данное занятие является Практическим занятием №5 по теме 1.2 «Технология электромонтажных работ» в группе по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».












Практическое занятие № 5


ТЕМА: Определение типа и сечения провода.


Цель: сформировать умения по определению типа и сечения провода.


Уважаемый обучающийся!


  1. в результате выполнения этой работы вы научитесь определять тип и сечение провода

  2. выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

  • компьютерное оборудование

  • видеофрагмент «Определение типа и сечения провода»

  • тетрадь, карандаш, линейка.

  • раздаточный материал.

  • клещи для снятия изоляции, бокорезы

  • микрометр, штангенциркуль.


Справочная литература:

Основная:

  1. Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. М.: Издательский центр «Академия». 2016 г.

  2. Журавлева Л.В. Электроизмерения: учеб. пособие для проф. образования Людмила Васильевна Журавлева. – М: Издательский центр «Академия», 2014. 144.

Дополнительная:

  1. Москаленко В.В Справочник электромонтера: Справочник/ Владимир Валентинович Москаленко –2 изд., стер. – Издательский центр «Академия» 2005-288с.


Порядок выполнения работы.


  1. Изучить информационный блок.

Как определить соответствие параметров

Зная значение площади поперечного сечения, не составит труда подобрать необходимый кабель, исходя из параметров нагрузки и силы тока. Кроме сечения, необходимо выбор производится с учётом следующих особенностей:

  • материала – выпускается кабельно-проводниковая продукция с применением меди и алюминия. Первый материал дороже, но отличается лучшей проводимостью и долговечностью, практичностью в монтаже. Алюминиевая продукция легче, но прослужит меньше. Возможен вариант выбора кабеля из алюмомеди – композитного материала, сочетающего использование меди с алюминием. Такой кабель стоит ещё дешевле, но уступает указанным выше по всем характеристикам;

  • числу проволок в жилах – кабель может быть выполнен из одной цельной проволоки или скручен из жгута нитей. С возрастанием количества проволок увеличивается гибкость провода, что значительно облегчает монтаж. Однопроволочный кабель применяется в ситуациях, когда необходимо удерживать заданную форму – в распределительных щитах и пр.;

  • материалу изоляционного покрытия – определяет условия эксплуатации провода и степень защищённости от стороннего воздействия различных агрессивных факторов.

При выборе медного кабеля, необходимо руководствоваться критериями, указанными в следующей таблице:


Более детальные характеристики по току и мощности указаны в такой таблице:

При выборе алюминиевого кабеля необходимо пользоваться следующей таблицей:

Мощность оборудования, которое предстоит подключать к указанной линии, определяется по паспортным данным или маркировке, нанесённой на корпус.

Если документация изготовителя отсутствует, мощность можно подсчитать после замера амперметром фактической силы тока. Умножив полученное значение на величину напряжения, получим фактическую нагрузку по мощности.

Для определения суммарной нагрузки на провод, необходимо сложить мощность всех потребителей, подключаемых к линии. Необходимо учитывать максимально возможное значение нагрузки, которое получается при одновременном включении всех электрических приборов, чтобы выбранный кабель обладал необходимым запасом по мощности.

Как определить провод по маркировке.

Первая буква в марке провода обозначает материал жилы. Если первая буква А это значит, что провод с алюминиевой жилой. Если буква А отсутствует, а первая буква П это значит, что провод с медной жилой.

Вторая буква обозначает вид6:

П – провод, Ш – шнур.

Третья буква обозначает изоляцию:

Р – обозначает, что провод с резиновой изоляцией, В – поливинилхлорид, П – полиэтилен, Н – неопрен.

Далее буквы могут обозначать конструкционные особенности:

Н – обозначает, что провод не распространяющей горение, П – плоский, О – наличие оплетки, Г – обозначает многопроволочную жилу, Г – гибкий, Д – х/б изоляцию и т.д.

Например АПРН - провод с алюминиевой жилой с резиновой изоляцией не распространяющей горение

ПРН провод с медной жилой с резиновой изоляцией не распространяющей горение

ПР - провод с однопроволочной медной жилой с резиновой изоляцией

ПРГ- провод с многопроволочной медной жилой с резиновой изоляцией.

АПРГ - провод с многопроволочной алюминиевой жилой с резиновой изоляцией

ПВ - провод с однопроволочной медной жилой в поливинилхлоридной изоляции.

ПГВ - провод с многопроволочной медной жилой в поливинилхлоридной изоляции.

ППВ – провод с двумя или тремя однопроволочными медными жилами расположенными параллельно в поливинилхлоридной изоляции.

АППВ - провод с двумя или тремя однопроволочными алюминиевыми жилами расположенными параллельно в поливинилхлоридной изоляции.

  1. Просмотреть видеосюжет о выполнении определения сечения провода различными способами.

  2. Определить диаметр и сечение провода различными приборами:

  • Снять изоляцию с концов жил специальными клещами

  • Микрометром или штангенциркулем измерить диаметр неизолированного провода в мм.

  • Определить площадь круга по формуле: S=π*D2/4, где D – диаметр жилы провода.

  • Назвать сечение провода в мм2

  • Произвести определение сечений 4 различных типов проводов

  1. Результаты записать в таблицу.

    № п/п

    Наименование образцов

    Диаметр, мм

    Сечение, мм2













  2. Определить марку 4 различных типов проводов

  3. Данные занести в таблицу.


    Провод 1


    Провод 2


    Провод 3


    Провод 4

    Марка провода





  4. Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. С помощью, каких приборов можно измерить сечение провода? 2. Назовите способы определения сечения провода?

3. Что определяет площадь сечения проводников?

Критерии оценки


Оценка



критерии


Полнота

выполненного

задания




Самостоятель-ность при выполнении задания




Вычисления




Оформление



5

Обучающийся полностью справился с заданием. Правильно выполнил пайку проводов

Определил сечение и марку проводов

Правильно ответил на вопросы.

Задание выполнено обучающимися полностью самостоятельно

Правильно проведено определение

диаметров проводов




Результаты измерений занесены в таблицы.

Грамотно использована профессиона-льная терминология.

4

Обучающийся справился с заданием, хотя имеются незначительные неточности .

Правильно ответил на вопросы.

Задание выполнено обучающимися полностью самостоятельно.

В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности действий.

Имеются незначитель-ные ошибки в вычислениях диаметров проводов

переменного тока.



Допущены небольшие неточности при оформлении таблиц, Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов и профессиональных терминов.

3

Обучающийся справился с заданием не полностью, имеются недостатки в процессе выполнения пайки,определения сечения и марки проводов

Задание выполнено обучающимися с помощью дополнительного источника информации.

Имеются грубые ошибки в вычислениях диаметров проводов и определении сенчения проводов



Допущены ошибки при оформлении таблиц, Наблюдаются большие затруднения при подборе слов и профессио-нальных терминов.

2

Задание не выполнено

Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено.

Отсутствуют вычисления и расчеты

Таблицы не оформлены



ПЛАН УРОКА

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание
по методике

  1. Подготовительный этап

1.1 Организационная часть (3 мин.)

  1. Приветствует обучающихся

  2. Проверяет явку.

  3. Проверяет готовность к уроку инструментов личного пользования (тетради, канцтовары)

  4. Проверяет готовность измерительных инструментов.

1. Приветствуют.

2.Готовятся к уроку

Диалогово-словесный метод

1.2 Целевая установка (3 мин.)

1.Сообщает тему урока.

2.Совместно с обучающимися формулирует цели урока.

1.Воспринимают и записывают тему.

2.Участвуют в формулировке целей.

Диалогово-словесный метод.

1.3Актуализация опорных знаний

(6 мин.)

Задает вопросы:

  1. Из каких материалов изготавливаются жилы проводов?

  2. Из каких материалов изготавливается изоляция?

  3. Как определить тип и сечение провода необходимого для проводки?

  4. Как определить сечение провода, если нет маркировки?

Обдумывают вопросы отвечают в устной форме.

Проблемно-поисковый метод.

  1. Основной этап

2.1 Разъяснение правил, инструктаж по ОТ (10 мин)

  1. Раздает задания.

  2. Объясняет правила проведения практического занятия.

  3. Проводит инструктаж по мерам безопасности перед началом выполнения заданий.

Слушают и воспринимают.


Диалогово-словесный метод

2.2 Закрепление и применение знаний (60 мин)

  1. Дает время на изучение информационного блока 15 мин.

  2. Отвечает на возникающие вопросы.

  3. Предлагает просмотр видеофрагмента «Определение типа и сечения провода» (6-7 мин).

  4. Наблюдает за ходом самостоятельного выполнения обучающимися заданий.

  5. Консультирует

  6. Наблюдает за соблюдением ОТ.

Изучают информационный блок

Смотрят видеофрагмент Выполняют задания практического занятия

Работают в группах

Оформляют задания в тетради.

Практические

  1. Заключительный этап

Подведение итогов (8 мин)

1.Подводит итоги.
2.Оценивает работу обучающихся
3.Дает оценку занятию.

1. Проводят само и взаимоконтроль
2.Беседуют с преподавателем

Словесные (беседа)

Заключение


Методическая разработка соответствует требованиям ПС по профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» разработанной на основе с профессионального стандарта «Слесарь-электрик», утвержденным приказом Минтруда России от 28.09.2020 № 660н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь-электрик».

Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по учебной дисциплине МДК 01.01. Технология выполнения простых работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования для профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям учебных дисциплин ОППО при подготовке к практическим занятиям.

Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.

При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы.

Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.


  1. Список литературы

Основные источники:

  1. Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. М.: Издательский центр «Академия». 2016 г.

  2. Журавлева Л.В. Электроизмерения: учеб. пособие для проф. образования Людмила Васильевна Журавлева. – М: Издательский центр «Академия», 2014. 144.

Дополнительные источники:

  1. Москаленко В.В Справочник электромонтера: Справочник/ Владимир Валентинович Москаленко – 2 изд., стер. – Издательский центр «Академия» 2005-288с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!