Методическая разработка учебного занятия
Тема: Изготовление композиции из бисера «На далеком Севере».
Цель: Сформировать навыки и приемы изготовления изделий на проволочной основе.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить учащихся с технологией изготовления отдельных деталей композиции из бисера в технике параллельного плетения;
научить анализировать образцы и схемы по выполнению работы.
Развивающие:
прививать интерес учащихся к животному миру родного края;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
способствовать формированию у детей бережного отношения к природе северного края;
способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, усидчивости.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Формы контроля: наблюдение, опрос, контроль над выполнением практической работы.
Оборудование, материалы и инструменты:
образец композиции;
схемы;
медная проволока диаметром 0,3 мм;
ножницы;
крупный бисер белого, черного и бронзового цветов;
План занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Вводная беседа (краткие сведения о животных, проживающих на Крайнем Севере).
Теоретическая часть.
Практическая часть (последовательность выполнения работы и практическое выполнение задания).
Итог занятия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог приветствует всех присутствующих.
Проверка готовности детей к занятию, наличия инструментов и материалов.
- Ребята, все ли готовы к началу занятия?
2. Сообщение темы и цели занятия. Создание мотивационной ситуации.
Обращение к детям.
- Сегодня мы с вами начнем выполнять композицию «На далеком Севере», которая состоит из трех фигурок животных, такие как, олень, заяц-беляк, песец. Каждая фигурка состоит из отдельных частей и выполняется в технике параллельного плетения. Дети рассматривают композицию.
- Сначала мы выполним зайца, затем песца и оленя. На сегодняшнем занятии начнем выполнять лапки и ушки зайца. Прежде чем приступим к выполнению практической работы, мы с вами немного побеседуем о животном мире нашего края.
- Каких животных проживающих на крайнем севере вы знаете?
- Кого встречали в живой природе? Ответы детей.
Вводная беседа.
Животный мир на территории Ямала довольно разнообразен. В северных районах тундры обитают белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка. На юге тундры встречаются живородящие ящерицы, тритон, травянистые и остромордые лягушки. В лесотундре обитают как тундровые, так и таежные животные. Сюда проникают лось, бурый медведь, белки, ондатры, трехпалый дятел, белокрылый клест и стаи белых куропаток. Животный мир тайги значительно богаче – белка, заяц-беляк, бурый медведь, волк, лисица, горностай, соболь и др. Несмотря на разнообразие животного мира, природа северного края очень хрупкая и ранимая. Некоторые из перечисленных животных занесены в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа и находятся под охраной.
Обращение к детям.
- Каких животных мы запомнили?
- Запомните этих животных! Наше занятие мы посвятим природе нашего края.
Теоретическая часть.
- Сегодня нам для работы потребуется круглый бисер, проволока, ножницы. При создании изделий из бисера необходимо правильно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия.
Но прежде чем мы приступим к работе, вспомним о правилах безопасной работы с инструментами (Приложение 1), повторим специальную терминологию (Приложение 2).
Рассмотрим образец готовой композиции и схемы по выполнению лапок и ушек зайца (Приложение 3). Дети анализируют схемы плетения, составляют устную технологическую последовательность выполнения работы. Педагог обобщает ответы детей, исправляя ошибки, обращает внимание на простоту и наглядность схемы: бусинки располагаются строго по рядам; каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, а затем закрепляется другим.
Практическая часть.
Приступим к выполнению лапок.
Педагог оказывает дозированную помощь каждому ребенку.
Дети задают вопросы, возникшие в ходе работы.
Последовательность выполнения лапок:
Возьмем проволоку длиной 20 сантиметров.
Нанижем на нее одну бусинку и поместим ее в сгибе проволоки.
В следующем ряду на проволоку проденем три бусинки (пропускаем сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны).
Третий ряд выполняется аналогично.
В четвертом ряду вденем две бусинки на проволоку, также пропустив сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны.
Пятый и шестой ряды выполняются аналогично четвертому. Таким же образом нам нужно выполнить еще три лапки.
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, прежде чем приступить к выполнению ушек, мы с вами выполним несколько физических упражнений. Для того, чтобы продолжить работу, нам нужен заряд бодрости и хорошего настроения. Вы согласны?
Только в лес мы пошли, появились комары,
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе – шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.
Приступим к выполнению ушек.
Последовательность выполнения ушек:
Возьмем проволоку длиной 15 сантиметров.
Проденем на нее одну бусинку и поместим ее в сгибе проволоки.
В следующем ряду на проволоку проденем две бусинки, пропустив сквозь них оба конца проволоки, в разные стороны.
В третьем ряду вденем три бусинки, соединим аналогично предыдущему ряду.
В четвертом ряду проденем одну бусинку, попустив сквозь нее оба конца проволоки, в разные стороны. Второе ушко выполняем аналогично первому.
Итог занятия.
Обращение к детям.
- Что нового и интересного узнали на занятии?
- Чему научились? Ответы детей.
Педагог: Подходит к концу наше занятие. Сегодня мы изготовили лапки и ушка зайца, на следующем занятии мы с вами продолжим работу по выполнению основной части изделия – туловища.
- Посмотрите, ребята, качественно ли вы выполнили работу?
- Давайте сравним все работы, и выявим самую аккуратную и качественно выполненную работу. Дети сравнивают работы.
Педагог:
- Используя изученный прием плетения, можно изготовить множество других изделий. Это могут быть различные человечки, зверюшки, цветы. Из фигурок и цветов можно составлять различные композиции, миниатюры, панно.
Все эти изделия просты в исполнении, так что вы сможете обучить этим приемам своих младших братишек, сестренок или друзей – для них это станет новой увлекательной игрой и полезным занятием одновременно. Также эти фигурки можно подарить своим близким, друзьям к любому празднику.
Обращение к детям. Спасибо вам за плодотворную работу.
Приложение 1
Как работать с ножницами
Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.
Не оставляй ножницы открытыми.
Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.
Мелкие детали вырезай маникюрными ножницами.
Как работать с проволокой
Отрезается проволока только ножницами или специальным для этого приспособлением.
Хранится проволока в специальном для нее резервуаре.
Приложение 2
Терминология
Конец проволоки, на который набирают бисер (нитки, леска) называют рабочим.
Продеть проволоку – в определенном положении закрепить одним из ее концов уже набранные бисеринки.
«Продеть на встречу» или «продеть замок».
Бисеринки находятся посередине проволоки. В нашем распоряжении 2 рабочих конца, один из которых проденьте на встречу другому, затем наберите бисер на один конец, а другим их закрепите. При этом в «замке» могут оказаться одна, две, и более бисеринок. Оба конца после закрепления разведите в противоположные стороны, предварительно их, уровняв и плотно подтянув бисеринки к друг другу. После окончания работы проволоки этим же приемом верните назад в полотно и отрежьте, а торчащие «заусенки» пригладьте.
«Продеть назад» или «продеть рыбкой»
Этот способ заключается в том, что в набранные на один рабочий конец бисеринки продеть обратно тот же рабочий конец. В последнюю набранную бисеринку проволоку не продеваем. Для выполнения зубчика на конце детали рабочий конец продеваем в бусинки, начиная с 4-ой от конца набора. Оба конца проволоки выходят из бисеринок с одной стороны. Начинают работу с середины проволоки или с одного конца. Продевать «рыбкой» можно в одну бисеринку или сразу в несколько.
Приложение 3