Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС
Сибирский межрегиональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка учебного занятия по теме
«Налоговый эрудит»
Разработчик проекта:
Карпенко В.Н., ГБПОУ «Авиационный техникум»
г. Улан-Удэ, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
В условия рыночной экономики финансовая грамотность обучающихся требует особого внимания.
Воспитание самостоятельности и ответственности по уплате налогов является одной из главных задач государства, в частности образовательной организации и семьи в целом. Для воспитания ответственного отношения к выполнению обязанностей по уплате налогов студентам необходимо понимать сущность и социальную значимость налогообложения, его роль и место в сфере общественных отношений и сфере государственного управления.
Одной из наиболее интересных форм организации учебной деятельности студентов является игровая форма, которая может быть использована при проведении внеклассного мероприятия.
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме « Налоговый эрудит».
Задачи проекта:
изучить методические рекомендации по разделу «Налоги и налогообложение»;
сконструировать модель мини-проекта;
разработать технологическую карту;
подобрать ресурсы для проведения занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Наименование: внеурочное занятие для студентов 3 курса по теме «Налоговый эрудит» в рамках проведения недели финансовой грамотности
Вид деятельности: внеурочная деятельность
Форма проведения: игра
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, таблицы для рефлексии
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
Цель занятия: формирование опыта применения полученных знаний и умений для их использования при решении вопросов, связанных с налогообложением физических лиц
Задачи:
Обучающая: Сформировать представление о сущности налогообложения и его месте в жизни общества, научиться применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Развивающая:
Содействовать развитию познавательного интереса к теме налогообложения, умения находить, анализировать и работать с нужной информацией.
Выполнять оценку собственной деятельности и деятельности других обучающихся.
Способствовать развитию коммуникативных качеств: умение принимать участие в дискуссии, вести диалог, работать в коллективе.
Воспитательная: содействие в формировании активной гражданской позиции, уважения законов государства.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
развитие навыков сотрудничества, самостоятельности.
Метапредметные:
познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений.
регулятивные:
понимание цели своих действий;
проявление познавательной инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей.
коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
формирование представление о сущности и роли налогов в жизни общества и государства;
формирование знаний о видах налогов, основных правах и обязанностях налогоплательщиков;
выполнение элементарных налоговых расчётов
Технологии
Методы и приемы
Метод решения задач
Игра
Головоломка
Диалоговый
ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)
Этап | Действия преподавателя | Действия студента | Ресурс | Форма организации учебной деятельности | Время, мин. |
1 Организационный момент | 1. Распределение группы на 2 команды 2. Объявление критерии оценивания – 1 ответ=1 жетон | Занимают места согласно распределению | | групповая | 1 |
2 Актуализация знаний | 1.Ознакомить студентов с цитатами о налогообложении 2.Организовать дискуссию, в ходе которой студенты должны придти к единому мнению о необходимости налогообложения 3. Направить студентов к правильному формированию темы занятия | 1. чтение цитат 2. ведут дискуссию внутри своей группы и с оппонентами 3. формулируют тему занятия | презентация | групповая | 5 |
3 Целеполагание | 1.Ознакомить студентов с ребусами 2. Направить студентов к правильному формированию цели занятия | 1.Решение ребусов 2.Установливают логическую взаимосвязь между данными понятиями, на основе чего формулируют цель занятия | Презентация, генератор ребусов http://rebus1.com | групповая | 5 |
4 Практическая деятельность студентов | 1.Ознакомитть студентов с «Азбукой налогоплательщика»: налог, налоговая обязанность 2. Организовать работу по определению прав и обязанностей налогоплательщиков 3. Ознакомить с мерами ответственности за налоговые правонарушения 4. Организовать работу с «Деревом ассоциаций». 5. Ознакомить с классификацией налогов 6. Организовать деятельность по решению практических заданий | 1.Изучение терминов 2. Заполнение таблицы «Права и обязанности» 3. Решение ребусов 4. Определение элементов «Дерева ассоциаций» 5. Изучение классификации налогов 6. Решение практических заданий | Презентация, генератор ребусов http://rebus1.com, карточки с заданиями, интернет ресурсы: www.r03.nalog.ru www.consultant.ru. | групповая | 30 |
5 Подведение итогов занятия | 1.Подсчет жетонов 2.Объявление победителей 3.Награждение участников | Помогают преподавателю выполнить правильную оценку | Жетоны, медали | Групповая | 2 |
6 Рефлексия | Организует работу по рефлексии с использованием приема INSERT | Заполняют таблицы для рефлексии | Таблицы для рефлексии | групповая | 2 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок-игра «Налоговый эрудит» является внеклассным мероприятием для студентов 3 курса СПО. Практические задания игры направлены на повышение уровня финансовой грамотности по вопросам налогообложения.
Внеклассное мероприятие, организованное в форме игры для студентов 1 курса, способствует развитию познавательного интереса, коммуникативных способностей, формированию активной гражданской позиции.
Содержание, оборудование, ресурсы на всех этапах занятия способствуют достижению поставленных целей и задач
В процессе проведения мероприятия используются раздаточные материалы, ИКТ, что позволяет сделать занятие более интересным и познавательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Конституция РФ
Налоговый кодекс РФ (1-2 части)
Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Режим доступа: www.nalog.ru.
Официальный сайт Управления ФНС РФ по Республике Бурятия. Режим доступа: www.r03.nalog.ru.
Официальный сайт правовой справочной системы Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru. -
Генератор ребусов - http://rebus1.com
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 – Мультимедийная презентация
Приложение 2- Таблица «Права и обязанности налогоплательщиков»
Приложение 3- Практическое задание
Рассчитать транспортный налог для физического лица, имеющего в собственности транспортные средства: А)грузовой автомобиль ЗИЛ-130 – 150 л.с.,Б) автомобиль Toyota Avensis с мощностью двигателя 147 л.с.;В) автомобиль ВАЗ 2107 –75 л.с.
Приложение 4 – Рефлексия
Это я знал V | Это я не знал + | Это противоречит тому, что я знал - | Есть вопрос ? |
| | | |
Приложение 5 – Жетоны, медали
1 балл