СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия. "Нагноительные заболевания лёгких"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия. "Нагноительные заболевания лёгких"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


учебного занятия


на тему: « Нагноительные заболевания лёгких»


ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и

реабилитационных процессах

МДК 02.01.1 Сестринское дело в терапии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело









































Сатка 2022









Методическая разработка учебного занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело


Организация–разработчик: ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»


Разработчик: Баширова А. В. – преподаватель


Рассмотрена на заседании цикловой комиссии лечебного дела и сестринского дел.


Протокол №____от «____»_________________ 2022 г.

Председатель____________________М. П. Чудинова


Утверждена:

Зам. директора по УВР_________________А. Н. Гильмиярова





















СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………

4

  1. Цели учебного занятия ……………….………………………………

5

  1. Требования, предъявляемые к студентам ……..……………………

5

  1. Формируемые компетенции………………………………………….

6

  1. Тип занятия, место проведения продолжительность занятия……..

8

  1. Оснащение занятия: методические и материально- технические…………………………………………………………….

8

  1. Методы и методические приемы…………………………………….

9

  1. Междисциплинарные и межмодульные связи………………………

10

  1. Хронологическая карта………………………………………………..

10

  1. Этапы планирования занятия…………………………………………

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

14

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК


Приложение № 1 Вопросы для самоконтроля………………………..

15

Приложение № 2 Тестовый контроль………………………………..

19

Приложение № 3 Ситуационные задачи……………………………...

24

Приложение № 4 Эталоны ответов…………………………………..

26

Приложение № 5 Протокол учебного занятия ………………………

30

Приложения № 6 Критерии оценки учебного занятия …………….

31












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспалительные заболевания лёгких - одна из наиболее сложных проблем. В настоящее время наблюдается
постоянный рост количества больных с острыми заболеваниями лёгких. Это
связано с возрастающим загрязнением окружающей среды, широким
нерациональным использованием антибиотиков, бытовой аллергией,
курением, неблагоприятными социальными факторами, возрастанием числа
лиц с вторичными иммунодефицитами различного происхождения. Однако
повышенный интерес к данной проблеме связан не только с большой
частотой случаев заболевания, но и особым характером течения
патологического процесса. Отмечается увеличение числа тяжелых и бурно
протекающих форм нагноительных заболеваний лёгких, сопровождающихся
грозными осложнениями. Быстро прогрессирующая гнойно-некротическая деструкция лёгких требует своевременной интенсивной терапии. Запоздалая диагностика и неадекватное лечение приводят к развитию необратимых изменений в организме и неблагоприятному исходу.













1 Цель учебного занятия


  1. Учебные дидактические цели:

  • организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний сестринского ухода при нагноительных заболеваниях лёгких, причин их возникновения, клинических проявлений, диагностике, лечению, профилактике и роли медицинской сестры в осуществлении сестринского процесса;

  • обеспечить формирование у студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при нагноительных заболеваниях лёгких;

  • содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, самокоррекции учебной деятельности.

  1. Развивающие цели:

– способствовать развитию памяти и речи;

– способствовать развитию логического мышления;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

  1. Воспитательные цели:

– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи;

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.


2 Требования, предъявляемые к студентам

Знать:

– определение понятия «нагноительных заболеваний лёгких»;

– причины, предрасполагающие факторы развития;

– классификация нагноительных заболеваний лёгких;

– клинические проявления нагноительных заболеваний лёгких;

– принципы диагностики и лечения;

– механизм действия и группы лекарственных препаратов, применяемых для лечения нагноительных заболеваний лёгких;

– проблемы пациентов и варианты их решения;

– особенности сестринского ухода при нагноительных заболеваний лёгких.


Уметь:

  • осуществлять сестринский уход при различных нагноительных заболеваниях лёгких ;

  • эффективно общаться с пациентом в процессе учебной деятельности;

  • соблюдать принципы профессиональной этики.



3 Формируемые компетенции

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделия и изделия медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной.


4 Тип занятия, место проведения, продолжительность занятия


Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» №19.

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 30 минут.

6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 70 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.


5 Оснащение занятия: методическое и материально-техническое

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Нагноительные заболевания лёгких» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Нагноительные заболевания лёгких» (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Телевизор.

4. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.

5. Тестовые задания.

6. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, 6практические манипуляции, алгоритмы).

7. Оснащение для выполнения зачетных практических манипуляций (накладка для отработки внутримышечной инъекции, спиртовые салфетки, шприц инъекционный 2,0; 5,0; 10,0 контейнер для отходов класса А, контейнер для отходов класса Б, дезинфицирующий раствор, ветошь, сменная стерильная инъекционная игла, секундомер, фонендоскоп, функциональная кровать).


6 Методы обучения и методические приемы


Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный





Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки




Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично-поисковый



Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки



Эвристическая беседа, обобщение



Проблемный метод



С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение ситуационных задач

7 Междисциплинарные и межмодульные связи

1 Предшествующие:

– технология оказания медицинских услуг;

– анатомия с физиологией;

– фармакология с рецептурой;

– психологи.

2 Сопутствующие:

– гериатрия.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.

8 Хронологическая карта занятия

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 30 минут.

6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 70 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.


Итог: 180 минут




9 Этапы планирования занятия


Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих

Отвечает староста подгруппы

Мобилизация внимания на предстоящей работе, создание благоприятного микроклимата


2 мин.

2.Формулировка темы, ее обоснование, целей занятия.


Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в дневнике

Мотивация деятельности студентов


3 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний

Используется тестовый/фронтальный опрос с последующим разбором ошибок. (Приложение 1,Приложение 2)

Инструктирует студентов, задаетвопросы, корректирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%)..

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций


5 мин.

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями.

Слушают, усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение


5 мин.

5. Демонстрационная часть

Преподаватель демонстрирует проведение манипуляций, обращает внимание на наиболее сложные моменты

Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение. Задают вопросы.

Познакомить студентов с алгоритмом выполнения манипуляции.


30 мин.

6.Выполнение практической работы

Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений.

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Работают парами.

Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации

Осознание студен­тами значимости полу­ченных результа­тов.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.


70 мин.

7. Контроль и коррек­ция знаний и умений.

Контроль в виде реше­ния ситуационных за­дач (Приложение № 4; При­ложение № 6)

Инструктирует

студентов, наблю­дает за их работой,

корректирует ее.

Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки.

Систематизировать знания по теме. Нау­читься быстро и пра­вильно принимать ре­шения в условиях, близких к реальным.


55 мин.

8. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает резуль­таты работы, дости­жение целей заня­тия, комментирует работу на занятии отдельных студен­тов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учё­том вводного кон­троля, проделанной самостоятельной работы, заключи­тельного контроля.

Стимуляция практи­ческой деятельно­сти, поощрение ак­тивных учащихся.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.

15 мин.

9.Сообщение домаш­него задания

Преподаватель со­общает тему сле­дующего занятия: «Профилактика пролежней», дает рекомен­дации по подго­товке к занятию.

Слушают, записы­вают.

Осознание студен­тами целей содержа­ния и способов выпол­нения домаш­него задания.


5 мин.




10 Методы контроля


  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).

  2. Устный.

  3. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипуляций.














СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК

1. Алексеев, С. А. Гнойно-деструктивные заболевания легких и
плевры: учеб.-метод. пособие / С. А. Алексеев, С. Н.Шнитко.Минск : БГМУ, 2005. – 30 с.

2. Гостищев, В. К. Общая хирургия : учеб. / В. К. Гостищев. 5-е изд., перераб. идоп. М. : 2019. – 736 с.

3. Хирургические болезни : учеб. / под ред. А. П. Черноусова.
М. : ГЭОТАР-Медиа,2018. – 664с.

4. Клиническая хирургия : науч. рук. : в 2 т. / под ред. В. С. Савельева, А. И. Кириенко. М. : 2020. – 832с.

5. Ковалев, А. И. Школа неотложной хирургической практики /
А. И. Ковалев,Ю. Т. Цуканов. 2-е изд., испр. и доп. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 743с.

6. Макинтайр, Р. Алгоритмы диагностики и лечения в хирургии : пер. с англ. /Р. Макинтайр, Г. Стейгман, Б. Эйман ; под ред. В. А. Кубышкина. М. : 2008. – 744с. с.

7. Общая хирургия : учеб. пособие / Г. П. Рычагов [и др.] ; под ред.
Г. П. Рычагова, П. В. Горелика, Ю. Б. Мартова. Минск : Итерперссервис, 2019. – 928 с.

8. Основы клинической хирургии : практ. рук. / под ред.
Н. А. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 672 с.

9. Современные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний : сб.инструктив.-метод. док. Минск : РИМБ, 2017. – 243 с.

10. Шотт, А. В. Курс лекций по частной хирургии / А. В. Шотт,
В. А. Шотт.Минск : Аскар, 2018. – 528 с.

11. Эндовидеоскопические и рентгенохирургические вмешательства на органах живота, груди и забрюшинного пространства : в 2 т. / под ред.
А. Е. Борисова. 2-е изд., расш. и доп. СПб. : Скифия-принт, 2018. – 400 с.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

Приложение № 1

  1. Дайте определение.

  1. Абсцесс лёгкого- это…

  2. Бронхоэктатическая болезнь-это…

  3. Гангрена лёгкого- это…

  1. Дополните фразы:

  1. При критическом падении температуры у больного возможно развитие….

  2. Действия медсестры при данном осложнении(независимые вмешательства):

  3. Какие изменения наблюдаются концевых фаланг пальцев рук у 10-15% случаев при бронхоэктатической болезни?

  1. Перечислите функции лёгких



Эталон ответов

  1. Задание

А. Абсцесс лёгкого - это гнойно-деструктивный ограниченный процесс в лёгких. Характеризуется образованием одной или нескольких полостей с гнойным содержимым в лёгочной паренхиме, окружённых грануляционной тканью, зоной перифокальной воспалительной инфильтрации

В. Бронхоэктатическая болезнь- необратимое расширение бронхов в результате гнойно-воспалительного разрушения бронхиальной стенки.

С. Гангрена лёгких- это гнойно-гнилостный распад некротизированной доли или всего легкого, не отделенный от окружающей ткани отграничительной капсулой и имеющий склонность к прогрессированию, что обычно обусловливает крайне тяжелое общее состояние больного.

2. Задание

А. Колапс

В. Пациента в состоянии коллапса укладывают на горизонтальную поверхность со слегка приподнятыми ногами. При рвоте голову поворачивают так, чтобы отделяемое свободно стекало наружу, а не попадало в дыхательные пути. ВДП очищают двумя пальцами, обернутыми марлевым тампоном или чистой тканевой салфеткой. Перечень дальнейших терапевтических мероприятий зависит от этапа коллапса:

  • Стадия симпатотонии. Показаны процедуры, направленные на купирование сосудистого спазма. Внутримышечно вводят папаверин, дибазол, но-шпу. Для предотвращения гипотонии и стабилизации гемодинамики используют стероидные гормоны (дексаметазон, преднизолон). Рекомендована постановка периферического венозного катетера, контроль артериального давления и общего состояния пациента.

  • Ваготония и паралитическая стадия. Для восстановления ОЦК проводят инфузии кристаллоидных растворов, в которые при необходимости добавляют кардиотонические средства. Для профилактики аспирации желудочного содержимого на догоспитальном этапе пациенту устанавливают воздуховод или ларингеальную маску. Однократно вводят глюкокортикостероиды в дозе, соответствующей возрасту больного, кордиамин, кофеин. Патологическое дыхание является показанием для перевода на ИВЛ.

С. В виде «барабанных палочек» и «часовых стёкол»

3. Задание

1. Дыхательная

2. Выделительная

3. Депонирование крови

4. Метоболическая

5. Свёртывание крови

6. Защитная
















Приложения № 2

Тестовые задания

1.Основная причина приобретенных бронхоэктазов

а) бронхиальная астма

б) пневмония

в) хронический бронхит

г) сухой плеврит

2.Заболевание, характеризующееся развитием воспаления в расширенных бронхах

а) абсцесс легкого

б) бронхоэктатическая болезнь

в) пневмония

г) экссудативный плеврит

3.Основной симптом бронхоэктатической болезни

а) слабость

б) снижение аппетита

в) недомогание

г) кашель с гнойной мокротой

4.Пациент выделяет мокроту по утрам полным ртом при

а) бронхиальной астме

б) бронхоэктатической болезни

в) пневмонии

г) экссудативном плеврите

5.Характер мокроты при бронхоэктатической болезни

а) гнойная

б) "ржавая"

в) розовая пенистая

г) стекловидная

6.Наиболее информативный метод диагностики бронхоэктатической болезни

а) бронхография

б) рентгеноскопия

в) спирометрия

г) флюорография

7.Пальцы в виде "барабанных палочек" и ногти в виде "часовых стекол" встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

8.Дренажное положение придается пациенту с целью

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения отхождения мокроты

9.Осложнения бронхоэктатической болезни

а) лихорадка

б) приступ экспираторного удушья

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

10.При сборе мокроты на общий анализ пациента необходимо обеспечить

а) сухой пробиркой

б) сухой банкой

в) стерильной пробиркой

г) стерильной банкой

11.При выделении большого количества гнойной мокроты в питании пациента рекомендуется

а) увеличить количество соли

б) увеличить количество белка

в) уменьшить количество соли

г) уменьшить количество белка

12.Рентгенологическое исследование бронхов с применением контрастного вещества

а) бронхоскопия

б) бронхография

в) томография

г) флюорография

13.Абсцесс легкого – это

а) воспаление легкого

б) воспаление плевры

в) образование полости с гноем

г) накопление жидкости в плевральной полости

14.Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

15.Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) пневмонии

г) сухом плеврите


16.Для абсцесса легкого характерна лихорадка

а) волнообразная

б) гектическая

в) извращенная

г) постоянная

17.Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх

а) лихорадка

б) слабость

в) кровохарканье

г) кашель с гнойной мокротой

18.Осложнения абсцесса легкого

а) недомогание

б) головная боль

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

19. Характер мокроты при абсцессе легкого

а) гнойная

б) слизистая

в) стекловидная

г) "ржавая"

20.При лечении абсцесса легкого используются препараты

а) антибиотики

б) диуретики

в) антигистаминные

г) кортикостероиды





Эталоны ответов на тест

1

в

2

б

3

г

4

б

5

а

6

а

7

а

8

г

9

г

10

б

11

б

12

б

13

в

14

б

15

а

16

б

17

г

18

г

19

а

20

а























Приложение № 3

Ситуационные задачи

Задача №1

Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни.

Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не пользуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные врачом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма.

Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиление кашля после курения, особенно утром.

Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти.

Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом.

По объективным данным ЧДД 18 в минуту, пульс 80 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст., температура 37,2 С.

Задания:

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Задача №2

В отделении находится пациент 40 лет с диагнозом: абсцедирующая пневмония нижней доли слева, хронический бронхит. Жалобы на одышку, слабость, жар, боли в грудной клетке при дыхании, кашель с гнойной мокротой.

ОБЪЕКТИВНО: температура 39,5 С, ЧСС 98 в минуту, ЧДД 22 в минуту, АД 110/70 мм рт. ст. В легких отставание левой половины грудной клетки в дыхании, перкуторно притупление, аускультативно дыхание везикулярное ослабленное, влажные и сухие хрипы, при рентгенологическом исследовании выявляются округлые тени с тенденцией к слиянию.

Задание:

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

































Эталоны ответов к решению ситуационных задач

Задача №1

Проблемы пациента:

- пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо;

- пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при влажном кашле;

- пациент не понимает необходимости пить больше жидкости;

- пациент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (курение, недостаточное потребление жидкости, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств);

- пациент испытывает напряжение, тревогу и беспокойство в связи с необходимостью проведения бронхоскопии.

Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливаться и не понимает, что это необходимо.

Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего времени

ПЛАН


МОТИВАЦИЯ


1. Беседа о необходимости использования ингалятора


Обеспечение права на информированное согласие


2. Демонстрация карманной плевательницы и правил пользования ею


Обеспечение наглядности обучения


3. Контроль ежедневно


Оценка достижения цели


4Обучение технике эффективного откашливания


Для облегчения состояния


Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плевательницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних условиях. Цель достигнута.


Задача №2

Проблемы пациента:

Настоящие: одышку, слабость, жар, боли в грудной клетке при дыхании, кашель с гнойной мокротой, повышение температуры

Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, легочного кровотечения, возникновение новых абсцессов в легких, прорыв гнойника в плевральную полость с образованием эмпиемы плевры, метастазы абсцессов в мозг, печень и другие органы, сепсис.

Приоритетные проблемы: лихорадка.

Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней.

Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

ПЛАН


МОТИВАЦИЯ


1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа.


Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному.


2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай).


Осуществляется в период подъема температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи


3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника).


Для снижения интоксикации.



4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазы-вать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах.


Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.


5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры.


Для предупреждения травм.


6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания.


Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности

7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи.


Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.


8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии

Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложне-ний со стороны ЦНС.


9. При критическом понижении температуры:


- приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

- вызвать врача;

- обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;

- приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина;

- сменить белье, протереть насухо.


Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.


















Приложение 4



Протокол учебного занятия

ФИО

Тест контроль

Практическая часть

Решение

задач

Итог

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.




















Приложение 5

Критерии оценки учебного занятия

Критерии оценки за тестовые задания

За каждый правильный ответ 1 балл

Процент
результативности (правильных
ответов)

Качественная оценка
индивидуальных образовательных
достижений

балл
(отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2


Критерии оценки за устный ответ

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи. 
Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»:  Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!