СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка тренинга Эффективные способы снятия эмоционального напряжения педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка тренинга Эффективные способы снятия эмоционального напряжения педагогов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка тренинга Эффективные способы снятия эмоционального напряжения педагогов»









СОДЕРЖАНИЕ


Введение

6

1 Основная часть

7

2 Ход проведения тренинга

8

Заключение

11

Список использованных источников

12

Приложение 1«Значение цвета»

13

Приложение 2«Аутотренинг»

14

Приложение 3 тест «Скрытый стресс»

15

Приложение 4 «Корзина советов»

16

Приложение 5 «Полное дыхание»

17

Приложение 6 «Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»

18

Приложение 7 «Формула на сегодня» Д. Карнеги

19














ВВЕДЕНИЕ

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% педагогов. Также не маловажную роль в профессии педагога играет синдром эмоционального выгорания, который представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности, непринятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Мы считаем, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе педагога-психолога.  В данной методической разработке будут предложены упражнения, которые помогут педагогам при регулярном их выполнении научиться самостоятельно, справляться со своими стрессами.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:
-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 5 до 15 человек.

Оборудование: компьютер (для воспроизведения музыки), диски с записями песен, презентация.

Форма проведения тренинга – тренинговое занятие - круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Методы проведения: беседа, дыхательная гимнастика, релаксация.

Средства обучения: презентация Microsoft PowerPoint, раздаточный материал, бланки с тестом, музыкальное сопровождение.

Продолжительность –60 минут.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Колобылина А. А.


ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

Вступление (5 минут)

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, по просьбе ведущего тренинга выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий тренинга: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Ведущий тренинга комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» (Приложение 1)

Упражнение «Визитка» (5 минут)

Участники группы на первую букву своего имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

Ведущий тренинга: Все поприветствовали друг друга. Настроение изменилось. А теперь я вам предлагаю обсудить и принять правила группы так, как мы коллектив, и, как правило, в любом коллективе есть свои правила (ведущий предлагает обратить внимание на слайд «Правила группы»).

Обсуждение и принятие групповых правил (5 минут):

    • Добровольность участия при чётком определении своей позиции: выполнение задания только с согласия участника.

    • Правило «СТОП»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

    • Конфиденциальность. Все обсуждения только в круге.

    • Правило «ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ», говорить только о том, что происходит именно сейчас и именно внутри группы.

    • Активность.

    • Искренность в общении.

    • Оцениваются только поступок, а не личность человека.

Ведущий тренинга: «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата». Труд педагога – это каждодневная работа не только со студентами в техникуме, но и регулярная работа над собой. Итак, тема нашего занятия –«Снятие эмоционального напряжения» (ведущий показывает на слайде тему и цели психологического тренинга).

Ведущий тренинга: Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение. Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Упражнение «Аутотренинг» (5 минут)

Я предлагаю Вам сесть удобно, принять расслабленную позу, послушать музыку и мои слова (звучит медленная музыка, участники группы принимают расслабленную позу, закрывают глаза и слушают слова ведущего) (Приложение 2).

Ведущий тренинга: Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но в таком состоянии долго, как правило, личность не прибывает! Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. Стресс это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения.  Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. Предлагаю вам выполнить и обработать самостоятельно тест «Скрытый стресс».

Тест «Скрытый стресс» (5 минут) 

Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов.  (Приложение 3)

Ведущий тренинга: Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса. Предлагаю Вам «Корзину советов».

Упражнение «Корзина Советов» (3 минуты) 

Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы (Приложение 4).

Ведущий тренинга: Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

Ведущий тренинга: Если вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, вы сохраните своё здоровье. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго! Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса.  Не бойтесь плакать! Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию. Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики». С данным комплексом мне хотелось бы вас познакомить.

Упражнение «Полное дыхание» (5 минут)

Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании. Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики! (Приложение 5).

Ведущий тренинга: Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но педагогу необходимо постоянно регулировать своё настроение. Профессия педагога требует умелого владения своим голосом. Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения. Но педагогу энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

 Упражнение «Медитация» (5 минут) для управления своим эмоциональным состоянием (Приложение 6).

Заключительная часть.

Ведущий тренинга: Предлагаю вашему вниманию американского психолога Д. Карнеги «Формулу на сегодня».

Звучит музыка. Ведущий показывает слайд со словами. Участники тренинга читают и шёпотом проговаривают слова (Приложение 7).

Рефлексия.

Ведущий тренинга: Предлагаю вам продолжить ряд предложений по проведённому занятию:

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

Ведущий тренинга: Благодарю всех за работу!

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство снятия эмоционального напряжения — основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.

В первую очередь при проведении тренинга перед нами была поставлена цель - снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

В ходе проведения тренинга были раскрыты профессиональные задачи, которые можно решить при регулярном использовании предложенных нами упражнений по быстрому снятию эмоционального напряжения.

Во время проведения тренинга были созданы благоприятные условия для продуктивной работы участников по ознакомлению с некоторыми приёмами психологической саморегуляции и совершенствование развития личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

В целом можно сделать вывод о том, что поставленные задачи были решены, цель достигнута.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

  2. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

  3. Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005

  4. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

  5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

  6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

  7. Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006

  8. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

  9. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

  10. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996



Приложение 1

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха, агрессивность.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
































Приложение 2

Аутотренинг

Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.




























Приложение 3

Тест «Скрытый стресс»

Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.


Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.


























Приложение 4

«Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.



















Приложение 5

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Полное дыхание»

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.

Задержите дыхание.

Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.

Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

Повторите упражнение несколько раз.


































Приложение 6

«Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»


Мой голос спокойный и красивый.

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Я совершенно спокоен.

Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой могу сорваться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Спокойно объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.




























Приложение 7

«Формула на сегодня» Д. Карнеги.

1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!



Рецензия на методическую разработку

«Методика проведения тренинга

«Снятие эмоционального напряжения у педагогов»

педагога-психолога Колобылиной Анны Анатольевны


Рецензируемая нами методическая разработка «Методика проведения тренинга «Снятие эмоционального напряжения у педагогов» разработано автором в рамках проведения занятия «Школа начинающего педагога» для преподавателей. Структурно пособие состоит из введения, собственно программы тренинга, заключения, приложения и списка использованной литературы. 

По нашему мнению, пособие дает возможность увидеть в общих чертах, что представляет собой тренинг по снятию эмоционального напряжения, поможет приобрести знания, навыки и приёмы, которые помогут педагогам при регулярном их выполнении научиться самостоятельно, справляться со своими стрессами.

Программа сочетает в себе традиционные учебные формы и элементы тренинга. 

Пособие является ресурсным средством, которое может изменяться и дополняться педагогом/психологом/тренером в соответствии с собственными взглядами и нуждами группы. По нашему мнению, представленное пособие поможет ведущим тренинга более эффективно и качественно справляться с поставленными задачами и творчески строить свою работу. 
Анализ содержания пособия показывает, что Колобылина А.А. представляет в своей методической разработке результаты достаточно продолжительного, системно-целевого осмысления практической деятельности в этой сфере. 
Пособие содержит тренинговое занятие, представляющее собой цепь из шести последовательных упражнений, в которой каждое последующее упражнение логически продолжает предыдущее, дополняя и расширяя полученные знания, установки и навыки. Достижению цели и задачам способствует и то, что тренинговое занятие предлагает широкий выбор педагогических приемов проведения тренинга: беседа, дыхательная гимнастика, релаксация, аутотренинг, тест, медитация, рекомендации. Все это позволяет сделать работу психолога более профессиональной и эффективной. 

В приложении автор предлагает аутотренинг, тест «Скрытый стресс», дыхательная гимнастика «Полное дыхание», упражнение релаксации, медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием, рекомендации «Корзина советов», расширяя тем самым спектр педагогических средств ведущего тренинга. 

По нашему мнению, пособие представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое может быть использовано преподавателями, практическими психологами в своей практической деятельности. 

Пособие написано простым и ясным языком. Последовательно излагая материал, Колобылина А. А. дает свою интерпретацию практического опыта ведущих специалистов в области тренинговой работы по быстрому снятию эмоционального напряжения у педагогов. 

По нашему мнению, рецензируемое пособие представляет несомненный интерес для преподавателей и психологов, профессиональных тренеров, а также слушателей соответствующих курсов повышения квалификации, которые получат реальную возможность самостоятельно ставить и решать многие методические и практические вопросы в сфере миротворческого образования и воспитания.






































Рецензия

на методическую разработку программы тренинга по теме: «Развитие готовности педагогов к новшествам, к работе со «сложными» обучающимися» педагога-психолога первой категории ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» Колобылиной Анны Анатольевны

В последние годы серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно увеличивается число подростков, совершивших правонарушения и преступления. Серьезную озабоченность вызывают факты бродяжничества детей, систематические уходы из дома из-за конфликтов с родителями, со сверстниками, раннее приобщение к алкоголю. Не остаются без внимания, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют ряд специфических черт, затрудняющие процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Со всеми перечисленными возрастными, индивидуальными трудностями обучающихся необходимо уметь справляться и работать педагогам. Уметь помогать им справляться с их проблемами. В связи с этим актуальность программы определяется ростом заинтересованности общества в развитии готовности педагогов к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися, не только педагогически, но и психологически. Поэтому, программа была разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов, их восприимчивость к новшествам и готовность работать со «сложными» обучающимися.

Целью пособия является развитие и формирование профессионально-важных качеств и умений, составляющих основу психологической готовности педагога к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися.

Общими приоритетами методической разработки является: осуществление комплексного решения целого ряда задач, способствующих развитию групповой сплочённости коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагогов к инновациям в системе образования), осознание педагогами образа преподавателя готового к новшествам и к работе со «сложными» обучающимися. Формирование способности педагогов к осуществлению ответственного выбора современной педагогической технологии в преподавательской деятельности. Эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Развитие коммуникативных способностей. Эмоциональная разгрузка преподавателей, предупреждение синдрома эмоционального выгорания. Развитие и формирование профессионально-важных качеств и умений педагогов по разрешению конфликтных педагогических ситуаций.

Разработка имеет практическую значимость, так как обеспечена методическим материалом.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами при работе с обучающимися. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!