СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Система работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными учащимися в объединении «Черчение для поступающих»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Система работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными учащимися в объединении «Черчение для поступающих»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

(МАОУ ДО ЦДТ)



Методическая разработка

«Система работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными учащимися в объединении

«Черчение для поступающих»



Номинация «Лучшая практика работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными обучающимися организации дополнительного образования детей»



Авторы:

Баженова Диана Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦДТ;

Копылова Елена Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ





г. Усть-Илимск, 2023 г.

Содержание

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА


1.

Актуальность и новизна


2.

Цель и задачи


3.

Методическая составляющая


4.

Практическая значимость


5.

Результативность


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дидактический материал. Альбом чертежей по инженерной графике

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Учебное пособие. Задачи


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические указания. Инженерная графика


ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Учебное пособие. Задачи повышенной сложности


ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Табель выполнения задания























АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность

Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Языком техники должен владеть не только архитектор, инженер или строитель, но и каждый работник, какую бы специальность он не имел. Интерес подростков к проектированию был всегда, конкурс на строительно-архитектурные направления в ВУЗы с каждым годом увеличивается. Повсеместная модернизация производства, социальной инфраструктуры повышает спрос на специалистов-инженеров. На сегодняшний день количество часов курса черчения в общеобразовательных учреждениях уменьшилось - это привело к необходимости разработки комплекта учебно-методических материалов «Черчение для поступающих» для ДОД (далее - Комплект).

Материалы Комплекта направлены на формирование у учащихся особого стиля мышления - инженерного, для которого характерно понимание основных критериев целостности и конструкторских особенностей предметов. Уровень развития производства, техники и строительства требует работников с разнообразной специализацией, в том числе, специалиста с компетенциями в области инженерной графики. Такой специалист обеспечивает не только технологичность и прочность конструкций, но и эргономические свойства изделий, предметов, построек, архитектурных форм нового времени.

В процессе выполнения графических заданий - чертежей, учащиеся знакомятся с технической терминологией, приобретают разнообразные технологические навыки в эскизировании и чтении простейших чертежей, технических рисунков и схем. Комплект решает задачи по профориентации учащихся в технических специальностях.

Большой объем учебного материала оптимально структурирован, что позволяет формировать метапредметные и личностные результаты, решать задачи по организации самостоятельной работы.

Обучаясь по материалам Комплекта, учащиеся в условиях дополнительного образования успешно смогут реализовать свои конструкторские способности и в дальнейшем использовать их при обучении в ВУЗах и ССУЗах.

Значимость. Материалы Комплекта интегрируют учебные предметы основного уровня общего образования: геометрия, алгебра, изобразительное искусство, технология, история. Систематичность заданий, последовательное наращивание сложности изучаемого материала, самостоятельная работа учащихся, методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристический), образовательные технологии – все это в комплексе направлено на усвоение и закрепление предложенного материала. Практическая реализация материалов Комплекта осуществляется через выполнение графических заданий-чертежей при дополнительном использовании деловых игр, технических головоломок, творческих заданий, занимательных задач, которые развивают у учащихся коммуникативные навыки, разные виды мышления и воображение, умение планировать самостоятельную проектную деятельность.

  1. Цель и задачи

Цель: гармоничное развитие логической и образной сфер личности учащегося средствами систематичного решения конструкторских задач.

Задачи:

1. Воспитывать позитивное ценностное отношение к «Человеку. Творчеству»: эмоциональную отзывчивость к конструкторской деятельности; чувство удовлетворения от процесса графического изображения и результата своего труда; аккуратность, трудолюбие, терпеливость, бережное отношение к рабочим материалам и инструментам; культуру оформления чертежа.

2. Формировать у учащихся базовые знания о черчении: систему стандартов инженерной графики, специальную терминологию, основы проецирования предметов, компоновку графических изображений на формате, преобразования объемных предметов в плоский чертеж, правила нанесения обозначений;

- представления о мире инженерных профессий и их востребованность на рынке труда.

3. Развивать общие и специальные способности учащихся; зрительное восприятие; пространственно-образное и логическое мышление; чувство пропорции, масштаба, композиции; умение производить анализ геометрической формы предмета и его преобразование.

Формировать у учащихся умения и навыки инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач.

Овладевать учащимся методами проектной работы, моделированием и конструированием.

Планируемый результат

Учащиеся будут знать требования ЕСКД и ГОСТ к построениям предметов; способы построения чертежей по методу проецирования; приемы геометрических построений; порядок чтения чертежей в прямоугольном проецировании.

Учащиеся будут уметь понимать внешнюю и внутреннюю форму предметов; выполнять чертежи (эскизы, технические рисунки и другие изображения изделий); осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов, их частей.

Учащиеся будут иметь опыт определения цели выполнения задания; постановки и формулирования конструкторских задач; самостоятельной оценки выполнения чертежа; владения основами самоконтроля, самооценки, защиты чертежа (проекта).

  1. Методическая составляющая

Методической составляющей материалов Комплекта являются следующие дидактические принципы:

- принцип научности – один из важнейших принципов, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, в соответствии с современным уровнем развития науки и техники.

Материалы Комплекта разработаны на основе требований высших и средних профессиональных образовательных организаций, предъявляемых к практической подготовке абитуриентов инженерных специальностей. Включают в себя изучение базовых тем: инженерной графики, технического черчения, начертательной геометрии;

- принцип единства теории и практики – между теоретическими знаниями и практикой существует сложная взаимосвязь. Практика проверяет теорию, придает ей свойство истинности. Одновременно знания, теория служат практике, выступают эффективным средством ее совершенствования.

Материал Комплекта основан на теоретических занятиях и графических практикумах. Изучение теоретического материала позволяет раскрыть важность и необходимость предмета черчения в повседневной жизни. Предусматривается знакомство с понятиями производственно-технического характера и требованиями технической эстетики, что способствуют привитию учащимся культуры графического труда, создает основу для эстетического воспитания средствами графики.

На графических практикумах учащиеся отрабатывают практические навыки построения чертежа, формируют пространственное видение, учатся анализировать и трансформировать форму предмета, правильно пользоваться чертежными инструментами и материалами, подбирать формат листа;

- принцип наглядности - наглядность в обучения облегчает запоминание изучаемого материала.  Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной, слуховой и зрительно-слуховой памяти.

В процессе обучения по материалам Комплекта используется комплекс дидактических средств. Альбом чертежей «Инженерная графика», в котором наглядно демонстрируются этапы выполнения графических заданий и конечный результат. Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы: чертежи деталей, схемы, логические карточки-задания на построение конструкций, заготовки по темам занятий. Логические игры, графические диктанты, дидактические задания. Кроме подбора дидактических средств кабинет для занятий оснащен интерактивным оборудованием с прямым выходом в сеть Интернет, что дает возможность педагогу использовать современные образовательные видео-трансляции по черчению и конструированию, а также решать различные видео-задачи;

- принцип доступности - доступность позволяет учащимся на базе усвоенных тем дальнейшее продвижение в изучении нового материала - это стимулирует и активизирует процесс овладения новыми знаниями.

Работая по материалам методических указаний «Инженерная графика» учащиеся сами могут выбрать темп и объем заданий по закреплению пройденного материала. Различные варианты заданий для самостоятельной работы позволяют учащимся последовательно переходить от решения простых графических заданий к более сложным;

- принцип систематичности - понятие систематичности включает в себя постоянную регулярность проводимых занятий и определенную систему в организации изучаемого материала.

Материалы Комплекта предусматривают использование разноуровневых конструкторских дистанционных заданий. Структура каждого дистанционного задания выстроена для поэтапного самостоятельного выполнения. Педагог посредством дистанционного обучения предоставляет возможность освоения материала непосредственно по месту жительства учащегося в периоды отсутствия учащегося на занятии и приостановления учебной деятельности в учреждении. Использование дистанционных заданий позволяет сделать процесс обучения непрерывным, изучение разделов и тем программы полным.

Информационные средства обучения. Для достижения образовательного результата, на теоретических занятиях и в практической самостоятельной работе учащихся, используется серия обучающих видео по темам инженерной графики:

- https://www.evkova.org/cherchenie

- http://klassikaknigi.info/video-uroki-po-chercheniyu-urok-6/

- http://klassikaknigi.info/video-uroki-po-chercheniyu-urok-7/

- https://www.youtube.com/@user-bw8ki6jv1w

- https://yandex.ru/video/preview/11033186013686218439

  1. Практическая значимость

Содержание Комплекта составлено на основе деятельностного подхода, что позволяет использовать представленный материал, как учебное средство для практического применения в своей педагогической деятельности педагогами дополнительного образования, учителями черчения и технологии, преподавателями высших и средних профессиональных образовательных организаций, учащимися.

Представленные задания соответствует Государственным образовательным стандартам подготовки специалистов архитектурно-строительных и инженерно-технических специальностей.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса доступно при сотрудничестве с родителями (законными представителями), а также при сотрудничестве учреждения дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями, если дополнительное образование осуществляется в школе, на основе сетевого взаимодействия

  1. Результативность

Материалы Комплекта используются в учебной деятельности более двух лет. Наполняемость объединения – 18 учащихся, что соответствует нормативу муниципального задания.

В течение обучения проводится педагогическая аттестация учащихся: входная аттестация, промежуточная и аттестация учащихся по итогам освоения программы. Система мониторинга включает в себя: мониторинг предметных результатов и творческих способностей (участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня). В конце каждого года обучения для учащихся и родителей (законных представителей) проводится социологическое исследование «Качество дополнительного образования. Социальный заказ на дополнительное образование» с целью изучения оценки качества дополнительного образования. Анализ исследования показывает удовлетворенность качеством преподавания программы.

Результатом обучения по материалам Комплекта стало ежегодное участие учащихся в мероприятиях технической и художественной направленностей различных уровней.

Федеральный уровень:

- педагогический конкурс конструкторских проектов «Мой лучший проект» -

Диплом I степени;

- конкурс творческих работ «Среда обитания», номинация «Конструирование» -

Дипломы I и II степени.

Региональный уровень:

- форум талантливой молодежи «Шаг в будущее, Сибирь!», номинация «Разработка проекта парка» - 1 место;

- соревнования по планерным моделям на «Кубок мэра» - 1, 2 места;

- конкурс художественного и технического творчества «Наш Герой!» - Диплом I степени.


Муниципальный уровень:

- выставка-конкурс творческих работ «Город конструкторов» - 1, 2, 3 места;

- VII фестиваль модельеров и дизайнеров - Дипломы I и II степени;

- выставка-конкурс рисунков «Мир профессий» - Диплом I степени;

- конкурс на присуждение стипендии АО «Группа «Илим» «Энергия лидерства» учащимся общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска и Усть-Илимского района – две премии (вторые места), учащиеся объединения «Черчение для поступающих».

Традиционным для учащихся стало участие в «Сибирской межрегиональной олимпиаде по черчению и компьютерной графике» для школьников и студентов средних профессиональных учебных заведений. Приказом Минпросвещения России олимпиада внесена в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных не развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятию физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельностью, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Результат участия учащихся в олимпиаде в 2022-2023 учебном году:

- Дипломы I и II степени отборочного этапа в номинации «Черчение»;

- Диплом II степени итогового этапа в номинации «Черчение».

В 2021-2022 учебном году выпускники объединение «Черчение для поступающих» поступили в высшие учебные учреждения, набрав высокие баллы на вступительном экзамене по черчению:

- ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», институт «Архитектура и дизайн», направление подготовки «Градостроительство», г. Красноярск;

- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)», направление подготовки «Градостроительство», г. Новосибирск.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный Комплект учебно-методических материалов направлен на выявление и поддержку одаренных, талантливых и высокомотивированных учащихся. Методическую помощь и практическое применение в своей педагогической деятельности педагогам дополнительного образования, учителям черчения и технологии, преподавателям высших и средних профессиональных образовательных организаций, учащимся.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«Альбом чертежей по инженерной графике»



(представлены только графические работы № 1, 4, 10, 18. Общий объем альбома – 21 графическая работа)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.




ЗАДАЧИ

ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие «Задачи по инженерной графике» для учащихся 14-18 лет, утверждены приказом МАОУ ДО ЦДТ от 25.08.2021 № 261. Автор: Баженова Д.В.

Учебное пособие «Задачи по инженерной графике» - (далее – Пособие) входит в учебно-методический комплект «Черчение для поступающих». Пособие включает в себя задачи-головоломки по инженерной графике, направленные на развитие логического мышления, пространственного видения, воображения учащихся. Содержание Пособия выстроено последовательно, с постепенным увеличением сложности заданий, соответствует темам дополнительной общеразвивающей программы «Черчение для поступающих». Пособие является необходимой частью при подготовке учащихся к поступлению в ВУЗы и ССУЗы.

Представленные материалы могут быть использованы, как учебное средство для практического применения в своей педагогической деятельности педагогами дополнительного образования, учителями черчения и технологии, преподавателями высших и средних профессиональных образовательных организаций.

Содержание представленных в Пособии заданий соответствует Государственным образовательным стандартам подготовки специалистов архитектурно-строительных и инженерно-технических специальностей.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Усть-Илимск







































Бумажная пластика

ЗАДАНИЕ: согните листы бумаги по чертежу.

1

3

2

4

5




















Сравнение видов

ЗАДАНИЕ: среди представленных фигур, необходимо найти одинаковые.

1

2

3

4

5

6

7

8



Определение видов

ЗАДАНИЕ: по наглядным изображениям детали, найти соответствующие изображения: главный вид, вид сверху, вид слева:

1

2







Головоломки

ЗАДАНИЕ: по видам выполнить объемное изображение фигуры (проволока).

ПРИМЕР:


1

2

3

4

5

6

7

8







ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УЧАЩИХСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАНИЙ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению конструкторских заданий «Инженерная графика» для учащихся 14-18 лет, утверждены приказом МАОУ ДО ЦДТ от 26.04.2021 № 164. Автор: Д.В. Баженова.

Методические указания по выполнению конструкторских заданий «Инженерная графика» - (далее – Методические указания) входят в учебно-методический комплект «Черчение для поступающих». Методические указания содержат перечень практических конструкторских заданий и алгоритм их выполнения. Каждое выполненное практическое задание - это композиционно и конструкторски оформленный чертеж. Набор чертежей составляет «Инженерный альбом», защита которого является обязательным условием по итогу обучения.

Методические указания могут быть использованы, как учебное средство для практического применения в своей педагогической деятельности педагогами дополнительного образования, учителями черчения и технологии, преподавателями высших и средних профессиональных образовательных организаций, учащимися.

Выполнение представленных заданий – чертежей учащимися решает задачи по развитию пространственного видения, логического мышления, инженерного воображения и закреплению полученных знаний в процессе изучения дополнительной общеразвивающей программы «Черчение для поступающих».

Содержание представленных в Методических указаниях заданий соответствует Государственным образовательным стандартам подготовки специалистов архитектурно-строительных и инженерно-технических специальностей.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

г. Усть-Илимск


Общие сведения

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дополнительной общеразвивающей программы «Черчение для поступающих» необходимы для поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения и в последующей конструкторской деятельности.

Методические указания предназначены для выполнения графических заданий учащимися при изучении дисциплин: инженерная графика, техническое черчение, начертательная геометрия и содержат методику решения графических задач, технологию оформления чертежей.

При защите выполненной работы учащийся объясняет этапы выполнения заданий, отвечает на вопросы по теоретической части разделов программы «Черчение для поступающих».

Комплект выполненных и подписанных преподавателем чертежей, учащийся оформляет в виде «Инженерного альбома» и предоставляет его на аттестацию по итогам изучения дополнительной общеразвивающей программы «Черчение для поступающих».


Требования к оформлению графических заданий

1. Выполнять индивидуальное графическое задание следует в последовательности, приведенной в перечне графических заданий.

2. Чертежи выполняются на листах чертежной бумаги форматов А3 (297  420 мм) и А4 (210х297 мм) в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД.

3. Линии и надписи на чертеже должны быть четкими и аккуратными.

4. Все построения выполняются только с помощью чертежных инструментов. Обводка линий от руки не допускается.

5. Работа над чертежом начинается с нанесения рамки чертежа и построения основного штампа с заполнением надписи по ГОСТ 2.104-68.

6. Все надписи должны быть выполнены стандартным чертежным шрифтом в соответствии с ГОСТ 2.304-81.

7. При обводке контура изображений толщина линий берется в соответствии с ГОСТ 2.303-68.

8. Работа начинается с анализа карточки-задания, определения цели задания и основных этапов выполнения.

9. На формате композиционно выстраиваются все элементы чертежа в тонких линиях карандашом 2Т, Т, при этом планируется место для размеров и необходимых обозначений.

10. Чертеж проверяется.

11. Все элементы чертежа обводятся линиями необходимой толщины, наносятся осевые и штриховые линии, выносные элементы, обозначения.

12. Компонуются размерные линии, проставляются размерные цифры.

13. Чертеж проверяется.

14. Чертежным шрифтом заполняется основная надпись.







Перечень графических заданий


п/п

Название разделов, тем

программы

задания

Графическое задание

Формат

ГОСТ

1

Вводное занятие

1

Графика

А4


Раздел 1. Стандарты ЕСКД

2

Графическое оформление чертежей

2

Рамка. Штамп. Основная надпись

А3

ГОСТ 2.103-68

ГОСТ 2.109–73

3

Линии чертежа

3

Линии чертежа

А4

ГОСТ 2.303-68

4

Шрифт

4

Шрифт

А4

ГОСТ 2.304-81

5

Титульный лист

А3

5

Правила нанесения размеров

6

Пластина

2*А4

ГОСТ 2.307-68

7

Виды

А4

Раздел 2. Геометрические построения

6

Деление окружности

8

Деление окружности

А3

ГОСТ 2.103-68


9

Касательные

А3

7

Сопряжение

10

Сопряжение

А3

11

Ваза

А3

Раздел 3. Проецирование

8

Основные виды

12

Основные виды

А3

ГОСТ 2.305-68


13

Построение вида слева

А3

9

Построение третьего вида

14

Построение вида сверху

А3

15

Геометрические тела

А3

Раздел 4. Разрезы

10

Разрез простой

16

Разрез простой

А3

ГОСТ 2.305-68


11

Соединение вида и разреза

17

Соединение 0,5 вида и 0,5 разреза

А3

Раздел 5. Аксонометрические проекции

12

Прямоугольные проекции

18

Прямоугольная изометрия

А3

ГОСТ 2.317–69


13

Окружность в аксонометрии

19

Окружность в аксонометрии

А3

14

Вырез ¼ части

20

Вырез ¼ части в прямоугольной изометрии

А3

15

Итоговое занятие

21

Итоговая работа

А3


Всего заданий

21

Графические задания

Задание № 1. Графика

Решение: вычертить произвольные линии чертежа.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А4 произвольные линии чертежа, окружности, кривые.

2. Обвести линии разной толщиной.


Раздел 1. Стандарты ЕСКД


Задание № 2. Рамка. Штамп. Основная надпись

Решение: вычертить основную рамку и штамп на формате.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А3 основную рамку, штамп.

2. Заполнить штамп основной надписью.

3. Обвести чертеж линиями, соответствующей толщины (Рис. 1).

Рис. 1


Задание № 3. Линии чертежа

Решение: вычертить линии чертежа.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А4 в тонких линиях чертеж.

2. Проверить чертеж.

3. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины (Рис. 2).


Рис.2 Рис.3






Задание № 4. Шрифт

Решение: вычертить чертежный шрифт.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А4 в тонких линиях чертежный шрифт, с нанесением шрифтовой сетки.

2. Проверить чертеж.

3. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины (Рис. 3).

Задание № 5. Титульный лист

Решение: заполнить титульный лист узким архитектурным шрифтом.

Алгоритм построения:

1. На формате А3 нанести основную рамку.

2. Наметить тонкими линиями основные строки:

- ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (h=50 мм, центральное выравнивание);

- АЛЬБОМ ЧЕРТЕЖЕЙ (h=35 мм, центральное выравнивание);

- ВЫПОЛНИЛ: (h=35, выравнивание по правому краю);

- ФИ (Фамилия, Имя учащегося, h=35, выравнивание по правому краю);

- ПРОВЕРИЛ: (h=35, выравнивание по правому краю);

- ФИО (Фамилия, Имя, Отчество педагога, h=35, выравнивание по правому краю);

- г. УСТЬ-ИЛИМСК (h=35 мм, центральное выравнивание).

3. Расстояние между строками и блоками надписей выбрать самостоятельно.

4. Наметить шрифтовую сетку в тонких линиях.

5. Нанести шрифты в тонких линиях.

6. Проверить чертеж.

7. Обвести шрифт толщиной линий, соответствующей размеру шрифта h (Рис. 4 ПРИМЕР).


Рис. 4


Задание № 6. Пластина

Решение: вычертить две детали «Пластина» и нанести размеры.

Алгоритм построения:

1. Вычертить детали на двух форматах А4 в тонких линиях учитывая, что размер стороны клетки равен 5мм.

2. Проверить чертеж.

3. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины.

4. Нанести размеры на чертеж каждой детали (Рис. 5).


Рис.5 Рис.6

Задание № 7. Виды

Решение: вычертить деталь «Опора» и нанести размеры.

Алгоритм построения:

1. Вычертить два вида детали «Опора» (главный вид и вид сверху) на формате А4 в тонких линиях.

2. Проверить чертеж.

3. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины.

4. Нанести размеры, распределив их по двум видам детали (Рис. 6).


Раздел 2. Геометрические построения

Задание № 8. Деление окружности

Решение: выполнить деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12 частей.

Алгоритм построения:

1. На формате А3 в тонких линиях наметить осевые линии для 6 окружностей одного диаметра.

2. Вычертить окружности.

3. Поочередно произвести деление окружности на заданное количество частей.

4. Проверить чертеж.

5. Контур полученных фигур обвести линиями необходимой толщины (Рис. 7).



Рис. 7 Рис. 8


Задание № 9. Касательные

Решение: выполнить необходимые геометрические построения.

Алгоритм построения:

1. На формате А3 в тонких линиях наметить расположение элементов, соответствующих заданию.

2. В соответствии с размерами, в тонких линиях произвести все геометрические построения.

3. Проверить чертеж.

4. Контур полученных построений обвести линиями необходимой толщины.

5. Нанести все размерные и выносные линии необходимой толщины (Рис. 8).

Задание № 10. Сопряжение

Решение: выполнить сопряжение деталей по заданным параметрам.

Алгоритм построения:

1. На формате А3 в тонких линиях наметить осевые линии для двух отдельных деталей, оставляя место для нанесения размеров.

2. В тонких линиях построить поочередно детали, соблюдая правила построения сопряжения и деления окружности.

3. Проверить чертеж.

4. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины.

5. Нанести размеры, штриховку (Рис. 9).

Рис. 9 Рис. 10

Задание № 11. Ваза

Решение: выполнить сопряжение детали «Ваза» по заданным параметрам.

Алгоритм построения:

1. На формате А4 в тонких линиях наметить осевые линии детали.

2. В тонких линиях построить деталь, соблюдая правила построения сопряжения.

3. Проверить чертеж.

4. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины.

5. Нанести размеры (Рис.10).


Раздел 3. Проецирование

Задание № 12. Основные виды

Решение: выполнить по наглядному изображению шесть видов детали.

Алгоритм построения:

1. Разделить формат А3 условно на виды.

2. Построить главный вид детали (вид отмечен стрелкой и буквой «А»).

3. Достроить виды, соблюдая проекционную связь: вид сверху, вид слева, вид справа, вид снизу, вид сзади.

4. Проверить чертеж.

5. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины (Рис.11).


Рис. 11




Задание № 13. Построение вида слева

Решение: выполнить по наглядному изображению вид слева детали.

Алгоритм построения:

1. Разделить формат А3 условно на три вида.

2. Построить главный вид детали и вид сверху.

3. Достроить вид слева, соблюдая проекционную связь.

4. Проверить чертеж.

5. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины.

6. Нанести размеры, распределив их на все три вида (Рис.12).


Рис. 12 Рис. 13


Задание № 14. Построение вида сверху

Решение: выполнить по наглядному изображению вид сверху детали.

Алгоритм построения:

1. Разделить формат А3 условно на три вида.

2. Построить главный вид детали и вид слева.

3. Достроить вид сверху, соблюдая проекционную связь.

4. Проверить чертеж.

5. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины.

6. Нанести размеры, распределив их на все три вида (Рис.13).


Задание № 15. Геометрические тела

Решение: выполнить три вида геометрических тел.

Алгоритм построения:

1. На формате А4 в тонких линиях наметить два вида группы геометрических тел.

2. Соблюдая проекционную связь, выполнить вид слева группы тел.

3. Чертеж проверить.

4. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины (Рис. 14).


Рис. 14


Раздел 4. Разрезы

Задание № 16. Разрез простой

Решение: выполнить три вида детали, применив необходимые простые разрезы.

Алгоритм построения:

1. Перечертить главный вид и вид сверху на формате А3 по размерам. Достроить вид слева.

2. Выполнить необходимые простые разрезы.

3. Проверить чертеж.

4. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины, нанести штриховку, проставить размеры, распределив их по видам (Рис. 15).

Рис. 15 Рис. 16


Задание № 17. Соединение 0,5 вида и 0,5 разреза

Решение: выполнить три вида детали, применив необходимые соединение 0,5 вида и 0,5 разреза.

Алгоритм построения:

1. Перечертить главный вид и вид сверху на формате А3 по размерам. Достроить вид слева.

2. Выполнить необходимые соединение вида и разреза на видах детали.

3. Проверить чертеж.

4. Обвести чертеж линиями соответствующей толщины, нанести штриховку, проставить размеры, распределив их по видам (Рис. 16).


Раздел 5. Аксонометрические проекции

Задание № 18. Прямоугольная изометрия

Решение: построить третий вид детали и прямоугольную изометрию.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А3 два вида детали.

2. Соблюдая проекционную связь, построить третий вид.

3. Проверить чертеж.

4. Соблюдая компоновку на формате, наметить оси прямоугольной изометрии.

5. Вычертить деталь в прямоугольной изометрии.

6. Проверить чертеж.

7. Обвести чертеж линиями необходимой толщины, нанести размеры. В изометрии нанести невидимый контур, обозначить оси (Рис. 17).

Рис. 17 Рис. 18


Задание № 19. Окружность в аксонометрии

Решение: построить деталь в прямоугольной изометрии и прямоугольной диметрии.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А3 в тонких линиях деталь в прямоугольной изометрии, соблюдая правила построения окружности.

2. Проверить чертеж.

3. Вычертить рядом в тонких линиях деталь в прямоугольной диметрии, соблюдая правила построения окружности.

4. Проверить чертеж.

5. Обвести чертеж линиями необходимой толщины.

6. На каждом изображении проставить размеры (Рис. 18).


Задание № 20. Вырез ¼ части в прямоугольной изометрии

Решение: построить третий вид детали и прямоугольную изометрию с вырезом ¼ части.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А3 два вида детали.

2. Соблюдая проекционную связь, построить третий вид.

3. Выполнить разрезы, указанные в задании.

4. Проверить чертеж.

5. Соблюдая компоновку на формате, наметить оси прямоугольной изометрии.

6. Вычертить деталь в прямоугольной изометрии.

7. В тонких линиях по осям симметрии произвести вырез ¼ части детали.

8. Проверить чертеж.

9. Обвести чертеж линиями необходимой толщины, нанести размеры на видах, штриховку.

10. В изометрии нанести штриховку, обозначить оси (Рис. 19).

Рис. 19


Задание № 21. Итоговая работа

Решение:

а) построить третий вид детали;

б) применить необходимые разрезы, соединения 0,5 вида/0,5 разреза, местные разрезы (по необходимости);

в) вычертить деталь в аксонометрической проекции (по заданию педагога);

г) выполнить в аксонометрии вырез ¼ части детали;

д) нанести размеры, штриховку, обозначение осей.

Алгоритм построения:

1. Вычертить на формате А3 два вида детали.

2. Соблюдая проекционную связь, построить третий вид.

3. Выполнить необходимые разрезы.

4. Проверить чертеж.

5. Соблюдая компоновку на формате, наметить оси аксонометрии.

6. Вычертить деталь в аксонометрии.

7. В тонких линиях по осям симметрии произвести вырез ¼ части детали.

8. Проверить чертеж.

9. Обвести чертеж линиями необходимой толщины, нанести размеры на видах, штриховку.

10. В аксонометрии нанести штриховку, обозначить оси.

11. Карточка-задание (Рис. 20); ПРИМЕР выполнения (Рис. 21).


Рис. 20

Рис. 21



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.





СОПРЯЖЕНИЕ.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УЧАЩИХСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАНИЙ

ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие по выполнению конструкторских заданий «Сопряжение. Архитектурные обломы» для учащихся 14-18 лет, утверждены приказом МАОУ ДО ЦДТ от 28.03.2023 № 112. Автор: Д.В. Баженова, методист, педагог дополнительного образования.

Учебное пособие по выполнению конструкторских заданий «Сопряжение. Архитектурные обломы» (далее – Пособие) входит в учебно-методический комплект «Черчение для поступающих». Пособие содержит теоретические пояснения по построениям графических заданий и перечень чертежей повышенной сложности по теме «Сопряжение. Архитектурные обломы».

Тема «Сопряжение архитектурных обломов» входит в состав экзаменационного задания при поступлении в высшие и средние профессиональные образовательные организации. Учитывая, что заявленная тема не представлена к изучению в курсе школьного Черчения, применение учебно-методических материалов Пособия является необходимой частью при подготовке учащихся к поступлению в ВУЗы и ССУЗы.

Пособие может быть использовано, как учебное средство для практического применения в своей педагогической деятельности педагогами дополнительного образования, учителями черчения и технологии, преподавателями высших и средних профессиональных образовательных организаций.

Содержание представленных в Пособии заданий соответствует Государственным образовательным стандартам подготовки специалистов архитектурно-строительных и инженерно-технических специальностей.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

г. Усть-Илимск





























Сопряжение


Сопряжение – это плавный переход одной линии (прямой или кривой) в другую. При сопряжении кривой и прямой линий, прямая линия является касательной к кривой. Точка, в которой одна линия переходит в другую, называется точкой сопряжения. При этом эти точки не должны выделяться, а все переходы линий должны быть плавными.

Сопряжение двух линий

Дано

Построение

Пояснения

Две пересекающиеся

прямые

Центр сопряжения О находится в точке пересечения вспомогательных прямых, отстоящих от заданных прямых m, n на расстоянии R. Точки сопряжения A и B есть основания перпендикуляров, опущенных из центра O на заданные прямые

Сопряжение окружности и прямой

Дано

Построение

Пояснения

Прямая L и окружность a радиуса R1 c центром в точке O1

Центр сопряжения О находится в точке пересечения вспомогательной прямой m, отстоящей от заданной прямой l на расстоянии R и вспомогательной дуги

N радиуса R1 + R с центром в точке O1 в случае внешнего сопряжения или вспомогательной дуги радиуса R1 - R в случае внутреннего сопряжения. Точка сопряжения A есть основание перпендикуляра, опущенного из центра О на прямую L. Точка сопряжения B определяется в точке пересечения линии, соединяемой центры OO1 с данной окружностью

Сопряжение двух окружностей

Дано

Построение

Пояснения

Две окружности радиусом R1 и R2 с центрами в точках O1 и O2

Центр сопряжения О находится в точке пересечения вспомогательных дуг окружностей (положение центров этих дуг и величины их радиусов см. из чертежей). Точки сопряжения A и B определяются в точках пересечения заданных окружностей с прямыми, соединяющие центры, соответственно OO1 и OO2


Архитектурные обломы


Архитектурные обломы – это профили отдельных элементов, входящих в состав архитектурных форм: декоративных ваз, баз колонн и капителей, наружных и внутренних карнизов, цоколей зданий.

Архитектурные обломы имеют установленные формы. Отдельные их элементы связанны между собой определенными соотношениями. На рисунке 1 изображены архитектурные обломы: I – ПРЯМЫЕ; II – ОБРАТНЫЕ

а – гусек

б – каблучок

в – четвертый вал

г – выкружка

д – скоция

е – вал

ж – полочка

з – астрагал

и - торус



Этапы построения чертежа «Ваза»


При вычерчивании архитектурных обломов, выполняются ряд различных сопряжений: сопряжение прямых линий, сопряжение прямой линии и окружности, сопряжение двух окружностей. При выполнении чертежа «Ваза» необходимо:

  1. Понять какие виды сопряжения присутствуют в представленном задании.

  2. Подобрать правильный способ построения для каждого вида сопряжения – элемента «Вазы».





Пример выполнения чертежа «Ваза»



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Табель выполнения задания


п/п

Название разделов, тем

программы

задания

Графическое задание

Формат

Отметка о выполнении

- / +

Подпись

педагога

1

Вводное занятие

1

Графика

А4



Раздел 1. Стандарты ЕСКД

2

Графическое оформление чертежей

2

Рамка. Штамп. Основная надпись

А3



3

Линии чертежа

3

Линии чертежа

А4



4

Шрифт

4

Шрифт

А4



5

Титульный лист

А3



5

Правила нанесения размеров

6

Пластина

2*А4



7

Виды

А4



Раздел 2. Геометрические построения

6

Деление окружности

8

Деление окружности

А3



9

Касательные

А3



7

Сопряжение

10

Сопряжение

А3



11

Ваза

А3



Раздел 3. Проецирование

8

Основные виды

12

Основные виды

А3



9

Построение третьего вида

13

Построение вида слева

А3



14

Построение вида сверху

А3



15

Геометрические тела

А3



Раздел 4. Разрезы

10

Разрез простой

16

Разрез простой

А3



11

Соединение вида и разреза

17

Соединение 0,5 вида и 0,5 разреза

А3



Раздел 5. Аксонометрические проекции

12

Прямоугольные проекции

18

Прямоугольная изометрия

А3



13

Окружность в аксонометрии

19

Окружность в аксонометрии

А3



14

Вырез ¼ части

20

Вырез ¼ части в прямоугольной изометрии

А3



15

Итоговое занятие

21

Итоговая работа

А3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!