МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического объединения Заведующий структурного
протокол № 1 подразделения
от «31» августа 2021 г ___________О.М. Ткачёва
Председатель МО «31» августа 2021г.
Элькинд Н.Д. _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07. ОСНОВЫ финансовой грамотности
и предпринимательства
для профессии СПО 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Краснокамск 2021
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ финансовой грамотности и предпринимательства разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Хоменко В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
условия реализации программы учебной дисциплины | |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ финансовой грамотности и предпринимательства
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.07)
1.3 Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- рассчитывать коэффициент рыночной активности;
- рассчитать метод рентабельности инвестиций;
- определить сумму налогов;
- определить последствия снижения цены.
знать:
- содержание и современные формы предпринимательства;
- виды предпринимательской деятельности;
- организацию и развитие собственного дела
- механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм;
- риск в деятельности предпринимателя;
- конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну;
- взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями;
- культуру предпринимательства;
- налогообложение предпринимательской деятельности.
Формируемые компетенции:
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 38 часов;
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 2 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 38 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Домашнее задание (§ учебника, задания) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 3 | 4 |
Тема 1. Содержание и современные формы предпринимательства | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 |
Содержание и современные формы предпринимательства | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с.5-43 |
Тема 2. Виды предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 2 |
2.Виды предпринимательской деятельности | Герасимова О.О. «Основы предпр. деят.» с. 54-73 | 2 |
Тема 3. Организация и развитие собственного дела | Содержание учебного материала | 2 2 | |
3.Организация и развитие собственного дела | М.Г.Лапуста «Предприн-во» с.229-291 | 2 |
Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | Содержание учебного материала | 4 2 | |
4.Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 |
Практическое занятие№1: «Правовые основы предпринимательской деятельности» | ГК РФ с.23-54 Галкин В.В. «Основы предпр. деят.» ст.5-41 | 2 | 3 |
Тема 5 Риск в деятельности предпринимателя | Содержание учебного материала | 6 2 | |
Риск в деятельности предпринимателя. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимательства | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 |
7.Практическое занятие №2: «Способы определения величины риска» | М.Г.Лапуста «Предприн-во» С.571-588 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме «Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков» | | 2 | |
Тема 6. Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна | Содержание учебного материала | 4 2 |
Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна. Предпринимательская тайна и конкуренция | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.206-243 | 2 |
Практическое занятие №3 «Методика анализа конкурентоспособности» | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.206-243 | 2 | 3 |
Тема 7 Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями Тема 8 Фондовый и валютный рынки | Содержание учебного материала | 6 2 | |
10.Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями. Условия предоставления кредитов и этапы кредитования | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 |
11. Практическое занятие №4 Составление плана погашения кредита | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.401-422 | 2 | |
12 Практическое занятие № 5 « Как работает фондовая биржа» | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности,ст. 151 | 2 | 3 |
Тема 8 Налогообложение предпринимательской деятельности Тема 10. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду Тема 11. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | Содержание учебного материала | 12 2 2 2 | |
13.Налогообложение предпринимательской деятельности | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 | 2 |
14 Практическое занятие № 6. Определение суммы налогов | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 |
15. Практическое занятие № 7. Определение суммы налогов | В.Я.Горфинкель «Предпр-во» с.521-553 |
16. Страхование имущества: как это работает. Страхование здоровья и жизни. | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК по Финансовой грамотности, ст.197 | 2 | |
17. Практическое занятие №8: Ситуационные задания по теме «Страхование» | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК поФинансовой грамотности, ст.197 | 2 | |
18. Обязательное пенсионное страхование. Добровольное пенсионное обеспечение | Жданова А.О., Савицкая Е.В. УМК по Финансовой грамотности, ст.238-253 | 1 | 3 |
Дифференцированный зачет | | 1 |
Всего: | | 38 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета
Оборудование учебных кабинетов:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы предпринимательства»;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия.
- учебные стенды
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гражданский Кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 20 февраля 2013 года./Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2013.-528с.
Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности/В.В.Галкин - Ростов н/Д: Феникс, 2013.-288с. (Серия «СПО»)
Герасимова О.О. Основы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: пособие / О.О. Герасимова. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 271 c. — 978-985-503-507-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67695.html
Дополнительные источники:
Кохановская, И.И. Об экономической устойчивости малых предприятий / И.И. Кохановская. // Среднее профессиональное образование. – 2005-49с.
Синявский Н.Г. Оценка бизнеса./Н.Г. Синявский - Изд. Финансы и статистика, 2005 -240с.
Швандар А.В. Малый бизнес: опыт зарубежных стран./А.В. Швандар - Изд. Финансы и статистика, Юнити-Дана 2004-287с.
Ильчиков М.З. Предпринимательская функция и экономический механизм ее осуществления./М.З. Ильчиков - Изд.Камерон 2005-104с.
Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/В.Я. Горфинкель - Инфра-М,.; 2013 – 349с.; ГРИФ Минобрнауки. РФ
Предпринимательство:Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Г.Б.Поляка, проф. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-581с.
Предпринимательство:Учебник /Под ред.М.Г.Лапусты.- М.:ИНФРА-М, 2005.-667с.
Отечественные журналы:
Российское предпринимательство
Личный бюджет
Секрет фирмы
Интернет-ресурсы:
www.tradecenter.ru
www.businessvoc.ru
www.businesstest.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
рассчитывать коэффициент рыночной активности | Экспертная оценка выполнения практических работ |
рассчитать метод рентабельности инвестиций | Экспертная оценка выполнения практических работ |
определить сумму налогов | Экспертная оценка выполнения практических работ |
определить последствия снижения цены | Экспертная оценка выполнения практических работ |
Усвоенные знания: | |
содержание и современные формы предпринимательства | Текущий контроль в форме устного или письменного опроса |
виды предпринимательской деятельности | Проверка сообщений в форме устного опроса |
организацию и развитие собственного дела | Устный или письменный опрос на занятии |
механизм функционирования предприятий различных | Проверка сообщений в форме устного опроса |
организационно-правовых форм | Устный или письменный опрос на занятии |
риск в деятельности предпринимателя | Проверка сообщений в форме устного опроса |
конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну | Устный или письменный опрос на занятии |
взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями | Проверка сообщений в форме устного опроса |
культуру предпринимательства | Устный или письменный опрос на занятии |
налогообложение предпринимательской деятельности | Промежуточный контроль: зачет |
10