СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Введение в педагогическую профессию""

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в педагогическую профессию» относится к программам социально-гуманитарной направленности и ориентирована на теоретическую, методическую и практическую подготовку будущих педагогов, формирование у учащихся педагогических классов устойчивого интереса к профессии, основных умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Введение в педагогическую профессию""»



Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

РассмотренА

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета

учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ №49»


на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №49»


Директор МБОУ «СОШ №49»



_____________

Протокол № 5

Протокол № 10

Торопова С.А.

ФИО



Приказ № 112

от 24.05.2022г.

От 25.05.2022г.

От 25.05.2022г.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ»


Возраст учащихся: 15– 16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность: социально-гуманитарная





Автор - составитель Свиридова Н.В.,

учитель русского языка и литературы












Новокузнецкий городской округ 2022






Содержание




  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………….3

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности………………………………………………………………….5

  3. Тематическое планирование……………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………17

Приложения…………………………………………………………………19











































  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты:

  1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. готовность к служению Отечеству, его защите;

  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
































  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Модуль 1 «В мире педагогической профессии» (10 класс, базовый уровень)

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • формировать представление учащихся о педагогической профессии;

  • познакомить с сущностью педагогической деятельности;

  • расширять представления учащихся о деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря;

  • осваивать знания и умения подготовки и проведения общелагерных мероприятий, творческих занятий, общешкольных праздников.

Воспитательные (личностные):

  • содействовать осознанию высокого предназначения педагогической деятельности;

  • воспитывать умение сотрудничать в коллективной творческой деятельности.

Развивающие (метапредметные):

  • развивать устойчивый интерес к педагогической профессии. коммуникативные умения и навыки,

  • развивать личностные качества, необходимые в педагогической профессии;

  • развивать творческие способности учащихся, организаторские умения, ориентированные на освоение педагогической профессии.


Занятие 1. Вводное занятие. Ожидания и перспективы обучения в педагогическом классе (1час).

Теория. Презентация программы. Знакомство с целью, задачами, тематикой занятий. Метод «Океан».

Практика. Метод «Твоя вершина». Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание». Упражнение «Зеркало заднего обзора».


Раздел 1. «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра» (6 часов)

Тема 1.1 Мир профессий и место педагогической профессии в нем (12 часов)

Занятие 2. Понятие о профессии, специальности, квалификации (1 час).

Теория. Профессия как признак, который характеризует категорию людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Сходства, различия и соотношения понятий «трудовая деятельность», «профессиональная деятельность».

Профессиограмма профессии. Типы и классы профессий. Особенности профессий типа «человек – человек» (2 часа).

Теория. Профессиограмма как источник информации о профессии. Структура профессиограммы. Типы и классы профессий. Типы профессий по предмету труда. Типы профессий по характеру труда. Профессии типа «человек – человек», их особенности.

Практика. Упражнение «Кто есть кто?». Задание «Карта профессий».


Занятие 3. Педагог: знакомство с профессией

Теория. Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю. Профессиограмма педагога. Противопоказания к занятию педагогической деятельностью. Требования к профессии педагога, предъявляемые со стороны общества. Социальная значимость труда педагога. Социальные функции педагога – адаптивная и гуманистическая («человеко-образующая»). Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической профессии.

Практика. Устный журнал «Профессия педагога в оценке известных мыслителей, государственных и общественных деятелей»

Объявление «На работу требуется … педагог». Реклама одной из педагогических специальностей. Задание: аргументируйте требования к педагогической профессии, используя (по выбору): примеры из собственного опыта ученичества; примеры из художественной литературы; высказывания мыслителей.

Анализ оснований для дифференциации специальностей:

- предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.);

- возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе, выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость);

- особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Коллаж «Дерево педагогической профессии». Задание «Книга жалоб». Игровая имитация «Конкурсная комиссия». Задание «Образ профессии».


Тема 1.2. История становления и развития педагогической профессии (2 часа)

Занятие 4. Становление педагогической профессии: от античности до наших дней.

Теория. Сообщения учащихся по основным этапам становления педагогической профессии: античность, средние века. Презентация педагогического коллажа на тему: «Персоналии в истории педагогики» (Ян Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Виталий Александрович Сластенин. Представители Кузбасской научной школы профессионального самоопределения и профориентации).

Практика. Викторина «Наследие педагогов прошлого и настоящего».


Занятие 5. Великая миссия – воспитание человека

Понятие «воспитание». У истоков воспитания человека. Характер воспитания в разные периоды развития общества. Коллективное воспитание. Воспитание личностных качеств. Семья как коллектив. Особенности семейного воспитания. Основные требования к семейному воспитанию. Требование к родителям. Принципы семейного воспитания Содержание семейного воспитания. Воспитательный потенциал традиций. Мудрость народной педагогики. Понятие «традиции» в воспитании. Народная педагогика. Главные педагогические средства народной педагогики.

Практика. Деловая игра «Лаборатория нерешенных проблем»: коллективное и обсуждение проблем воспитания, выделение вопросов, требующих особого внимания (типа: «Почему это произошло?», «Что надо делать?»), поиск путей решения через конкретные дела. Анализ воспитательного потенциала русских народных сказок, пословиц, поговорок.


Тема 1.3. Педагогическая профессия сегодня и завтра (2часа)

Занятие 6. Сущность и содержание педагогической профессии. Функции педагогической профессии.

Теория. Сущность и содержание педагогической профессии. Виды педагогической деятельности: воспитание (формирование и развитие духовной сферы личности ученика) и преподавание (организацию педагогом учебного процесса). Функции педагогической профессии (социальная, гуманистическая, образовательная, развивающая, воспитательная, обучающая) и дополнительные, специальные функции (диагностическая, прогностическая, проектировочная, конструктивная, организаторская, аналитическая, коммуникативная, методическая и др.). Творческий характер педагогической деятельности. Появление новых педагогических специальностей и квалификаций как ответ на социокультурные вызовы. Причины появления педагогических специальностей и направления социокультурных вызовов:

1) последипломное образование;

2) внутрифирменная подготовка рабочих;

3) дополнительное профессиональное образование;

4) непрерывное профессиональное и многоуровневое образование;

5) образовательный менеджмент и маркетинг;

6) профессиональное обучение безработных и незанятого населения;

7) взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами;

8) профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания;

9) профессиональный консалтинг и консультационные услуги.

Практика. Работа с текстом «Содержание педагогической профессии» с помощью метода «INSERT». Упражнение «Лучший мотив». Метод «Заверши фразу: «Я выбираю профессию педагога, потому что …»


Занятие 7. Престиж педагогической профессии.

Теория. Педагоги прошлого и настоящего о престижности педагогической профессии. Социальный статус педагога. Кризис профессии учителя. Государственные решения для повышения привлекательности профессии педагога. Конкурс «Учитель года». Плюсы и минусы педагогической профессии.

Специфические требования к педагогу-профессионалу. Противопоказаниями к выбору педагогической профессии.

Практика. Диалог поколений: встреча с ветеранами педагогического труда, опытными педагогами, молодыми специалистами и студентами педагогического института. Об организации микроисследования «Как поднять престиж педагогической профессии?». Эссе «Мой голос в защиту педагогической профессии».


Раздел 2. «Образ современного педагога» (6 часов)

Тема 2.1. Мой идеал педагога (1 час)

Занятие 8. Портрет идеального учителя глазами современного старшеклассника (2 часа).

Практика. Упражнение «Разминка» (ассоциации со словом «идеал»). Проведение эмпирического исследования «Портрет идеального учителя глазами старшеклассников». Обсуждение результатов. Метод «Портрет педагога». Упражнение «Каким должен быть учитель?»


Тема 2.2. Педагог – духовная элита общества (1час)

Занятие 9. Призвание педагога. Педагог - необходимая часть интеллектуального слоя общества.

Теория. Сущность понятия «престиж». Аспекты престижности профессии. Престиж профессии учителя как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов. Метод незавершенных предложений: «Призвание в педагогической профессии – это..».

Интеллигентность как системообразующее качество педагога, его составляющие высокая образованность, широта интересов, чувство причастности ко всему происходящему и чувство социальной справедливости и др. Упражнение «Ментальная карта» (слово «интеллигенция»). Дискуссия «Необходимо ли современному педагогу быть интеллигентным?».

Культурно-историческая миссия педагога. Роль педагога в современном обществ.е

Практика. Метод незавершенных предложений: «Учителя нужны для того, чтобы…», Задание «Мое педагогическое будущее». Упражнение «Хорошо - плохо»: по кругу закончить две фразы: «Я – будущий педагог, и это хорошо…», «Я – будущий педагог, и это плохо…».


Тема 2.3. Художественный образ педагога (1 часа)

Занятие 10. Учитель и школа в изобразительном искусстве и литературе (2 часа).

Теория. Образ детства на полотнах отечественных и зарубежных художников. «Школьная тема» в произведениях российских поэтов и прозаиков. Учитель и школа в кинематографе.

Практика. Упражнение «Оживить картину» (по произведениям о школе и детях Н.П. Богданова-Бельского). Киномастерская (обсуждение фильма о школе по выбору учителя, например, по фильму Р. Быкова «Чучело»). Дискуссия по фильму, снятому по книге Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» (1927) на тему: «...Собственно говоря, эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи» (А. С. Макаренко).


Тема 2.4. Имидж современного педагога (3 часа)

Занятие 11. Структурные компоненты имиджа педагога (1 час).

Теория. Сущность понятия «имидж». Типы имиджа. Функции имиджа педагога. Составляющие имиджа. Метод незаконченного предложения: «Педагогический имидж – это…». Составление синквейна «Имидж современного учителя».

Кодекс этики педагога. Кодекс профессиональной этики учителя. Основные разделыкодексов профессиональной этики педагога. Упражнение «Нравственно-этические нормы педагога по разделам: «Отношение учителя к ученическому коллективу»; «Отношение учителя к родителям учащихся»; «Отношение учителя к самому себе». Культура речи и артистизм педагога. Невербальное поведение. Визуальный образ педагога Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя: эстетической выразительностью его одежды, прически; мимической и пантомимической выразительностью. Педагогические требования к одежде, внешнему оформлению фигуры педагога. Мимическая выразительность как компонент педагогической техники, мастерства внешней выразительности учителя. Пантомимические средствами педагога. Основные показатели проявления его педагогического профессионализма.

Практика. Составление памятки «Культура общения учителя» с подбором сюжетов книг и видеоматериалов, которые позволят проиллюстрировать правильный и некорректный речевого этикета учителя на примере серий из детского киножурнала «Ералаш». Анализ педагогических ситуаций. Решение ситуации «Оцените умение самопрезентации педагога». Упражнение «Приветствие» (тренинг эффективных форм приветствия педагога). Упражнения на освоение невербальной техники.


Занятие 12. Менталитет педагога: интеллект, духовная практика (1 час).

Теория. Менталитет как совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Профессиональный менталитет учителя. Типы менталитета учителя. Модель менталитета учителя.

Приемы создания имиджа. Умения самопрезентации (1 час).

Практика. Приемы создания имиджа. Умения самопрезентации. Метод «Мастерская будущего» (создание идеальной модели педагогического имиджа на основании изученного ранее материала, собственного опыта и результатов осмысления проблемы). Упражнение «Здравствуйте, дети!» (тренинг самопрезентации).


Занятие 13. Итоговое занятие. Педагогическая проба «Посещение уроков учителей-мастеров: наблюдение с целью анализа профессиональных умений и личностных качеств современного учителя».

Теория. Мастерство учителя как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Составляющие педагогического мастерства охватывают следующие основные: личность педагога, его профессиональные знания и умения. Критерии педагогического мастерства. Признаки инновационного урока.

Практика. Посещение уроков учителей-мастеров: наблюдение с целью анализа профессиональных умений и личностных качеств современного учителя. В целях оптимизации обучения возможно изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков или посещение уроков в режиме онлайн.



Раздел 3. «Основы вожатской деятельности» (5 часов)

Занятие 14. Профессиональная этика вожатого. Обязанности вожатого. Права и ответственность. Личностные характеристики и профессионально важные качества Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Методики разрешения конфликтных ситуаций. Организация работы отряда с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Теория. Профессиональная этика вожатого. Обязанности вожатого. Права и ответственность. Личностные характеристики и профессионально важные качества. Опрос по теме. Организация работы отряда с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Практика. Проведение утренней зарядки и динамических пауз в творческой форме.


Занятие 15. Логика смены. Особенности организационного периода. Игры организационного периода, отрядный «огонек» «Расскажи мне о себе».

Теория. Характеристика основных периодов смены. Цель, задачи и содержание деятельности вожатого в каждом периоде смены. Инструментарий вожатого в работе с отрядом в каждом периоде смены. Основные принципы построения план-сетки. Методика планирования жизнедеятельности временного детского коллектива. Перспективный план смены, план-сетка, план организационного периода. Планирование тематического дня.

Практика.

Огонек. Виды и формы анализа дня. Правила и особенности проведения огонька в соответствии с возрастом детей, легенды и рассказы. Первый отрядный «огонек» «Расскажи мне о себе»: особенности и приемы работы. Проведение игры на знакомство.


Занятие 16. Основной период смены. Коллективные творческие дела (КТД). Чередование творческих поручений. Способы выявления лидеров. Игры на выявление лидера. Анализ дня («барометры настроения»)

Теория. Этапы развития коллектива. Лидеры и «антилидеры». Технология коллективного творческого дела (КТД). Виды КТД по направленности деятельности. Специфика познавательного, экологического, трудового, художественного и спортивного и другого дела. Организация коллективного творческого дела.

Практика. Классификация игр: подвижные игры, фольклорные игры, сюжетно-ролевые, познавательные, игры-знакомства, игры-тесты. игры в автобусе. Особенности игрового взаимодействия в работе с залом. Чередование творческих поручений. Способы выявления лидеров. Игры на выявление лидера. Графические формы анализа дня («барометры настроения»). Разработка авторской модели «Барометры настроения».


Занятие 17. Заключительный период смены. Игры на доверие, отрядный «огонек» «Расскажи мне обо мне» (2 часа).

Теория. Заключительный период смены, его особенности.

Практика. Игры на доверие, отрядный «огонек» «Расскажи мне обо мне», правила проведения. Проведение игр на доверие.

Теория. Организация работы отряда с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Практика. Проведение утренней зарядки и динамических пауз в творческой форме.


Занятие 18. Общелагерные дела (ОЛД), принципы организации и проведения (2 часа).

Теория. Организация и проведение ОЛД. типы и алгоритм принципы организации, подготовки и проведения различных массовых мероприятий. Особенности подготовки и проведения праздников в школе и детском лагере.

Практика. Разработка авторского сценария ОЛД.


Модуль 2 «Человек познающий: практическая психология познания»
(
10 класс, базовый уровень)

1 год обучения по программе

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • расширять представления учащихся в области психологии познания и самопознания.

Воспитательные (личностные):

  • воспитывать у старшеклассников собственное видение развития в себе профессионально значимых качеств, педагогических способностей.

Развивающие (метапредметные):

  • формировать когнитивно-рефлексивную стратегию познания;

  • развивать навыки критического мышления обучающихся.


Раздел 1. «Познание и познавательная активность» (3 часа).

Занятие 1. Кто и как познает мир.

Теория. Познание – приобретение знаний, понимание, решение задач и связанные с ними интеллектуальные процессы. Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Соотношение понятий «познание» и «обучение». Житейское, религиозное, артистическое (художественное) и научное познание. Результат научного познания – научные знания. Этапы исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация экспериментальных данных.

Занятие 2. Поведение и рассудочная деятельность.

Теория. Активность как способность к избирательному (произвольному) движению и изменению под воздействием внешних и внутренних стимулов. Поведение как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Общее и отличительное в понятиях «активность», «поведение» «деятельность». Интеллект как совокупность познавательных процессов. Интеллект как общая способность рационально мыслить и адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Практика. Эссе «Что более вероятно, развитие мозга животного до уровня человека или компьютерное моделирование человеческого интеллекта?»

Проведение теста Дж. Равена. Дискуссия «Можно ли так сказать, интеллект – это судьба?» на основе сообщений учащихся «Жизненный путь вундеркиндов».


Занятие 3. Урок рефлексивного обобщения (3 часа)

Теория. Понятие «познавательные психические процессы».

Практика. Проблемная беседа по разделу 1.


Раздел 2. «Сенсорно-перцептивные процессы» (6 часов)

Занятие 4. Ощущения (3 часа)

Теория. Термин «сенсорно-перцептивные процессы». Структура сенсорно-перцептивных процессов.

Практика. Обсуждение проблемных вопросов: Зачем полярникам детские калейдоскопы? Почему в космонавтике учитывают состояние человека в условиях сенсорной депривации? Что вы знаете о сенсорной стимуляции на уроках Марии Монтесори?

Мини-рассказ «Мой день (час) без ощущений».


Занятие 5. Восприятие: свойства и законы организации восприятия.

Теория. Восприятие, его сущность. Свойства восприятия: предметность, избирательность, целостность, константность, структурность, осмысленность и обобщенность, апперцепция. Законы организации восприятия. Закон близости. Закон сходства. Закон замкнутости. Закон хорошего продолжения. Закон хорошей формы. Восприятие: пространство, время и цвет

Восприятие пространства – отражение формы, величины (протяженности), глубины и удаленности предметов. Восприятие времени – субъективное отражение длительности, скорости и последовательности реальных явлений. Восприятие цвета.

Практика. Урок-экскурсия по картинной галерее. Вместо картин можно использовать отобранные рекламные ролики. Реклама – это иллюстрированный учебник по законам организации восприятия.

Творческое задание «Описать одну из картин глазами психолога» (П. Пикассо («Девушка с мандолиной»), В. Серова («Девочка с персиком»), М. Шагала («Я и деревня»), И. Танги («Мама, папа ранен!») и др.)


Занятие 6. Восприятие: репрезентативная система (3 часа)

Теория. Репрезентативная система. Виды репрезентативных систем: визуальная, аудиальная, кинестетическая, дискретная. Характеристика репрезентативных систем.

Практика. Урок в формате практико-диагностического занятия с элементами тренинга.


Занятие 7. Внимание

Теория. Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или какой-либо деятельности. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Практика. Игры на развитие свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Тестирование внимания.


Занятие 8. Урок рефлексивного обобщения

Теория. Целостность сенсорно-перцептивных процессов: ощущения и восприятия, внимания.

Практика. Проблемная беседа «Почему психологи призывают ограничить наглядность в начальной школе?» по материалам раздела 2.


Занятие 9. Итоговая научно-практическая конференция «Педагог ХХI века» (школьный этап)

Конференция «Педагог ХХI века» проводится с целью подведения итогов работы учащихся на занятиях «Введение в педагогическую профессию» в 10 классе, рефлексии результатов полугодового изучения первых двух модулей программы занятий «В мире педагогической профессии» и «Человек познающий: практическая психология познания», а также педагогических проб.

На конференцию приглашаются учащиеся педагогических классов и групп, учителя, администрация школы и района, родители, педагогическая общественность, а также учащиеся 9 классов, которым предстоит выбор профиля на третьей ступени общего среднего образования.

Теория. О значении исследовательской деятельности в педагогической профессии. Встреча с педагогами – победителями профессиональных конкурсов или учеными.

Практика. Выступление на научно-практической конференции.


Раздел 3. «Когнитивные процессы» (7 часов)

Занятие 10. Память: виды и процессы памяти

Теория. Первоначальные представления о памяти, ее видах: двигательная, эмоциональная; образная и словесно-логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Компьютерная метафора памяти. Мнемоника

Мнемонические приемы хранения, кодирования, воспроизведения информации: метод вешалок, метод семантической организации, закон Жоста, метод кумулятивного повторения, метод воображаемых ассоциаций, рифма и ритм. Выдающиеся мнемонисты.

Практика. Тестирование памяти, диагностика ее видов. Тренинг на развитие памяти. Изучение индивидуального профиля мнемических процессов.


Занятие 11. Мышление и его виды. Мышление как способ формирования понятий.

Сущность мышления. Виды мышления. Мышление как способ решения задач. Стратегии мышления, их виды.

Практика. Исследование мышления, диагностика его видов. Решение проблемных задач с применением тактических подходов: случайный, рациональный и системный перебор.


Занятие 12. Логика и интуиция (3 часа)

Теория. Понятия «логика» и «интуиция».

Практика. Решение логических задач.


Занятие 13. Воображение и его образы. Индивидуальные особенности воображения в реальных процессах творчества

Теория. Сущность воображения. Взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами. Виды воображения. Приемы и способы создания образов воображения (например: Котопёс, Русалочка, Чебурашка и др.). Роль воображения в техническом, художественном и научном творчестве. Обсуждение вопроса: «Воображение – самостоятельный или несамостоятельный познавательный процесс?».

Практика. Анализ теста «Несуществующее животное» на него глазами не психолога, а искусствоведа. Тест К. Венкера «Насколько Вы креативны?» и тестов П. Торренса.


Занятие 14. Речь. Язык животных и речь человека

Теория. Язык – это система условных символов. Речь – форма и процесс общения, опосредствованного языком. Виды речи. Функции речи. Виды речевых процессов. Обсуждение феномена «Дети Маугли».

Практика. Опрос по теме.


Занятие 15. Урок рефлексивного обобщения

Теория. Квест «Когнитивные процессы».

Практика. Проблемная беседа по разделу 3.

Занятие 23. Итоговое занятие «Мой психологический портрет» (1 час)

Практика. Представление своего психологического портрета на основе результатов диагностики.
































  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование модуля 1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теори я

Прак- тика

1

Вводное занятие. Ожидания и перспективы обучения в педагогическом классе

1

1


Беседа

Раздел 1. «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра» (6 часов)

Тема 1.1 Мир профессий и место педагогической профессии в нем

2

1

1


2

Понятие о профессии, специальности, квалификации. Профессиограмма профессии. Типы и классы профессий. Особенности профессий типа «человек – человек»

1

0.5

0.5

Игровое упражнение

3

Педагог: знакомство с профессией. Требования к профессии педагога, предъявляемые со стороны общества. Социальная значимость труда педагога. Особенности педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей

1

0.5

0.5

Задание «Карта профессий»


Коллаж «Дерево педагогической профессии». Сценарий рекламы педагогической специальности

Тема 1.2. История становления и развития педагогической профессии

2

1

1


4

Становление педагогической профессии: от античности до наших дней

1

0.5

0.5

Подборка афоризмов мыслителей о педагогической профессии

5

Великая миссия – воспитание человека. Семья как первооснова воспитания ребёнка. Воспитательный потенциал традиций. Мудрость народной педагогики

1

0.5

0.5

Читательская конференция «Закладка, выпавшая из книги…» по произведениям художественной литературы о воспитании

Тема 1.3. Педагогическая профессия сегодня и завтра

2

1

1


6

Сущность и содержание педагогической профессии. Функции педагогической профессии. Появление новых педагогических специальностей и квалификаций как ответ на социокультурные вызовы

1

0.5

0.5

Упражнение «Ассоциативная карта» (профессия «педагог»). Диспут «Какая из профессий будущего наиболее привлекательна?»

7

Престиж педагогической профессии. Плюсы и минусы педагогической профессии. Педагогическая проба «Микроисследование "Как поднять престиж педагогической профессии?"»

1

0.5

0.5

Дискуссия о престиже педагогической профессии. Чек-лист

«Плюсы и минусы педагогической профессии»

Раздел 2. «Образ современного педагога» (6 часов)

Тема 2.1. Мой идеал педагога

1

0.5

0.5


8

Портрет идеального учителя глазами современного старшеклассника

1

0.5

0.5

Защита микропроекта

Тема 2.2. Педагог – духовная элита общества

1

0.5

0.5


9

Призвание педагога.

Педагог - необходимая часть интеллектуального слоя общества. Культурно-историческая миссия педагога. Роль педагога в современном обществе

1

0.5

0.5

Упражнение «Каким должен быть учитель?»


Метод неоконченного предложения «Если б не было учителя …

Тема 2.3. Художественный образ педагога

1

0.5

0.5


10

Учитель и школа в изобразительном искусстве и литературе. Учитель и школа в кинематографе

1

0.5

0.5

Викторина

Синквейн по темам «Учитель и ученик», «Школа», «Урок» в кинематографе

Тема 2.4. Имидж современного педагога

3

1

2


11

Структурные компоненты имиджа педагога. Кодекс этики педагога. Культура речи и артистизм педагога. Невербальное поведение Визуальный образ педагога

1

1

0

Синквейн «Имидж современного учителя». Задание «Клятва современного педагога»

12

Менталитет педагога: интеллект, духовная практика. Приемы создания имиджа. Умения самопрезентации

1

0

1

Упражнение «Оживить картину»

13

Итоговое занятие. Педагогическая проба «Посещение уроков учителей-мастеров: наблюдение с целью анализа профессиональных умений и личностных качеств современного учителя»

1

0

1

Практическая работа

Раздел 3. «Основы вожатской деятельности» (5 часов)

14

Профессиональная этика вожатого. Обязанности вожатого. Права и ответственность. Личностные характеристики и профессионально важные качества. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Методики разрешения конфликтных ситуаций

1

0.5

0.5

Опрос



Решение педагогических задач

15

Логика смены. Особенности организационного периода.

Игры организационного периода, отрядный «огонек» «Расскажи мне о себе»

1

0.5

0.5

Проведение игры

16

Основной период смены. Коллективные творческие дела (КТД). Чередование творческих поручений. Способы выявления лидеров. Игры на выявление лидера. Анализ дня («барометры настроения»)

1

0.5

0.5

Разработка авторской модели «Барометры настроения»

17

Заключительный период смены.

Игры на доверие, отрядный «огонек» «Расскажи мне обо мне»

1

0.5

0.5

Проведение игры на доверие

18

Общелагерные дела (ОЛД), принципы организации и проведения. Разработка проекта ОЛД.

1

0.5

0.5

Сценарий ОЛД


Тематическое планирование модуля 2

п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теори я

Прак- тика

Раздел 1. «Познание и познавательная активность» (3 часа)

1

Кто и как познает мир

1

0.5

0.5


2

Поведение и рассудочная деятельность. Интеллект и обучение

1

0.5

0.5

Эссе «Что более вероятно, развитие мозга животного до уровня человека или компьютерное моделирование человеческого интеллекта?»

3

Урок рефлексивного обобщения

1

0.5

0.5

Проблемая беседа по разделу 1

Раздел 2. «Сенсорно-перцептивные процессы» (6 часов)

4

Ощущения

1

0.5

0.5

Мини-рассказ «Мой день (час) без ощущений»

5

Восприятие: свойства и законы организации восприятия. Восприятие: пространство, время и цвет

1

0.5

0.5

Творческое задание

6

Восприятие: репрезентативная система

1

0.5

0.5

Творческое задание

7

Внимание

1

0.5

0.5

Тестирование

8

Урок рефлексивного обобщения

1

0.5

0.5

Проблемая беседа по разделу 2

9

Итоговая научно-практическая конференция «Педагог ХХI века» (школьный этап)

1

0.5

0.5

Выступление на научно-практической конференции

Раздел 3. «Когнитивные процессы» (7 часов)

10

Память: виды и процессы памяти. Компьютерная метафора памяти. Мнемоника

1

0.5

0.5

Тренинг

11

Мышление и его виды. Мышление как способ формирования понятий. Мышление как способ решения задач

1

0.5

0.5

Исследование мышления, диагностика его видов

12

Логика и интуиция

1

0.5

0.5

Решение логических задач

13

Воображение и его образы. Индивидуальные особенности воображения в реальных процессах творчества

1

0.5

0.5

Анализ теста «Несуществующее животное»

14

Речь. Язык животных и речь человека

1

0.5

0.5

Опрос

15

Урок рефлексивного обобщения

1

0.5

0.5

Проблемая беседа по разделу 3

16

Итоговое занятие «Мой психологический портрет»

1

0

1

Представление своего психологического портрета на основе результатов диагностики












































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Литература для учителя
  1. Воспитательная деятельность педагога [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006.

  2. Введение в педагогическую деятельность: личность от молодости к старости: учебное пособие [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информ.–метод. пособие курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

  4. Ильин Е.П. Введение в педагогическую деятельность индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб, 2004.

  5. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону, 2002.

  6. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидере. – М.: Академия, 2001.

  7. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, М.Н. – М. 2002.

  8. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] /А.В. Мудрик. – М., 2001.

  9. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе [Текст] / А.С. Прутченков. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения школе [Текст] / Н.С. Пряжников. – М., 2002.

  11. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) школе [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005.

  12. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

  13. Реан А.А. Введение в педагогическую деятельность и психодиагностика личности. Теория, методы исследования [Текст] / А.А. Реан. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

  14. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала [Текст] / Е.И. Рогов. – М., 2003.

  15. Сластенин В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.

  16. Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» [Текст] // Школьный психолог. – 2007. –№2.


    1. Литература для учащихся
а) основная литература:
  1. Вачков И. В. Приключения во Внутреннем Мире. Введение в педагогическую деятельность для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков. – Санкт-Петербург: Питер, 2008.

  2. Грецов А. Г. Введение в педагогическую деятельность жизненного успеха: для старшеклассников и студентов [Текст] / А.Г. Грецов. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.

  3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб: Питер, 2008.

  4. Климов Е. А. Введение в педагогическую деятельность: учебник для школы [Текст] / Е.А. Климов. – Москва: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.

  5. Профессия – учитель [Текст] / под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.

б) дополнительная литература:
  1. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» [Текст] / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. – Москва; Воронеж: Изд-во Московского психолого- социального института: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 464 с.

  2. Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие [Текст] / П.А. Гальперин. – М.: Книжный дом, 2000.

  3. Грецов А. Выбираем профессию: советы практического психолога [Текст] / А. Грецов. – СПб: Питер, 2007.

  4. Карандашев В. Н. Введение в педагогическую деятельность: введение в профессию. – М.: Академия, Смысл, 2009.

  5. Леви В. Искусство быть собой [Текст] / В. Леви. – Москва: ИД «Торобоан», 2004.

  6. Лидерс А.Г., Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  7. Петрусинский В.В. Игры для активного общения [Текст] / В.В.Петрусинский. – М.: ВЛАДОС, 2007.

  8. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения [Текст] / В.В.Петрусинский. – М.: ВЛАДОС, 2007.

  9. Прихожан A.M. Введение в педагогическую деятельность неудачника: Тренинг уверенности в себе [Текст] / А.М.Прихожан. – М., Сфера, 2000.

  10. Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования: учебное пособие для учащихся 9 – 11 классов [Текст] / Е.Ю. Пряжникова. – М.: ОИЦ «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2011. – (Профессиональная ориентация)

  11. Савина М.С. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Педагогика и образование: учебное пособие для учащихся 9 -11 классов [Текст] / М.С. Савина. – М.: ОИЦ «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2011. – (Профессиональная ориентация).







Приложение 1


Календарно-тематическое планирование


Модуль 1 «В мире педагогической профессии»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечания

Всего

Теори я

Прак- тика

1

Вводное занятие. Ожидания и перспективы обучения в педагогическом классе

1

1




Раздел 1. «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра» (6 часов)


Тема 1.1 Мир профессий и место педагогической профессии в нем

2

1

1



2

Понятие о профессии, специальности, квалификации. Профессиограмма профессии. Типы и классы профессий. Особенности профессий типа «человек – человек»

1

0.5

0.5



3

Педагог: знакомство с профессией. Требования к профессии педагога, предъявляемые со стороны общества. Социальная значимость труда педагога. Особенности педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей

1

0.5

0.5



Тема 1.2. История становления и развития педагогической профессии

2

1

1



4

Становление педагогической профессии: от античности до наших дней

1

0.5

0.5



5

Великая миссия – воспитание человека. Семья как первооснова воспитания ребёнка. Воспитательный потенциал традиций. Мудрость народной педагогики

1

0.5

0.5



Тема 1.3. Педагогическая профессия сегодня и завтра

2

1

1



6

Сущность и содержание педагогической профессии. Функции педагогической профессии. Появление новых педагогических специальностей и квалификаций как ответ на социокультурные вызовы

1

0.5

0.5



7

Престиж педагогической профессии. Плюсы и минусы педагогической профессии. Педагогическая проба «Микроисследование "Как поднять престиж педагогической профессии?"»

1

0.5

0.5



Раздел 2. «Образ современного педагога» (6 часов)


Тема 2.1. Мой идеал педагога

1

0.5

0.5



8

Портрет идеального учителя глазами современного старшеклассника

1

0.5

0.5



Тема 2.2. Педагог – духовная элита общества

1

0.5

0.5



9

Призвание педагога.

Педагог - необходимая часть интеллектуального слоя общества. Культурно-историческая миссия педагога. Роль педагога в современном обществе

1

0.5

0.5



Тема 2.3. Художественный образ педагога

1

0.5

0.5



10

Учитель и школа в изобразительном искусстве и литературе. Учитель и школа в кинематографе

1

0.5

0.5



Тема 2.4. Имидж современного педагога

3

1

2



11

Структурные компоненты имиджа педагога. Кодекс этики педагога. Культура речи и артистизм педагога. Невербальное поведение Визуальный образ педагога

1

1

0



12

Менталитет педагога: интеллект, духовная практика. Приемы создания имиджа. Умения самопрезентации

1

0

1



13

Итоговое занятие. Педагогическая проба «Посещение уроков учителей-мастеров: наблюдение с целью анализа профессиональных умений и личностных качеств современного учителя»

1

0

1



Раздел 3. «Основы вожатской деятельности» (5 часов)


14

Профессиональная этика вожатого. Обязанности вожатого. Права и ответственность. Личностные характеристики и профессионально важные качества. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Методики разрешения конфликтных ситуаций

1

0.5

0.5



15

Логика смены. Особенности организационного периода.

Игры организационного периода, отрядный «огонек» «Расскажи мне о себе»

1

0.5

0.5



16

Основной период смены. Коллективные творческие дела (КТД). Чередование творческих поручений. Способы выявления лидеров. Игры на выявление лидера. Анализ дня («барометры настроения»)

1

0.5

0.5



17

Заключительный период смены.

Игры на доверие, отрядный «огонек» «Расскажи мне обо мне»

1

0.5

0.5



18

Общелагерные дела (ОЛД), принципы организации и проведения. Разработка проекта ОЛД.

1

0.5

0.5



Модуль 2 «Человек познающий: практическая психология познания»

Раздел 1. «Познание и познавательная активность» (3 часа)


19

Кто и как познает мир

1

0.5

0.5



20

Поведение и рассудочная деятельность. Интеллект и обучение

1

0.5

0.5



21

Урок рефлексивного обобщения

1

0.5

0.5



Раздел 2. «Сенсорно-перцептивные процессы» (6 часов)


22

Ощущения

1

0.5

0.5



23

Восприятие: свойства и законы организации восприятия. Восприятие: пространство, время и цвет

1

0.5

0.5



24

Восприятие: репрезентативная система

1

0.5

0.5



25

Внимание

1

0.5

0.5



26

Урок рефлексивного обобщения

1

0.5

0.5



27

Итоговая научно-практическая конференция «Педагог ХХI века» (школьный этап)

1

0.5

0.5



Раздел 3. «Когнитивные процессы» (7 часов)


28

Память: виды и процессы памяти. Компьютерная метафора памяти. Мнемоника

1

0.5

0.5



29

Мышление и его виды. Мышление как способ формирования понятий. Мышление как способ решения задач

1

0.5

0.5



30

Логика и интуиция

1

0.5

0.5



31

Воображение и его образы. Индивидуальные особенности воображения в реальных процессах творчества

1

0.5

0.5



32

Речь. Язык животных и речь человека

1

0.5

0.5



33

Урок рефлексивного обобщения

1

0.5

0.5



34

Итоговое занятие «Мой психологический портрет»

1

0

1






































Приложение 2
Диагностические
материалы к программе «Введение в педагогическую профессию»

    1. Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков) к разделу «Вводное занятие»

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к видам деятельности, к общению, творчеству.

Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

  • наличие хороших и верных друзей;

  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

  • развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

  • творчество (возможность творческой деятельности);

  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов. 1 балл ставится, когда сфера незначима для учащегося.

2 балла – когда она малозначима.

3 балла – сфера средней значимости.

4 балла – когда сфера значима.

5 баллов – очень значима.

Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

Текст.

  1. Телевидение, радио.

  2. Общение в семье.

  3. Учеба.

  4. Спорт, занятия физической культурой.

  5. Общение с противоположным полом.

  6. Домашний труд.

  7. Общение с педагогом, с руководителем.

  8. Музыка любая.

  9. Бизнес.

  10. Кино.

  11. Коллектив класса, группы.

  12. Одежда.

  13. Самовоспитание личности.

  14. Общение с друзьями.

  15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

  16. Походы.

  17. Экскурсии, краеведение.

  18. Техническое творчество.

  19. Общение с природой.

  20. Чтение художественной литературы (вне программы).

  21. Изготовление различных предметов своими руками.

  22. Другие виды художественного творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

  23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.

Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы):

Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

Общение – №№ 2, 5, 7, 14,19.

Развлечения – №№ 1, 8, 10, 12, 20.

Творческая деятельность – №№ 15, 16, 18, 21, 22. Коллектив группы – № 11.

Организуемый взрослыми труд – №№ 3, 6. Самовоспитание – № 13.

С помощью качественного анализа педагог определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к педагогической деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».


Тест

Варианты ответов

Не значима 1

Мало значима 2

Средне значима 3

Значима 4

Очень значима 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23


2. Методика «Самоанализ (анализ) личности» (О.И. Мотков)

Цель диагностики: оценить уровень проявления социально значимых качеств личности:

- активность нравственной позиции;

- коллективизм;

- гражданственность;

- трудолюбие;

- волевые качества.

Каждый фактор представлен четырьмя вопросами. Он разбит на два подфактора, по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору на более высокую степень проявления, степень оценки качества в личности.

Самый высокий суммарный балл по фактору – 20, по фактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.

Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители – более высокие, а дети – самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.

Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывают на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углублённый самоанализ качеств (при углублённом варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год покажет динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

Инструкция к проведению диагностики.

На столах у учащихся текст диагностики (по 1 экземпляру на стол) и карточки, на которых учащиеся выставляют оценки.

На доске – шкала оценки:

1б. – неверно

2б. – скорее неверно 3б. – когда как

4б. – в целом верно 5б. – верно.

Слова учителя:

«Ребята вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Прочитайте внимательно высказывание и в соответствии со шкалой оцените своѐ отношение к высказыванию. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда в клеточке с цифрой «1» вы пишите цифру «2». Таким образом нужно отвечать на все вопросы.


Бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


Тест «Самооценка личности»

  1. Уважительно отношусь к большинству людей, одноклассникам.

  2. Развитию в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.

  3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.

  4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

  5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

  6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.

  7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.

  8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.

  9. Часто изобретаю свой подход к делу.

  10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

  11. Умею длительно работать с полной отдачей сил.

  12. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

  13. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.

  14. Ответственно отношусь к делам класса, переживаю за общий успех.

  15. Ответственно отношусь к делам класса, переживаю за общий успех.

  16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

  17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

  18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.

  19. Мне присуща тщательность, доброжелательность в любом деле.

  20. Люблю самостоятельную, трудную работу.

  21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и других.

  22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения и навыки.

  23. Я привык выделять главное и не отвлекаться на постороннее.

  24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов:

Получив результаты диагностики, педагог заносит их в таблицу в соответствии с со следующими направлениями:

Активность нравственной позиции - № 1,2,13,14. 1а – уважение к людям, совестливость – 1,13.

1б – стремление к нравственному самовоспитанию – 2,14.

  1. Коллективизм - № 3,4,15,16.

2а – ответственность перед коллективом – 3,15. 2б – чуткость и взаимопомощь – 4,16.

  1. Гражданственность - № 5,6,17,18.

3а – осознание значимости своего труда для общества – 5,17.

3б – бережное отношение к результатам труда, к природе – 6,18.

  1. Трудолюбие

4а – добросовестность – 7,19.

4б – самостоятельность в преодолении трудностей – 8,20.

  1. Творческая активность - № 10,21,22.

5а – стремление к улучшению процесса работы – 9,21. 5б – стремление к новому, инициатива

  1. Волевые качества - № 11,20,23,24. 6а – целеустремлённость – 11,21.

6б – настойчивость и самообладание –

После того, как все результаты внесены в таблицу, подсчитывается средний балл как по горизонтали по каждому ученику, определяется итоговый уровень самоанализа, и по вертикали – определяется средний уровень каждого качества.


3. Методика «Направленность личности»
(С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын) к разделу «Личность»

Цель: определение личностной направленности учащихся.

Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения обшей цели.

Инструкция: «На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно».

Текст методики:

  1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - оценка работы;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо;

Б - сознание, что находитесь среди друзей.

  1. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды;

В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

  1. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

  1. Учащиеся оценивают как самых плохих, таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

  1. Я рад, что мои друзья:

А - всегда верны и надежны;

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

  1. Лучшими друзьями считаю тех:

А - на которых можно надеяться.

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения

В - которые могут больше, чем я;

  1. Я хотел бы стать известным, как те:

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью

В - кто добился жизненного успеха;

6. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А – опытным летчиком.

Б - начальником отдела;

В - научным работником;

7. Когда я был ребёнком, я любил:

А - когда меня хвалили.

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах;

8. Больше всего мне не нравится, когда я:

А - когда меня критикует мой начальник.

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

9. Основная роль школ должна бы заключаться в:

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности

Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

В - подготовке учеников к работе по специальности

10. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

Б - недемократическая система

В - невозможно проявление собственной инициативы.

11. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А - для обеспечения отдыха.

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования;

12. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - мои усилия достаточно вознаграждены.

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет;

  1. Я люблю, когда:

А - другие ценят меня;

Б - приятно провожу время с друзьями.

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

  1. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось бы, чтобы:

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы

В - отметили дело, которое я выполнил;

  1. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - стимулировал меня на более интенсивный труд;

Обработка результатов: Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:

А - обозначают направленность на собственную личность;

Б - на общение с другими людьми;

В - на деловую активность.


4. Методика самооценки лидерских качеств «Лидер ли я? (М.И Рожков)

Цель: изучение особенностей лидерских качеств у подростков. Инструкция:

Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3», если трудно сказать - «2», скорее не согласен, чем согласен - «1», полностью не согласен - «0».

Вопросы к тесту «Я - лидер»

    1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях

    2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели

    3. Я знаю, как преодолевать трудности

    4. Люблю искать и пробовать новое

    5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей

    6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело

    7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали

    8. Все знакомые относятся ко мне хорошо

    9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде

    10. Я могут четко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни

    11. Я хорошо планирую свое время и работу

    12. Я легко увлекаюсь новым делом

    13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами

    14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их

    15. Ни один человек не является для меня загадкой

    16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными

    17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим.

    18. Для меня важно достижение цели

    19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи

    20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое

    21. У меня всегда все получается

    22. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее

    23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей

    24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей

    25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

    26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

    27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

    28. Принимая решения, перебираю различные варианты

    29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

    30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-то дела

    31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания

    32. Я стремлюсь к тому, чтобы меня понимали

    33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки

    34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе

    35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу

    36. Я никогда не поступал так, как другие

    37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием

    38. При организации дел я учитываю мнение товарищей

    39. Я нахожу выход в сложных ситуациях

    40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу

    41. Никто и никогда не испортит мне настроение

    42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей

    43. Решая проблемы, использую опыт других.

    44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом

    45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами

    46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

    47. Умею находить общий язык

    48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела


После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

Карточка для ответов теста «Я - лидер»


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

№1 -

№2 -

№3 -

№4 -

№5 -

№6 -

№7 -

№8 -

№9 -

№10 -

№11 -

№12 -

№13 -

№14 -

№15 -

№16 -

№17 -

№18 -

№19 -

№20 -

№21 -

№22 -

№23 -

№24 -

№25 -

№26 -

№27 -

№28 -

№29 -

№30 -

№31 -

№32 -

№33 -

№34 -

№35 -

№36 -

№37 -

№38 -

№39 -

№40 -

№41 -

№42 -

№43 -

№44 -

№45 -

№46 -

№47 -

№48 -


Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А - умение определять развитость лидерских качеств; Б - осознание цели (знаю, что хочу)

В - умение решать проблемы

Г - наличие творческого подхода Д - влияние на окружающих

Е - знание правил организаторской работы Ж - организаторские способности

З - умение работать с группой


Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 31, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике.


5. Методика для изучения социализированности учащихся (М.И.Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко;

0 - никогда.

  1. Стараюсь слушать во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравится помогать другим.

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защитить тех. кого обижают.


Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


  1. Методика «Волшебный рисунок»

Цель: пробудить самостоятельность и творчество ребят в процессе оценочной деятельности.

Ребята выбирают какой-либо предмет, нарисованный схематично на плакате (дом, дерево, самолет…) и начинают его «оживлять» на основе ассоциации с

деятельностью детского коллектива.

Например, дом:

Фундамент дома – это как бы замысел: он был интересным, добротным или нет?

Все учли или что-то забыли? (нет ли прорех в фундаменте дома?…).

Стены – это подготовка к делу. Четыре стены – четыре группы (коллектива), как они работали: дружно или нет? Покосились стены или стоят прямо и т.д.

Крыша – это проведение самого дела. Порадовало ли оно ребят и окружающих людей? (можно показать цветом, набором элементов для украшения).

Небо над домам – атмосфера (настроение) в детском коллективе после проведенного дела.


  1. Методика «Мишень активности»

Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

  1. Знаком «+» отмечают, как далеко находится от центра.

  2. Отмечают, где бы хотелось находиться. Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.

    1. круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.

    2. – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют. 3 – если потребуют, то выполняют дела.

4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей. 5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.


8. Анкета «Мое поручение»

Цель: выявить отношения подростка к своему поручению, причины положительного восприятия дел класса.

  1. Как ты оцениваешь результаты выполнения поручения?

Укажи их:

Подчеркни нужное:

- моя работа приносит пользу классу и интересна мне

- классу полезна, а мне не интересно;

- классу мало пользы, а мне интересно;

- работа бесполезна.

1. Какие дела класса тебе запомнились?

Почему? Подчеркни нужное:

- узнал много нового;

- принесли пользу людям;

- все действовали дружно;

- сами все придумывали;

- я был организатором;

- работали вместе со взрослыми.

Дополни:


9. Методика «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек пять. Если ученик считает нужным, одну из этих ступенек он определяет для себя.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.


10. Методика «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.

Анализируя полученные «групповые снимки» педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.


11. Тестовые задания

1. В статье 32 «Конвенции о правах ребенка» утверждается: «Государства- участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию». Значит ли это, что дежурство детей в оздоровительном лагере (по столовой, по уборке территории и проч.) является нарушением прав детей?

А. да Б. нет

  1. Назовите основные документы, необходимые вожатому для трудоустройства в детский загородный центр, лагерь:

А. Пенсионное страховое свидетельство

Б. Паспорт

В. ИНН

Г. Медицинская книжка

Д. Свидетельство об окончании детского объединения «Школа вожатых»

Е. Санаторно-курортная карта

Ж. Диплом об образовании

  1. Выберите те качества личности (из представленных ниже), которые являются основными в профессионализме вожатого:

А. Любовь и симпатия к воспитанникам Б. Активная жизненная позиция

В. Саморегуляция

Г. Активное желание помогать людям Д. Креативность

Е. Оптимизм

Ж. Духовное наставничество

З. Защитник интересов и законных прав детей И. Посредник между детьми и администрацией

  1. Беседуя с родителями в родительский день вожатый не забудет рассказать (выберете нужное):

А. О неудачах ребенка

Б. О маленьких победах ребенка

В. Об отношениях с противоположным полом

  1. Допускается ли формирование разновозрастных отрядов в ДОЛ?

А. да Б. нет

  1. Назовите основные «кризисы развития лагерной смены», в какой день они возникают и особенности их протекания.

25. Назовите основные периоды развития смены:

А. Организационный Б. Заключительный

В. Основной Г. Вводный

  1. Назовите причины возникновения конфликтных ситуаций в организационный период развития лагерной смены.

  2. Выберите основные виды огоньков:

А. Огонек знакомств,

Б. Тематический огонек,

В. Веселый огонек,

Г. Конфликтный огонек,

Д. Прощальный огонек,

Е. Первый огонек,

Ж. Огонек-анализ.

  1. Для детей, какого возраста наиболее эффективными являются подвижные игры, игры-соревнования с ограниченной физической нагрузкой:

А.6- 8 лет Б. 15-17 лет В. 10-12 лет

  1. Формы физического воспитания, применяемые при работе с детьми в лагере: А. Физкультурные мероприятия в режиме дня

Б. Отрядная физкультурная работа В. Спортивно-массовая работа

Г. Учебно-тренировочные занятия кружков (центров), команд по разным видам спорта

Д. Лечебная физическая культура

Е. Профилактическая деятельность

  1. Основные составляющие имиджа вожатого:

А. Визуальный образ (мимика, пластика, одежда, прическа) Б. Внутренний образ (голос, темперамент, настроение)

В. Содержательный образ (интеллект, духовная практика) Г. Внешний образ (красота, параметры тела).

  1. Саше восемь лет. Он очень любит петь. Если в лагере проходит выступление хора, он обязательно хочет участвовать. Но у него нет ни голоса, ни слуха, он просто кричит громче всех и в итоге все портит. Как благополучно разрешить данную ситуацию педагогу?

А. Дать другое поручение, связанное с выступлением хора.

Б. Сказать Саше правду о его музыкальных способностях и исключить из хора. В. Попросить петь тихо.

Г. Попросить детей сказать Саше, что он все портит.

  1. Последний день в смене. Подвели итоги отдыха. Неожиданно воспитатель предложила: «Давайте устроим откровенный разговор, пусть каждый скажет каждому, что он о нем думает». Начали с Наташи. Ей сказали много нелестного. Она расплакалась и убежала. Обида на ребят и воспитателя осталась надолго. Что здесь было сделано не правильно?

А. Обсуждать надо было плюсы детей, минусы – можно было, например, написать на записках, чтобы каждый прочитал их сам

Б. Надо было начать со своих собственных минусов.

  1. У вас в отряде есть враждующие группировки. В результате крайне сложно провести какое-нибудь общее дело. Каким образом можно изменить эту ситуацию?

А. Все обсудить с лидерами групп, придумать вместе с ними общее командное творческое дело.

Б. Довести конфликт до открытых действий – один раз выяснят отношения, поймут, кто сильнее и успокоятся.

В. Отправить лидеров домой.

  1. В коллективе есть ребенок, с которым никто не хочет дружить. Его слабые попытки идти на контакт заканчиваются неудачей. Что бы вы стали делать на месте воспитателя?

А. Дать персональное поручение, выяснив, в чем его «сила».

Б. Попросить детей не обижать этого ребенка, принимать в свои группы.

В. Оставить в покое - пусть учится налаживать отношения сами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!