СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проведения практических работ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению практических работ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проведения практических работ по химии»

Практическая работа №1

Приготовление раствора соли с заданной массовой долей растворённого вещества.

Цель: - научиться практически готовить растворы с заданной массовой долей растворённого вещества.

Задачи: - повторить и использовать правила ТБ

                 -повторить и практически применить знания о растворах

и массовой доле растворённого вещества,

                 - познакомиться с устройством лабораторных весов и Правилами взвешивания,

                 -формировать коммуникативные компетентности.

Оборудование и реактивы:

Весы лабораторные, химические стаканы (V = 50мл),

стеклянные палочки, мензурки (V =50мл), дистиллированная вода, поваренная соль.


Ход работы.


Приготовление растворов солей с определённой массовой

долей растворённого вещества.

Теоретическая часть (закрепление знаний формул для расчетов массовой доли вещества, умение решения задач разных типов)

1.Приготовить 50 г.водного раствора соли массовой долей соли 2%.

2.Какую массу щелочи необходимо взять для приготовления 50 г 16%-ного раствора?

3. К 600 г 50% р-ра соли добавили 100 г воды. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

План работы (Практическая часть)

Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.

1) Нельзя пробовать вещества на вкус.

2) Нельзя брать вещества руками.

3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).

4) Нюхать вещества с осторожностью.

5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.

6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.

1.Рассчитайте массу соли и воды, необходимые для приготовления данного раствора.

2.Отвесьте соль и поместите её в химический стакан.

3.Отмерьте мерным цилиндром ( или мензуркой) необходимый объём воды и вылейте её в тот же стакан.

4.Перемешайте содержимое стакана до полного растворения соли. 

Заполните таблицу

        -                 

Что брали?

Что делали?

Результат


                 

.

III. Вывод

                 - Что такое массовая доля растворённого вещества?

                 - Что говорит о растворе его массовая доля?

                 - Давайте сравним массы растворённого вещества

в трёх вариантах.

                 - Почему же массовые доли растворённого

вещества в трёх растворах разные?

Список литературы

  • Габриелян О.С. Химия. Практикум: учебное пособие. – М.: Академия, 2012

  • Габриелян О.С, И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2012


Практическая работа №2. «Идентификация органических соединений»

Цель работы: Повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ

Таблица 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 

Вещество, функциональная группа

Реактив

Видео-опыт или УХР

Характерные признаки

Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи

Раствор KMnO4

(розовый)

1. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия

 

2. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия 

Обесцвечивание раствора

Раствор Br2

(жёлтый)

1. Взаимодействие этилена с бромной водой

2. Взаимодействие ацетилена с бромной водой

Обесцвечивание раствора

Ацетилен

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH  (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

Получение ацетиленида серебра

Образование осадка жёлтого цвета (взрывоопасен)

Бензол

Нитрующая смесь

HNO3 + H2SO4

Нитрование бензола

Образование тяжёлой жидкости светло-жёлтого цвета с запахом горького миндаля

Толуол

Раствор KMnO4

(розовый)

 

Обесцвечивание раствора

Фенол (карболовая кислота)

Раствор FeCl3

(светло-жёлтый)

Качественная реакция на фенол

 

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет

Анилин

Раствор хлорной извести CaOCl2

(бесцветный)

Окисление анилина раствором хлорной извести

 

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет

Этанол

Насыщенный раствор I2 + раствор NaOH

Качественная реакция на этанол

 

Образование мелкокристаллического осадка CH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом

CuO (пркалённая медная проволока)

Окисление этилового спирта оксидом меди (II)

 

Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида

Гидрокогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)

Металлический Na

1. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием

 

2. Взаимодействие фенола с металлическим натрием

Выделение пузырьков газа (H2↑), образование бесцветной студенистой массы

Эфиры (простые и сложные)

H2O (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании

CH3COOC2H5+H2O↔

Специфический запах

Многоатомные спирты, глюкоза

Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)

Ярко-синее окрашивание раствора

Карбонильная группа –CH=O

(альдегиды, глюкоза)

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH  (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

Реакция "серебряного зеркала"

 


Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда

Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)

 

Образование красного осадка Cu2O↓

Карбоновые кислоты

Лакмус

Диссоциация

Окрашивание раствора в розовый цвет

спирт + H2SO4 (конц.)

Получение уксусноэтилового эфира


Специфический запах образующегося сложного эфира

Муравьиная кислота

Лакмус

Диссоциация

Окрашивание раствора в розовый цвет

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH  (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH →

 

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда

Олеиновая кислота

Раствор Br2

(жёлтый)

или

Раствор KMnO4

(розовый)

Взаимодействие бромной воды с олеиновой кислотой

 


 

Обесцвечивание растворов

Ацетаты (соли уксусной кислоты)

H2O (гидролиз) + фенолфталеин

Гидролиз ацетата натрия

Окрашивание раствора в розовый цвет

Раствор FeCl3

3CH3COONa+FeCl3→(CH3COO)3Fe+3NaCl

Окрашивание раствора в красно-бурый цвет

Стеарат натрия (мыло)

H2SO4 (конц.)

Выделение свободных жирных кислот из мыла

Образование белого осадка жирной кислоты

Насыщенный раствор соли кальция

Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот

Образование серого осадка нерастворимой соли

H2O (гидролиз) + фенолфталеин

C17H35COONa+H2O↔

Окрашивание раствора в розовый цвет

 Задание №1. Оформите таблицу №1 письменно в тетради. В столбик «Видео-опыт или УХР»  запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций.

Задание №2.  Выполните интерактивное задание «Идентификация органических соединений». Оформите отчёт в виде таблицы:

Реактив Cu(OH)2

Температурный режим

Признаки реакции

УХР

Вывод – какое вещество находится в пробирке?

Номер пробирки

№1

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

№2

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

№3

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

Задание №3. Мысленный эксперимент

В трёх пронумерованных пробирках №1,2,3 находятся вещества – этанол, глицерин и уксусная кислота. Предложите план распознавания веществ. Оформите отчёт в виде таблицы подобной заданию №2.

Список литературы

  • Габриелян О.С. Химия. Практикум: учебное пособие. – М.: Академия, 2012

  • Габриелян О.С, И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2012
















Практическая работа №3

« Распознавание пластмасс и химических волокон»


I. Цель работы

  • Закрепить знания о свойствах пластмасс и волокон.

  • Научиться использовать их для решения прикладных задач.

II. Реактивы и оборудование 

Реактивы:

  1. Пластмассы (в пробирках под номерами):

  • фенопласт;

  • целлулоид;

  • полиэтилен;

  • капрон.

  1. Волокна (в пакетах под номерами)

  • вискозное волокно;

  • нитрон;

  • шерсть;

  • лавсан.

Оборудование:

  • спиртовка,

  • тигельные щипцы,

  • стеклянная палочка, 

  • фарфоровые чашечки,

  • спички, пробирки,

  • жестяная пластинка.

 

III. Техника безопасности

  • Нагревать пластмассы и волокна будете в фарфоровой чашечке, чтобы прекратить нагревание, закрываем её другой фарфоровой чашечкой.

  • Для зажигания пользуемся только спичками.

  • Пробирку держим на уровне глаз, когда в неё наливаем раствор. 

IV. Ход работы


1. Распознавание пластмасс

Первый этап работы.

Распознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра (цвет, твёрдость, эластичность и т. д.) Обратите внимание на то, что образцы из полиэтилена жирны на ощупь, полупрозрачны, эластичны, механически прочны, могут иметь различную окраску. Образцы из поливинилхлорида эластичны, механически прочны, могут иметь различную окраску. Полистирольные образцы прозрачны, хрупки, различной окраски. Образцы из орг. стекла прозрачны, жестки, различной окраски, механически прочны. Фенолформальдегидные пластмассы тёмных тонов (от коричневого цвета  до чёрного), жестки, прочны. Изделия из целлулоида эластичны, различной окраски, имеют характерный рисунок (под мрамор, малахит). Занесите свои наблюдения в отчёт о проделанной работе.

Второй этап работы.

Определяете отношение пластмасс к нагреванию и характеру горения.

Опыт 1.

Жестяную пластину с образцом полимера подержите с помощью тигельных щипцов над пламенем спиртовки. Нагревание образца ведите несколько секунд. Затем стеклянной палочкой попытайтесь изменить его форму. После остужения можно снова нагреть этот образец и снова изменить его форму. Данные эксперимента сравните с данными таблицы 1 «Распознавание пластмасс».

Опыт 2.

Кусочек образца пластмассы внесите тигельными щипцами в пламя спиртовки. Когда образец загорится, выньте его из пламени и подержите над жестяной пластиной. Продолжает ли он гореть вне пламени? Каким пламенем горит? Погасите пламя, если обильно выделяется копоть. Свои наблюдения сверьте с данными таблицы 1 «Распознавание пластмасс».

Отчёт о проделанной работе

№ образца

Внешний вид пласмассы

Отношение к нагреванию

Характер горения

Название пластмассы

Структурное звено пластмассы

 

 

 

 

 

 

2.Распознавание волокон

В пакетах под номерами находятся волокна: хлопчатобумажное, шерстяное, ацетатное, капроновое, лавсан.

Анализ волокна или образца ткани начинают с испытания путём сжигания. Пучок волокна тигельными щипцами внесите в пламя. Как только он загорится, уберите его из пламени и  тщательно рассмотрите. Если волокно перестанет гореть, его снова зажигают. При этом необходимо проследить: а) с какой скоростью происходит горение, б) запах продуктов разложения, в)характер остатка после горения.

Сверьте свои наблюдения с таблицей 2. «Распознавание волокон» и заполните отчёт о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе

№ образца волокна

Характер горения.

Название волокна

Структурное звено волокна

 

 

 

 

Виртуальная образовательная лаборатория: “Распознавание пластмасс и волокон”

V. Контрольные вопросы

1. Сделайте вывод по всей работе.

2. Почему полистирол называется заменителем хрусталя? Какие достоинства и недостатки у изделия из этой пластмассы по сравнению с хрусталём?

3. Что такое пенопласт? Где он применяется?

4. Ткани, каких волокон легко прилипают к горячему утюгу и чем это можно объяснить?

5. В чем преимущество натуральной шерсти по сравнению с синтетической, полученной из нитрона?

6. С каких тканей можно вывести масляное пятно бензином или ацетоном, а каких нельзя? Почему?

Список литературы

  • Габриелян О.С. Химия. Практикум: учебное пособие. – М.: Академия, 2012

  • Габриелян О.С, И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2012



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!