СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка профессионального конкурса «Помощник хирурга»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка профессионального конкурса "Помощник хирурга". данная разработка предназначена для преподавателя ПМ 02  Участие в лечебно -диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья. Тема 1.3 С\дело в хирургии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка профессионального конкурса «Помощник хирурга»»

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Профессионального конкурса «Помощник хирурга»



ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02 01 Сестринская помощь при нарушении здоровья

Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии
























Кыштым

2024г

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ специальности « Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2024г.

Председ. ЦМК

______________/ Павлова О.В. /


Составлено в соответствие

с ФГОС СПО

Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК»

____________/Сорокина С.А./

«____»________2024 г.










Составил преподаватель: Куц Елена Геннадьевна




Рецензенты:

Павлова О.В. - Методист Кыштымского филиала Миасского медицинского колледжа.

Позднякова Л.П. – Главная медсестра ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева» г. Кыштым.























Рецензия

на методическую разработку профессионального конкурса

«Помощник хирурга»

Куц Елены Геннадьевны, преподавателя

ПМ 02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья , специальность «Сестринское дело»

Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»


Методическая разработка составлена для успешного проведения профессионального конкурса.

Конкурс проводиться в виде деловой игры. Это способствует тому, что студенты выполняют задания более уверенно, свободно. Оценивают конкурс более опытные студенты и преподаватели, проявляется демократичность, проверяются знания самих членов жюри.

Конкурс состоит из различных этапов– выполнение практических манипуляций; оказание помощи при неотложных состояниях больного; конкурса капитана, болельщиков и домашнего задания (видео задача).

Проведение конкурса поможет студентам при прохождении производственной практики.






Рецензент: ____________________

Позднякова Лариса Павловна, главная медсестра ГБУЗ «ГБ им. А.П. Силаева» г. Кыштыма.



МП.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю при проведении конкурса профессионального мастерства.

При прохождении «практических занятий по хирургии» студенты изучают различные манипуляции: по оказанию неотложной помощи, подготовки операционной сестры к работе и т.д.

Конкурс позволит студентам показать свое мастерство, отработать уже имеющиеся навыки, вселит уверенность в необходимости овладения изучаемых манипуляций.

Конкурс проходит в виде деловой игры, что поможет студентам чувствовать себя более уверенно и ответственно.

Конкурс оценивают студенты старших курсов, это вносит элемент демократичности.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: помощь студентам в изучении дисциплины «Сестринское дело в хирургии»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Повторение манипуляций, изученных на

МДК 02 01 Сестринская помощь при нарушении здоровья

Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

  • Развитие чувства ответственности при выполнении манипуляций.

  • Воспитание в медицинской сестре чувства коллективизма, взаимопомощи.

  • Воспитание интереса к выбранной профессии


При проведении конкурса осваиваются компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных не инфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ОСНАЩЕНИЕ:

Инструменты: корнцанг, биксы, ножницы;

Бельё: маски, халаты, бахилы, перчатки, костюмы; бинты, валики, булавки.

Мультимедийная установка.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Конкурс проводится в актовом зале.

МЕЖМОДУЛЬНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии

МДК 04.02 Безопасная среда для пациентов и персонала «Инфекционная безопасность».

Дисциплина: Анатомия и физиология человека.

ВНУТРИМОДУЛЬНЫЕ И ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья Тема 1.3 Сестринское дело в хирургии

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Десмургия»

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Синдром повреждения»

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Гемостаз»

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья «Периоперативный период».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Барыкина Н.В., Сестринское дело в хирургии/ Зарянская В.Г. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2017


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Барыкина Н.В, Чернова О. В Сестринское дело в хирургии практикум. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г

Вязьмитина А.В., Кабарухин А.Б. Сестринский уход в хирургии. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2017г


https://studfile.net/preview/10063683/page:27/






п/п

Название этапа

Описание

Этапов конкурса

Примечания

Время

1

Организационный момент

Приветствие участников конкурса, жюри, гостей. Проведение жеребьевки: определяется очерёдность выполнения заданий.




3мин

2

Цели

занятия

Во время прохождения практики вы изучили различные манипуляции: по предупреждению инфицирования раны, по оказанию неотложной помощи при различных травмах, по подготовке к работе операционной медсестры, по ведению больного в предоперационном и послеоперационных периодах. Вы умеете накладывать различные виды повязок; в экстренных ситуациях: оценить состояние пациента и оказывать ему доврачебную помощь. Этот конкурс поможет вам показать свои умения, повторить манипуляции, совершенствовать свое мастерство.



2мин

3

Ход конкурса

  1. «Визитка».

Приветствие команд (эмблема, название команд, девиз).


  1. Выполнение манипуляций:

Наложение повязки «Дэзо», «Шапочка Гиппократа», «Колосовидная повязка на плечевой сустав».


  1. Решение ситуационных задач:

Оказание неотложной помощи пострадавшему при ЧМТ, носовом кровотечении, растяжении голеностопного сустава.


  1. Конкурс капитанов:

Выполнение алгоритма надевание стерильного халата, перчаток.

  1. Домашнее задание:

«Видео задача» с применением сестринского процесса.


  1. Конкурс для болельщиков: «Глоссарий»






Приложение №1




Приложение №2




Приложение №3



Приложение №4



Приложение №5


60мин

4

Подведение итогов конкурса.

Оценка каждого этапа конкурса, выставление баллов

Определение победителя;

Награждение.

Приложение №6

5мин


Приложение №1

ПОВЯЗКА «ДЕЗО»

Показание: фиксация верхней конечности при переломах и вывихах плеча.

Оснащение: бинт шириной 10см, булавка, ножницы, валик.

(Правая рука бинтуется слева направо, левая – справа налево.)

Последовательность действий:

Усадить пациента лицом к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей манипуляции; Вложить в подмышечную впадину валик из ваты, обёрнутый марлей; Согнуть предплечье в локтевом суставе под прямым углом;

Прижать предплечье к груди; Сделать два закрепляющих тура бинта по груди, больной руке в области плеча, спине и подмышечной впадине со стороны здоровой конечности; вести бинт через подмышечную впадину здоровой стороны по передней поверхности груди косо на надплечье больной стороны; Опустить вниз по задней поверхности больного плеча под локоть; Обогнуть локтевой сустав и, поддерживая предплечье, направить бинт косо в подмышечную впадину здоровой стороны; Вести бинт из подмышечной впадины по спине на больное надплечье; Вести бинт с надплечья по передней поверхности больного плеча под локоть и обогнуть предплечье; Направить бинт по спине в подмышечную впадину здоровой стороны; Повторять туры бинта до полной фиксации плеча; Закончить повязку двумя закрепляющими турами по груди, больной руке в области плеча, спины; Заколоть конец повязки булавкой.


«ШАПОЧКА ГИППОКРАТА»

Показания: повязку накладывают для остановки кровотечения и фиксации перевязочного материала при ранениях и ожогах теменной части головы.

Оснащение: Повязка накладывается из двуглавого бинта или двух скрепленных между собою бинтов шириной 10 см, ножницы.

Необходимо приготовить бинт с двумя головками:

взять 2 бинта, развернуть их на длину 15 см, наложить конец одного бинта на конец другого (свернуть один навстречу другому); получится бинт с двумя головками.

Последовательность действий:

Усадить пациента лицом к себе, взять бинт с двумя головками в левую и правую руку. Приложить бинт к затылочной части головы и вести обе головки бинта к лобной области. Сделать перегиб и вести обе головки бинта к затылочной области. Сделать перегиб. Переложить головки бинта: левую головку – в правую руку, а правую головку – в левую руку. Бинт в левой руке вести через теменную область головы к лобной, бинт в правой руке вести вокруг головы к лобной части.

Сделать перегиб в области лба. Бинт в правой руке вести через теменную область головы к затылку (закрывая1/2 предыдущего тура), бинт в левой руке ведем вокруг головы к затылку. Переложить головки бинта из правой руки в левую и наоборот. Бинтовать так до тех пор, пока не закроется теменная область головы.

Зафиксировать бинт в левой руке в области затылка; бинтом в правой руке сделать закрепляющий тур вокруг головы. Сделать перегиб в области затылка, вести бинт правой и левой рукой навстречу друг другу к лобной части.

Завязать на узел. Срезать остатки бинта.





«КОЛОСОВИДНАЯ ПОВЯЗКА НА ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ»

 

 Цель: фиксация перевязочного материала, профилактика  инфицирования раны.

 Показания: гнойно-воспалительные заболевания плечевого пояса и подмышечной

 области, верхней трети плеча, артрозы, артриты плечевого сустава.

 Оснащение: Бинт шириной 10 см., ножницы, валик.

 Последовательность действий:

1.  Два закрепляющих тура проводят вокруг верхней трети плеча.

2.  По наружной поверхности повреждённого плеча сзади через подмышечную впадину на плечо.

3.  Далее по спине через здоровую подмышечную впадину на переднюю поверхность грудной клетки.

4.  Затем бинт переводят на плече и перекрещивая ранее наложенный тур, делают петлю вокруг плечевой кости с внутренней стороны.

5.  Снова после перехлёста в области плечевого сустава бинт ложится на передний тур, закрывая его на 2/3 ширины и полностью повторяет его ход, идя на подмышечную впадину на здоровой стороне.

6.  Повторяют ходы бинта, пока не закроют весь сустав. Закрепляют конец бинта на груди, булавкой или завязывают вокруг здорового плеча.





Приложение № 2

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ









ЭТАЛОН ОТВЕТА НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

К задаче 1.


Наложение Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав.


Показания: Для фиксации голеностопного сустава.

Оснащение: бинт (эластичный) шириной 12-20 см., булавка, ножницы, перчатки.


Алгоритм манипуляции:


  1. Усадить пациента.

  2. Вымыть  руки.  Надеть перчатки.

  3. Взять бинт.

  4. Встать со стороны повреждённой конечности, лицом к пациенту.

  5. Наложить 2-3 закрепляющих тура на область нижней трети голени над голеностопным суставом.

  6. Провести бинт через сгибательную поверхность сустава на стопу.

  7. Наложить 2 тура вокруг стопы.

  8. Провести бинт через сгибательную поверхность сустава на голень, закрыв 2/3 предыдущего тура. Поверх последнего тура наложить закрепляющий.

  9. Провести бинт через сгибательную поверхность сустава на стопу, пройти вокруг стопы, закрыв 2/3 предыдущего тура.

  10. Вывести бинт через сгибательную поверхность сустава на голень.

  11. Восьмиобразные туры повторить несколько раз с переплетом их на тыле стопы и с закреплением на голени.

  12. Бинт фиксировать круговыми турами над голеностопным суставом.

  13. Снять перчатки. Вымыть руки.


К задаче 4.

Наложение пращевидной повязки на нос.

Показания. Ранения, ожоги, фиксация повязок после оперативных вмешательств.

Оснащение: бинт шириной 15-20см, стерильная салфетка, ножницы, перчатки.

Последовательность действий:

  1. От бинта отрывают полосу длиной от 75 см до 1 м.

  1. Концы этой полосы разрезают для получения четырех повязок и не разрезанной средины длиной около 15 см.

  1. Рану на носу закрывают стерильной салфеткой.

  1. Поверх салфетки поперек лица накладывают среднюю часть пращи.

  2. Завязки перекрещивают в области скул – верхнюю опускают, проводят под ушами и завязывают узлом на шее. Нижние завязки поднимают вверх и завязывают на затылке.

а – на нос; б – на подбородок; в – на темную область; г-на затылочную область.



К задаче 3.


Повязка «Чепец».


Показания: Ранения, ожоги, фиксация повязок после оперативных вмешательств.


Оснащение: бинт шириной 15-20 см,. ножницы, стерильная салфетка, перчатки.


1. Взять отрезок бинта длиной 80 - 90 см. Расположить середину отрезка бинта на теменную область головы; концы бинта удерживает пациент или помощник.

2. Взять начало бинта в левую руку, головку бинта - в правую. Сделать закрепляющий тур вокруг лба и затылка.

3. Провести бинт по лобной поверхности до завязки. Обогнуть ее в виде петли и вести бинт на затылок до противоположной стороны к другой завязке.

4. Обернуть бинт снова вокруг завязки и вести по лобной части головы выше закрепляющего тура. Аналогично вести бинт по затылочной части головы.

5. Повторить циркулярные ходы вокруг головы, прикрывая предыдущий ход на 1/2 или 2/3 до полного покрытия головы.

6. Закрыть полностью повторными ходами бинта волосистую часть головы.

7. Обернуть бинт вокруг одного из концов завязки и закрепить узлом.

8. Завязать под подбородком отрезок бинта, концы которого удерживал пациент.










Приложение №3

АЛГОРИТМ НАДЕВАНИЯ СТЕРИЛЬНОГО ХАЛАТА, ПЕРЧАТОК

Показание: соблюдение асептики при проведении операции.

Оснащение: бикс с операционным бельем; бикс с перчатками.

№П/П

ДЕЙСТВИЯ

МОТИВАЦИЯ

Подготовительный этап

Надеть на себя брюки, куртку, бахилы, маску


1

Открыть крышку бикса с помощью помощника, корцангом развернуть пеленку, взять свернутый халат;

-соблюдение асептики;

2

Развернуть халат по всей длине, не касаясь окружающих предметов и своей одежды;


3

Одномоментно вдеть обе руки в рукава халата и накинуть его на себя. Помощник расправляет и натягивает халат, держа его за внутреннюю сторону. Завязывает тесемки вдоль халата.

-создание барьера препятствующего передаче микроорганизмов;

4

Обернуть вокруг обшлага рукава тесемки и завязать самостоятельно сначала на левой руке, затем – на правой;


5

Спрятать во внутрь рукава халата, завязанные тесемки;


6

Взять пояс халата из кармана, отвести от себя на 30см, оставив по 15см с каждого конца;


7

Подать помощнику сначала один конец пояса, затем – другой;


8

Открыть крышку бикса с перчатками с помощью помощника;

-соблюдение асептики;

9

Проверить индикатор стерильности;

-контроль качества стерилизации;

10

Достать пеленку расстелить на столе

-соблюдение асептики;

11

Извлечь упаковку с перчатками, положить ее на стерильный стол и развернуть;


12

Взять правую перчатку четырьмя пальцами левой руки за отворот манжета так, чтобы ваши пальцы не касались наружной (лицевой) поверхности перчатки;


13

Сомкнуть пальцы правой руки и натянуть на нее перчатку, не расправляя отворота;

-создание барьера препятствующего передаче микроорганизмов;

14

Завести четыре пальца правой руки, одетой в перчатку, под обшлаг левой перчатки так, чтобы I палец правой кисти был отведен в сторону;


15

Держать левую перчатку четырьмя пальцами правой руки вертикально;


16

Сомкнуть пальцы левой руки и ввести ее в перчатку;


17

Расправить отворот четырьмя пальцами противоположной руки сначала на левой перчатке, а затем на правой;



Приложение №4

СОВЕТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАЧИ

Создать в виде видеоролика (не более 3 мин) ситуационную задачу по теме хирургического заболевания или повреждения.

Задача должна содержать: жалобы пациента, неотложную помощь, транспортировку в ЛПУ, проведение лечения.

К задаче должны быть приложены 3 вопроса и ответы на поставленные вопросы.









































Приложение №5

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

«Глоссарий»

  1. Анестезия – методы обезболивания хирургических операций и манипуляций.

  2. Анурия – непоступление мочи в мочевой пузырь.

  3. Аппендицит – воспаление червеобразного отростка слепой кишки.

  4. Артроз – болезни суставов с дегенерацией суставного хряща и нарушением суставных поверхностей

  5. Вывих – смещение суставных концов костей за пределы их физиологической подвижности, вызывающее нарушение функции сустава.

  6. Гематома – ограниченное скопление крови в тканях с образованием полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь.

  7. Иммобилизация – создание неподвижности тела или частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

  8. Фиброма – доброкачественная опухоль из соединительной ткани.

  9. Травма – нарушение целостности функции тканей (органов) при внешнем воздействии.

  10. Репозиция – устранение смещения и сопоставление костных отломков при переломах.

  11. Перитонит – воспаление брюшины.

  12. Цистит – воспаление мочевого пузыря.

  13. Эндоскопия – метод визуального исследования полостей тела и внутренних органов с помощью эндоскопов.

  14. Фурункул – острое гнойно-некротическое воспаление волосяного фолликула и окружающих его тканей.

  15. Трепанация – формирование отверстия в кости для доступа к подлежащей полости.

  16. Иглодержатель – зажим для удерживания хирургической иглы при наложении швов.

  17. Асептика – предупреждение проникновения инфекции в рану.

Приложение №6

КОНКУРС ПО ПРЕДМЕТУ «ПОМОЩНИК ХИРУРГА» ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЖЮРИ

Название этапа конкурса

Команда № 1

ГРУППА 300-С

Команда № 2

ГРУППА 301-С

Команда №3

ГРУППА 302-С

Общее кол-во баллов

примечание


Внешний вид команд







1.«Визитка»

(эмблема, название команд, девиз).






2.Выполнение манипуляций.






3. Решение ситуационных задач.






4. Конкурс для капитана команды.







5. Домашнее задание:

«Видео задача»






6.Конкурс для болельщиков «Глоссарий»







Итого баллов за конкурс














































  • КАЖДЫЙ ЭТАП КОНКУРСА ОЦЕНИВАЕТЬСЯ ПО 5-БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ.


  • В КОНКУРСЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ ЗА БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, ДОБАВЛЯЕТСЯ 5 БАЛЛОВ КОМАНДЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!