План учебного проекта по географии
Тема проекта: «Природа и человек в современном мире»
Цель проекта:
Обучающие: сформировать у учащихся целостное представление о природных ресурсах и ресурсообеспеченности мира; расширить знания учеников о взаимодействии человека и природы; выяснить, как человек влияет на окружающую среду; раскрыть естественнонаучные и социально-экономические основы охраны природы и рационального природопользования;
Развивающие: развивать у обучающихся навыки критического мышления, умение работать с разнообразными источниками информации; умение нахождения причинно-следственных связей природно-хозяйственных явлений и процессов, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные: воспитать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде, социальную и гражданскую ответственность.
Класс, в котором будет выполняться проект: 10 класс
Форма выполнения проекта: групповая
Оборудование: учебник по географии Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016. Географический атлас 10 класс, дополнительные источники знаний (научно-популярная литература, Интернет, энциклопедии).
Описание учебного проекта
Тема учебной программы по географии, усвоение и закрепление которой будет происходить во время выполнения проекта: «Природа и человек в современном мире» (курс «Социальная и экономическая география мира», 10 класс).
Опорные знания и умения: знание основных видов природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания; умение работать с различными источников информации, умение работы с ресурсами Интернет.
Основные понятия темы: природные ресурсы, ресурсообеспеченность, рациональное природопользование.
Проблемные тематические вопросы и планированные результаты проделанной работы: обучающиеся объединяются в группы:
1 группа – ученики должны ответить на вопрос: «Как менялось представление человека о природе сквозь века?». Ученики выполняют исследовательскую деятельность, применяя свои знания не только в области географии, но и истории, обществознании.
Результат работы: информационный лист по исследуемому вопросу с аргументацией своих выводов.
2 группа – ученики должны ответить на вопрос: «Война за природные ресурсы: миф или реальность?». Работают с разными источниками информации (литературными, картографическими, Интернетом).
Результат работы: презентация на исследуемую тему аргументацией своих выводов.
3 группа – ученики должны ответить на вопрос: «Какой будет наша планета, если человек продолжит нерационально использовать её богатства?».
Результат работы: буклет по исследуемому вопросу с аргументацией своих выводов.
Общий результат проекта: выставка буклетов на темы: «Разнообразие природных ресурсов», «Альтернативные источники энергии», «Человек и природа», «Защитим нашу планету вместе».
Содержательные вопросы:
Что такое природные ресурсы?
Как классифицируют природные ресурсы?
Что такое ресурсообеспеченность?
Какие страны богаты природными ресурсами?
Какие запасы природных ресурсов в современном мире?
Что такое альтернативные источники, какими они бывают?
Как деятельность человека влияет на окружающую среду?
Как человечество пытается сохранить окружающую среду?
Актуальность проекта:
Вопрос природных ресурсов, природного богатства, взаимодействия общества и природы на данном этапе человеческого развития стоит на высоком уровне. Ежедневно СМИ пестрят заголовками о природных ресурсах, ресурсообеспеченности в том или ином виде.
Целью проекта является дать возможность обучающимся осмыслить и понять те или иные закономерные процессы, происходящие в нашем мире.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
ознакомиться с видами природных ресурсов;
проанализировать запасы тех или иных природных ресурсов;
охарактеризовать ресурсообеспеченность различных территорий;
проанализировать закономерности изменения видения человека природы;
охарактеризовать действия общества для сохранения окружающей среды.
Краткая аннотация проекта:
Работая над проектом обучающиеся получат возможность развивать навыки критического мышления, умение работать с разнообразными источниками информации, умения нахождения причинно-следственных связей природно-хозяйственных явлений и процессов, аргументировать свою точку зрения.
Приблизительное время для реализации проекта: 5 недель (5 часов на изучение раздела «Природа и человек в современном мире»).
Формы контроля и оценивания деятельности учащихся: наблюдение за работой учащихся, ведение журнала наблюдений, опроса учащихся, оценивание созданных ими конечных продуктов исследовательской деятельности (презентации, информационного буклета, тематической газеты, фотоальбома). Оценивание проводится учителем и учениками.
Критерии оценивания учеников:
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0,1 до 1 |
Насколько работа является новой? Обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0,1 до 1 |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0,1 до 1 |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0,1 до 2 |
Теоретическая и или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0,1 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области. | От 0,1 до 2 |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость. | От 0,1 до 1 |
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов. | 1 |
Соблюдение технологии использования методов. | 1 |
Качество содержания проектной работы | Выводы работы соответствуют поставленным целям. | 2 |
Оригинальность, неповторимость проекта. | 2 |
В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы. | 1 |
Есть ли исследовательский аспект в работе. | 2 |
Есть ли у работы перспектива развития. | 1 |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | Интересная форма представления, но в рамках делового стиля. | От 0,1 до 2 |
Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0,1 до 2 |
Форма материала соответствует задумке. | 1 |
Текст легко воспринимается. | 1 |
Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов. | От 0,1 до 2 |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе. | От 0,1 до 2 |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0,1 до 2 |
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0,1 до 2 |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. | От 0,1 до 2 |
ИТОГО | СУММА БАЛЛОВ | МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ |
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
10 – 15 баллов – оценка «2»
15 – 20 баллов − оценка «3»
20 – 35 баллов − оценка «4»
35 – 45 баллов − оценка «5»