СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Проблема воспитания лидера в современной педагогике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает понятие лидерства, обобщает современные теории лидерства. Методическая разработка имеет и практическую значимость, так как содержит подробный сценарий классного часа «Я - лидер», который направлен на воспитание лидерских качеств, а также помогает определить лидера в студенческом коллективе. Разработка может быть полезна, как классным руководителям, завучу по воспитательной работе, педагогу-психологу, так и преподавателям-предметникам, работающим в студенческом коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Проблема воспитания лидера в современной педагогике»»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«РУБЦОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»











Методическая разработка

«Проблема воспитания лидера

в современной педагогике»









Автор: Н.Н. Зверева
















Рубцовск 2009


Рассмотрено и одобрено

на заседании методического

объединения классных руководителей

Протокол №. .

от «____» _____________200 г

Председатель Т.Н.Нартова











Данная методическая разработка раскрывает понятие лидерства, обобщает современные теории лидерства. Методическая разработка имеет и практическую значимость, так как содержит подробный сценарий классного часа «Я - лидер», который направлен на воспитание лидерских качеств, а также помогает определить лидера в студенческом коллективе. Разработка может быть полезна, как классным руководителям, завучу по воспитательной работе, педагогу-психологу, так и преподавателям-предметникам, работающим в студенческом коллективе.






















Рецензент: заместитель директора

по воспитательной работе Т.Н.Нартова

ФГОУ СПО «Рубцовский

сельскохозяйственный техникум»


Содержание:


Введение_________________________________________________________4

Теории лидерства_________________________________________________5

Новая парадигма лидерства________________________________________7

Условия воспитания будущего лидера______________________________20

Классный час «Я - лидер»_________________________________________21

Заключение _____________________________________________________26

Список литературы ______________________________________________27





































Введение

За последние десять-пятнадцать лет в нашем подходе к воспитанию изменилось немало. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было выпячивать свои таланты или рекламировать свои навыки. Взрослые пытались привить детям эти важные азы такта и деликатности. Но вместе с политическими и социальными переменами в нашу жизнь хлынули новые понятия: свободный рынок, конкурентоспособность, умение выжить в новом мире. Авторы новых книг по воспитанию твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы они уверенно лидировали в среде сверстников. Да мы и сами понимаем, что в наше время эти качества – неотъемлемые элементы успеха, и искренне хотим привить их нашим студентам.

В современном обществе резко усилилась роль лидера, что связано с особенностями функционирования современных политических и экономических институтов общества. Становление молодёжного лидера как личности реализуется в процессе его активной деятельности. Она не только выступает в роли фундаментального условия совершенствования его природных данных, но и способствует его утверждению среди педагогов и студентов.

Одна из острейших проблем современного воспитания – проблема лидера. Такого, кому доверяют в молодежных группировках, какой может оказаться или ближайшим помощником, или наиболее очевидным противником педагога; такого, каким должен быть сам педагог, чтобы стать для каждого студента одним из ключевых нравственных ориентиров. Но каков он, лидер, в самых разных своих проявлениях? Как он выглядит в среде подростков? Как воспитать личностные качества лидера, в чём они заключаются? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь ответить в данной методической разработке.

 














Теории лидерства

Проблеме лидерства посвящено немало экспериментальных исследований (А. Стогдилл, Л.Первин и О.Джон; Джамгаров и Румянцева; Кричевский и Рыжак, Мурашов А., Тихомирова Е. и др.)

 Существует несколько теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Наиболее известны три из них.

  Так называемая «Теория черт», которая исходит из положений немецкой психологии конца 19 – начало 20 века и акцентирует внимание на врожденных качествах лидера. Согласно этой теории, лидером может быть лишь такой человек, который обладает определённым набором качеств или совокупностью определённых психологических черт.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты.

Но как оказалось задача составления перечня таких черт не решаема.

  К.Бред (1940 год) составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже А. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, как отмечает Андреева, ни одна из названных черт не занимала прочного места в перечнях: 65 % названных черт были упомянуты лишь однажды. После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно критичное отношение к теории черт.

  Всё сказанное не означает, что личностные черты вообще не имеют ни какого значения для успешного осуществления функций лидерства. В последние годы наблюдаются некоторые новые попытки возродить эту теорию. Они связаны с общей разработкой проблемы психологических черт личности. В частности, при исследовании лидерства некоторые авторы опираются на так называемую пятифакторную модель личностных черт, предложенную Л. Первином и О. Джоном. В этой модели выделены пять блоков базовых личностных качеств, проявление которых с достаточной долей вероятности можно наблюдать у большинства людей: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре из названных черт как установлено в исследованиях, имеют большое распространение среди лидеров (Кричевский, Дубовская). Таким образом, апелляция к пятифакторной модели позволяет более определённо обозначать набор тех личностных качеств, которые целесообразно выявлять у лидеров.

  В связи с этим на смену теории черт пришло новое объяснение происхождения лидерства. «Ситуационная теория» - в данной концептуальной схеме значение личностных качеств не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство продукт ситуации.   Таким образом, вместо идеи о врожденности качеств лидера была принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Тем не менее, ситуационная теория оказалась популярной: именно на ее основе проведено не мало экспериментальных исследований лидерства в школе «групповой динамики».

  Наиболее полный и разработанный вариант решения проблемы представлен в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Для большинства отечественных исследований лидерства характерно рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.




















Новая парадигма лидерства


Сегодня, когда создается рыночная экономика и Россия настроена на лидерство в политике, культуре, промышленности, страна заинтересована в воспитании лидеров из числа молодых, инициативных, патриотично настроенных энтузиастов. Таких людей в России много. Многие добиваются успеха. Вопрос только в том, как стать лидером, который действительно может принести изменения? Как добиться успеха не на один день? Есть ли

определенный путь, который должен пройти лидер?

Давайте представим себе на минуту успешного лидера. Он может вести политическую деятельность, бизнес, лидировать на нише культуры и искусства, управлять государственными стратегическими процессами. Какой он? Что из себя представляет? Как вы думаете? Первое, что обычно приходит на ум, - это личность, возможно, харизматическая. Это властный человек, принимающий судьбоносные решения, организатор и стратег. Он много

работает, но и хорошо отдыхает. Ни в чем не нуждается, занимается филантропией. Добивается успеха даже тогда, когда другие махнут на все рукой. Очень эффективен в общении, убедителен, может зажигать других людей, вести их за собой. Он прекрасный оратор.

Однако истории успеха многих лидеров доказывают, что внешних навыков для успеха совсем недостаточно. Автор популярнейшей программы по самосовершенствованию Стивен Кови («Семь привычек эффективных людей») утверждает, что человек может неделями, месяцами и даже годами пытаться изменить свой образ, научиться эффективно общаться, принимать лучшие управленческие решения, говорить, убеждать, а, может, даже и

увертываться в ситуациях, когда нужно взять ответственность на себя. Но по-настоящему феноменальных изменений такие люди не увидят. Если мы хотим внести в свою жизнь относительно небольшие перемены, нам, наверное, достаточно сосредоточиться на обучении навыкам эффективного общения, управления и поведения. Но если наша цель – значительные, качественные перемены, нам необходимо работать над базовыми принципами и убеждениями. А, значит, личные победы все равно будут предшествовать общественным. Иначе будет похоже на то, как будто бы спортсмен срезает путь, который он должен пробежать до финиша, чтобы придти первым. Кому это нужно? Кто будет гордиться такими достижениями?

Можно вспомнить массу примеров таких срезов. В России таких примеров немало. Взять хотя бы фирмы-однодневки. Руководители таких, мягко выражаясь, беспринципных компаний вряд ли когда-либо задумываются о смысле своей жизни. А стоило бы задуматься хотя бы вот над чем: когда твой внук спросит тебя, что ты сделал для страны, о чем ты сможешь с гордостью рассказать ему?

Вспомним пример Адольфа Гитлера, который был прекрасным оратором. Своими маниакальными идеями он смог зажечь целый народ и перевести страну на военные рельсы. Люди верили ему. Казалось, он на высоте. Но чем закончился его бесславный путь?

О будущих плодах своей жизни стоит задумываться еще до того, как деятельность началась.

Итак, существует некий путь становления лидеров, который необходимо пройти, чтобы добиться серьезных результатов на том общественно полезном поприще, который выбрал для себя человек.

Первое, что предстоит сделать, это привыкнуть соблюдать законы нравственности и этики. То есть для начала лидер должен быть хорошим человеком. Не только для друзей и семьи. Для других людей тоже.

А затем ему предстоит выработать в себе общественное мышление, которое войдет в основу его лидерства и организации, которую он за собой поведет. Уже на основании этих побед лидеры могут применить методы успешного общения, управления и организации, чтобы довести свое начинание до совершенства.

Поговорим об этом всем подробнее.

Первый этап становления лидера базируется на той фундаментальной идее, которая гласит, что существуют принципы, управляющие человеческой эффективностью, столь же реальные и неоспоримые, каким является, например, закон притяжения в физическом измерении. Эти законы обязательны для соблюдения, независимо от того, станет человек Президентом страны или будет эффективным воспитателем в детском саду.

Соблюдая законы нравственности и этики, человек в первую очередь становится зрелым человеком, обретая внутренний авторитет и доверие других людей. Доверять ему будут родные, дети, друзья, коллеги, даже старшие.

Владимир Путин однажды сказал в наставлениях молодым лидерам, что настоящий президент должен обладать ответственностью и любовью к людям. Согласитесь, что два этих качества свойственны не только президентам

стран. Это атрибуты просто хорошего человека.

Определенные принципы – это идеи и убеждения человека, которые, по словам Самуэля Смайлса, побуждают нас к действиям. Это вызывает привычку. А привычка – это уже характер, который ложится в канву судьбы.

Можно представить путь становления лидера, как подъем на вершину горы. Кто когда-либо взбирался на высокую заснеженную гору? Правда, это было нелегко?

Карабкаясь наверх, человек чувствует боль и усталость, преодолевает желание остановиться и вернуться назад на землю. Есть некие «гравитационные силы», которые останавливают и лидеров на пути их восхождения на вершину. К ним относятся проблемы отношений с

материальной стороной жизни (будь то деньги, наркотики, алкоголь, вещи и т.д.). Проблемы отношений с людьми заключаются в целом нетолерантном отношении к другим, отсутствии уважения к людям. Плюс одна из самых труднопреодолимых проблем – отношения с противоположным полом. Зачастую можно наблюдать беспорядок в сексуальной жизни многих людей, которые претендуют на долговременный успех. Однако спустя время успех их все равно покидает именно из-за этой проблемы.

Из всего сказанного можно сделать определенные выводы о базовых победах лидера, которые становятся его корнями. На них вырастет здоровое, сильное дерево успеха.

Здоровый образ жизни отчасти связан с осознанием высокой степени ответственности за себя, а также за кого-либо или что-либо еще. И, наоборот, зависимые люди не чувствуют ответственности даже за себя, тем более они не могут взять ответственность за

других. Вот и получается, что здоровый образ жизни – не только не пить, не курить, не колоться. Это еще и любить, вкладываться, воспитывать, учиться, т.е. быть ответственным человеком. Другими словами - быть лидером.

Обладание деньгами, как еще один аспект лидерства – всегда нравственный выбор, потому что оно ставит перед человеком вопрос:

  • как ты деньги заработал?

  • как ты потратишь деньги?

Эти два вопроса очень характерно описывают человека: и его ценности (откуда деньги?), и его видение (как потратишь?). Нечестный и нездоровый подход к деньгам – по сути нечестный и нездоровый образ жизни. Такая жизнь рискует закончиться решеткой. В лучшем случае, человеку просто нечем будет гордиться. Честность и нравственность в отношении денежной политики человека – это, одновременно и здоровый бизнес, без спекуляции, мошенничества и фальсификации. Смысл существования бизнеса – жизнь ради других, которая начинается с убеждения и ценностей бизнесмена.

Человек, который ценит время свое и других людей, обретает больше доверия. Поэтому опаздывать на встречи – это не привилегия лидеров, а ошибка, которая свидетельствует о неуважительном отношении к людям.

Успешный лидер – это миротворец. В отношениях с людьми он применяет определенные принципы, которые способны создать наилучший климат для сотрудничества, творческого, духовного раскрытия личности. К этим принципам относятся ненасилие (т.е. без агрессии, соблюдая добровольность выбора), не принуждение (требовательность к себе, а не к другим) и принятие (уважать различия во мнениях, убеждениях, внешнем виде и т.д.).

Существуют также неписаные требования к моральному облику лидера, которые заключаются в соблюдении норм сексуального поведения. Это чистота любви до брака, супружеская верность, уважение к представителям противоположного пола и достоинство во внешнем виде и досуге. Нормы эти должны стать определенным кредо для любого человека. Многие успешные лидеры свидетельствовали о силе этих норм. Например, Генри Форд всю жизнь прожил со своей женой Кларой, которая верила в него и всегда поддерживала. Когда его спросили, хотел бы он прожить жизнь еще раз, Форд ответил: "Только если можно снова жениться на Кларе".

Дополнительные материалы: Нам, россиянам, как никому другому, известна тенденция злоупотреблять властью, деньгами (в том числе общественными, государст­венными), брать и давать взятки, жить целиком и полностью для себя, плюс не считаться с ожиданиями других людей. Начиная свой путь к вершине, разберитесь для начала с этими проблемами. Примите для себя за правило преодолевать соблазн брать общественную или

государственную собственность себе, злоупотреблять властью. Никогда не присваивайте себе того, что не принадлежит вам. Иначе этот путь приведет вас к полному краху. Кому хочется, чтобы его «доброе имя» однажды под конец жизни разбилось в дребезги о собственную коррупцию в молодости? Как смотреть в глаза тем же внукам? Дайте себе обещание: «Я никогда не стану коррумпированным лидером, оборотнем!»

Имея деньги, люди часто начинают обращаться к вредным привычкам (алкоголь, наркотики). Это от того, что успех их не имел корней, а потому не имеет продолжения. Думая о собственном удовольствии, человек никогда не вместит потребностей других людей в круг своих интересов. Так разрушаются семейные, социальные узы. Наркоманы – люди одинокие. А лидеры в одиночку не существуют.

Помимо этого, наркоманы испытывают

иллюзию собственного превосходства, силы и самоконтроля. Им часто кажется, будто они имеют особенную ценность. Поэтому стимул что-либо менять, что-то делать, над чем-то работать у них отсутствует. Зачем над чем-то биться, если итак все в порядке?

В результате наркоман приходит в тупик, из которого выбирается лишь один человек из ста.

Эти люди не выбрались. И дело не в том, что нет денег или случилась передозировка. Дело в потерянной цели жизни. Сегодня весь мир обсуждает не забитые мячи или успешное тренерство Диего Марадоны, а наркотическую зависимость и уголовные преступления его сына, который пошел по нежелательному пути отца. Бессмысленная смерть, упущенные возможности, негативные примеры для фанатов – это конец славы и лидерства.

Тратить заработанные деньги можно и нужно на себя и свою семью. Но часть ваших доходов все же должна служить общественным целям. Начинайте мыслить так уже сейчас. Величайшие в истории предприниматель Генри Форд в своих мемуарах писал: «Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Хорошо поставленное предприятие, принося большой доход, и будет приносить таковой. Но

доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании. Если не иметь постоянно перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами, и потом, в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет. Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства – чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю».

Вот полезное наставление будущим бизнесменам. Добейтесь многого и отдайте многое, и тогда вас будут так же хорошо помнить, как и Генри Форда.

Точность – вежливость королей. Об этом не стоит забывать. Проведите маленькое упражнение, которое учит планировать время и расставлять акцент на целях.

Разделите страничку на четыре части: в одной составьте список срочных и важных дел, которые вам приходится выполнять, затем в другой части укажите срочные и неважные дела. В третьей части запишите несрочные и неважные дела, а в четвертой - несрочные важные дела. Сколько получилось в каждой

части? Чего больше – срочных важных или несрочных важных дел? 60-80% времени должно в идеале уходить на последнее. Эти дела, как правило, связаны с нашими целями. Если большую часть времени уделять срочным и важным делам, это значит, зависеть от обстоятельств и ситуаций. Заваленный срочными делами, человек все равно мало что успевает. Еще хуже, когда человек занимается несрочными и неважными делами. До эффективного лидерства ему далеко.

Не забывайте также, что человек, который ценит время свое и других людей, обретает больше доверия. Поэтому опаздывать на встречи – это не привилегия лидеров, а ошибка, которая свидетельствует о неуважительном отношении к людям.

Перейдем к следующей задаче на пути к вершине лидерства. Это отношения между людьми. Не важно, кто вы: начальник, подчиненный или коллега. Важно, как вы постоите отношения с людьми, на каких принципах. Обычные проблемы в отношениях всегда заключены в общей нетолерантности, нетерпимости к людям. Здесь мы лишь обозначим проблему, хотя для коренного изменения взаимоотношений требуется долгая кропотливая работа над собой.

Если привычка судить, сравнивать себя с другими, завидовать, злословить сформировалась, то нетерпимость будет проявляться каждый день по любому поводу. К частному мнению человека, к его достижениям и финансовому превосходству или бедности, к его религиозным, философским или политическим убеждениям, к его внешнему виду, наконец. «Если он неславянского происхождения, значит, здесь дело нечисто», - скажет кто-нибудь, встревоженный многонаци­ональностью Москвы или России.

Существуют три фундаментальных принципа построения отношений, независимо от положения в организации.

Первый принцип – это отказ от насилия или агрессивного поведения как средства общения и убеждения. Только доброжелательность и практика золотого правила («желай другим то, что пожелаешь себе») создает необходимый климат, в котором возможно сотрудничество, инициатива, творчество и процветание обеих сторон.

Второй принцип гласит: «Будь требовательным к себе, а не к другим». Давайте попробуем провести одно упражнение, которое пояснит этот принцип. Набросайте на листе бумаги различные идеи, которые необходимы для того, чтобы браки не распадались, иначе говоря, чтобы не было разводов. Теперь проанализируйте собственные предложения. Чего в списке больше: предложений по государственному регулированию проблемы, социальному воздействию на семью или по требовательности каждого из супругов к самому себе? Чтобы спасти любовь и семью, надо работать над тем единственным, чем человек действительно может управлять, - над самим собой. Не нужно исправлять жену или мужа. Надо работать над собственными недостатками, сосредоточиться на том, чтобы стать лучшим мужем или женой, источником безусловной любви и поддержки, в надежде, что жена (или муж) почувствует силу проактивного примера и отреагирует соответственно.

Быть требовательным к себе, а не к другим, значит, что в Москве не только наладится система уборки улиц, но и каждый ее житель просто перестанет сорить. Это значит, что лидер, прежде чем ожидать образцового выполнения работы подчиненными, будет подавать им этот пример лично. Это также значит, что подчиненный, чем-то недовольный в поведении лидера, постепенно компенсирует его недостатки помощью, поддержкой и адекватным реагированием. В стране толерантных граждан не будут винить в бедах другую страну, но проанализируют собственное политическое поведение, включая недостатки и явные ошибки.

И третий принцип гласит: «Человек имеет право быть другим». Его точка зрения может быть другой, цвет кожи, разрез глаз и т.д. Это не значит, что человек может делать, все что захочет. Он может быть другим, соблюдая первые два принципа.

Если все это у вас получится (а у вас получится!), тогда вы точно можете рассчитывать на успех.

На пути к вершине лидерства вы обязательно столкнетесь с проблемой отношений с противоположным полом. Это неизбежный вызов, и, к сожалению, не все его приняли достойно. Утрата норм сексуального поведения и морального здоровья всегда были и остаются основной причиной потери удачи и даже упадка целых цивилизаций. История свидетельствует, что общества и цивилизации, в которых процветали половая распущенность, гомосексуализм

и прочие отклонения, скоро прекращали своё существование. Вспомним Вавилон, древний Египет, древние Персию и Грецию, древний Рим. И это логично. Вскрывая вены, трудно рассчитывать на долгую жизнь.

Трудно забыть скандалы, связанные с супружеской неверностью лидера, ратовшего за семейные ценности на выборной кампании, и приведшие к закату его политической карьеры. Избиратели верят тому, что им говорят, но не могут простить того, что им лгали.

Лев Толстой много писал о хаосе, который наступает в жизни любого, даже самого успешного человека, как только он совершает сексуальную ошибку. Почитайте его произведения «Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий», «Анна Каренина».

Существуют четкие нормы сексуального поведения, соблюдение которых лишь на руку самому лидеру. Верность в браке – это нравственная защита человека: повышается взаимное доверие, совершенствуется любовь и формируется своеобразный иммунитет перед разводами и неразрешимыми обидами. Кроме того, верность в браке, также как и воздержание от сексуальных отношений до брака, обусловлены необходимостью защиты от СПИДа,

венерических заболеваний, рождения вне брака.

Культура сексуальных отношений складывается из понимания неотъемлемости физической близости от духовных ценностей. Мало кто задумывается над тем, что сексуальные отношения – значимое для всей последующей жизни человека событие. Выпуская это из внимания, мы рискуем потерять себя еще до вступления в брак. Именно так это сегодня и происходит. Не понимая ценность физической близости, люди злоупотребляют своей сексуальностью в подростковом возрасте, теряя целомудрие и ценностные ориентиры. Человек совершенствуется в целомудренном поведении до брака, направляя свою энергию в подростковом возрасте на интеллектуальное, эмоциональное, психологическое развитие, и не застревая на эгоцентричных отношениях влюбленности.

Так любой человек обретает, по крайней мере, чистую совесть и надежный тыл – крепкую семью. Лидеру без этого не обойтись.

В качестве практических советов напомним, что с целью защиты морального здоровья абсолютно необходимо воздержаться от просмотра фильмов или журналов порнографического содержания. Избегайте мест, где практикуются безнравственные отношения. И одевайтесь достойно, так, чтобы вас воспринимали адекватно, а не путали с людьми легкого поведения. К человеку, сохраняющему достойный внешний вид, обращено уважительное отношение.

Второй этап становления лидера – это формирование общественного мышления.

Под общественным мышлением понимается стремление жить ради всеобщего блага и добиваться великих целей. Анализ историй успеха многих людей показывает, что любые серьезные достижения начинались с желания жить на благо общества и мечты о великом.

Покажем, как жили великие лидеры ради всеобщего блага, на конкретных примерах.

Главное наследство Джона Рокфеллера младшего своим детям заключалось в имени, известным не богатствами, а достижениями ради процветания человечества. Следуя завещанию, Рокфеллеры трансформировали Америку, позволив ей построить многие институты, определившие США в XX веке: ООН, колледж Спелмана,

Национальный парк Акадия, Национальный парк Грэнд Тэтон, Фонд Объединенного Колледжа чернокожих, Центр Линкольна, Банк Чейз Манхэттен, Церковь Риверсайд, авиа-компания Пан Американ, Концертный зал Мьюзик Холл, Чикагский университет, Центр Рокфеллера, Департамент здравоохранения, образования и социальной защиты, Музей современного искусства.

Бизнес компании Panasonic направлен на обогащение жизни людей, на создание комфорта, и это видение двигает всем процессом создания бытовой техники.

Известнейший политик Махатма Ганди, освободивший Индию от колониальной зависимости Англии и создавший политику ненасилия, доказал всему миру, что политическая борьба, базирующаяся на основах честности, самопожертвования и ненасилия, возможна. Он никогда не питал ненависти к врагу и победил врага любовью, прощением, терпением и сотрудничеством.

Видение Гринпис заключается в следующем: «Если бы вы увидели, как совершается преступление, вы бы позвали полицию. Когда против всей планеты совершаются экологические преступления, люди зовут нас». Все их усилия направлены на защиту экологии во всем мире и служению здоровью человечества.

О чем мечтали великие лидеры?

Испокон веков мечтали люди летать высоко в поднебесье. А появившийся на рязанской земле Константин Эдуардович Циолковский – и того больше: мечтал проникнуть в тайные глубины Вселенной. И мечты его стали былью: ныне человек летает и работает в Космосе.

Мечта Генри Форда была о том, чтобы у каждого человека был собственный автомобиль, легкий, быстрый и удобный.

Форд впервые сделал такое необычное заявление: «Я намерен построить автомобиль для широкого употребления. Он будет достаточно велик, чтобы в нем поместилась целая семья, но и достаточно мал, чтобы один человек мог управлять им. Он будет сделан из наилучшего материала, построен первоклассными рабочими и сконструирован по самым простым методам, какие только возможны в современной технике. Несмотря на это, цена будет такая низкая, что всякий человек, получающий приличное содержание, сможет приобрести себе автомобиль, чтобы наслаждаться со своей семьей отдыхом на вольном, чистом воздухе». Тогда ему никто не поверил. Все считали, что нельзя что-то делать хорошо, а продавать дешево, что хороший автомобиль вообще нельзя изготовить за низкую цену - да и вообще, целесообразно ли строить дешевые автомобили, когда их покупали только богатые? Говорили: "Если Форд сделает так, как сказал, через шесть месяцев ему крышка". А сегодня весь мир ездит на машинах Форда.

Уильям Билл Гейтс даже бросил Университет Гарварда на третьем курсе, твердо уверенный в том, что персональный компьютер станет незаменимым на каждом рабочем месте и в каждом доме, и начал разрабатывать программное обеспечение для персональных компьютеров.

Известнейший борец за права человека Мартин Лютер Кинг начал одно из своих выступлений такими словами: «У меня есть мечта, что в один прекрасный день нация поднимется и поймет... что все люди созданы равными». А теперь черные вместе с белыми могут ходить в те же школы и магазины, жить в гостиницах вместе с белыми, их больше не травят собаками и не сгоняют с передних мест автобуса. Американские политологи считают, что в экономической истории человечества неизвестен прецедент, когда за такой короткий отрезок времени уровень благосостояния какой-либо группы населения повышался столь же резко, как у американских негров за последние 30 лет.

Жизнь ради всеобщего блага и мечта о великом составляют общественное мышление лидера. А это основы его культуры. Все начинается с головы. Какой лидер, такой будет и его команда. Можно упорно работать над структурой организации, улучшать ее менеджмент и финансовое управление, но, практикуя безнравственный образ жизни и работая для наживы, лидер очень скоро узрит конец своих трудов. Культура двигает структуру, а не наоборот.

Завершим эту лекцию словами успешных людей. Основатель входящей в сотню самых преуспевающих компаний Америки корпорации “United Vision” Хен Джин Мун наставляет свой персонал так: «Моя первая битва – это битва за культуру».

А Стивен Кови развивает эту мысль: «Перемены – настоящие перемены – происходят изнутри наружу. Менять нужно корни – образ мышления, основополагающие парадигмы,

определяющие ваш характер и создающие призму, сквозь которую вы смотрите на мир».






Условия воспитания будущего лидера

Многие современные исследователи выделяют следующие условия воспитания будущего лидера:

 - имея в доме (группе) потенциального лидера, необходимо быть готовым ко всяким его поступкам;

 - необходимо различать в действиях «будущего лидера» познавательный компонент и сопутствующие ему обстоятельства;

 - необходимо помнить, что любое действие, направленное против личности, должно быть прямо обусловлено поступками данной личности, иначе говоря, всегда доступно и логично объясняйте мотивы своих действий;

 - драка с целью выяснения статусных отношений в коллективе сверстников справедлива;

 - если воспитанник, намеревавшийся управлять действиями сверстников, не в состоянии договориться с ними о правилах игры не следует его ругать, необходимо показать на собственном примере, как надо договариваться с людьми и без угроз;

 - если воспитанник тихо, скромно и хорошо учится, то лучше подождать пока он подрастет, а не вырабатывать у него командирский голос и привычки;

 - ребенок есть только то, что он есть, он – плод вашего труда, а не фантазий. Если вы хотите иметь в доме (группе) лидера, делайте его, не ждите, что за вас, его сформирует кто-то;

 - подбирая для будущего лидера задачу, готовьтесь, что он предпочтет более трудную (или легкую), но свою. Поэтому необходимо позволить ему эту задачу решить самому самостоятельно, лишь незаметно помогая.












Классный час «Я - лидер»

Цель:
Формирование социально активной личности, ответственного поведения у молодежи, навыков в организации и управлении делом.
Задачи:
• научить быть эффективным в работе и добиваться поставленных перед собой целей;
• создать условия для раскрытия внутреннего потенциала личности;
• способствовать развитию лидерских, организаторских и управленческих качеств у студентов;
• пропаганда здорового, социально-полезного образа жизни;
• создать условия для развития личности студента, путем вовлечения  его в разнообразные виды деятельности.
• создать условия, способствующие приобретению нового положительного социального опыта для личностного развития в процессе содержательного группового общения.


План


1 Вступительное слово

2. Типы лидеров

3. Основные характеристики лидера

4. Стили лидерства

5. Голосование

Конкурсы:

1. Визитка (рассказ о лидере)

2. Политинформация – задание - прочитать описание одногруппника и угадать кто это

3. Коллаж «Я - лидер»

4. Стиль лидерства – ситуации

5. Имиджмейкер



Известно, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

.


Вы должны кем-то стать прежде, чем сможете что-то сделать, и что-то сделать прежде, чем сможете что-то получить.

З. Зиглар.


Сегодня, когда создается рыночная экономика и Россия настроена на лидерство в политике, культуре, промышленности, страна заинтересована в воспитании лидеров из числа молодых, инициативных, патриотично настроенных энтузиастов. Таких людей в России много. Многие добиваются успеха.

А кто такой лидер? В переводе с английского «lead» означает «руководитель», «командир». Вопрос только в том, как стать лидером, который действительно может принести изменения? Как добиться успеха не на один день? Есть ли определенный путь, который должен пройти лидер?



Быть лидером. Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущение безграничных возможностей. Для других эти два слова связаны со страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей.

Быть лидером … Несомненно для многих это – ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но, и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами – не только своими, но и тех, кто рядом.

Быть лидером – это и радость, и груз ответственности.

-А что значит быть лидером для вас? (ответы студентов)

- Скажите, где вы встречались с лидерами?


Типы лидерства (студенты просматривают видеосюжеты и определяют типы лидеров):

- бытовой (в школах, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

- социальный тип лидерства (на производстве, в организации, в профсоюзном движении);

- политический (государственные деятели).


А какого лидера мы будем выбирать сегодня?


Прежде чем выбирать, мы с вами должны определиться – а что мы ждем от лидера, каким он должен быть?

- Как вы могли бы охарактеризовать лидера, какие характерные черты должны быть у лидера? (ответы студентов). Давайте, сравним наши ответы со статистикой психологов








Мы с вами сегодня попытаемся выбрать лидера нашей группы, но не спешите с выбором - по словам Пифагора: «Как ни коротки слова «да» и «нет», всё же они требуют самого серьёзного размышления».

Поэтому, прежде чем, дать положительный или отрицательный ответ одному из участников, взвесьте все за и против, и примите обдуманное решение.

Представление участников, объяснение ролей.


«Упрекай друга наедине, а хвали публично» (Солон)


1 «Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя» - Демокрит


1. Визитка (рассказ о лидере, каждый претендент должен представится самостоятельно или с помощью группы поддержки).




«Человек вне общества – или бог, или зверь» - Аристотель

«Жить только для себя - не значит жить» - Менандр


«Одна ласточка весны не делает» - Эзоп


«Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может её и опрокинуть» Сюньцзы – Древний Китай


Скажите, а от чего зависит успех лидера, в какой-либо группе?

Где человек будет успешнее в знакомой или в незнакомой ему группе?



2. Политинформация – задание: прочитать описание одногруппника и угадать кто это.


«Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» - Аристофан.


«Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них» - Исократ –греческий философ


«Надёжней конь без узды, чем речь без связи» - Теофраст


3. Коллаж «Я - лидер» (каждый претендент подготавливает коллаж, который он должен представить публике)




«Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.

- Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. – Жестокая власть свирепее тигра».




«Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью» - Периандр – Древняя Греция




4.Стили лидерства (студенты получают ситуации для обсуждения).

  • Демократический




  • Попустительствующий




  • Авторитарный






Ситуации:

1. Капитан корабля, терпящего крушения в океане?


2. Лидер студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?


3. Руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?


«В одежде старайся быть изящным, но не щёголем; признак изящества – приличие, а признак щёгольства - излишество» - Сократ

5. Имиджмейкер (Участники устраивают презентацию их фотографий, отражающих определённый стиль)



6. Голосование(все присутствующие получают бюллетени для голосования )


7 Награждение (все участники получают памятные подарки и грамоты)




































Заключение.

Студенческий лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Изучая современное состояние воспитания, не возможно отрицать, что проблема лидера – одна из важнейших в человеческих взаимоотношениях, в педагогике, хотя о ее важности, значимости как-то умалчивается. Лидер в группе – опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры – это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и преподавателям- предметникам очень полезно знать неформального лидера в группе, в техникуме, уметь определять их по различным признакам. Тем более, что в их распоряжении огромное количество методик и современных технологий, необходимо только выбрать наиболее приемлемую.

Удачи вам на пути воспитания лидера!


























Литература:

1.                     Андреева Г.А. Социальная психология. - М.: Аспект - Пресс, 2005. -362 с.

2.                     Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект –Пресс, 2005. – 318 с.

3.                     Курочкина Н. Деловая игра по воспитанию качеств лидера (на примере занятий по деловому этикету) //Alma-mater. Вестник высш.шк. 2001. -№8. -18 с.

4.                     Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. – 2001. - №4, 8. – 121 с.

5.                     Тихомирова Е. Воспитание лидера. // Воспитание школьника. – 2003. -№ 4-6. – С. 64-68.

6.                     Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания. // Педагогика. – 2003. -№2. – С.52-59.


33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!