СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность, как эффективный метод в ознакомлении дошкольников с историей русского народного быта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность, как эффективный метод в ознакомлении дошкольников с историей русского народного быта»»

Приложение к.п.1.4.1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»

633010, Россия, Новосибирская обл.,

г.Бердск, ул. К.Маркса, 54

тел. (383-41) 2-26-83









Методическая разработка

«Познавательно-исследовательская деятельность, как эффективный метод в ознакомлении дошкольников

с историей русского народного быта»









Подготовила: Васильева Н.Г.





г. Бердск

«Даём детям не итоги чужих исканий,

а ведём их тропой исканий…»


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние малыша, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Раскрыть их помогают родители, педагоги, образовательная деятельность ДОУ.

Еще в 70-х годах 20 века известные ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию основных методов обучения, разделив их на группы: репродуктивные и продуктивные. К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания. Вторая группа методов характеризуется тем, что с их помощью дети самостоятельно открывают новые знания в результате собственной исследовательской деятельности. Для самостоятельного конструирования знаний необходимы соответствующие «инструменты» – освоение детьми средств и способов взаимодействия с миром, которыми может стать исследовательская (проблемно-поисковая) модель: "обучение через открытие".

Особенностью исследовательской деятельности детей является ее адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания. Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Основным принципом ДО в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Характерными видами организации такой деятельности являются:

• организация решения познавательных задач;

• применение экспериментирования в работе с детьми;

• использование проектирования.

Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Основными функциями познавательно - исследовательской деятельности являются:

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

2. Освоение ребенком причинно – следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений.

3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия

4. Развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий.

5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Одной из главных целей воспитательной работы ДОУ является создание развивающей среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития воспитанников, в которой у них формируются потребности к познавательно – исследовательской деятельности, саморазвитию и самореализации. В связи с этим появилась уникальная идея – создать мини - музеи в группе различной тематики. Одним из таких музеев является мини-музей «Русская изба».

Цель создания музея: вызвать у детей интерес к истории нашей страны, расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

Этапы создания музея:

  1. этап – организационный: изучение и подбор литературы, составление перспективного плана работы.

  2. этап – внедренческий, на котором была организована поисково-исследовательская деятельность детей.

  3. этап – итоговый.

Материал для организации исследовательской деятельности в музее разделили на блоки:

  • предметы народного быта (посуда);

  • как раньше жили;

  • чем занимались, питались;

  • что носили в старину;

  • традиции и праздники.

Темы исследований определяются не только воспитывающими взрослыми, но и детьми по мере проявляющегося и развивающегося у них интереса к истории и культуре родного края. Взрослый вводили детей в проблему, загадывая загадки, создавая проблемные ситуации ( «Необычная находка», «Подарки от Домового Кузи», «Посылка из прошлого»), ситуации удивления необычными предметами прошлого.

После определения задач исследования на определенную тему (вопрос), дети делились на группы по интересам, договаривались, какое исследование каждая из групп будет проводить. Например, рассматривая тему «Посуда», дети вначале совместно с родителями накапливали материал: несли иллюстрации, книги о предметах народного быта, оформили альбомы, изготовили посуду из пластилина, глины, дерева для создания мини-музея в группе, которые впоследствии использовали в самостоятельной и игровой деятельности. На занятиях художественно-эстетического цикла – рисовали, лепили. На познавательных занятиях знакомились назначением, использованием, материалом, из которого изготавливались предметы народного быта. Завершением работы по теме стало посещение выставки Бердского историко художественного музея «Когда то был в почёте самовар».

При сборе сведений на определенную тему дети находили информацию на интересующий их вопрос, у своих родителей, знакомых, педагогов, а также детей. При общении с детьми других групп происходил обмен знаниями и опытом. Нами создавались ситуации, когда детям приходилось обращаться за помощью к взрослым для поиска информации в книгах и энциклопедиях.

В ходе таких поисков и новых открытий детям стал интересен не только конечный результат, но и сам процесс познания, т.к. он происходит в привлекательной для дошкольника активной деятельности, включающей создание алгоритмов и моделей, дидактические игры, манипулирование не только с предметными картинками, но с реальными предметами, что стимулирует интерес к истории предметов, ориентацию в источниках получения информации, способах решения проблемных ситуаций, оформления (создание коллекции, альбома, мини-музея, макета, модели) и представления (презентации) продуктов проектов (рассказ об исследовании, альбоме, предмете, драматизация, экскурсия в мини-музей и др.).

После того как в группе появился русский народный костюм, детей заинтересовала тема «Что носили в старину», и наш мини-музей пополнился новыми экспонатами: полотенца, лапти и др. Исследуя одежду, дети сравнивали свойства и цвет старинной ткани, делали выводы и умозаключения.

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключали и родителей. В уголок для родителей разместили информацию о проектной деятельности дошкольников, консультации «Детская исследовательская деятельность как средство познания мира», «Растим любознательных», «Ребёнок – исследователь» и др. На собрании по теме «Организация исследовательской деятельности детей» познакомили родителей с проектами, целями и задачами, сделав акцент на то, что без помощи и участия родителей будет трудно осуществить задуманное, но не выполнять работу за детей, не мешать, а помогать им, откликаться на детские просьбы.

Прежде всего, родители помогают в оборудовании мини-выставок, в изготовлении поделок, атрибутов, пополняют книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, посвященными разной тематике, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты. При работе по определенному блоку рекомендовали родителям посетить с детьми экспозиции и выставки вне детского сада, после которых, дети с удовольствием делились своими впечатлениями со сверстниками о том, что нового и интересного узнали.

Промежуточные результаты показали, что исследовательская деятельность способствует развитию интереса к познанию истории и культуры своего народа у детей 5—7 лет, открытости педагогов и родителей друг к другу, их способности поддержать ребенка в процессе познания, изменению позиции взрослых и детей по отношению друг к другу. Работа над созданием мини-музеев в группе сплотила детей и родителей, обогатилась предметно-развивающая среда.









Источники:

  1. Программа Князевой О.Л. «Приобщение детей к русской национальной культуре».

  2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008.

  3. Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб., 2002.

  4. Некрылова А.Ф. «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

  5. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс, 1999.

  6. Князева О.Л. «Как жили люди на Руси».

  7. Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.

  8. Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56

  9. Интернет ресурсы.












«Когда- то был в почёте самовар»



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!