Министерство образования и науки РФ
ОБОШИ «Лицей-интернат № 1»
Методическая разработка
урока обобщающего повторения по теме:
«Древняя Греция»
(«История древнего мира». 5 класс)
Подготовил: учитель истории ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Гридасов Геннадий Леонидович
Курск
Оборудование:
1) историческая карта «Древняя Греция»;
2) компьютер;
3) проектор;
4) презентация «Урок повторения по теме: «Древняя Греция»;
5) экран проекционный
2
Планируемые результаты:
предметные:
- продолжить обучение детей умению определять термины, изученные в разделе «Древняя Греция»;
- закрепить знания основных исторических фактов, явлений и событий истории Древнего Греции и их хронологию;
- вспомнить выдающихся деятелей Древней Греции и уметь аргументировано определять, чем они прославились;
- формировать у школьников умение характеризовать особенности древнегреческой государственности, в сравнении с ранее изученными государствами;
- продолжить обучение детей умению излагать в системе достижения древнегреческой культуры;
- обобщить знания школьников по истории Древней Греции, акцентируя внимание на актуализации тех её достижений, которые используются и в настоящее время, для повышения значимости исторических знаний для современного человека;
метапредметные:
- познавательные: продолжить обучение детей умению выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- коммуникативные: организовать взаимодействие школьников в ходе групповой работы, ведения диалога, участия в дискуссии; продолжить формирование у детей способности принимать другое, отличное от своего, мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения;
- регулятивные: продолжить формирование у школьников способности прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу;
личностные:
- создавать на уроке условия для сохранения мотивации к учебной деятельности; проявления интереса к учебному материалу; выражения положительного отношения к процессу познания; адекватного понимания причин успешности (или не успешности) учебной деятельности.
3
Ход урока
I. Вводная часть
1.Определение темы урока (опираясь на логику изучения учебного материала) = Повторение раздела «Древняя Греция» (слайд №1)
2. Определение главной проблемы урока: (слайд №2)
Какой вклад внесла Древняя Греция в современную цивилизацию?
3. Определение места нахождения Древней Греции (Работа с картой)
II. Основная часть
1. Письменный экспресс-опрос (с использованием слайдов презентации)
Задание №1: Из перечня богов ранее изученных стран Древнего мира выбрать только имена богов Древней Греции (слайд №3) (В ответе записать только порядковые номера древнегреческих богов из перечня богов, представленном на слайде презентации)
Задание №2: Правильно соотнести дату с историческим событием (слайд №4) (В ответе записать только порядковые номера дат (из столбика дат, расположенного в левой части слайда) и порядковые номера исторических событий (из группы исторических событий, расположенной в правой части слайда) по парам: дата – событие).
Задание №3: Правильно соотнести название греческой колонии и название современного (российского или украинского) города, который находится на месте этой колонии. (слайд №5) (Принцип работы тот же, что и в задании №2: название греческой колонии – название современного города).
Задание №4: «Исторический диктант» (слайд №6)
(Учитель читает на слайде презентации определение какого-либо исторического термина, не называя его, а дети записывают только сам термин).
2. «Историческая викторина»
1).Чем прославились эти греки? (слайд №7)
(На слайде изображения известных греков с указанием их имён: Гомер, Драконт, Мильтиад, царь Леонид, Фемистокл, Милон, Фидий, Софокл, Аристофан, Солон)
= Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А =
4
2). Кто и по какому поводу сказал: «Трудно в великих делах всем угодить» (слайд №9)
(дети определяют автора выражения, написанного на слайде = Солон.)
- А что имел в виду Солон?
(Ответ: он провёл ряд хороших реформ, но всё равно, и среди богатых, и среди бедных греков были люди, недовольные Солоном) (слайд №10)
Работа в парах: один сосед по парте – хвалит реформы Солона, а другой – ругает. (В эту дискуссию нужно вовлечь как можно больше детей)
3). «Крылатые выражения» (слайд №11)
(На слайде написаны эти выражение, а дети определяют их смысл)
Что означают (в переносном смысле) следующие выражения:
- «Ахиллесова пята»;
- «Троянский конь»;
- «Спартанское воспитание»;
- «Лаконичная речь».
3. Работа с исторической картой
Задание: Показать на карте два самых больших и влиятельных полиса (государства) Древней Греции (слайд №12)
(Ответ: Спарта и Афины)
- А где бы вы хотели жить и почему?
Групповая работа: (В ходе дискуссии весь класс стихийно делится на две группы, каждая из которых аргументирует свой выбор)
4. Решение главной проблемы урока
- Назовите достижения Древней Греции, которые актуальны и сегодня (используются и в настоящее время)
(Дети называют по одному достижению (по очереди) и объясняют его значение. Учитель может по ходу ответов записывать называемые детьми достижения на доске, или по окончании работы открыть слайд с перечнем этих достижений, обратив внимание детей на те, которые они не назвали (если таковые будут)
5
(слайд №13) Перечень актуальных достижений Древней Греции:
1).Олимпийские игры; 2) гласные буквы алфавита; 3) демократия; 4) понятие «гражданин»; 5) понятия «стратег» (военоначальник) и «стратегия» (планирование
военных действий); 6) «марафонский бег» (42 км.); 7) понятие «керамика» (изделия из глины); 8) фронтон (двухскатная крыша); 9) понятия «школа» и «педагог»; 10) понятие «гимназия» (особый вид образовательного учреждения); 11) театр; 12) понятие «комедия»; 13) понятие «трагедия»; 14) понятие «политика»; 15) науки история, география, геометрия и др.
Вывод: (формулируется вместе с учениками) Вклад Древней Греции в современную цивилизацию трудно переоценить потому, что мало кому из древних народов удалось так обогатить историю развития человечества.
III. Заключительная часть
1.Рефлексия
- Как вы считаете, знания по истории вообще (и по истории Древней Греции, в частности) нужны современному человеку? (Ответ аргументировать)
- Как, в этой связи, вы оцениваете содержание сегодняшнего урока?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что получилось, а что нет и почему?
- Как вы оцениваете работу своих товарищей на уроке (и с положительной, и с отрицательной стороны)? Почему? (Ответ аргументировать)
2. Заключительное слово учителя
- Оценка работы класса на уроке (своё видение);
- Выставление отметок детям за работу на уроке;
- Д/з (выборочно и по необходимости);
- Подведение итогов
6