СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Поурочный план конспект открытого урока по технологии в 5 классе "Вареные овощи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была применена на открытом уроке по теме "Вареные овощи"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Поурочный план конспект открытого урока по технологии в 5 классе "Вареные овощи"»


Конспект урока по ФГОС


Технологическая карта урока


Данные об учителе: Балкина Наталья Васильевна , высшая категория, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»

Предмет: технология

Класс: 5

Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология ведения дома.

Тема урока: Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета , инструкционные карты, плакаты.


Тема

Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей.

Тип урока

Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике.

Вид урока

Практическая работа.

Цель

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Задачи

Научить учащихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей.

Развивать логическое мышление, координацию движения рук., творческое мышление.

Воспитывать аккуратность и опрятность при работе;

Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ;

Методы

Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический.

Методы научения: репродуктивный, практическая работа.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение.

УУД

Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные.

Планируемые результаты

Умение работать по инструкционной карте. Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд, умение рационально использовать технологическую информацию;

Принципы

Доступности, наглядности, системности.

Основные понятия

Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник, учебник; для преемственности – технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов.

Форма урока

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая

Технология

Класс:5 Учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология ведения дома.



этапа

Этапы

урока

Методы,

приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.

Мотивационно-целевой этап

Орг.

момент

Словесный.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку,

выдаёт индивидуальные

задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоор-ганизация.

Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,.

2.

Повто-рение прой-денного материа-ла.

Словесный.

Использование

технических средств.

Устный опрос:с использованием карточек. результат в конце урока при подведении итогов.


Учащиеся отвечают на вопросы:

Вопросы для повторения

1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.На какие группы классифицируют овощи?

3.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработ-ке овощей для сохранения в них витаминов? 4.Перечислите последо-вательность первичной обработки овощей.5.В чем особенность первичной обработки листовых, луковичных и пряных овощей? 6.Расскажите о правилах приготовления салатов.

7.Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С?

8.Какие заправки используют в сала-тах?

9.Расскажите, какие требования предъявляют к качеству го­товых салатов и от чего зависит их соблюдение?


3.

Проверка дома-шнего задания

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Аналитический

метод.

Проверить приготовленные учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы..

Оценить выполненную работу.


Личностные: прояв-ление интереса и активности в выборе решения.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:уме-ние рационально использовать техноло-гическую информацию; оценивать техноло-гические свойства ово-щей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; уме-ние подбирать инстру-мент и оборудование.

4.

Этап. 4.1.Изу

чение нового материа

ла


4.2.Актулизация опорных знаний

Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.


Вопросы для повторения:

1.Для чего нужны овощи в питании человека?

2.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде?

3.В чем заключается механическая обработка овощей?

4. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?

Личностные:осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе.

Познавательные:Уме-ние анализировать,выде-лять и формулировать задачу; умение осознан-но строить речевое высказывание


4.3.Рассказ и показ нового материа-ла

Словесный, наглядный.

Использование технических средств.

1.Записать тему урока в тетради, тема отображена на слайде.

Винегрет – это холодное блюдо, состоящие из нескольких видов овощей .- Для приготовления овощных блюд используют все основ­ные виды тепловой обработки: варку, жаренье, тушение, пассиро­вание, запекание, припускание.

Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вто­рых блюд и гарниров. Их варят в большом количестве жидкости (основной способ), на пару, а также в небольшом количестве воды или в собственном соку.

Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными.

Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают со­усом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности.

Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припускание применяют, если необходимо получить сочный продукт, со­хранив значительную часть полезных веществ.

При приготовлении некоторых блюд применяют вспомога­тельные приемы тепловой обработки - это пассирование и блан­ширование.

Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд.

Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты.

Существуют важные правила тепловой обработки. Никогда продукты не пережаривать и не переваривать. От этого ухудшается внешний вид продукта и вкусовые качества.

Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом.

1) Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохра­няются питательные вещества и витамины.

2) Свеклу и морковь варят без соли, в противном случае они приобретают неприятный вкус и дольше варятся.

3) При варке вода должна только покрывать овощи, так как ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ.

4) Картофель и морковь можно варить на пару - при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными.

5) Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества.

Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать.

Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холод­ную воду.

Технология приготовления блюд из вареных овощей следующая:

1)Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сорти­ровка, мойка, чистка).

Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят.

2) Тепловая обработка овощей.

3) После тепловой обработки продукты должны быть охлаж­дены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продук­ты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.

Важно! Чтобы свёкла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом

4) Салаты заправляют перед подачей..

Перемешивать их нуж­но осторожно, чтобы продукты не помялись.

5)Оформление и подача.

Приготовление блюд должно производиться в строгом соот­ветствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Требования к качеству и оформлению гото­вых блюд следующие:

1)Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью.

2)Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Для овощного рагу - слегка острый, для морковных котлет - сладкий, специфичный для моркови.

3)Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.

4)Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформ­лении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.).

5)Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрились и не потеряли внешний вид.

Учащиеся делают в рабочих тетрадях записи технологической последовательности приготовления винегрета.

Учащиеся приступают к практической работе.



5.

.Практический этап.


Практическая работа.

«Приго-товление винегре-та»

Практические задания.

Наглядный.

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Учебник

Назовите правила техники безопасности при кулинарной работе:

- при пользовании плитами;

- при работе с горячей жидкостью;

- при работе с ножом и приспособлениями.

Тепловая

обработка

овощей

по таблице 41

Работа по инструкционной карте «Приготовление винегрета»

Личностные: умение овладеть нормами и правилами организации труда; развитие трудо-любия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятель-ности.

Регулятивные: умение составлять план и пос-ледовательность дей-ствий,

Познавательные: умение выделять необ-ходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и техноло-гиях обработки овощей; умение планировать свою трудовую деятельность.


6.

Целевой обход.


Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Использование технических средств.

!Во время целевого обхода показываю на приемы выполнения практической работы (способы нарезки, украшения готового блюда).

! Напоминаю учащимся, о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножами и кухонными принадлежностями, при пользовании плитами, при пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью.

Выполнение практической работы.

Регулятивные: учиться готовить рабочее место и выполнять практиче-скую работупо плану с опорой на образцы.,

- выполнять контроль определения добро-качественности овощей по внешнему виду

Познавательные:- преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую – изделия,

Комуникативные:- умение работать в группе.

7.

Рефлексивно-оценочный этап.

Закрепление пройденного материала.

Аналитический

Использование технических средств.

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Выберите и продолжите любое предложение .

- На сегодняшнем уроке я узнала….

- На этом уроке я похвалила бы себя за…..

- После урока мне захотелось…..

- Сегодня я сумела….

В конце урока для закрепления провожу опрос :

1.Какова последовательность приготовления винегрета?

2.Как можно украсить

винегрет?

3.Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета ?


Личностные: умение провести самооценку

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать,показатели качества конечных результатов.

8.

Итог урока

Аналитический словесный.

Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся


Личностные:Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей














Наимено­

вание

продуктов

Количест­во продук­тов

Последовательность

приготовления

Посуда и инвентарь

Свекла

46 г

Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.


Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ.

Карто­-

фель

50 г

Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.

Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ.

Морковь

20 г

Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.

Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ.

Огурцы

соленые

30 г

Нарезать мелкими кубиками.

Нож, доска раз­делочная ОС.

Капуста

ква­

шеная

40 г

Перебрать, круп­ные куски нашинко­вать.

Нож, доска раз­делочная ОС.

Лук реп­чатый


Зелень

Масло

раститель

ное

40 г



10г


30г

Очистить и мелко нарезать.



Мелко нарезать


Все продукты смешать и заправить маслом

Нож, доска раз­делочная ОС.



Нож, доска раз­делочная ОС.


Ложка столовая, миска





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!