СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: "Сказуемое. Виды сказуемого" для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Сказуемое. Виды сказуемого" для 8 класса»

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

СКАЗУЕМОЕ.

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Найдите грамматические основы в предложениях, выпишите ее, напишите над подлежащими, чем они выражены. Чем выражены сказуемое? Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег.   Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.   Профессор был печален.   Сюда приезжали директора предприятий.   Тропа здесь была извилистой.

Найдите грамматические основы в предложениях, выпишите ее, напишите над подлежащими, чем они выражены. Чем выражены сказуемое?

  • Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег.
  •   Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
  •   Профессор был печален.
  •   Сюда приезжали директора предприятий.
  •   Тропа здесь была извилистой.
Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? Обратите внимание, из каких частей речи они состоят? Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях?

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

СКАЗУЕМОЕ.

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Запишите предложение, найдите, чем выражено сказуемое в предложении:   Сюда приезжали директора  предприятий. Каковы значения этого глагола ? Лексическое значение прибытия определенного предмета (директоров) в определенное место (сюда). Грамматическое значение изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа

Запишите предложение, найдите, чем выражено сказуемое в предложении:

Сюда приезжали директора предприятий.

Каковы значения этого глагола ?

Лексическое значение прибытия определенного предмета (директоров) в определенное место (сюда).

Грамматическое значение изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа

Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значения заключены в одном глаголе , называется простым глагольным сказуемым  (ПГС).

Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значения заключены в одном глаголе , называется простым глагольным сказуемым (ПГС).

Пр. Мы смотрели новый фильм вчера вечером. (прош. t, изъяв.накл., множ.ч.) Ты готовишь ужин на всю семью. (наст. t, изъяв.накл., ед.ч., 2 лицо) Максим улетит в Хабаровск послезавтра. (буд. t, изъяв.накл., ед.ч., 3 лицо)

Пр.

Мы смотрели новый фильм вчера вечером. (прош. t, изъяв.накл., множ.ч.)

Ты готовишь ужин на всю семью. (наст. t, изъяв.накл., ед.ч., 2 лицо)

Максим улетит в Хабаровск послезавтра. (буд. t, изъяв.накл., ед.ч., 3 лицо)

Запишите предложения, найдите, чем выражены сказуемые в предложениях:  Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег  Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. В каких из этих слов заключено лексическое значение, а в каких грамматическое?  Основное лексическое значение выражается инфинитивами «нырять», «тронуться», а глаголы «начали», «не могли» выражают грамматическое значение — наклонение, время, число.

Запишите предложения, найдите, чем выражены сказуемые в предложениях:

Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

В каких из этих слов заключено лексическое значение, а в каких грамматическое?

Основное лексическое значение выражается инфинитивами «нырять», «тронуться», а глаголы «начали», «не могли» выражают грамматическое значение — наклонение, время, число.

Сказуемое, в котором один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым  (СГС).

Сказуемое, в котором один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым (СГС).

Пр. Мы начали смотреть новый сериал вчера вечером. (прош. t, изъяв.накл., множ.ч.) Ты будешь готовить ужин на всю семью. (буд. t, изъяв.накл., ед.ч., 2 лицо) Максим мог улететь в Хабаровск позавчера. (прош. t, усл.накл., ед.ч., 3 лицо)

Пр.

Мы начали смотреть новый сериал вчера вечером. (прош. t, изъяв.накл., множ.ч.)

Ты будешь готовить ужин на всю семью. (буд. t, изъяв.накл., ед.ч., 2 лицо)

Максим мог улететь в Хабаровск позавчера. (прош. t, усл.накл., ед.ч., 3 лицо)

 Прочитайте слова. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан. б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.  Глаголы какой группы могут быть вспомогательными? Составьте с каждым вспомогательным глаголом предложения, добавляя основной глагол из группы «б». Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу.

Прочитайте слова.

а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

Составьте с каждым вспомогательным глаголом предложения, добавляя основной глагол из группы «б». Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу.

Запишите предложения, найдите, чем выражены сказуемые в предложениях. Профессор был печален. Тропа здесь была извилистой. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Он только указывает на время действия— прошедшее  время, но не имеет лексического (смыслового) значения в предложении. Чем выражается основная часть сказуемого?   «печален» - краткое  прилагательное,   «извилистой» - прилагательное

Запишите предложения, найдите, чем выражены сказуемые в предложениях.

Профессор был печален.

Тропа здесь была извилистой.

Можно ли считать сказуемыми только глагол был ?

Он только указывает на время действия— прошедшее время, но не имеет лексического (смыслового) значения в предложении.

Чем выражается основная часть сказуемого?

«печален» - краткое прилагательное,

«извилистой» - прилагательное

Сказуемое, в котором глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а основная часть сказуемого выражается именем , то и тип сказуемого называется составным именным  (СИС).

Сказуемое, в котором глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а основная часть сказуемого выражается именем , то и тип сказуемого называется составным именным (СИС).

Пр. Новый сериал был интересным . (прош. t, изъяв.накл., ед.ч., м.р.) Ужин получился вкусным . (прош. t, изъяв.накл., ед.ч., м.р.) Перелёт в Хабаровск был легким . (прош. t, ед.ч., м.р.)

Пр.

Новый сериал был интересным . (прош. t, изъяв.накл., ед.ч., м.р.)

Ужин получился вкусным . (прош. t, изъяв.накл., ед.ч., м.р.)

Перелёт в Хабаровск был легким . (прош. t, ед.ч., м.р.)

Спишите предложения. Подчеркните грамматические основы. Надпишите составные именные сказуемые. Я был студентом университета в те годы. Сегодня нас гораздо больше радует.  Вчера погода была пасмурная и дождливая. Знакомый шел на работу рано утром.  Он был очень расстроен новостями в мире. Я был студентом университета в те годы. Сегодня нас гораздо больше радует.  Вчера погода была пасмурная и дождливая. Знакомый шел на работу рано утром.  Он был очень расстроен новостями в мире. Я был студентом университета в те годы. Сегодня нас гораздо больше радует.  Вчера погода была пасмурная и дождливая. Знакомый шел на работу рано утром.  Он был очень расстроен новостями в мире.  Надпишите, чем выражены подлежащие.

Спишите предложения. Подчеркните грамматические основы. Надпишите составные именные сказуемые.

  • Я был студентом университета в те годы. Сегодня нас гораздо больше радует. Вчера погода была пасмурная и дождливая. Знакомый шел на работу рано утром. Он был очень расстроен новостями в мире.
  • Я был студентом университета в те годы. Сегодня нас гораздо больше радует. Вчера погода была пасмурная и дождливая. Знакомый шел на работу рано утром. Он был очень расстроен новостями в мире.
  • Я был студентом университета в те годы.
  • Сегодня нас гораздо больше радует.
  • Вчера погода была пасмурная и дождливая.
  • Знакомый шел на работу рано утром.
  • Он был очень расстроен новостями в мире.

Надпишите, чем выражены подлежащие.

Сказуемое, в котором глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а основная часть сказуемого выражается именем , то и тип сказуемого называется составным именным  (СИС).

Сказуемое, в котором глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а основная часть сказуемого выражается именем , то и тип сказуемого называется составным именным (СИС).

СИС = глагол - связка + именная часть. Способы выражения грамматической части Глагол  быть  (самая распространённая связка): в наст времени нулевая Пр. Ты весёлый. Ты был весёлым. !!!(не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате). Глаголы  стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться  Пр. Мне сделалось страшно. Глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др. Пр. Из похода мы вернулись усталые.

СИС = глагол - связка + именная часть.

Способы выражения грамматической части

  • Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая

Пр. Ты весёлый. Ты был весёлым.

!!!(не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).

  • Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться

Пр. Мне сделалось страшно.

  • Глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.

Пр. Из похода мы вернулись усталые.

Виды глаголов-связок Вид связки по значению Типичные глаголы 1.   Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Примеры Глаголы  быть, являться . В настоящем времени связка  быть  обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Он  был врачом.  Он  будет врачом.  Он  врач.  Он  был больным.  Он  будет больным.  Он  больной.  Он  является больным.  Лирика  есть  самое высокое  проявление искусства.

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению

Типичные глаголы

1.   Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Примеры

Глаголы  быть, являться . В настоящем времени связка  быть  обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он  был врачом. Он  будет врачом. Он  врач. Он  был больным. Он  будет больным. Он  больной. Он  является больным. Лирика  есть  самое высокое  проявление искусства.

2.   Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. а) возникновение или развитие признака:  Он  стал больным.   стать, становиться, делаться, сделаться ;  б) сохранение признака:  остаться ;  в) проявление, обнаружение признака:  Он  остался больным.   Он  бывал больным  каждую осень.  Он  оказался больным.   бывать, оказаться ;  г) оценка признака с точки зрения реальности:  показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;  д) название признака:  Он  считался больным.  Он  казался больным.  Он  является больным.   зваться, называться, почитаться . Он  слыл больным.  Их  называли больными.

2.   Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: 

Он  стал больным.

стать, становиться, делаться, сделаться ; б) сохранение признака: 

остаться ; в) проявление, обнаружение признака: 

Он  остался больным.

Он  бывал больным  каждую осень. Он  оказался больным.

бывать, оказаться ; г) оценка признака с точки зрения реальности: 

показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ; д) название признака: 

Он  считался больным. Он  казался больным. Он  является больным.

зваться, называться, почитаться .

Он  слыл больным. Их  называли больными.

3.   Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). а) Глаголы положения в пространстве:  сидеть, лежать, стоять ;   Она  сидела усталая.   б) глаголы движения:   идти, приехать, вернуться, бродить ;   Он  ушёл сердитый.  Он  вернулся расстроенный. в) глаголы состояния:    жить, работать, родиться, умереть . Он  жил отшельником.  Он  родился счастливым.  Он  умер героем.

3.   Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: 

сидеть, лежать, стоять ;

Она  сидела усталая.

б) глаголы движения: 

идти, приехать, вернуться, бродить ;

Он  ушёл сердитый. Он  вернулся расстроенный.

в) глаголы состояния: 

жить, работать, родиться, умереть .

Он  жил отшельником. Он  родился счастливым. Он  умер героем.

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия: - знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть: Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым; - связку можно сделать нулевой: Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый. Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

- знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:

Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;

- связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый.

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

СИС = глагол - связка + именная часть !!!  В настоящем времени глагол-связка быть  нулевая 1. Азбука – к мудрости ступенька. 2. И товар хорош, и цена весёлая. 3. Круто замешено, да не пропечёно. 4. Два да два будет четыре. 5. И хорошо, да невпопад. 6. И твоё – моё, и моё - моё. 7. Семь бед – один ответ.

СИС = глагол - связка + именная часть

!!! В настоящем времени глагол-связка быть нулевая

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё - моё.

7. Семь бед – один ответ.

СИС = глагол - связка + именная часть. Способы выражения именной части Форма Примеры 1. Имя существительное 1.1.  Существительное в именительном или творительном падеже Он мой  брат .  Он  был  моим  братом . 1.2.  Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Штурман был в забытьи . 1.3.  Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки) Я без гроша . Зять  был молчаливой породы .  Эта девушка  высокого роста . Этот дом – Мешкова .

СИС = глагол - связка + именная часть.

Способы выражения именной части

Форма

Примеры

1. Имя существительное

1.1.  Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой  брат . Он  был  моим  братом .

1.2.  Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .

1.3.  Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Я без гроша .

Зять  был молчаливой породы . Эта девушка  высокого роста .

Этот дом – Мешкова .

Форма Примеры 2. Имя прилагательное 2.1.  Краткое прилагательное Он  весел.  Он  стал весел. 2.2.  Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже Он  весёлый.  Он  стал весёлым. 2.3.  Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени Здесь звуки музыки  были слышнее.  Ты  самый лучший.

Форма

Примеры

2. Имя прилагательное

2.1.  Краткое прилагательное

Он  весел. Он  стал весел.

2.2.  Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он  весёлый. Он  стал весёлым.

2.3.  Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки  были слышнее. Ты  самый лучший.

Форма Примеры 3. Причастие 3.1.  Краткое причастие Он  ранен.  Стекла  были разбиты. 3.2.  Полные причастия в именительном или творительном падеже Стекла  были разбитые.  Стекла  были разбитыми. 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением 5. Числительное в именительном или творительном падеже Вся рыба –  ваша.  Это  что-то новенькое. Их изба –  третья  с краю.  Их изба  была третьей  с краю. 6. Наречие Я  был настороже.  Его дочь  замужем  за моим братом. Форма Примеры 7. Фразеологизмом Он какой-то ни рыба ни мясо .

Форма

Примеры

3. Причастие

3.1.  Краткое причастие

Он  ранен. Стекла  были разбиты.

3.2.  Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла  были разбитые. Стекла  были разбитыми.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Вся рыба –  ваша. Это  что-то новенькое.

Их изба –  третья  с краю. Их изба  была третьей  с краю.

6. Наречие

Я  был настороже. Его дочь  замужем  за моим братом.

Форма

Примеры

7. Фразеологизмом

Он какой-то ни рыба ни мясо .

Домашнее задание Способ выражения именной части Пример Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Причастие Местоимение Наречие Инфинитив Фразеологизм Синтаксически неделимые сочетания

Домашнее задание

Способ выражения именной части

Пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Причастие

Местоимение

Наречие

Инфинитив

Фразеологизм

Синтаксически неделимые сочетания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!