СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: "Роль слушания музыки в музыкальном развитии детей с ОВЗ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

"Роль слушания музыки в музыкальном развитии детей с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Роль слушания музыки в музыкальном развитии детей с ОВЗ"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















Методическая разработка по теме:

«Роль слушания музыки в музыкальном развитии детей с ОВЗ»














Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории







г. Выкса

2021г

Пояснительная записка

«Роль слушания музыки в музыкальном развитии детей с ОВЗ»



Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Слушание музыки

Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для детей с ОВЗ он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Знакомя с инструментальной музыкой, он делает небольшие пояснения более общего характера. Если пьеса имеет программу, она, как правило, выражена в названии, например «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Исполняя ее впервые, педагог поясняет: «Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные - это игрушечный марш». При повторном прослушивании обращает внимание на то, что, когда солдатики подходят ближе, музыка звучит громче, а когда уходят, звучание затихает. Позднее дети самостоятельно различают динамические оттенки, осмысливая их выразительное значение.

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.

Формы словесного руководства учителя различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Уровень музыкального развития учащихся с ОВЗ значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее.

В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их.

Специфика музыкально-слуховых данных умственно отсталых детей ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

Отклонения от нормы в познавательной деятельности, эмоционально – волевом развитии умственно отсталых детей сказывается и на их музыкальной восприимчивости. Учащиеся с ОВЗ по сравнению с учащимися общеобразовательной школы более упрощённо реагируют на музыкальные произведения. Музыка не вызывает у них «тонких» переживаний. Без проведения специальной работы умственно отсталые дети не могут следить за «течением» музыки, слушать произведение до конца, часто отвлекаются, утомляются. Характер музыкального произведения и тем более его содержание усваиваются ими со значительными трудностями, собственные высказывания о музыке крайне бедны и стереотипны.

Основными видами музыкальных занятий специальной (коррекционной) школы являются пение и слушание музыки. Дети участвуют также в музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, сказках, инсценировках, музыкально-литературных композициях, викторинах. Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности школьников с использованием средств, активизирующих работу, повышающих внимание и интерес.

Для активизации познавательной деятельности на уроке музыки и во внеурочное время используются самые разнообразные виды музыкальной работы: работа с наглядностью, использование материалов народного творчества и литературных произведений, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, инсценирование, игра на детских музыкальных инструментах, постановка музыкальных сказок.

Уроки музыки с использованием наглядности не только воспитывают музыкальные способности учащихся с ОВЗ, но и в значительной степени оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития умственно отсталых детей. К таким дефектам относятся неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют усвоению знаний, умений и навыков. Они поддерживают интерес учащихся к учебной деятельности и содействуют выработке у школьников эмоционального отношения к предмету. Во всех разделах урока музыки, включая распевание, хоровое пение, слушание музыки, используются средства наглядности (различные картины и таблицы, раздаточный и дидактический материал, открытки и игрушки, видеофильмы).

Наблюдения показали, что благодаря применению наглядности, даже самые замкнутые и застенчивые школьники втягиваются в музыкальную работу.

Большую роль при развитии у умственно отсталых школьников навыков исполнения и восприятия музыки играет опора на представления. У олигофренов в связи с резким отставанием в развитии абстрактного мышления выступает преобладание наглядно-образного.

Привлечение поэтических строк и художественной прозы повышает музыкальную восприимчивость детей, усиливает их эмоциональные реакции на музыкальное произведение. Введённый в урок фрагмент литературного произведения поднимает заинтересованность ребят музыкальными занятиями, создаёт творческую атмосферу урока.

Литературные произведения можно включать в любой из видов деятельности, выполняемых на уроке музыки: слушание, пение, игра на инструментах и др

Музыкально-дидактические игры

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки использую музыкально-дидактические игры: «Узнай, что звучало – песня? Танец? Марш?», «Отгадай, кто поёт – хор или солист?». Для определения характера и динамики музыки – игры: «Различай тихую и громкую музыку», «Различай весёлую и грустную музыку». В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов).

Музыкально-дидактические игры развивают творческие способности детей. У них возникает интерес к музыке. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать музыку более сознательно.

Музыкальная игра вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, речи, моторики



Список литературы:


1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.


2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии/Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990


4. Скрыпник И. Логоритмические занятия// Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5-9.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!