СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: "Коррекционная направленность уроков музыки для успешной социализации обучающихся коррекционных школ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Коррекционная направленность уроков музыки для успешной социализации обучающихся коррекционных школ"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















Методическая разработка по теме:

«Коррекционная направленность уроков музыки для успешной

социализации обучающихся коррекционных школ»




















Учитель: ГКОУ С(К)Ш

Сергеева Н.В.






г. Выкса

2021г

«Коррекционная направленность уроков музыки для успешной

социализации обучающихся коррекционных школ»


«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а

прежде всего человека»

В.А.Сухомлинский


Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер. Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Основной формой музыкального воспитания и обучения является урок музыки, содержание которого определяется следующими видами деятельности: слушание (восприятие) музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах. Организация систематической, целенаправленной, последовательной работы на уроке музыки с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья способствует ускорению их общего и музыкального развития, развитию и коррекции речи, психологической устойчивости, и как следствие – адаптации к условиям современного и динамичного мира.

Одной из главных целей урока музыки является- гармоничное развитие ребенка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации.

Реализации данной цели способствуют следующие задачи.

Образовательные:

- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;

- формировать положительную мотивацию к общению с высокохудожественными музыкальными образцами;

- учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями

Коррекционно-развивающие:

- развивать вокально-хоровые навыки, координацию движений, артикуляционную моторику, мелкую моторику кисти и пальцев рук, чувство метроритма;

- развивать музыкальное мышление, речь, слуховое восприятие и память;

- корректировать недостатки характера и поведения;

- развивать эмоциональную отзывчивость и творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к музыке, музыкальный вкус;

- воспитывать культуру чувств, поведения и общения;

- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.

На уроке решаются многие общие для всех детей с проблемами задачи психологической коррекции:

- У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения;

- Боязливые делаются более уверенными, смягчается проявление страхов;

- Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

Музыкальное обучение осуществляется при помощи восприятия.

Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Поэтому очень важно научить детей с ограниченными возможностями здоровья внимательно слушать музыку, благодаря чему дети, активно приобщаются к музыкальной культуре: приобретают способность к художественному восприятию, постигают особенности музыкального искусства, приходит развитие и совершенствование процессов творческого (художественного) мышления и воображения, что оказывает огромное влияние на формирование личности человека.

Дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому для коррекции этой деятельности использую словесный и наглядный методы: пояснение, уточнение, указание, разъяснение, рассказ, беседа, показ иллюстраций, картин.

Важно использование ИКТ, чтобы сделать общение детей с музыкой максимально ярким и образным. Очень удобно на каждом уроке использование мультимедийных презентаций, которые позволяют вовлечь детей в активную деятельности на уроке, расширить кругозор обучающихся. Познакомить о жизни композитора, об особенностях эпохи, игрой музыкантов на определенных музыкальных инструментах. Запоминается инструментальный состав, особенности тембров и внешний вид инструментов.

Также используется мультимедиа, как средство для просмотра музыкальных фрагментов мультфильмов, художественных и документальных фильмов по программе.

Конечно, чтобы понять, усвоить материал, учитель должен постоянно акцентировать внимание обучающихся на деталях, пояснять новое, спрашивать уже знакомое детям. При устном развернутом ответе детям легче характеризовать музыкальное произведение, если у них перед глазами составлена интеллектуальная таблица основных характеристик звучания музыки:

- веселая – грустная, серьезная – легкая,

темп: быстрый – медленный – средний

Таблица средств музыкальной выразительности:

1. Регистр

Средний – высокий - низкий

2. Мелодия

Плавная – скачкообразная – напевная – красивая

3. Вид оркестра

Духовой, симфонический, народный, струнный

4. Манера пения

Классическая, эстрадная, народная

5. Музыка выражает

Умиротворение, спокойствие, нежность, грусть, страдания, любовь, гнев, ссору

6. Стиль музыкального произведения

Классика, народная, духовая, джаз, реп, поп

Пластическое интонирование – это когда ребенок начинает «исполнять»

с помощью пластики рук симфоническую музыку, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребенок становится одновременно и слушателем и исполнителем.

В процессе обучения пению, которое обычно является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки, особенно активно развивается познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, укрепляется голосовой аппарат ребенка. Нарушения в звукопроизносительной сфере служит препятствием познавательного, а отсюда и развивающего процессов. С помощью упражнений вырабатываются и коррегируются:

- звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);

- артикуляция (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);

- дикция (ясное и четкое произношение согласных);

- развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования мелодии);

- мелодический слух (особенность запоминания мелодии).

Развитию певческих навыков способствуют правила правильного дыхания, правила певческой посадки, важность распеваний (попевки).

В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается. Для его поддержания использую дополнительные методы и приемы, например, использование других видов деятельности: движений, игры на музыкальных инструментах, инсценирование. Прекрасные примеры для песен – инсценировок «Почему медведь зимой спит», «Веселые путешественники».

С целью развития движений под музыку, также используются различные упражнения, помогающие лучше почувствовать характер музыки. Благодаря музыкально-ритмическим упражнениям и играм формируется двигательный самоконтроль, внимание, совершенствуется координация движений, развивается воображение, память, воспитывается чувство музыкальной формы, приобретаются коммуникативные навыки. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух, умение правильно и красиво двигаться, укреплять различные группы мышц и осанки, умения чувствовать и передавать характер музыки.

В обучении детей с ОВЗ важное место занимает игровой метод. Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижера», «Играем в композитора», «Разыграй песню».

Игры-имитации: «Изобрази звук», «Звучит – не звучит», «Музыкальный инструмент». Все это дает огромный эффект – дети активизируются, не устают, всегда в хорошем настроении.

Ребята с удовольствием отгадывают загадки, кроссворды и ребусы.

Логоритмика – выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Организация внеурочной музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание в коррекционной школе нельзя ограничивать в рамках уроков музыки. Музыкально-педагогический опыт показывает, что хоровое и сольное исполнение песен детьми разного школьного возраста, игра на детских музыкальных инструментах, участие в общешкольных мероприятиях благотворно сказывается на развитии обучающихся с нарушением моторики и эмоционально-волевой сферы. Выступления на различных мероприятиях доставляют ребятам особую радость, переживания, дают возможность каждому участнику показать свои художественные способности и музыкальный вкус.

Таким образом, музыкальное воспитание благотворно сказывается на нравственном и эстетическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствуют формированию личности ребенка, развитию человеческой индивидуальности, помогает ребенку понять этот мир во всем его многообразии связей и отношений, стать полноправным членом общества, что очень важно для успешной реализации общепедагогической задачи школы по социальной адаптации детей.










Литература:


  1. «Музыкальное воспитание в коррекционной школе» А.С.Соболев

  2. «Музыка в школе» Б.Алиева

  3. «Логопедическая ритмика» Г.А.Волкова – М. Просвещение,2003

  4. «Здоровьесберегающие технологии» И.В.Чупаха – М.Ставрополь 2006-135с






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!