Министерство профессионального образования и занятости населения Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Сельскохозяйственный технологический колледж»
Методическая разработка
по сопровождению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила
социальный педагог О.В. Потехина
пгт. Кировский
2022
В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные отклонения в развитии. Сейчас их принято называть «дети с особыми образовательными потребностями». Согласно Конституции РФ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники.
Базовая проблема инклюзивного образования – создание безбарьерной образовательной среды. Основное правило – доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью, направленная на решение проблем и трудностей социализации.
С одной стороны, инклюзивное образование в колледже начинает появляться. С другой – усиливается неоднородность состава обучающихся с учетом уровня их физического, речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация не только детей с ОВЗ и инвалидностью, но и их нормотипичных одноклассников.
Одна из необходимых форм работы – взаимодействие с семьей особенного ребенка. Основной целью является организация помощи родителям (законным представителям) в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Также рекомендуется активно вовлечь семью в работу образовательной организации, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение, проводить консультирование родителей, обучить семью доступным приемам и методам оказания помощи, организовать обратную связь семьи и образовательной организации.
Содержание Введение 4
1. Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 9
2. Основные направления программы сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 12
2.1 Категории, обучающихся с ОВЗ 12
2.2 Социально-педагогическое сопровождение 13
2.3 Медицинское сопровождение 14
3. Содержание программы сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 15
3.1 Психодиагностика (тестирование, анкетирование) 15
3.2 Практический блок 15
4. Контроль и оценка результатов реализации сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 17
Заключение 18
Список литературы 21
Приложение 1. План работы на 2021-2022 учебный год с детьми-инвалидами, студентами с ОВЗ, обучающимися в КГБ ПОУ «Сельскохозяйственный технологический колледж». 22
Приложение 2. Анкета для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 25
Приложение 3. Анкета студента для оценки удовлетворенности условиями обучения в образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ 31
Введение
В настоящее время приоритетным направлением в системе обучения КГБ ПОУ «Сельскохозяйственный технологический колледж» является обеспечение доступности качественного образования по ППССЗ, ППКРС, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость обучающегося в образовательной среде.
Одной из основных функций, которых является реализация права каждого человека на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех обучающихся, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [1, c.170].
Работа по педагогическому сопровождению обучающихся предполагает создание таких условий, при которых обучающийся со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду колледжа. В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося с ОВЗ.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической, социальной, психологической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в колледже [2, c.245].
Особую значимость для данной категории, обучающихся приобретает система комплексных мер при осуществлении помощи. Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития, обучающегося в образовательной среде колледжа – это система социально - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем обучающимся, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
На педагогический коллектив колледжа возлагается ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Особую актуальность в условиях создания инклюзивной среды в колледже приобретает экспертная деятельность по сопровождению, по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.
Программа социально-педагогического сопровождения обучающихся колледжа из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (далее – программа) позволит реализовать инклюзивное образование в колледже с применением оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения, по созданию комфортных условий для обучения через включение их в общую социально-культурную и образовательную среду на основе изучения теоретического материала и практического опыта по проблеме инклюзивного образования (при наличии обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации и адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в колледже.
Задачи программы:
ознакомление с теоретическими основами инклюзивного образования и возможности их реализации в колледже;
изучение особенностей различных категорий, обучающихся с ОВЗ;
рассмотрение технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;
обеспечение максимально полного охвата обучающихся - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями инклюзивного обучения;
формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и обучающимся из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
формирование активной педагогической позиции родителей (законных представителей) обучающихся;
активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
формирование толерантного отношения в колледже к обучающимся – инвалидам, с ограниченными возможностями здоровья;
повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей обучающихся – инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья;
расширение возможностей, обучающихся – инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации;
оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями;
повышение качества социальных услуг, предоставляемых обучающимся с ОВЗ;
определение программы индивидуального сопровождения, обучающегося с ОВЗ.
Программа сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предназначена для обучающихся колледжа.
Сроки реализации программы: сентябрь 2021 года – июнь 2023 года.
Этапы реализации программы:
Диагностический
Информационно-просветительский
Практический
Аналитический
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляют преподаватели, кураторы, мастера ПО, в соответствии с планом работы на 2021-2022 учебный год по формам (Приложение 1):
– проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик;
– участие в проведении педагогических советов, советов кураторов и мастеров ПО, советов обучающихся;
– посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровье сбережения;
– разработка методических рекомендаций по сопровождению обучающихся с ОВЗ;
– разработка адаптированных ОП для обучающихся с ОВЗ
– анкетирование обучающихся с ОВЗ (Приложение 3), диагностика;
– анкетирование родителей детей с ОВЗ (Приложение 2).
Содержание и формы работы:
– наблюдение за обучающимися с ОВЗ во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
– поддержание постоянной связи с преподавателями, кураторами, родителями;
– составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и в группе обучающихся, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты обучения, основные виды трудностей при обучении;
– составление индивидуального плана сопровождения, обучающегося (вместе с куратором, мастером ПО, преподавателями), где отражаются способы предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
– контроль успеваемости и посещаемости обучающихся с ОВЗ;
– формирование комфортного микроклимата в группе среди обучающихся;
– организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, обучающихся с ОВЗ.
Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
1. Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней: Международные («Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), которая является основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности; Федеральные (Конституция РФ 1993 г. Статья 43; Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ; «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288; «Концепция реформирования системы специального образования», принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999.); региональные (Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 28 ноября 2016 г. № 1756 «Об утверждении состава координационной группы по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья») и муниципальные, которые разрабатываются каждой образовательной организацией и называются локальными актами) [3, c.508].
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 1 Закона изложены основные понятия: ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ОВЗ» [4, c.250].
Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное внешкольное воспитание образование детей-инвалидов получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида[5, c.47-51].
Психолого-медико-педагогическая комиссия обеспечивает:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы [6, c.280].
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга.
Наиболее распространенным и изученным нарушением опорнодвигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений [7, c.245].
Построение принципов воспитательного взаимодействия:
• принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
• принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
• принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
• принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
• принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
• принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
• принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
Компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:
• задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности.
• социально-культурный опыт, который включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми.
• нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
• творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом [8, c.304].
Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
2. Основные направления программы социально-педагогического сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
2.1. Категории, обучающихся с ОВЗ
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [9, c.360].
Данная программа разработана для социально-педагогического сопровождения обучающихся колледжа с ОВЗ и инвалидов по направлениям:
– с нарушениями умственного развития;
– с нарушением опорно-двигательного аппарата;
– с нарушениями зрения;
– с нарушениями слуха;
– передвигающиеся на креслах-колясках.
2.2 Социально-педагогическое сопровождение
Куратор группы, преподаватель, социальный педагог обеспечивает защиту прав личности обучающихся, обеспечение их социально - психологической безопасности, социальной поддержки и содействия обучающемуся и его семье в трудных жизненных ситуациях посредством:
– изучения условий семейного воспитания и социального статуса семей
студентов инвалидов и лиц с ОВЗ;
– разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей
родителей (законных представителей), студентов;
– взаимодействия с органами социальной защиты населения;
– взаимодействие с различными органами профилактики, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав человека, направления информации, ходатайства о принятии мер административного характера;
– решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений
обучающихся и подростков, их социальной адаптации в современном
обществе;
– разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся колледжа;
– вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
– помощь в профориентации и трудоустройстве обучающихся.
2.3 Медицинское сопровождение
Медицинский работник колледжа обеспечивают сохранение и укрепление соматического здоровья учащихся посредством:
– проведения профилактической работы, вакцинации;
– проведения диспансеризации студентов;
– оказания первой медицинской помощи;
– проведения санитарно-просветительной работы.
3. Содержание программы социально-педагогического сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Содержание программы охватывает проблемы мотивации к обучению, адаптации к учебно-воспитательному процессу, преодоления трудностей в обучении и общении, коррекции и развития личности, защиты прав и интересов, обучающихся колледжа и их семей, профилактики аддиктивного, отклоняющегося поведения, профилактики правонарушений и безнадзорности, профилактики социально значимых болезней, правового просвещения и воспитания.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой объединённый комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мер, призванных обеспечить решение основных задач в области социально-психологической поддержки [10, c.350].
. Психодиагностика (тестирование, анкетирование):
– Общая диагностика;
– Диагностика эмоциональных состояний;
– Диагностика уровня самооценки;
– Социометрическая диагностика группы.
3.2. Практический блок
Работа со студентами с ОВЗ и инвалидами:
оптимизация психологического контакта с преподавателями в ходе образовательного процесса;
профилактика личностной тревожности;
индивидуальные и групповые занятия (исходя из результатов
психодиагностики, и педагогического обследования), направленные на:
а) формирование адекватной самооценки, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков;
б) развитие эмоционально-личностной сферы;
в) развитие познавательных способностей;
г) совершенствование навыков учебной работы;
д) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
Работа с родителями студентов с ОВЗ и инвалидов:
психологическая поддержка семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением студентов с ОВЗ и инвалидов;
консультативная и коррекционная работа по запросу семьи;
профилактика личностной тревожности, эмоционального выгорания.
Работа с педагогическим коллективом, обучающих студентов с ОВЗ и
инвалидов:
– психологическое просвещение по вопросам особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов;
– консультативная и просветительская работа по направлениям:
а) взаимодействие со студентами с ОВЗ и инвалидами;
б) психологические особенности проблемных студентов.
Для реализации программы сопровождения, обучающихся колледжа с ограниченными возможностями здоровья составлен план мероприятий на 2021-2022 учебный год.
4. Контроль и оценка результатов реализации социально-психологического сопровождения обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Предполагаемый результат:
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов у обучающихся;
создание условий для социализации их в обществе.
Для семьи, воспитывающей студента-инвалида или студента с ограниченными возможностями здоровья:
– повышение психологической и педагогической компетентности родителей;
Для педагогов колледжа:
– создание системы комплексного психолого-педагогического
сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях образовательного процесса колледжа.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса колледжа.
Контроль за реализацией программы:
Осуществляется заместителем директора по социально-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательную работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Заключение
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, потофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности лиц с ограниченными возможностями. Тенденция ее к росту инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура.
С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям, общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.
Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации. Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентаций, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсий, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Таким образом, можно констатировать, что задачи нашей программы решены, цель достигнута.
Список литературы
Костина Е.В. Концепция социальной защиты инвалидов в РФ. - М.: 2009.
Гончарова Л.А. Социальная помощь инвалидам. - М.: 2008. - 245 с.
Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. - М.: 2009.
Кавокин С.А. Реабилитация и занятость инвалидов. - М.: 2004. - 250 с.
Осадчих А.Н. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Журнал социальная работа - М., №1, 2009 г.
Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. - М.: 2008.
Седакова А., Коротков А. Социальная политика и проблемы инвалидности. - М.: 2008.
Холостова Е.И. Теория и история социальной работы. - М.: 2008.
Холостова Е.И. Технология социальной работы. - М.: 2007. - 360 с.
Фирсов Н.В. Технология социальной работы. - М.: 2008. - 350 с.
Приложение 1
План работы на 2022-2023 учебный год с детьми-инвалидами, студентами с ОВЗ, обучающимися в КГБ ПОУ «Сельскохозяйственный технологический колледж».
№ п/п | Содержание работы | сроки | ответственные |
1 | Выявление и учёт студентов инвалидов, студентов с ОВЗ. Составление списков. | сентябрь | Социальный педагог |
2 | Проверка документации и контроль за датой очередного освидетельствования студентов-инвалидов | В течение года | Социальный педагог |
3 | Помощь в адаптации к условиям обучения в колледже, проживания в общежитии. | Сентябрь | Социальный педагог, комендант общежития, куратор |
4 | Организация контроля над учебным процессом учащихся студентов- инвалидов, студентов с ОВЗ | Сентябрь-январь | Социальный педагог, куратор |
5 | Посещение учащегося студента-инвалида, с ОВЗ на дому при необходимости | В течение учебного года | Куратор, соц.педагог |
6 | Контроль за успеваемостью и посещаемостью | В течение учебного года | Куратор, соц.педагог |
8 | Консультирование, проведение индивидуальных бесед учащегося ребёнка- инвалида, студента с ОВЗ с целью коррекции поведения (при необходимости). | В течение учебного года | Социальный педагог, куратор группы |
10 | Посещение семей учащихся студентов-инвалидов, студентов с ОВЗ находящихся в социально- опасных жизненных ситуациях. | В течение учебного года | Социальный педагог, куратор группы |
11 | Консультирование родителей учащегося ребёнка-инвалида, студента с ОВЗ (при необходимости). | В течение учебного года | Социальный педагог |
12 | Консультирование учащегося ребёнка- инвалида, студента с ОВЗ (при необходимости) | В течение учебного года | Социальный педагог |
13 | Участие учащегося студента-инвалида в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года. | В течение учебного года | Зам. директора по СВР, соц. педагог, куратор |
14 | Работа по профилактике вредных привычек | В течение учебного года | Зам. директора по СВР, соц. педагог, куратор |
15 | Индивидуальные консультации, беседы о пропаганде здорового образа жизни. | В течение учебного года | Социальный педагог, куратор |
16 | Привлечение студентов-инвалидов, с ОВЗ к участию в культурно - массовой работе | Февраль, март | куратор |
17 | Правовое просвещение студентов-инвалидов. Организация встреч со специалистами (врачами, юристами). | В течение года | Зам. директора по СВР, соц. педагог |
18 | Помощь выпускникам студентам – инвалидам, студентам с ОВЗ в трудоустройстве, продолжении обучения; Организация посещения Центра занятости населения в целях дальнейшего трудоустройства. Подведение итогов работы с учащимися детьми- инвалидами, студентами с ОВЗ | май | Социальный педагог |
19 | Составление плана работы с учащимися детьми- инвалидами, студентами с ОВЗ на новый учебный год | август | Социальный педагог |
Приложение 2
Анкета для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе, для получения сводных данных по удовлетворенности качеством условий предоставляемых образовательных услуг в ОО. Ваше мнение для нас является очень важным и поможет скорректировать работу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Результаты будут полезны для улучшения деятельности ОО с целью удовлетворения потребностей семьи на образование и социальную адаптацию ребенка в обществе. Анкета является анонимной, ее заполнение займет у Вас не более 10 мин.
1. Ваше образование? (по желанию):
высшее;
среднее профессиональное;
среднее;
другое, укажите.
2. Ваша семья (по желанию):
полная;
неполная;
многодетная;
другое, укажите.
3. Сколько детей в Вашей семье? Указать количество ________.
4. Есть ли в Вашей семье еще дети с ОВЗ?
да;
нет.
5. Поддерживаете ли вы законопроект о совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в колледжах?
да;
нет.
трудно ответить
6. Форма обучения Вашего ребенка в образовательной организации:
инклюзивное;
надомное
в коррекционной группе (классе)
числится в инклюзии, выведен на надомное обучение.
7. Прописаны ли спец.образовательные условия в Рекомендациях областной ПМПК:
да;
нет.
частично
8. Почему, на ваш взгляд, дети-инвалиды должны учиться вместе с обычными детьми? (выделите один - два варианта ответа)
Я так не считаю
Трудно ответить
Они тоже дети, те же самые взгляды
Если дети-инвалиды учатся с обычными детьми, то обычные дети научатся с сочувствием относиться к инвалидам
Лишь бы детям с ОВЗ хуже не было
Чтобы им потом было проще адаптироваться в жизни
Потому что они имеют право самореализовываться в обычном обществе
Обычные дети должны уметь помогать детям-инвалидам, сострадать, понимать таких детей
Дети-инвалиды не должны чувствовать себя ущербными
Чтобы поверить в свои силы
Имеют право на уважение и любовь
Дети с ОВЗ должны обучатся по определенной программе
Если это будет удобно детям-инвалидам, нужно подготовить детей (не обижать, не обзывать и т.п.)
Чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя оторванными от коллектива
Если смогут осилить программу
Дети с ОВЗ должны учиться в специализированных образовательных организациях
9. Какие специальные условия для обучения необходимы Вашему ребенку? (выберите подходящие варианты ответов и отметьте)
– Пандус
– Лифт
– Особая конструкция парты
– Индивидуальная программа обучения
– Занятия со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом)
– Индивидуальный помощник-взрослый
– Специальные технические средства
– Не нужны специальные условия
– Другое (напишите, что именно)
________________________________________________________________
10. Доступная среда ОО:
– Пандус
– Лифт
– Особая конструкция парты
– Индивидуальная программа обучения
– Занятия со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом)
– Индивидуальный помощник-взрослый
– Специальные технические средства
– Не нужны специальные условия
– Другое (напишите, что именно)
________________________________________________________________
11. Какой главный результат Вы ожидаете от обучения Вашего ребенка в колледже? (выберите один вариант ответа)
– получит в колледже те знания и умения, которые помогут ему сразу получить работу
– получит опыт общения с разными детьми и взрослыми
– освоит программу колледжа, чтобы продолжить обучение в вузе
– разовьёт свои способности
– получит жизненные навыки, научится легко адаптироваться, жить в современном обществе
12. Насколько, на Ваш взгляд, в ОО развита система просвещения и информирования в области образования детей с ОВЗ?
развита достаточно;
развита недостаточно.
13. Как Вы считаете, необходимо ли проводить в лицее мероприятия, направленные на взаимодействие родителей детей с ОВЗ и ОО, и какие виды взаимодействия для Вас предпочтительнее?
родительское собрание с преподавателями и студентами;
беседа с куратором;
консультации психолога в интернете;
консультации психолога или социального педагога в колледже;
мини-собрания;
беседа с преподавателем в присутствии ребенка;
беседа-консультация с медицинским специалистом по нозологии.
14. Получает ли Ваш ребенок психолого-педагогическую, коррекционную помощь и поддержку в условиях обучения в образовательной организации?
получает;
не получает.
15. Какую именно помощь получает Ваш ребенок?
занятия с педагогом-психологом;
занятия с социальным педагогом;
занятия с преподавателем;
другое (указать) __________________________________________________________________
16. Пользуетесь ли Вы и Ваш ребенок дополнительными коррекционными услугами в других организациях?
в ПМС-центре;
центр соцзащиты
в негосударственной организации;
другое (указать)
нет необходимости.
17. Пользуетесь ли Вы и Ваш ребенок услугами дистанционного образования, если да, то какие предметы Ваш ребенок изучает с их помощью? Укажите _________________________________________________
18. Что, на Ваш взгляд, мешает обучению Вашего ребенка в образовательной организации? (Укажите)______________________________________________
19. С какими трудностями Ваш ребенок сталкивается в ОО?
– В управлении своим поведением, эмоциями
– В общении со сверстниками
– В учебных занятиях
– В режимных моментах (сон, питание, прогулка)
– В общении со взрослыми
– Не знаю
20. Каких условий не хватает Вашему ребенку для повышения качества его образования? (Укажите)
__________________________________________________________________
22. Какие дальнейшие образовательные планы имеет Ваш ребенок?
получение высшего профессионального образования;
получение рабочей профессии.
выбор образования будет зависеть от состояния здоровья ребенка;
затрудняюсь ответить;
другое _______.
Спасибо!
Приложение 3
Анкета студента
для оценки удовлетворенности условиями обучения в образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
Уважаемый участник анкетирования!
Минобрнауки России проводит анкетирование среди студентов, являющихся инвалидами или лицами с ОВЗ, с целью выявления степени их удовлетворенности обучением в колледже. Результаты опроса помогут выявить основные трудности и проблемы таких студентов и определить пути их решения.
Анкетирование проводится анонимно. Ваши фамилия, имя, отчество, контактные телефоны указывать необязательно.
Конфиденциальность высказанного Вами мнения об удовлетворенности условиями обучения в образовательном учреждении гарантируется.
1. Ваш пол (выберите из списка):
- Мужской
- Женский
2. Укажите направление подготовки (специальность), по которому(-ой) Вы обучаетесь в образовательной организации: ____________________________
3. Ваша форма обучения:
- Очная
- Заочная
- Очно-заочная
4. Какое у Вас заболевание?
- Нарушения зрения
- Нарушения слуха
- Нарушения опорно-двигательного аппарата
- Соматические заболевания
5. Удовлетворены ли Вы процессом обучения в колледже? Выберите один вариант ответа:
- Да, полностью
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Каким образом организован процесс обучения? Выберите один вариант ответа:
- Инклюзивная, в общих группах
- Специальная, в отдельных (специализированных) группах
- Смешанная, частично в общих группах, частично в отдельных
- По индивидуальному учебному плану
- На общих основаниях
- С применением дистанционных образовательных технологий
7. В Вашем колледже какая организационная структура отвечает за инклюзивное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья? Выберите один вариант ответа:
- Специальное структурное подразделение
- Придание полномочий ответственности за инклюзию общим структурам колледжа
- Наличие отдельного специалиста(-ов) в штате колледжа
- Другое
8. Оцените уровень безбарьерной архитектурной среды в Вашем колледже:
8.1 Доступность прилегающей территории:
- Не удовлетворен(-а)
- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы
- Удовлетворен(-а) в высокой степени
- Затрудняюсь ответить
8.2 Доступность входных путей и путей перемещения внутри колледжа:
- Не удовлетворен(-а)
- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы
- Удовлетворен(-а) в высокой степени
- Затрудняюсь ответить
8.3 Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений:
- Не удовлетворен(-а)
- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы
- Удовлетворен(-а) в высокой степени
- Затрудняюсь ответить
8.4 Наличие специальных мест в аудиториях:
- Не удовлетворен(-а)
- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы
- Удовлетворен(-а) в высокой степени
- Затрудняюсь ответить
8.5 Наличие системы оповещения и сигнализации:
- Не удовлетворен(-а)
- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы
- Удовлетворен(-а) в высокой степени
- Затрудняюсь ответить
8.6 Какие специалисты работали (работают) с Вами при обучении в колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:
- Педагог-психолог (психолог, специальный психолог)
- Тифлопедагог
- Сурдопедагог
- Сурдопереводчик
- Тифлосурдопереводчик
- Педагог-тьютор
- Социальный работник (социальный педагог)
- Специалист по специальным техническим и программным средствам
- Ассистент (помощник), оказывающий обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ необходимую техническую помощь
- Другое
9. Что включает психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования инвалидов в Вашем колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:
- Контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий
- Обеспечение учебно-методическими материалами в доступных формах
- Организация индивидуальных консультаций для студентов-инвалидов
- Индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения
- Составление расписания занятий с учетом доступности среды
- Психологическое консультирование
- Затрудняюсь ответить
- Другое
10. Что включает социальное сопровождение инклюзивного образования инвалидов в Вашем колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:
- Выделение дополнительных стипендий, материальной помощи
- Предоставление обустроенных для инвалидов мест в общежитии
- Транспортная доставка к колледжу
- Вовлечение в студенческое самоуправление
- Организация досуга, летнего отдыха
- Организация волонтерского движения в помощь студентам-инвалидам
- Затрудняюсь ответить
- Другое
11. Что включает медицинско-оздоровительное сопровождение инклюзивного образования инвалидов в Вашем колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:
- Адаптация дисциплины «Физическая культура» для инвалидов различных нозологий
- Спортивное оборудование, адаптированное для обучающихся с различными видами нарушений
- Профилакторий, адаптированный для инвалидов
- Отделение поликлиники или медпункт в колледже, адаптированные для инвалидов
- Спорткомплекс, адаптированный для инвалидов
- Оздоровительный лагерь, доступный для инвалидов
- Затрудняюсь ответить
- Другое
12. Как Вы считаете, Ваш колледж и преподаватели колледжа готовы к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ? Выберите один вариант ответа:
- Да, полностью
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
13. Каким образом в колледже организована работа по трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ? Можете выбрать несколько вариантов ответа:
- Наличие специальных дисциплин по подготовке к трудоустройству
- Презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами
- Организация учебных практик на специальных рабочих местах
- Индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства
- Мастер-классы и тренинги
- Содействие в трудоустройстве на квотируемые для инвалидов рабочие места
- Наличие в колледже банка данных вакансий для инвалидов-выпускников
- Специальных мероприятий не проводится, все на общих основаниях
- Другое