СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по сопровождению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В колледже действует программа сопровождения инклюзивного обучения студентов с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по сопровождению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Министерство профессионального образования и занятости населения Приморского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Сельскохозяйственный технологический колледж»







Методическая разработка

по сопровождению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья







Выполнила

социальный педагог О.В. Потехина







пгт. Кировский

2022

В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные отклонения в развитии. Сейчас их принято называть «дети с особыми образовательными потребностями». Согласно Конституции РФ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники.

​ Базовая проблема инклюзивного образования – создание безбарьерной образовательной среды. Основное правило – доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью, направленная на решение проблем и трудностей социализации.

​ С одной стороны, инклюзивное образование в колледже начинает появляться. С другой – усиливается неоднородность состава обучающихся с учетом уровня их физического, речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация не только детей с ОВЗ и инвалидностью, но и их нормотипичных одноклассников.

Одна из необходимых форм работы – взаимодействие с семьей особенного ребенка. Основной целью является организация помощи родителям (законным представителям) в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Также рекомендуется активно вовлечь семью в работу образовательной организации, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение, проводить консультирование родителей, обучить семью доступным приемам и методам оказания помощи, организовать обратную связь семьи и образовательной организации.








Содержание

Введение 4

1. Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 9

2. Основные направления программы сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 12

2.1 Категории, обучающихся с ОВЗ 12

2.2 Социально-педагогическое сопровождение 13

2.3 Медицинское сопровождение 14

3. Содержание программы сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 15

3.1 Психодиагностика (тестирование, анкетирование) 15

3.2 Практический блок 15

4. Контроль и оценка результатов реализации сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 17

Заключение 18

Список литературы 21

Приложение 1. План работы на 2021-2022 учебный год с детьми-инвалидами, студентами с ОВЗ, обучающимися в КГБ ПОУ «Сельскохозяйственный технологический колледж». 22

Приложение 2. Анкета для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 25

Приложение 3. Анкета студента для оценки удовлетворенности условиями обучения в образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ 31

Введение

В настоящее время приоритетным направлением в системе обучения КГБ ПОУ «Сельскохозяйственный технологический колледж» является обеспечение доступности качественного образования по ППССЗ, ППКРС, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость обучающегося в образовательной среде.

Одной из основных функций, которых является реализация права каждого человека на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех обучающихся, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [1, c.170].

Работа по педагогическому сопровождению обучающихся предполагает создание таких условий, при которых обучающийся со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду колледжа. В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося с ОВЗ.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической, социальной, психологической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в колледже [2, c.245].

Особую значимость для данной категории, обучающихся приобретает система комплексных мер при осуществлении помощи. Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития, обучающегося в образовательной среде колледжа – это система социально - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем обучающимся, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На педагогический коллектив колледжа возлагается ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Особую актуальность в условиях создания инклюзивной среды в колледже приобретает экспертная деятельность по сопровождению, по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.

Программа социально-педагогического сопровождения обучающихся колледжа из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (далее – программа) позволит реализовать инклюзивное образование в колледже с применением оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения, по созданию комфортных условий для обучения через включение их в общую социально-культурную и образовательную среду на основе изучения теоретического материала и практического опыта по проблеме инклюзивного образования (при наличии обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации и адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в колледже.

Задачи программы:

  • ознакомление с теоретическими основами инклюзивного образования и возможности их реализации в колледже;

  • изучение особенностей различных категорий, обучающихся с ОВЗ;

  • рассмотрение технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

  • обеспечение максимально полного охвата обучающихся - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями инклюзивного обучения;

  • формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и обучающимся из данной категории семей в реальных условиях их проживания;

  • формирование активной педагогической позиции родителей (законных представителей) обучающихся;

  • активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;

  • привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • формирование толерантного отношения в колледже к обучающимся – инвалидам, с ограниченными возможностями здоровья;

  • повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей обучающихся – инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья;

  • расширение возможностей, обучающихся – инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации;

  • оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями;

  • повышение качества социальных услуг, предоставляемых обучающимся с ОВЗ;

  • определение программы индивидуального сопровождения, обучающегося с ОВЗ.

Программа сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предназначена для обучающихся колледжа.

Сроки реализации программы: сентябрь 2021 года – июнь 2023 года.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический

  2. Информационно-просветительский

  3. Практический

  4. Аналитический

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляют преподаватели, кураторы, мастера ПО, в соответствии с планом работы на 2021-2022 учебный год по формам (Приложение 1):

– проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик;

– участие в проведении педагогических советов, советов кураторов и мастеров ПО, советов обучающихся;

– посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровье сбережения;

– разработка методических рекомендаций по сопровождению обучающихся с ОВЗ;

– разработка адаптированных ОП для обучающихся с ОВЗ

– анкетирование обучающихся с ОВЗ (Приложение 3), диагностика;

– анкетирование родителей детей с ОВЗ (Приложение 2).

Содержание и формы работы:

– наблюдение за обучающимися с ОВЗ во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

– поддержание постоянной связи с преподавателями, кураторами, родителями;

– составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и в группе обучающихся, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты обучения, основные виды трудностей при обучении;

– составление индивидуального плана сопровождения, обучающегося (вместе с куратором, мастером ПО, преподавателями), где отражаются способы предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

– контроль успеваемости и посещаемости обучающихся с ОВЗ;

– формирование комфортного микроклимата в группе среди обучающихся;

– организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, обучающихся с ОВЗ.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.



1. Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней: Международные («Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), которая является основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности; Федеральные (Конституция РФ 1993 г. Статья 43; Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ; «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288; «Концепция реформирования системы специального образования», принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999.); региональные (Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 28 ноября 2016 г. № 1756 «Об утверждении состава координационной группы по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья») и муниципальные, которые разрабатываются каждой образовательной организацией и называются локальными актами) [3, c.508].

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В статье 1 Закона изложены основные понятия: ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ОВЗ» [4, c.250].

Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное внешкольное воспитание образование детей-инвалидов получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида[5, c.47-51].

Психолого-медико-педагогическая комиссия обеспечивает:

а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.

Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы [6, c.280].

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга.

Наиболее распространенным и изученным нарушением опорнодвигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений [7, c.245].

Построение принципов воспитательного взаимодействия:

• принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);

• принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);

• принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);

• принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);

• принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);

• принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);

• принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

Компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:

• задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности.

• социально-культурный опыт, который включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми.

• нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.

• творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом [8, c.304].

Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.













2. Основные направления программы социально-педагогического сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

2.1. Категории, обучающихся с ОВЗ

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [9, c.360].

Данная программа разработана для социально-педагогического сопровождения обучающихся колледжа с ОВЗ и инвалидов по направлениям:

– с нарушениями умственного развития;

– с нарушением опорно-двигательного аппарата;

– с нарушениями зрения;

– с нарушениями слуха;

– передвигающиеся на креслах-колясках.

2.2 Социально-педагогическое сопровождение

Куратор группы, преподаватель, социальный педагог обеспечивает защиту прав личности обучающихся, обеспечение их социально - психологической безопасности, социальной поддержки и содействия обучающемуся и его семье в трудных жизненных ситуациях посредством:

– изучения условий семейного воспитания и социального статуса семей
студентов инвалидов и лиц с ОВЗ;

– разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей
родителей (законных представителей), студентов;

– взаимодействия с органами социальной защиты населения;

– взаимодействие с различными органами профилактики, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав человека, направления информации, ходатайства о принятии мер административного характера;

– решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений
обучающихся и подростков, их социальной адаптации в современном
обществе;

– разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся колледжа;

– вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

– помощь в профориентации и трудоустройстве обучающихся.

2.3 Медицинское сопровождение

Медицинский работник колледжа обеспечивают сохранение и укрепление соматического здоровья учащихся посредством:

– проведения профилактической работы, вакцинации;

– проведения диспансеризации студентов;

– оказания первой медицинской помощи;

– проведения санитарно-просветительной работы.






3. Содержание программы социально-педагогического сопровождения, обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Содержание программы охватывает проблемы мотивации к обучению, адаптации к учебно-воспитательному процессу, преодоления трудностей в обучении и общении, коррекции и развития личности, защиты прав и интересов, обучающихся колледжа и их семей, профилактики аддиктивного, отклоняющегося поведения, профилактики правонарушений и безнадзорности, профилактики социально значимых болезней, правового просвещения и воспитания.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой объединённый комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мер, призванных обеспечить решение основных задач в области социально-психологической поддержки [10, c.350].

    1. . Психодиагностика (тестирование, анкетирование):

– Общая диагностика;

– Диагностика эмоциональных состояний;

– Диагностика уровня самооценки;

– Социометрическая диагностика группы.

3.2. Практический блок

Работа со студентами с ОВЗ и инвалидами:

  • оптимизация психологического контакта с преподавателями в ходе образовательного процесса;

  • профилактика личностной тревожности;

  • индивидуальные и групповые занятия (исходя из результатов
    психодиагностики, и педагогического обследования), направленные на:

а) формирование адекватной самооценки, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков;

б) развитие эмоционально-личностной сферы;

в) развитие познавательных способностей;

г) совершенствование навыков учебной работы;

д) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.

  • вовлечение обучающихся в активное участие в мероприятиях разной
    направленности и уровня.

Работа с родителями студентов с ОВЗ и инвалидов:

  • психологическая поддержка семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением студентов с ОВЗ и инвалидов;

  • консультативная и коррекционная работа по запросу семьи;

  • профилактика личностной тревожности, эмоционального выгорания.

Работа с педагогическим коллективом, обучающих студентов с ОВЗ и

инвалидов:

– психологическое просвещение по вопросам особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов;

– консультативная и просветительская работа по направлениям:

а) взаимодействие со студентами с ОВЗ и инвалидами;

б) психологические особенности проблемных студентов.

Для реализации программы сопровождения, обучающихся колледжа с ограниченными возможностями здоровья составлен план мероприятий на 2021-2022 учебный год.




4. Контроль и оценка результатов реализации социально-психологического сопровождения обучающихся колледжа из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Предполагаемый результат:

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

  • создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов у обучающихся;

  • создание условий для социализации их в обществе.

Для семьи, воспитывающей студента-инвалида или студента с ограниченными возможностями здоровья:

– повышение психологической и педагогической компетентности родителей;

  • систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.

Для педагогов колледжа:

  • повышение психологической компетентности педагогов. Для образовательного учреждения:

– создание системы комплексного психолого-педагогического
сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях образовательного процесса колледжа.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса колледжа.

Контроль за реализацией программы:

Осуществляется заместителем директора по социально-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательную работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Заключение

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, потофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности лиц с ограниченными возможностями. Тенденция ее к росту инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям, общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации. Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентаций, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсий, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Таким образом, можно констатировать, что задачи нашей программы решены, цель достигнута.






















Список литературы

  1. Костина Е.В. Концепция социальной защиты инвалидов в РФ. - М.: 2009.

  2. Гончарова Л.А. Социальная помощь инвалидам. - М.: 2008. - 245 с.

  3. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. - М.: 2009.

  4. Кавокин С.А. Реабилитация и занятость инвалидов. - М.: 2004. - 250 с.

  5. Осадчих А.Н. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Журнал социальная работа - М., №1, 2009 г.

  6. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. - М.: 2008.

  7. Седакова А., Коротков А. Социальная политика и проблемы инвалидности. - М.: 2008.

  8. Холостова Е.И. Теория и история социальной работы. - М.: 2008.

  9. Холостова Е.И. Технология социальной работы. - М.: 2007. - 360 с.

  10. Фирсов Н.В. Технология социальной работы. - М.: 2008. - 350 с.















Приложение 1



План работы на 2022-2023 учебный год с детьми-инвалидами, студентами с ОВЗ, обучающимися в КГБ ПОУ «Сельскохозяйственный технологический колледж».

№ п/п

Содержание работы

сроки

ответственные

1

Выявление и учёт студентов инвалидов, студентов с ОВЗ. Составление списков.

сентябрь

Социальный педагог

2

Проверка документации и контроль за датой очередного освидетельствования студентов-инвалидов

В течение года

Социальный педагог

3

Помощь в адаптации к условиям обучения в колледже, проживания в общежитии.

Сентябрь

Социальный педагог, комендант общежития, куратор

4

Организация контроля над учебным процессом учащихся студентов- инвалидов, студентов с ОВЗ

Сентябрь-январь

Социальный педагог, куратор

5

Посещение учащегося студента-инвалида, с ОВЗ на дому при необходимости

В течение учебного года

Куратор, соц.педагог

6

Контроль за успеваемостью и посещаемостью

В течение учебного года

Куратор, соц.педагог

8

Консультирование, проведение индивидуальных бесед учащегося ребёнка- инвалида, студента с ОВЗ с целью коррекции поведения (при необходимости).

В течение учебного года

Социальный педагог, куратор группы

10

Посещение семей учащихся студентов-инвалидов, студентов с ОВЗ находящихся в социально- опасных жизненных ситуациях.

В течение учебного года

Социальный педагог, куратор группы

11

Консультирование родителей учащегося ребёнка-инвалида, студента с ОВЗ (при необходимости).

В течение учебного года

Социальный педагог

12

Консультирование учащегося ребёнка- инвалида, студента с ОВЗ (при необходимости)

В течение учебного года

Социальный педагог

13

Участие учащегося студента-инвалида в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года.

В течение учебного года

Зам. директора по СВР, соц. педагог, куратор

14

Работа по профилактике вредных привычек

В течение учебного года

Зам. директора по СВР, соц. педагог, куратор

15

Индивидуальные консультации, беседы о пропаганде здорового образа жизни.

В течение учебного года

Социальный педагог, куратор

16

Привлечение студентов-инвалидов, с ОВЗ к участию в культурно - массовой работе

Февраль, март

куратор

17

Правовое просвещение студентов-инвалидов. Организация встреч со специалистами (врачами, юристами).

В течение года

Зам. директора по СВР, соц. педагог

18

Помощь выпускникам студентам – инвалидам, студентам с ОВЗ в трудоустройстве, продолжении обучения; Организация посещения Центра занятости населения в целях дальнейшего трудоустройства. Подведение итогов работы с учащимися детьми- инвалидами, студентами с ОВЗ

май

Социальный педагог




19

Составление плана работы с учащимися детьми- инвалидами, студентами с ОВЗ на новый учебный год

август

Социальный педагог











Приложение 2


Анкета для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе, для получения сводных данных по удовлетворенности качеством условий предоставляемых образовательных услуг в ОО. Ваше мнение для нас является очень важным и поможет скорректировать работу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Результаты будут полезны для улучшения деятельности ОО с целью удовлетворения потребностей семьи на образование и социальную адаптацию ребенка в обществе. Анкета является анонимной, ее заполнение займет у Вас не более 10 мин.


1. Ваше образование? (по желанию):

 высшее;

 среднее профессиональное;

 среднее;

 другое, укажите.

2. Ваша семья (по желанию):

 полная;

 неполная;

 многодетная;

 другое, укажите.

3. Сколько детей в Вашей семье? Указать количество ________.

4. Есть ли в Вашей семье еще дети с ОВЗ?

 да;

 нет.

5. Поддерживаете ли вы законопроект о совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в колледжах?

 да;

 нет.

 трудно ответить

6. Форма обучения Вашего ребенка в образовательной организации:

 инклюзивное;

 надомное

 в коррекционной группе (классе)

 числится в инклюзии, выведен на надомное обучение.

7. Прописаны ли спец.образовательные условия в Рекомендациях областной ПМПК:

 да;

 нет.

 частично

8. Почему, на ваш взгляд, дети-инвалиды должны учиться вместе с обычными детьми? (выделите один - два варианта ответа)

 Я так не считаю

 Трудно ответить

 Они тоже дети, те же самые взгляды

 Если дети-инвалиды учатся с обычными детьми, то обычные дети научатся с сочувствием относиться к инвалидам

 Лишь бы детям с ОВЗ хуже не было

 Чтобы им потом было проще адаптироваться в жизни

 Потому что они имеют право самореализовываться в обычном обществе

 Обычные дети должны уметь помогать детям-инвалидам, сострадать, понимать таких детей

 Дети-инвалиды не должны чувствовать себя ущербными

 Чтобы поверить в свои силы

 Имеют право на уважение и любовь

 Дети с ОВЗ должны обучатся по определенной программе

 Если это будет удобно детям-инвалидам, нужно подготовить детей (не обижать, не обзывать и т.п.)

 Чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя оторванными от коллектива

 Если смогут осилить программу

 Дети с ОВЗ должны учиться в специализированных образовательных организациях

9. Какие специальные условия для обучения необходимы Вашему ребенку? (выберите подходящие варианты ответов и отметьте)

– Пандус

– Лифт

– Особая конструкция парты

– Индивидуальная программа обучения

– Занятия со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом)

– Индивидуальный помощник-взрослый

– Специальные технические средства

– Не нужны специальные условия

– Другое (напишите, что именно)

________________________________________________________________

10. Доступная среда ОО:

– Пандус

– Лифт

– Особая конструкция парты

– Индивидуальная программа обучения

– Занятия со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом)

– Индивидуальный помощник-взрослый

– Специальные технические средства

– Не нужны специальные условия

– Другое (напишите, что именно)

________________________________________________________________

11. Какой главный результат Вы ожидаете от обучения Вашего ребенка в колледже? (выберите один вариант ответа)

– получит в колледже те знания и умения, которые помогут ему сразу получить работу

– получит опыт общения с разными детьми и взрослыми

– освоит программу колледжа, чтобы продолжить обучение в вузе

– разовьёт свои способности

– получит жизненные навыки, научится легко адаптироваться, жить в современном обществе

12. Насколько, на Ваш взгляд, в ОО развита система просвещения и информирования в области образования детей с ОВЗ?

 развита достаточно;

 развита недостаточно.

13. Как Вы считаете, необходимо ли проводить в лицее мероприятия, направленные на взаимодействие родителей детей с ОВЗ и ОО, и какие виды взаимодействия для Вас предпочтительнее?

 родительское собрание с преподавателями и студентами;

 беседа с куратором;

 консультации психолога в интернете;

 консультации психолога или социального педагога в колледже;

 мини-собрания;

 беседа с преподавателем в присутствии ребенка;

 беседа-консультация с медицинским специалистом по нозологии.

14. Получает ли Ваш ребенок психолого-педагогическую, коррекционную помощь и поддержку в условиях обучения в образовательной организации?

 получает;

 не получает.

15. Какую именно помощь получает Ваш ребенок?

 занятия с педагогом-психологом;

 занятия с социальным педагогом;

 занятия с преподавателем;

 другое (указать) __________________________________________________________________

16. Пользуетесь ли Вы и Ваш ребенок дополнительными коррекционными услугами в других организациях?

 в ПМС-центре;

 центр соцзащиты

 в негосударственной организации;

 другое (указать)

 нет необходимости.

17. Пользуетесь ли Вы и Ваш ребенок услугами дистанционного образования, если да, то какие предметы Ваш ребенок изучает с их помощью? Укажите _________________________________________________

18. Что, на Ваш взгляд, мешает обучению Вашего ребенка в образовательной организации? (Укажите)______________________________________________

19. С какими трудностями Ваш ребенок сталкивается в ОО?

– В управлении своим поведением, эмоциями

– В общении со сверстниками

– В учебных занятиях

– В режимных моментах (сон, питание, прогулка)

– В общении со взрослыми

– Не знаю

20. Каких условий не хватает Вашему ребенку для повышения качества его образования? (Укажите)

__________________________________________________________________

22. Какие дальнейшие образовательные планы имеет Ваш ребенок?

 получение высшего профессионального образования;

 получение рабочей профессии.

 выбор образования будет зависеть от состояния здоровья ребенка;

 затрудняюсь ответить;

 другое _______.


Спасибо!



















Приложение 3


Анкета студента

для оценки удовлетворенности условиями обучения в образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

Уважаемый участник анкетирования!

Минобрнауки России проводит анкетирование среди студентов, являющихся инвалидами или лицами с ОВЗ, с целью выявления степени их удовлетворенности обучением в колледже. Результаты опроса помогут выявить основные трудности и проблемы таких студентов и определить пути их решения.

Анкетирование проводится анонимно. Ваши фамилия, имя, отчество, контактные телефоны указывать необязательно.

Конфиденциальность высказанного Вами мнения об удовлетворенности условиями обучения в образовательном учреждении гарантируется.

1. Ваш пол (выберите из списка):

- Мужской

- Женский

2. Укажите направление подготовки (специальность), по которому(-ой) Вы обучаетесь в образовательной организации: ____________________________

3. Ваша форма обучения:

- Очная

- Заочная

- Очно-заочная

4. Какое у Вас заболевание?

- Нарушения зрения

- Нарушения слуха

- Нарушения опорно-двигательного аппарата

- Соматические заболевания

5. Удовлетворены ли Вы процессом обучения в колледже? Выберите один вариант ответа:

- Да, полностью

- Скорее да, чем нет

- Скорее нет, чем да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

6. Каким образом организован процесс обучения? Выберите один вариант ответа:

- Инклюзивная, в общих группах

- Специальная, в отдельных (специализированных) группах

- Смешанная, частично в общих группах, частично в отдельных

- По индивидуальному учебному плану

- На общих основаниях

- С применением дистанционных образовательных технологий

7. В Вашем колледже какая организационная структура отвечает за инклюзивное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья? Выберите один вариант ответа:

- Специальное структурное подразделение

- Придание полномочий ответственности за инклюзию общим структурам колледжа

- Наличие отдельного специалиста(-ов) в штате колледжа

- Другое

8. Оцените уровень безбарьерной архитектурной среды в Вашем колледже:

8.1 Доступность прилегающей территории:

- Не удовлетворен(-а)

- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы

- Удовлетворен(-а) в высокой степени

- Затрудняюсь ответить

8.2 Доступность входных путей и путей перемещения внутри колледжа:

- Не удовлетворен(-а)

- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы

- Удовлетворен(-а) в высокой степени

- Затрудняюсь ответить

8.3 Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений:

- Не удовлетворен(-а)

- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы

- Удовлетворен(-а) в высокой степени

- Затрудняюсь ответить

8.4 Наличие специальных мест в аудиториях:

- Не удовлетворен(-а)

- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы

- Удовлетворен(-а) в высокой степени

- Затрудняюсь ответить

8.5 Наличие системы оповещения и сигнализации:

- Не удовлетворен(-а)

- В целом удовлетворен(-а), хотя есть проблемы

- Удовлетворен(-а) в высокой степени

- Затрудняюсь ответить

8.6 Какие специалисты работали (работают) с Вами при обучении в колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:

- Педагог-психолог (психолог, специальный психолог)

- Тифлопедагог

- Сурдопедагог

- Сурдопереводчик

- Тифлосурдопереводчик

- Педагог-тьютор

- Социальный работник (социальный педагог)

- Специалист по специальным техническим и программным средствам

- Ассистент (помощник), оказывающий обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ необходимую техническую помощь

- Другое

9. Что включает психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования инвалидов в Вашем колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:

- Контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий

- Обеспечение учебно-методическими материалами в доступных формах

- Организация индивидуальных консультаций для студентов-инвалидов

- Индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения

- Составление расписания занятий с учетом доступности среды

- Психологическое консультирование

- Затрудняюсь ответить

- Другое

10. Что включает социальное сопровождение инклюзивного образования инвалидов в Вашем колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:

- Выделение дополнительных стипендий, материальной помощи

- Предоставление обустроенных для инвалидов мест в общежитии

- Транспортная доставка к колледжу

- Вовлечение в студенческое самоуправление

- Организация досуга, летнего отдыха

- Организация волонтерского движения в помощь студентам-инвалидам

- Затрудняюсь ответить

- Другое

11. Что включает медицинско-оздоровительное сопровождение инклюзивного образования инвалидов в Вашем колледже? Можете выбрать несколько вариантов ответа:

- Адаптация дисциплины «Физическая культура» для инвалидов различных нозологий

- Спортивное оборудование, адаптированное для обучающихся с различными видами нарушений

- Профилакторий, адаптированный для инвалидов

- Отделение поликлиники или медпункт в колледже, адаптированные для инвалидов

- Спорткомплекс, адаптированный для инвалидов

- Оздоровительный лагерь, доступный для инвалидов

- Затрудняюсь ответить

- Другое

12. Как Вы считаете, Ваш колледж и преподаватели колледжа готовы к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ? Выберите один вариант ответа:

- Да, полностью

- Скорее да, чем нет

- Скорее нет, чем да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

13. Каким образом в колледже организована работа по трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ? Можете выбрать несколько вариантов ответа:

- Наличие специальных дисциплин по подготовке к трудоустройству

- Презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами

- Организация учебных практик на специальных рабочих местах

- Индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства

- Мастер-классы и тренинги

- Содействие в трудоустройстве на квотируемые для инвалидов рабочие места

- Наличие в колледже банка данных вакансий для инвалидов-выпускников

- Специальных мероприятий не проводится, все на общих основаниях

- Другое



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!