Алгоритм изучения изобразительно-выразительных средств (ИВС) как один из способов подготовки учащихся к итоговой аттестации
Подготовила:
Монетова Людмила Юрьевна
Класс
5
Программа по русскому языку
Фонетика
ИВС
Синтаксис и пунктуация
Ассонанс, аллитерация
Лексика
Вопросительные предложения
Прямое и переносное значение слов
Морфология
Риторический вопрос
Восклицательные предложения
Обращение
Синонимы
Метафора
Имя существительное
Риторическое восклицание
Антонимы
Градация.
Существительные одушевлённые и неодушевлённые
Риторическое обращение
Синекдоха, метонимия
Антитеза
Число имён существительных
Градация, антитеза, Оксюморон, сравнение
Имя прилагательное
Глагол
Эпитет
Олицетворение
6
7
Повторение (Лексика)
Морфология
ИВС, изученные в 5 классе, и новые: каламбур, перифраз
ИВС, изученные в 5-6 классах, и новые: полисиндетон
Предлог, союз
паронимы
асиндетон
Морфемика и словообразование
Морфология
градация, антитеза,
Имя существительное, имя прилагательное, глагол
оксюморон, эпитет, повтор
8
Синтаксис и пунктуация
9
Сложное предложение
Порядок слов в предложении
Инверсия
Параллелизм, анафора (единоначатие), эпифора (единоокончание), полисиндетон, асиндетон, период.
Неполные предложения
Эллипсис, умолчание, парцелляция
Полисиндетон, асиндетон, ряды однородных членов
Предложения с однородными членами
Риторическое обращение
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
Тема: «Глагол»
Упражнение 1. Найдите в данных текстах глаголы, определите их значение и стилистическую окраску. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
1. Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать.
Пошло кричать-покрикивать.
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
(Н.А.Некрасов)
2. Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
(К.Д.Бальмонт)
Тема: «Причастие»
Упражнение. Найдите причастия в текстах; определите их выразительную роль.
1 . В общем, битый, тёртый, жжёный,
Раной меченный двойной,
В сорок первом окружённый.
По земле он шёл родной.
(А.Т.Твардовский)
2. Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький лежу.
(А.Т.Твардовский)
Тема: «Союз»
1. Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
(А.Пушкин)
2. И болотами дышит Фиалка,
И беззвучная кружится прялка,
И прядёт, и прядёт, и прядёт.
Цепенею, и сплю, и грущу,
И таю мою долгую думу,
И смотрю на полоску зари.
И проходят, быть может, мгновенья,
А быть может, - столетья.
(А.Блок)
Тема: «Союз»
1. Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
(Н.Заболоцкий)
2. Тени сизые сместились,
Цвет поблекнул, звук уснул;
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
( Ф.Тютчев)
Упражнение. Обратите внимание на выделенный звук А и подумайте, как с его помощью можно подчеркнуть эти изменения? Очень важно, что выделенный звук А входит в рифмованные пары, причем во всех случаях он ударный.
Мы вольные птицы: пор А , бр А т, пор А !
Туда, где за тучей белеет гор А ,
Туда, где синеют морские кр АЯ ,
Туда, где гуляем лишь ветер… д А Я !
9 класс.
Выразительные средства лексики
Упражнение 1. Сопоставьте название тропа с его толкованием. Подберите правильное толкование
№
Название тропа
1.
Толкование
Каламбур
2.
Метонимия
3.
Выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе; иносказание
Художественное преувеличение
Эпитет
4.
Литота
Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде
5.
Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению
Гипербола
6.
Ирония
Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов
Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе
7.
Сарказм
8.
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на сходстве ( от греч. слова metafora, «перенос»)
Аллегория
9.
10.
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование»)
Синекдоха
11.
Олицетворение
Вид метафоры; перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл
Метафора
12.
Высшая степень иронии; презрительная, язвительная насмешка
Перифраз
13.
14.
Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот
Сравнение
Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно
Гротеск
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо
Таблица-ключ к упражнению 1.
№
1.
Название тропа
2.
Толкование
Аллегория
Выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе; иносказание
Гипербола
3.
4.
Гротеск
Художественное преувеличение
Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде
Ирония
5.
Каламбур
6.
Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению
Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов
Литота
7.
Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе
8.
Метафора
Метонимия
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в в переносном значении, основанном на сходстве ( от греч. слова metafora, «перенос»)
9.
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование»)
10.
Олицетворение
Вид метафоры; перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые
Перифраз
11.
12.
Сарказм
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл
Синекдоха
13.
Высшая степень иронии; презрительная, язвительная насмешка
Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот
Сравнение
14.
Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно
Эпитет
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо
Тренировочные упражнения.
Определите вид тропа.
Вариант 1
- Лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость. Тёплый бархат ночи богато расшит , украшен голубым серебром огней…( М.Горький) Ну что ж, садись, светило . ( В.Маяковский) И сладостно шумят полуденные волны. (А.С.Пушкин) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) Театр уж полон, ложи блещут;
- Лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость.
- Тёплый бархат ночи богато расшит , украшен голубым серебром огней…( М.Горький)
- Ну что ж, садись, светило . ( В.Маяковский)
- И сладостно шумят полуденные волны. (А.С.Пушкин)
- Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
- Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла , всё кипит… А.Пушкин)
- Слуга влиятельных господ,
- Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот. ( Ф.Тютчев)
- Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский) Прямой долг обязывает нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз). ( К.Паустовский)
- Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский)
- Прямой долг обязывает нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз). ( К.Паустовский)
ОГЭ 2017 год
Результаты 9 Б класса ( 26 человек):
- на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
- на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
- на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
- на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
- на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
- на «5» - 8 уч-ся;
- на «4» -13 уч-ся;
- на «3» - 5 уч-ся.
Задание, связанное с ИВС, выполнено учащимися практически безошибочно. Из 26 сдающих, правильно его выполнили 74% обучающихся.
Спасибо за внимание!