СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку "Алгоритм изучения изобразительно-выразительных средств (ИВС) как один из способов подготовки учащихся к итоговой аттестации".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку "Алгоритм изучения изобразительно-выразительных средств (ИВС) как один из способов подготовки учащихся к итоговой аттестации".»

      Алгоритм изучения  изобразительно-выразительных средств (ИВС)  как один из способов подготовки учащихся к итоговой аттестации   Подготовила: Монетова Людмила Юрьевна

Алгоритм изучения изобразительно-выразительных средств (ИВС) как один из способов подготовки учащихся к итоговой аттестации

Подготовила:

Монетова Людмила Юрьевна

Класс 5  Программа по русскому языку  Фонетика  ИВС  Синтаксис и пунктуация Ассонанс, аллитерация  Лексика Вопросительные предложения  Прямое и переносное значение слов   Морфология Риторический вопрос Восклицательные предложения  Обращение Синонимы Метафора Имя существительное Риторическое восклицание  Антонимы Градация. Существительные одушевлённые и неодушевлённые Риторическое обращение Синекдоха, метонимия Антитеза Число имён существительных Градация, антитеза, Оксюморон, сравнение Имя прилагательное  Глагол Эпитет Олицетворение

Класс

5

Программа по русскому языку

Фонетика

ИВС

Синтаксис и пунктуация

Ассонанс, аллитерация

Лексика

Вопросительные предложения

Прямое и переносное значение слов

Морфология

Риторический вопрос

Восклицательные предложения

Обращение

Синонимы

Метафора

Имя существительное

Риторическое восклицание

Антонимы

Градация.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые

Риторическое обращение

Синекдоха, метонимия

Антитеза

Число имён существительных

Градация, антитеза, Оксюморон, сравнение

Имя прилагательное

Глагол

Эпитет

Олицетворение

 6  7 Повторение (Лексика)  Морфология ИВС, изученные в 5 классе, и новые: каламбур, перифраз   ИВС, изученные в 5-6 классах, и новые: полисиндетон Предлог, союз  паронимы асиндетон  Морфемика и словообразование     Морфология градация, антитеза,  Имя существительное, имя прилагательное, глагол оксюморон, эпитет, повтор

6

7

Повторение (Лексика)

Морфология

ИВС, изученные в 5 классе, и новые: каламбур, перифраз

ИВС, изученные в 5-6 классах, и новые: полисиндетон

Предлог, союз

паронимы

асиндетон

Морфемика и словообразование

Морфология

градация, антитеза,

Имя существительное, имя прилагательное, глагол

оксюморон, эпитет, повтор

 8  Синтаксис и пунктуация  9   Сложное предложение  Порядок слов в предложении Инверсия   Параллелизм, анафора (единоначатие), эпифора (единоокончание), полисиндетон, асиндетон, период.  Неполные предложения  Эллипсис, умолчание, парцелляция   Полисиндетон, асиндетон, ряды однородных членов Предложения с однородными членами   Риторическое обращение  Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

8

Синтаксис и пунктуация

9

Сложное предложение

Порядок слов в предложении

Инверсия

Параллелизм, анафора (единоначатие), эпифора (единоокончание), полисиндетон, асиндетон, период.

Неполные предложения

Эллипсис, умолчание, парцелляция

Полисиндетон, асиндетон, ряды однородных членов

Предложения с однородными членами

Риторическое обращение

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Тема: «Глагол» Упражнение 1.  Найдите в данных текстах глаголы, определите их значение и стилистическую окраску. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.  1. Проснулось эхо гулкое,  Пошло гулять-погуливать.  Пошло кричать-покрикивать.  Как будто подзадоривать  Упрямых мужиков.  (Н.А.Некрасов)  2. Солнце реже смеётся,  Нет в цветах благовонья,  Скоро осень проснётся  И заплачет спросонья.  (К.Д.Бальмонт)

Тема: «Глагол»

Упражнение 1. Найдите в данных текстах глаголы, определите их значение и стилистическую окраску. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

1. Проснулось эхо гулкое,

Пошло гулять-погуливать.

Пошло кричать-покрикивать.

Как будто подзадоривать

Упрямых мужиков.

(Н.А.Некрасов)

2. Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

(К.Д.Бальмонт)

Тема: «Причастие» Упражнение. Найдите причастия в текстах; определите их выразительную роль. 1 . В общем, битый, тёртый, жжёный,  Раной меченный двойной,  В сорок первом окружённый.  По земле он шёл родной.  (А.Т.Твардовский)  2. Примёрзший, маленький, убитый  На той войне незнаменитой,  Забытый, маленький лежу.  (А.Т.Твардовский)

Тема: «Причастие»

Упражнение. Найдите причастия в текстах; определите их выразительную роль.

1 . В общем, битый, тёртый, жжёный,

Раной меченный двойной,

В сорок первом окружённый.

По земле он шёл родной.

(А.Т.Твардовский)

2. Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький лежу.

(А.Т.Твардовский)

Тема: «Союз» 1. Она была нетороплива,  Не холодна, не говорлива,  Без взора наглого для всех,  Без притязаний на успех,  Без этих маленьких ужимок,  Без подражательных затей…  (А.Пушкин) 2. И болотами дышит Фиалка,  И беззвучная кружится прялка,  И прядёт, и прядёт, и прядёт.  Цепенею, и сплю, и грущу,  И таю мою долгую думу,  И смотрю на полоску зари.  И проходят, быть может, мгновенья,  А быть может, - столетья.  (А.Блок)

Тема: «Союз»

1. Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

(А.Пушкин)

2. И болотами дышит Фиалка,

И беззвучная кружится прялка,

И прядёт, и прядёт, и прядёт.

Цепенею, и сплю, и грущу,

И таю мою долгую думу,

И смотрю на полоску зари.

И проходят, быть может, мгновенья,

А быть может, - столетья.

(А.Блок)

Тема: «Союз» 1. Падают, плавятся, льются  Льдинки, втыкаясь в сугроб.  Лужи, как тонкие блюдца,  Светятся около троп.  (Н.Заболоцкий) 2. Тени сизые сместились,  Цвет поблекнул, звук уснул;  Жизнь, движенье разрешились  В сумрак зыбкий, в дальний гул.   ( Ф.Тютчев)

Тема: «Союз»

1. Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

(Н.Заболоцкий)

2. Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул;

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

( Ф.Тютчев)

Упражнение.  Обратите внимание на выделенный звук А и подумайте, как с его помощью можно подчеркнуть эти изменения? Очень важно, что выделенный звук А входит в рифмованные пары, причем во всех случаях он ударный.  Мы вольные птицы: пор А , бр А т, пор А !  Туда, где за тучей белеет гор А ,  Туда, где синеют морские кр АЯ ,  Туда, где гуляем лишь ветер… д А  Я !

Упражнение. Обратите внимание на выделенный звук А и подумайте, как с его помощью можно подчеркнуть эти изменения? Очень важно, что выделенный звук А входит в рифмованные пары, причем во всех случаях он ударный.

Мы вольные птицы: пор А , бр А т, пор А !

Туда, где за тучей белеет гор А ,

Туда, где синеют морские кр АЯ ,

Туда, где гуляем лишь ветер… д А Я !

 9 класс.  Выразительные средства лексики Упражнение 1.  Сопоставьте название тропа с его толкованием. Подберите правильное толкование № Название тропа 1.  Толкование Каламбур 2. Метонимия 3. Выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе; иносказание Художественное преувеличение Эпитет 4. Литота Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде 5. Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению Гипербола 6. Ирония Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе

9 класс.

Выразительные средства лексики

Упражнение 1. Сопоставьте название тропа с его толкованием. Подберите правильное толкование

Название тропа

1.

Толкование

Каламбур

2.

Метонимия

3.

Выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе; иносказание

Художественное преувеличение

Эпитет

4.

Литота

Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде

5.

Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению

Гипербола

6.

Ирония

Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов

Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе

7. Сарказм 8. Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на сходстве ( от греч. слова metafora, «перенос») Аллегория 9. 10. Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование») Синекдоха 11. Олицетворение Вид метафоры; перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл Метафора 12. Высшая степень иронии; презрительная, язвительная насмешка Перифраз 13. 14. Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот Сравнение Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно Гротеск Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

7.

Сарказм

8.

Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на сходстве ( от греч. слова metafora, «перенос»)

Аллегория

9.

10.

Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование»)

Синекдоха

11.

Олицетворение

Вид метафоры; перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

Метафора

12.

Высшая степень иронии; презрительная, язвительная насмешка

Перифраз

13.

14.

Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот

Сравнение

Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно

Гротеск

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

Таблица-ключ к упражнению 1.

1.

Название тропа

2.

Толкование

Аллегория

Выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе; иносказание

Гипербола

3.

4.

Гротеск

Художественное преувеличение

Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде

Ирония

5.

Каламбур

6.

Употребление слов в смысле, прямо противоположном их значению

Шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов; игра слов

Литота

7.

Художественное преуменьшение. Троп, противоположный гиперболе

8.

Метафора

Метонимия

Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в в переносном значении, основанном на сходстве ( от греч. слова metafora, «перенос»)

9.

Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в переносном значении, основанном на смежности (от греч. слова metinimia, «переименование»)

10.

Олицетворение

Вид метафоры; перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

Перифраз

11.

12.

Сарказм

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

Синекдоха

13.

Высшая степень иронии; презрительная, язвительная насмешка

Вид метонимии, называние части вместо называния целого, частного вместо общего , и наоборот

Сравнение

14.

Слово (или выражение), содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. В отличие от метафоры, обязательно присутствуют союзы как, как будто, словно

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

Тренировочные упражнения.

Определите вид тропа.

Вариант 1

  • Лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость. Тёплый бархат ночи богато расшит , украшен голубым серебром огней…( М.Горький) Ну что ж, садись, светило . ( В.Маяковский) И сладостно шумят полуденные волны. (А.С.Пушкин) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) Театр уж полон, ложи блещут;
  • Лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость.
  • Тёплый бархат ночи богато расшит , украшен голубым серебром огней…( М.Горький)
  • Ну что ж, садись, светило . ( В.Маяковский)
  • И сладостно шумят полуденные волны. (А.С.Пушкин)
  • Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
  • Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла , всё кипит… А.Пушкин)

  • Слуга влиятельных господ,
  • Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот. ( Ф.Тютчев)

  • Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский) Прямой долг обязывает нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз). ( К.Паустовский)
  • Весна бродила вместе с лёгким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский)
  • Прямой долг обязывает нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз). ( К.Паустовский)
ОГЭ 2017 год  Результаты 9 Б класса ( 26 человек): на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся. на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся. на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся. на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся. на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся. на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся. Задание, связанное с ИВС, выполнено учащимися практически безошибочно. Из 26 сдающих, правильно его выполнили 74% обучающихся.

ОГЭ 2017 год

Результаты 9 Б класса ( 26 человек):

  • на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
  • на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
  • на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
  • на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
  • на «5» - 8 уч-ся; на «4» -13 уч-ся; на «3» - 5 уч-ся.
  • на «5» - 8 уч-ся;
  • на «4» -13 уч-ся;
  • на «3» - 5 уч-ся.

Задание, связанное с ИВС, выполнено учащимися практически безошибочно. Из 26 сдающих, правильно его выполнили 74% обучающихся.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!