СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по ОДКНР «Духовные ценности человечества. Культура. Религии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по ОДКНР «Духовные ценности человечества. Культура. Религии»»





Методическая разработка по ОДКНР «Духовные ценности человечества. Культура. Религии»





















Подготовила и провела: Музарова У.М.

учитель истории ГКОУ РД «БСШИ им. М. Г. Гамзатова»







Цель: создать условия для знакомства обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества (ценностями культуры человечества)

Задачи:

  • Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

  • Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам


Формируемые УУД:

- идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

- различать основные нравственно-этические понятия;

- оценивать свои и чужие поступки;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


Ключевые слова: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», учебник «Основы светской этики», рабочие тетради.

План урока

  • Организация деятельности учащихся.

  • Актуализация знаний обучающихся.

  • Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

  • Изучение новых знаний

Физкультминутка.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Закрепление

  • Подведение итогов.

  • Рефлексия.

  • Домашнее задание.


ХОД УРОКА:

IОрганизация деятельности учащихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

- Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Главное богатство нашей планеты Земля – её люди и то, что создано их стараниями и трудом, - Культура, духовные ценности.

Ребята, как вы можете объяснить слова «духовные ценности», «обычаи», «традиции»?

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех. Родина, Россия

- Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность... Культурные ценности – литература, живопись… К ним же относятся ценности духовные. Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией.

Постановка задач. Нам надо сегодня разобраться, что такое культура, религия и как они связаны между собой. Откуда мы берём новую информацию? (ответы детей) Вам предстоит найти в учебнике нужную информацию и поделиться ею с товарищами. В ответах вам надо использовать свой опыт и наблюдения.

III. Изучение новых знаний.

- Давайте разберёмся, что такое культура? (Проблемный вопрос)

Назовите всё, что связано со словом культура.

Дом культуры, физкультура, культурные растения, культура поведения.

- Какое общее значение придаёт слово культура словам в словосочетании?

Влияние человека.

Так что такое культура?

Ответы детей.

- «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории». 

Работа с учебником.

Прочитай текст. Выдели смысловые части текста, рассказывающие о культуре.

Какие ценности есть у России?

О каких богатствах Земли говорит академик? Что он сравнивает с драгоценными камнями?

Рассказ учителя.

В нашей стране живут самые разные народы. Их более 150 и каждый народ привносит долю в сокровищницу духовных ценностей.

Религия – это вероисповедание; это способ общения с Богом.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

- А знаете ли вы что, в современном мире насчитывается до 3 тысяч религий.

Какие религии вы уже знаете?

Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по священным сооружениям разных религий.

    1. Христианство – Церковь, Библия

    2. Ислам – мечеть, Коран

    3. Иудаизм – синагога, Тора

    4. Буддизм – буддийский храм, Трипитака

А какую религию исповедуем мы? (дети отвечают - Ислам).

Правильно. Сегодня мне хотелось бы более подробно рассказать вам об исламе.

Физкультминутка.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение заданий в рабочей тетради:

1) Выпишите из текста учебника незнакомые или непонятные слова, подготовься спросить об их значении у товарищей и учителя.

2) Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? (работа в малых группах).

Свои предположения запишите.

Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».

Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».

Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту­пайте и вы с ними».

Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».

Обсудить результаты самостоятельной работы.

Итак, культура – это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.

Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре. Но, как сказал Н.Рерих «Культура умолкает там, где сердце немо».

Приведите примеры культурных и бескультурных поступков. 

А теперь поработайте в группах и предложите нашему вниманию действия, которые относятся к религиозному ритуалу?

Тест. Выбери слово, подходящее по смыслу к ключевому слову.

Р разум, рис, рот

Е енот, евангелие, ель

Л любовь, ласка, лимон

И ирис, индюк, истина

Г грех, горох, глина

И изюм, исповедь, ива

Я яд, явление, язык

V. Закрепление знаний. 

Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

    1. И так, что же такое религия?

    2. Какие бывают религии?

    3. Назовите религии, традиционные для России.

VI. Рефлексия. 

Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?

Удалось ли нам решить эти задачи? Нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитай стр. 9 -15 и перескажи членам семьи и друзьям, обсуди с ними содержание.

  2. Записать в словарь определения «культура», «духовные ценности».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!