СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по истории России по теме: «Дорогая цена Победы. Человек на войне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории России по теме: «Дорогая цена Победы. Человек на войне»»


Муниципальное бюджетное учреждение

«Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан









Методическая разработка

по истории России

по теме:

«Дорогая цена Победы.

Человек на войне»

























Разработал:

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Файзуллин И.И.




2021г.




Данный урок предназначен для 9-х и 11-х классов и построен
на групповой работе учащихся с несколькими видами источников.


Цель и задачи урока


- Раскрыть трагическую и одновременно триумфальную историю нашего народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с наибольшей доступной для школьного курса полнотой и научной объективностью.
- Узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, ребята должны в полной мере увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных способов решения политических вопросов.

Оборудование: мультимедиа, презентация, аудиозапись песни


ХОД УРОКА

Данная тема открывает широкие возможности для дискуссионного обсуждения следующих проблем: жизнь на оккупированных территориях, герои и символы Великой Отечественной войны, взаимодействие солдат и полководцев, соотношение правды и вымысла о войне в художественной литературе.
Уровень дискуссии зависит от интересов учителя и учащихся, уровня подготовленности школьников. На урок учащиеся приносят написанные ими исследовательские работы «Моя семья в годы войны». Собранный фактический материал (фотографии, награды и т.п.) используется на уроке, повышая интерес к данной теме и делая изучаемую проблему личностно значимой.
В начале урока звучит запись песни «В землянке», которая создаёт у ребят настрой на восприятие темы.

Учитель. В ХХ в. человечество пережило две мировые войны. Что объединяет эти войны, что характерно для войны вообще?
Выслушиваются ответы учеников. Учитель обобщает их.

Класс делится на четыре группы, и ребята выполняют задания, выбирая одно из направлений, указанных на схеме, которая изображена на доске.

В классе размещены плакаты военных лет. По обеим сторонам доски расположены цитаты:


«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал всё от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К. Жуков

«Помните, какой ценой завоёвано счастье. Пожалуйста, помните!»

Р. Рождественский

Урок отведён для самостоятельной работы и обсуждения в группах поставленных вопросов. Школьники могут привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина». Часть материалов должна быть заранее ксерокопирована. В течение первого часа занятия учитель выступает в качестве консультанта.
В публикации представлены вопросы и некоторые материалы по каждому блоку. Предполагаемые задания — разных типов: репродуктивного характера (на проверку качества усвоения информации, даваемой в готовом виде); на развитие творческого мышления (оценивание, сравнение, рассуждение); задания с использованием внутрипредметных и межпредметных связей.
Многие вопросы и задания ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к фактам и событиям, выработку самостоятельных оценочных суждений.
(Объём вопросов и заданий определяется учителем и может быть значительно сокращён. Ряд вопросов может быть предложен учащимся заранее в качестве опережающего задания.)


В тылу

Этот информационный блок может не включаться в обсуждение, если тема «Советский тыл в годы войны» изучалась в рамках отдельного урока.

В тылу

Вопросы для обсуждения 1-й в учебной группе

  1. Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в трудностях военного быта не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?
    2. Л.Н. Толстой считал, что участь сражения решает не количество пушек, а та неуловимая сила, которую называют силой духа воинов. Как вы считаете, присутствовал ли этот фактор в тылу? Если да, то в чём он проявлялся?
    3. Писатель Ю. Бондарев называет войну временем подлинных и безусловных ценностей, когда люди не были одиноки. А что могло сплачивать москвичей, не давая им почувствовать себя одинокими, даже потеряв близких? (Можно напомнить ученикам знакомый им фильм «Дом, в котором я живу».)
    4. Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чём он проявился?
    5. Как изменились во время войны условия труда и жизни людей? Как работа в тылу отразилась на здоровье людей?
    Какой вклад внесли подростки?
    6. Кто из ваших родных работал в тылу? В чём заключалась их работа?





Трагедия плена.
Пленные красноармейцы в Могилёве








Трагедия плена

Вопросы для обсуждения во 2-й учебной группе

1. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?
2. Известны ли вам факты взятия в немецкий плен английских и американских солдат? Как рассматривали правительства Великобритании и США этот аспект войны, как решали эту проблему?
Обобщив свои знания, подготовьте краткое сообщение о положении советского солдата в плену.
3. Война — экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным образом. Кто-то находясь в оккупации или в плену становится героем, кто-то — предателем. А что значит предательство в плену? Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего (от каких личных качеств, условий и т.д.) это зависит?
4. Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? Оцените её с точки зрения военной, идеологической, нравственной.
5. Был ли кто-то из ваших родных в плену в годы войны? Какова их дальнейшая судьба?
6. Известно, что война унесла более 27 млн жизней советских людей. Выясните, сколько из них погибло в плену.









ДОКУМЕНТЫ
Приказ № 270, изданный Ставкой Верховного Главнокомандования 16 августа 1941 г.

Попавшие в окружение, теперь пленные.

Неизвестный фотограф

«Многочисленные... факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших бойцов, командиров и комиссаров... Но мы не можем скрывать и того, что в последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу.
Приказываю:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.
Обязать каждого военнослужащего независимо от его служебного положения потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
3. Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя на поле сражения, снимать их с должности как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев».

Из директивы Сталина командующим фронтами. 12 сентября 1941 г.

«...В наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие... и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий... дивизия обращается в бегство... Подобные действия имеют место на всех фронтах... Беда в том, что твёрдых и устойчивых командиров и комиссаров у нас не так много...
Приказываю:
1. В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надёжных бойцов численностью не более батальона.
2. Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу в установлении твёрдой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия».

Из дневника немецкого генерал-полковника Ф. Гальдера. 1941 г.

Партизаны закладывают мины

«Большая напряжённость возникла в связи с обсуждением вопроса о военнопленных. Генеральный штаб проделал всю подготовительную работу для транспортировки военнопленных обычным, одобренным ранее образом. Были осуществлены масштабные мероприятия с целью размещения военнопленных на территории Германии. И вдруг, когда уже началась эвакуация пленных, поступил приказ от Гитлера не направлять русских военнопленных на территорию рейха. Это явилось для всех нас полной неожиданностью. Причиной называлась опасность «большевистского заражения». Верховное главнокомандование вермахта (Кейтель) поэтому взяло на себя переброску русских военнопленных из зоны военных действий и всю ответственность за них. В результате русские военнопленные были в массовом порядке умерщвлены. Последствия такого малоприятного оборота событий чувствовались даже среди наших войск».




Из директивы главной ставки фюрера, подписанной Гиммлером 8 июля 1943 г.

«Фюрер приказал 7.07 для проведения расширенной программы производства железа и стали непременно увеличить добычу угля, а для этого покрывать потребность в рабочей силе из военнопленных.
Фюрер требует, чтобы срочно были приняты меры, чтобы предоставить угольной промышленности 300 тыс. дополнительных рабочих...
Пленные мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, взятые в борьбе с бандами в зоне восточных действий, в армейском тылу, восточных комиссариатах, генерал-губернаторствах и на Балканах, считаются военнопленными. Это же относится к мужчинам во вновь завоёванных областях Востока. Они должны быть переселены в лагеря военнопленных, а оттуда на работу в Германию...»


На фронте

Вопросы для обсуждения в 3-й учебной группе

  1. Привлекая полученные ранее знания, опишите облик призывника 1941 г. (во что он был одет, чем и как вооружён, как обучен). Сопоставьте обустройство фронтового быта немецких солдат и солдат Красной Армии. Зависело ли, на ваш взгляд, самочувствие солдат на фронте от организации их быта?
    2. Солдат — это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования и для этого даже жизнь свою положить. А как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку? Прочтите воспоминания фронтовиков. За что же, в конечном счёте, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?
    3. Стремление идти на фронт было всеобщим. А как бы вы поступили в тех условиях? Какие ваши личные качества могли помочь или помешать вам?
    4. Солдатские письма... О чём они? Что волновало солдат, вдохновляло и удивляло их? Кому адресованы эти письма? Что в них вам кажется необычным?
    5. Человек не мог постоянно воевать и страдать. И в тяжёлую солдатскую жизнь входила радость. Чему радовались солдаты? Как заполняли часы досуга?
    6. Документы свидетельствуют о неоднозначном отношении наших солдат, вступивших на немецкую землю, к населению Германии. От чего зависело их отношение? А какой позиции придерживались бы вы?
    7. Изучите Приказы № 270 и 227. Когда и в связи с чем они были приняты? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови? А может быть, лучше разумно отступить? Чем обернулся принцип «Мы за ценой не постоим» на практике? Дайте историческую оценку этим приказам. Выскажите своё отношение к штрафным батальонам и заградительным отрядам.
    8. С 1941 г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому? Приведите известные вам примеры героизма женщин в годы войны. Были ли среди воевавших женщин ваши родные?
    9. Кто из ваших родных воевал? В каких операциях участвовал? Чем награждён? Как сложилась его дальнейшая судьба?


На оккупированных территориях

Вопросы для обсуждения в 4-й учебной группе

На дорогах войны

1. Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.
2. Как вы думаете, чем была вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям Советского Союза? Какие цели преследовала политика оккупантов, граничащая с геноцидом?
3. Почему, на ваш взгляд, тотальному уничтожению подвергалось прежде всего еврейское население? Что вы знаете о массовом уничтожении евреев в годы Второй мировой войны?
4. Какова роль оккупированных территорий в экономике Третьего рейха? Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию?
5. Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение? Чем вы можете объяснить причины массового партизанского движения в нашей стране в годы войны?
6. Кто из ваших родных был в оккупации? Как сложилась их судьба?


ДОКУМЕНТЫ

Указание об организации партизанских отрядов на территории Московской области. 10 октября 1941 г.

«Подлежит возврату по ознакомлении не позже 48 часов.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
С получением настоящего указания немедленно приступите к организации партизанского отряда для действия его в случае необходимости на территории Вашего района.
Отряд должен быть скомплектован в количестве 25—100 бойцов из числа наиболее смелых и подготовленных в боевом отношении сотрудников РО УНКВД, милиции и бойцов истребительного батальона.
В случае появления противника на территории Вашего района партизанский отряд переходит на нелегальное положение и ведёт борьбу партизанским методом и методами диверсий.
Остальной состав сотрудников РО УНКВД МО и бойцов истребительного батальона вливается в войсковую часть и действует в борьбе против врага под командованием общевойскового командира.
Основной задачей партизанского отряда должно явиться всемерное уничтожение материальной части и живой силы противника в районах железных и шоссейных дорог.
В зависимости от обстановки партизанский отряд проводит свои операции группами или в полном своём составе.
Для вооружения бойцов партизанского отряда использовать оружие и боеприпасы, имеющиеся в РО и истребительном батальоне.
Одновременно с проведением работы по комплектованию партизанского отряда примите меры через секретаря РК к созданию продовольственной базы и склада горючего (для зажигательных бутылок).

Начальник управления НКВД
г. Москвы и МО старший майор Госбезопасности Журавлёв»


Из записки первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко И.В. Сталину.
21 сентября 1941 г.

«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ И.В.
Считаю неотложно необходимым доложить Вам соображения о состоянии и необходимых мероприятиях по диверсиям в тылу у противника. Эти соображения основаны на двухмесячном опыте руководства диверсионными мероприятиями в Белоруссии и на изучении работы талантливых диверсантов-командиров...
В июле месяце Центральным Комитетом КП(б) Белоруссии была организована в г. Гомеле диверсионная школа. В школу набирались главным образом колхозники. Учились они пять дней под руководством опытных инструкторов применению различного рода взрывной техники. Техника, кроме взрывателей, готовилась в мастерской школы...
Нужно заметить, что диверсия — это наиболее удобный и любимый крестьянами вид участия в партизанском движении. Диверсант может действовать в любой местности, в том числе и безлесной, где партизану трудно. Диверсант не боится, что деревню немцы сожгут, как это они делают за участие в партизанском отряде, так как действует диверсант вдали от деревни и не связан с местонахождением отряда.
Гомельская школа за 2 месяца подготовила практически и забросила в тыл 2960 диверсантов с соответствующей техникой, сделанной в мастерской школы.
Однако в целом постановку диверсионной работы у нас следует признать совершенно неудовлетворительной, не соответствующей ни огромным возможностям, которыми мы располагаем, ни интересам обороны Родины...
Сейчас необходима широко организованная, планомерная, систематическая, массовая диверсионная работа, для которой у нас такие изумительные возможности, каких никогда не имела никакая армия в мире...ПОНОМАРЕНКО»




Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №. 0428 г. Москва. 17 ноября 1941 г.

«Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет тёплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населённых пунктах. Самонадеянный до наглости противник собирался зимовать в тёплых домах Москвы и Ленинграда, но этому воспрепятствовали действия наших войск. На обширных участках фронта немецкие войска, встретив упорное сопротивление наших частей, вынужденно перешли к обороне и расположились в населённых пунктах вдоль дорог на 20—30 км по обе их стороны. Немецкие солдаты живут, как правило, в городах, в местечках, в деревнях в крестьянских избах, сараях, ригах, банях близ фронта, а штабы германских частей размещаются в более крупных населенных пунктах и городах, прячутся в подвальных помещениях, используя их в качестве укрытия от нашей авиации и артиллерии. Советское население этих пунктов обычно выселяют и выбрасывают вон немецкие захватчики.
Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом — такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии.
Ставка Верховного Главнокомандования
ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог.
Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабжённые бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.
2. В каждом полку создать команды охотников по 20—30 человек каждая для взрыва и сжигания населённых пунктов, в которых располагаются войска противника. В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи этого мероприятия для разгрома германской армии. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде.
3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников.
4. Военным советам фронтов и отдельных армий систематически проверять, как выполняются задания по уничтожению населённых пунктов в указанном выше радиусе от линии фронта. Ставке через каждые 3 дня отдельной сводкой доносить, сколько и какие населённые пункты уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти результаты.

Ставка Верховного Главнокомандования. И. Сталин»


Немецкое руководство о партизанском движении в СССР 1941—1942 гг.

Генерал-полковник Гудериан:

«Во время наступления 1941 г. немецкие войска ещё мало, а то и вообще не страдали от партизан. Но по мере того, как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились всё упорнее, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат».

Генерал-полковник Рендулич:

«Уже в первые месяцы войны действия партизан стали принимать всё более широкие размеры. Весной 1942 г. они уже представляли серьёзную опасность для тыловых коммуникаций, поэтому для решительной борьбы с ними приходилось стягивать в уже оккупированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение приняло наиболее угрожающие размеры, — снимать отдельные части с фронта».

Министр пропаганды Геббельс. Весна 1942 г.

«Опасность со стороны партизан растёт с каждой неделей. Партизаны безраздельно господствуют над обширными районами оккупированной России».



Из директивы Гитлера. Август 1942 г.

«Партизанское движение угрожает стать серьёзной опасностью для снабжения фронта и эксплуатации страны. Необходимо до зимы в основном истребить отряды партизан и тем самым умиротворить восточные земли».

Подведение итогов

Подводя итог урока, учитель отмечает, что войну смогли выиграть только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Сегодня среди нас 6 млн фронтовиков и около 23 млн тех, кто трудился в тылу. Война изменила наш народ: люди стали другими, об этом мы будем говорить на последующих уроках.
Группы оценивают работу друг друга и свою, сопоставляют оценки с оценками учителя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!