Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по географии "PISA - мониторинг оценки качества на уроках географии"»
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Что такое PISA? Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment) организуется и проводится с 2000 года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, а в 2009 и 2012 годах - уже 65 стран . Мониторинговое исследование качества общего образования, целью которого является сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях Цикл исследования – 3 года
Приоритетной целью деятельности педагога становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, финансовая естественнонаучная, читательская…)
Основные составляющие функциональной грамотности
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность Финансовая грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Наличие проблемы в описанной ситуации Ситуационная значимость контекста Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности Наличие проблемы в описанной ситуации Ситуационная значимость контекста Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Задача учителя Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности
Какие проблемы в подготовке наших школьников выявили международные исследования PISA Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Пример задания 15 лет назад в Кармадонском ущелье сошёл ледник Колка. В результате происшествия погибли и пропали без вести по меньшей мере 125 человек, в том числе почти все члены съёмочной группы фильма «Связной», включая режиссёра картины Сергея Бодрова — младшего. Подвижки Колки уже были зафиксированы ранее: за 100 лет до этой катастрофы — в 1902 году — жертвами обвала стали десятки местных жителей. Учёные полагают, что спустя некоторое время ледник сойдёт снова.
Пример задания 1. Какие причины способствовали сходу ледника? 2. Возможно ли повторение трагедии ? 3. Можно ли предотвратить трагедию? Создайте свои варианты вопроса к тексту.