СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по географии "PISA - мониторинг оценки качества на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по географии "PISA - мониторинг оценки качества на уроках географии"»

Формирование функциональной грамотности на уроках географии



Что такое PISA? Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment) организуется и проводится с 2000 года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, а в 2009 и 2012 годах - уже 65 стран . Мониторинговое исследование качества общего образования, целью которого является сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях Цикл исследования – 3 года





Приоритетной целью деятельности педагога становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, финансовая естественнонаучная, читательская…)



Основные составляющие функциональной грамотности

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность Финансовая грамотность

Функциональная грамотность



Функциональная грамотность Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и



Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности  Наличие проблемы в описанной ситуации  Ситуационная значимость контекста  Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области  Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности  Наличие проблемы в описанной ситуации  Ситуационная значимость контекста  Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области  Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Задача учителя Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности



Какие проблемы в подготовке наших школьников выявили международные исследования PISA Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.



Пример задания  15 лет назад в Кармадонском ущелье сошёл ледник Колка. В результате происшествия погибли и пропали без вести по меньшей мере 125 человек, в том числе почти все члены съёмочной группы фильма «Связной», включая режиссёра картины Сергея Бодрова — младшего. Подвижки Колки уже были зафиксированы ранее: за 100 лет до этой катастрофы — в 1902 году — жертвами обвала стали десятки местных жителей. Учёные полагают, что спустя некоторое время ледник сойдёт снова.



Пример задания 1. Какие причины способствовали сходу ледника? 2. Возможно ли повторение трагедии ? 3. Можно ли предотвратить трагедию? Создайте свои варианты вопроса к тексту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!