СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Первые шаги обучения хорового пения».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что не для смотров, концертов и школьных праздников.

 Главная цель - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение  - ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Первые шаги обучения хорового пения».»

Методическая разработка «Первые шаги обучения хорового пения».


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОГО ПЕНИЯ.


1. Пение в хоре - развитие личности.

Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что не для смотров, концертов и школьных праздников.

Главная цель - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение - ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.

Что же, кроме пения, используется в хоровой работе? Прежде всего это импровизация - ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация. Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную нотацию.

2. Методы хоровой работы.

Обучение пению всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух – трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во – первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя слушать.

Подводя некоторые итоги , хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:

1) освоение певческой установки;
2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;
3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

3. Вокальные принципы работы с детьми.

В вокальной работе с детьми надо придерживаюсь следующих принципов :

1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.
3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.
4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.
5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.
6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.
7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.
8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.
Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить, отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не отпускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.

4. Работа над песней.

Новое произведение всегда необходимо показывать целиком, все куплеты, максимально выразительно. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить то, которое глубже раскрывает ее содержание. Хорошо показать произведение, если есть такая возможность, в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показать произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.
После показа непременно обсуждение услышанного с детьми: как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше, чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания. Маленьким детям надо все показывать очень четко и точно - и качество звука, и необходимые штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения при показе несколько утрировать желаемое качество пения: более долгое «удивление» - задержка, более яркое замыкание слов, а главное - большая, чем обычно, протяженность звуков при пении.
Необходимо учить пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, вместе слушать, как льется голос, учиться собственно пению. С самых первых занятий дети должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии - согласный звук, замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания.
Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивать рукой : А я по лу – гу. Рука делает плавное полукружие, напоминая главное хороводное движение. Эта фраза просто клад для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы, удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный звук «о». При работе с детьми надо стараться большое внимание уделять работе над орфоэпией. Перед началом разучивания любого, самого простого произведения всегда в партитуре проставлять все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику, фразировку. Без тщательной проработки партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения и определить главный путь разучивания, а это без детального звания партитуры и ее серьезного, многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно – ритмическую структуру произведения, текстовые сложности, форму, а исходя из нее - фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д.
Главный метод разучивания - метод предупреждения ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный с точки зрения вокала слог. Выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Категорически неверно выучивание произведения вообще, а затем исправление деталей.
Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учат частями: фразами, предложениями, куплетами. Начинать обычно с 1-го куплета, но если фонетически текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.
Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы и покажи его рукой» и т.п. Конкретных задач может быть поставлено много, а цель одна - выучить правильно и грамотно. Сложные фрагменты обязательно вычленять и учить отдельно.
Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации. Можно использовать кисть руки по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное дирижирование, пластическое интонирование. В заключение надо обязательно спеть выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они выучили, а остальное допевает учитель.
Следующий урок надо обязательно начать с пения детьми выученного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их, чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне лучше сразу учить 2-й куплет, исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три – четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается на трех - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях; исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т.е. живого исполнения.
В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от двух,трех произведений. Задачи работы самые разные : в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выученной мелодии с аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением. Произведения могут исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более продуктивным.
Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Текст необходимо учить только вместе с мелодией. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания.
Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!