СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по истории Древнего мира Тема: «Историческая экспедиция от стоянки первобытных людей до первых цивилизаций Древней Азии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по истории Древнего мира

Тема: «Историческая экспедиция от стоянки первобытных людей до первых цивилизаций Древней Азии»

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по истории Древнего мира Тема: «Историческая экспедиция от стоянки первобытных людей до первых цивилизаций Древней Азии»»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея

«Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по истории Древнего мира

Тема: «Историческая экспедиция от стоянки первобытных людей до первых цивилизаций Древней Азии»



















Разработала:

учитель истории

Шеметова Екатерина Сергеевна













Майкоп – 2021 г.



Конспект открытого урока в 5 С классе по истории Древнего мира на тему:

«Историческая экспедиция от стоянки первобытных людей до первых цивилизаций Древней Азии» учителя истории Шеметовой Е. С.


Тема урока: «Историческая экспедиция от стоянки первобытных людей до стран Древней Азии»

Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

Форма урока: игра – путешествие

Цели:

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний, через игру-путешествие;

- воспитание у учащихся уважения к истории, традициям, культуре народов Древних цивилизаций;

Обучающие цели: повторить и закрепить пройденный материал, углубить знания учащихся.

Развивающие цели: развитие мыслительных операций, памяти, умения

работать в команде, коммуникативных компетенций.

Воспитывающие цели: воспитание интереса к истории.


Задачи:

- актуализировать знания обучающихся по теме «Первобытность и первые цивилизации Древнего мира»;

- подвести обучающихся к пониманию значимости истории и культуры стран Древнего мира, воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали;

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, по нахождению на ней территории изучаемого государства, природных объектов и городов;

- способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться в основных событиях истории Первобытности и первых цивилизаций Древнего мира; анализировать и делать выводы.

План урока:

1. Вводная часть.

2. Основная часть. Разминка.

3. Египет

4. Палестина

5. Ассирийская держава

6. Закрепление.

7. Подведение итогов.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, карта «Древний Египет и передняя Азия», карточки, альбом с рельефно – графическими изображениями памятников культуры Древнего мира, раздаточный материал.

Ход урока

1Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Добрый день ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, (я попрошу вас поприветствовать наших гостей), но это не должно вас смущать или отвлекать, думаю, что вам уже привычно работать в таком формате. Итак, начинаем!

Мы с вами уже изучили достаточно много интересных фактов о жизни первобытных людей, о первых цивилизациях Древнего мира.

Сегодня мы повторим и обобщим полученные вами знания. А для этого предлагаю отправится в историческую экспедицию.

Кто знает, что означает слово экспедиция?

Экспедиция - путешествие со специально определённой целью — научной или военной, специальным заданием.

Какая же цель экспедиции будет у нас?

Наша цель закрепить и систематизировать знания по истории Первобытного мира и истории первых древних государств.

Задачи нашей экспедиции состоят в следующем:

- пройти по заданному маршруту, находя в пути исторические артефакты (объекты, найденные в результате археологических раскопок);

- изучить быт, культуру, народов проживавших на территории от Восточной Африки до передней Азии.

Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. А не сбиться с маршрута нам поможет карта.

На прошлом уроке вам было дано задание, разбиться на две команды. От каждой команды в состав экспедиции входят:

Командиры групп,

Картографы,

Экскурсоводы,

Археологи,

Языковеды.

Вам необходимо будет работать в группах, поэтому послушайте и запомните правила работы.

- Работают все на общий результат

- Внимательно слушайте того, кто говорит

- Говорите по очереди, не перебивайте друг друга

- Для ответа поднимайте руку.

Работать в группах очень просто, умей пять правил соблюдать: во-первых, не перебивать, когда рассказывает друг, быть тишина должна вокруг. Второе, громко не кричи, а аргументы приводи. Третье правило: реши, что очень важно расскажи. В-четвёртых, мало устно знать, необходимо записать. И в - пятых, подведи итог, подумай, что ты сделать смог.

Осталось определится на чём будем путешествовать.

Как вы думаете, какой вид транспорта будет самым удобным для путешествия от Восточной Африки до стран передней Азии?

Предлагаю отправиться на караване верблюдов. Ведь не случайно верблюда назвали кораблём пустыни.

Как вы думаете почему?

Верблюд одно из самых выносливых животных. Для многих жителей Востока это животное священное.

Он способен не только преодолевать огромные расстояния, но и нести на себе вес, равный собственному. Продолжительность его сосуществования с человеком - более 5 000 лет. "корабль пустыни" называют его и верблюд может быть надежным спутником, особенно если учесть его способность угадывать присутствие воды за 50 км.

Цели поставлены, задачи ясны! В путь!

Пока мы движемся до нашей первой стоянки. Предлагаю разогреться и ответить на несколько вопросов.

Как называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов?(Первобытными)

Какое животное являлось самой желанной добычей для первобытных охотников палеолита? (Мамонт)

Как называлась пещера, в которой впервые ученые археологи нашли живопись первобытных людей? (Пещера Альтамира в северной Испании)

Какое животное стало первым домашним животным? (собака)

Этим палку вырубали и ее же заостряли.

Назови, что это было.

Ну, конечно же… (рубило)


Мы с вами добрались до первого пункта, это территория Восточной Африки.

Как вы думаете, чем знаменито это место? Почему мы остановились именно здесь?

Что вы можете рассказать об этом месте, о людях которые здесь проживали?

У каждого из вас на столах есть карточки, изображающие орудия труда и основные занятия первобытных людей. Давайте вспомним, что мы изучали? Сейчас я на игровом поле вращаю стрелочку, ваша задача выбрать из имеющихся у вас карточек, связанную с вопросом, на который укажет стрелка.

Посмотрите, ребята, первый артефакт на этой стоянке – фигурка собаки. Как вы думаете, почему мы нашли здесь именно её?

(Собака была первым животным, которое приручил древний человек).

Молодцы! Отличная работа! Движемся дальше.

И теперь мы отправляемся вдоль течения одной из самых больших рек мира. Угадайте, название этой реки?

Что за речка - удивленье.

Хоть развесьте объявленье:

И спасала, и топила,

Были то (разливы Нила)



Совершенно верно! А что за страна здесь находится?

Расскажите нам немного об этой стране. Ученик 1 (экскурсовод) – сообщение.

У кого - нибудь есть дополнения? Дамир, ты согласен с ответом? Кто из вас может выйти к доске и показать на карте территорию этого государства? В каком районе находились пирамиды? Давайте дадим слово картографам из команд.

Ребята, вы слышите какой-то шум? Нарядно украшенные лошади, вооруженные ездоки. Мы попали с вами на соревнования гонок на колесницах. Давайте и мы поучаствуем в скачках!

Физкультминутка

Молодцы! Мы все с вами победители! А вот и награда наш артефакт.

Как вы считаете, что это?

Папирус

Наш караван пришёл на новое место. Посмотрите вокруг плодородные степи, холмистые районы. Пасутся козы, коровы, а сама страна расположена в долине реки.

Как вы думаете, в какой стране мы находимся?

Палестина – страна, где проживали кочевые племена евреев. Страна расположена в передней Азии, между Египтом и Финикией.

Как вы думаете, какой артефакт мы можем найти в этой стране?

Библия – священная книга двух мировых религий христианства и иудаизма. Ёе ещё называют Книга – книг. Библия в переводе с греческого означает – книга.

Расскажите, выгодным ли было географическое положение Древнееврейского царства?

(Слово экскурсоводам команд). Территория расположена между Ливанским предгорьем на севере и Аравийской пустыней на юге. На западе берега омывает Средиземное море, а с востока подходит сирийско-месопотамская степь. По территории Палестины проходили важнейшие торговые пути, соединяющие страны Древнего мира.

Но посмотрите, как меняется природный ландшафт. Мы оказались на побережье Средиземного моря. Здесь уже практически нет полей и лугов. Кругом благоухающие сады, огромные ливанские кедры.

Куда же мы попали? Как называется эта страна и чем она знаменита?

Ученик 2 (сообщение языковеда). Рассказ о Финикии

А вы знали, Алфавит - это тоже изобретение финикийцев. Первый в мире алфавит состоял из 22 согласных букв, напоминавших изображение предметов, названия которых начинались с этих букв.

Спасибо большое, а в награду за хороший ответ, вручаем вам символ этой страны. Кроме того, не забывайте, что Финикия – торговая страна, здесь на каждом шагу продают и покупают. Местный купец, узнав, что мы с вами держим долгий путь, решил угостить нас дарами этой богатой земли.

Купец: «Здравствуйте, гости дорогие, угощайтесь, не стесняйтесь! Примите наши дары и счастливой Вам дороги!»

Вот нас и встречает следующая страна Древнего мира.

Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству и жестокости, знанию и силы.

Чтобы получить артефакт необходимо назвать главное открытие ассирийцев. (Слово археологам команд).

Железо.

Наше путешествие подходит к концу и на пути у нас последняя остановка в государстве, которое находится между двумя реками.

Кто помнит название этих рек?

А как называлась сама страна?

Какие природные условия были в этой стране?

Как называли народ, проживавший на территории этой страны?

Из чего строили дома древние шумеры?

Царь в Вавилонии когда-то был,

Могущественным, знаменитым слыл

От рабства подданных он защитил

Законы царские он учредил.

Держите артефакт - глиняная миска.

Наша экспедиция подошла к концу. Вам понравилось?

Рефлексия: Сегодня на уроке, вы узнали много интересного. В пути вы заполняли дневник экспедиции. И сейчас я хочу вас попросить ответить на вопросы:

В экспедиции я узнал…

В экспедиции наиболее полезным для меня было…

Больше всего в экспедиции мне запомнилось…



Домашнее задание: написать короткий рассказ об одном из древних государств, которые изучили.

Всем спасибо большое, ребята, Вы очень активно работали!







Приложение 1

Карточки для индивидуальной работы учащихся

Карточка 1. Учащимся раздаются листы, на которых страны и изобретения. Задача - определить, с названием какой страны связано то или иное изобретение.



Карточка 2.

Необходимо расшифровать запись, сделанную шумерской клинописью.

Карточка 3.

  1. Обведите границы Ассирийской державы в середине 7-го века до н.э.

  2. Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия.

  3. Надпишите названия главных рек Двуречья.

Приложение 2





























Приложение 3

Карточки для игры, изображающие орудия труда и оружие первобытных людей.

Приложение 4

Медаль для награждения на уроке активных учащихся.





































Список используемой литературы

  1. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 250с.

  2. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.-130 с.

  3. Кулагина Г. А. 100 игр по истории. – М.: «Просвещение», 1967. – 277 с.

  4. Шустов В. Л. - составитель. [Рельефно-графическое  пособие] : в семи альбомах : альбом первый «Древний мир» / ответственный редактор Е. В. Кютляров ; художник С. А. Жучкова. -  Москва : Логосвос, 2019. 

  5. https://koncpekt.ru/uploads/posts/2021-04/1617797079_2.jpg

  6. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/06/04/otkrytyy-urok-puteshestvie-v-drevniy-egipet

  7. https://infourok.ru/konspekt-uroka-istorii-po-teme-drevnyaya-finikiya-klass-1168252.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!