СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «История» Тема: «СССР в 50-х - начале 60-х гг. XX века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «История» Тема: «СССР в 50-х - начале 60-х гг. XX века»»


Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Приморский многопрофильный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине «История»

Тема: «СССР в 50-х - начале 60-х гг. XX века»

Партизанск, 2023



Составитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин Литвинова Н.Е.

В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с использованием метода проектной технологии обучения. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общеобразовательных дисциплин для всех специальностей СПО.

Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.



Пояснительная записка

В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с использованием метода проектной технологии обучения. Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки - важнейшие качества современного человека. Педагогическая технология проектного обучения направлена на формирование у обучающихся всех этих качеств. Методы проектной технологии обучения акцентируют внимание на индивидуальной самостоятельной работе и развитии коммуникативных навыков. Значение самостоятельной работы в проектах огромно. Данный вид деятельности является обязательным элементом современного образовательного процесса. Она позволяет устранять все проблемы, пробелы в знаниях, имеющиеся у студентов. Технология проектного обучение невозможна без самостоятельной работы, ведь она позволяет педагогу выявлять талантливых и одаренных студентов.

Самостоятельная деятельность способствует учебной мотивации, гарантирует переход с уровня воспроизводства материала к творческому обучению. Собственная работа, без которой не обходится ни один проект, учит студентов планировать свою деятельность.

Обучающиеся в рамках технологии проектного обучения получают навыки работы с источниками информации (газетами, журналами, интернетом). Данные умения особенно актуальны с учетом того огромного количества информации, которая ежедневно обрушивается на современного человека. В узком понимании термин «самостоятельная работа» предполагает выполнение студентами некоторых конкретных заданий. Педагоги отмечают увеличение качества знаний, рост работоспособности обучающихся, повышение познавательной активности своих воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность.

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную работу над проектом, важно учитывать следующие особенности: обязательно предварительно планировать все самостоятельные занятия; проводить серьезную работу над содержательной частью; важна систематичность получаемых знаний; периодический самоконтроль. Для того чтобы технологии проектного и проблемного обучения были результативными, должны быть соблюдены определенные педагогические условия: присутствие положительной мотивации у обучающихся; точная постановка целей и задач, конкретизация пути их решения; определение преподавателем варианта отчета, его объема, формы и времени сдачи; выбор




консультативной помощи, подбор критериев оценивания. Творческая личность студента в рамках технологии проектного обучения развивается только в том случае, если со стороны преподавателя будет умелое руководство данным процессом. Только увлеченный и неравнодушный преподаватель, постоянно повышающий свой собственный интеллектуальный потенциал, способен стимулировать желание обучающегося овладевать новыми знаниями и работать самостоятельно.

Цели:

учебная: раскрыть причины, содержание, итоги экономических, политических, социальных и культурных преобразований в СССР в 1953- 1964 гг.;

воспитательная: формировать гражданскую позицию учащихся; воспитать уважение к отечественной истории; воспитывать уважение к точке зрения товарища; вызвать интерес обучающихся к самостоятельному и более глубокому изучению истории; воспитывать чувство патриотизма, расширение культурного кругозора обучающихся.

развивающая: развивать навыки проведения исследовательской работы, анализа, обобщения результатов и представления продукта проектирования развивать умения отбирать и систематизировать учебный материал, логически мыслить.

Подготовительный этап.

Подготовка преподавателя

Прежде всего, определяется тема урока. Затем разрабатываются темы и цели мини - проектов, происходит формирование рабочих групп, назначаются руководители.

Продумывается список литературы, пособий библиотеки, электронных учебников, интернет ресурсов. Отбирается дидактический материал, который поможет студентам образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное. Разрабатывается график проведение консультаций. Руководителям рабочих групп выдаются примерные паспорта проектной работы.

Примерный паспорт проектной работы рабочей группы

  1. Название проекта

  2. Руководитель проекта

  3. Консультант проекта

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

  5. Состав проектной группы



  1. Тип проекта

  2. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

  3. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих началах)

  4. Вопросы проекта (3-4 важнейших вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

  5. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

  6. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Подготовка студентов.

Подготовка к работе над проектом начинается с получения темой темы индивидуального проекта, в рамках консультаций 2-3 накапливается материал, необходимый для работы над проектом. Планируется индивидуальный план проекта. На начальном этапе у студентов часто появляются трудности. Во избежание трудностей организовывается работа с опорой на образец, обечающиеся уверенно развивают идея, воплощая ее в проект и закрепляется ситуация успеха.

Далее начинается самый трудоемкий этап работы над проектом – это работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа преподавателя со своими студентами. На каждой консультации обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте. Учащиеся сами выбирают форму представления своих проектов – парная, групповая и индивидуальная.

Подготовка аудитории

Организация работы на уроке коллективная, поэтому парты и столы необходимо расставить соответствующим образом. Настроить мультимедийную технику.

Планируемые результаты

Обучающиеся узнают о причинах, содержание, итогах экономических, политических, социальных и культурных преобразований в СССР в 1953- 1964 гг.; вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную



информацию и делают выводы. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.

Оборудование урока:

Комплекты раздаточного материала по теме, компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, мультимедиа учебник История России начало 20 века, хрестоматии, учебные пособия, дополнительная литература библиотеки колледжа.

Методика проведения занятия

  1. Этап

Организационный момент.

Преподаватель и студенты приветствуют друга, отмечает отсутствующих, сообщает тему, цели урока, мотивирует на положительное усвоение знаний.

Преподаватель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! В начале урока позвольте пожелать всем успешной работы на уроке! Надеюсь, что мы будем удовлетворены ее результатами!

Тема: СССР в 50-х.- начале 60 гг. ХХв.

Перед нами стоят следующие цели:

Цели урока:

учебная: раскрыть причины, содержание, итоги экономических, политических, социальных и культурных преобразований в СССР в 1953- 1964 гг.;

воспитательная: формировать гражданскую позицию учащихся; воспитать уважение к отечественной истории; воспитывать уважение к точке зрения товарища; вызвать интерес обучающихся к самостоятельному и более глубокому изучению истории; воспитывать чувство патриотизма, расширение культурного кругозора обучающихся.

развивающая: рразвкъъть навыки проведения исследовательской работы, анализа, обобщения результатов и представления продукта проектирования развивать умения отбирать и систематизировать учебный материал, логически мыслить, аргументировать свою позицию, работать с текстом и документами, выступать с презентациями.

  1. Этап

Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний по пройденному материалу представляла собой фронтальный опрос обучающихся. Задания повышенной сложности



оцениваются 5 баллов; средней сложности 4 балла; если не полный ответ 3 балла; Ваши ответы я фиксирую в бланке ответов.

Преподаватель: Прежде чем мы начнём изучать новую тему, давайте немного вспомним ранее изученный материал.

Вопросы:

  1. Как изменилось после Второй мировой войны соотношение сил на мировой арене?

  2. Какое значение имело создание в СССР атомного оружия и средств его доставки?

  3. Как была восстановлена экономика после войны?

  4. Каких успехов добились советские люди в экономическом развитии?

  5. Каковым было положение в деревне после войны?

  1. Назовите основные черты жизни общества после войны?

  2. Каковы были основные особенности внутренней политики после войны?

  3. Дайте характеристику развития науки после войны.

  4. Дайте характеристику развития культуры после войны.

Этап

Изучение нового материала

Преподаватель: Тема нашего урока. СССР в 50-х.- начале 60 гг. ХХв.

В ходе урока вы заполняете конспект - шаблон занятия, в котором вы должны фиксировать положительные и отрицательные итоги экономических, политических, социальных и культурных преобразований в СССР в 1953-1964 гг. В нем указана тема урока и его план. Можете познакомиться с ним.

Темы проектов (учебные вопросы):

  1. Изменения политической системы.

2.Экономика СССР в 1953-1964гг.

  1. Социальная политика СССР в 1953-1964гг.

  2. Развитие советской культуры в 1953-1964гг.

Группа была разделена на микрогруппы, которые получили индивидуальные темы мини-проекта, выбрали координатора своей группы, должны были подготовить проект, и защита которого будет происходить на сегодняшнем уроке.

Преподаватель:

5 марта 1953 года - смерть Иосифа Виссарионовича Сталина. Скончался великий вождь. Эта была трагедия для всего народа. Заканчивается целая эпоха в жизни государства. Смерть до основания



потрясла душу каждого человека в нашей стране, хотя и вызвала разные чувства.

Как теперь жить? Что произойдет с нами? Куда пойдет страна?

На экране портрет Н С. Хрущева.

Приходит к власти новый человек - Никита Сергеевич Хрущев. С приходом к власти Хрущева, как мы знаем, в жизни государства и народа совершаются большие изменения в экономике, политической и социальной сфере.

Хрущев интересен сам по себе. Шутка ли, сын простого крестьянина, шахтер, обыкновенный слесарь, получивший самое минимальное образование. Он был вознесен на такую вершину власти. Обласканный Сталиным, он стал смелым сокрушителем культа.

Но история любит парадоксы, если она вручила такую власть простому мужику из деревни Калиновки Курской области.

Не менее интересна и эпоха Хрущева, так точно названная Ильей Эренбургом - «оттепелью». Это один из самых важных, и быть может, самых непростых периодов истории Советского Союза.

Мини - проект №1 Тема: «Изменения политической системы»

Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.

И. В. Сталин скончался 5 марта 1953 г. После его смерти высшие руководители страны заявили об установлении коллективного руководства, но на деле между ними развернулась борьба за лидерство. Один из главных кандидатов на пост главы партии и государства министр внутренних дел маршал Л. П. Берия инициировал частичную амнистию заключенных, предложил увеличить самостоятельность колхозов и союзных республик, выступил за улучшение отношений с западными странами. Однако летом 1953 г. Берия был арестован и убит. Постепенно от власти были отстранены Г. М. Маленков, Л. М. Каганович и В. М. Молотов, с поста министра обороны снят Г. К. Жуков. Все это делалось по инициативе Н.С. Хрущева, который с 1953 г. начал совмещать высшие партийные и государственные посты.

Смерть Сталина 5 марта 1953г.

Расстановка сил в руководстве страной

Л.П.Берия первый зам.

Предсовмина, возглавил МВД * Активность, направленная на смягчение режима

  • реабилитация по делу врачей

  • инициатор массовой

Г.М. Маленков

Председатель Совета

министров СССР 8 февраля 1955г отставка

НС. Хрущев секретарь ЦК КПСС руководство всеми партийными делами

С13 сентября!953 г. первый секретарь ЦК КПСС С 27 марта 1958 председатель совета


амнистии

- стремился ограничить вмешательство партийных органов в хоз. Дела

Арест 26 июня 1953 г. суд, расстрел


министров

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС.В конце его работы с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н. С. Хрущев. Он говорил о нарушениях И. В. Сталиным ленинской политики, о репрессиях, которые погубили невиновных людей. Говорилось и об ошибках Сталина как государственного деятеля (просчет в определении сроков нападения Германии). Доклад Хрущева позже зачитывали на всех партийных и комсомольских собраниях, и на его основе было опубликовано постановление ЦК КПСС. Публичное разоблачение Сталина потрясло советских людей, многие начали сомневаться в правильности пути, которым шла страна с 1917 г.

По инициативе Хрущева деятели культуры получили возможность создавать свои произведения без жесткого партийного диктата. Эта политика получила наименование «оттепель»по названию популярного тогда романа писателя И.Г. Эренбурга.

В период «оттепели» не только в культуре, но и в жизни общества в целом произошли существенные изменения. Общество стало более открытым, это был шаг в направлении демократии.

Мини - проект №2 Тема: «Экономика СССР в 1953-1964гг.»

Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.

Реформы, проводившиеся Н. С. Хрущевым, носили противоречивый характер. В свое время Сталин наметил экономические рубежи, на которые страна должна была выйти в ближайшее время. Теперь СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект.

Укрепление экономики началось с перемен в аграрном секторе:

1953 г. было решено увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию, снизить налоги с колхозов.

- в 1954 г. по инициативе Хрущева началось освоение целинных и залежных земель (в Сибири, Казахстане и др.).

Позже Хрущев предложил строить для сельских жителей здания городского типа и проводить другие меры по благоустройству быта.

Послабление в паспортном режиме открыло шлюзы для миграции сельского населения в города.



Принимались различные программы повышения эффективности сельского хозяйства, причем Хрущев нередко видел панацею в выращивании какой-либо одной культуры. Наибольшую известность получила его попытка превратить в «царицу полей» кукурузу. Стремление выращивать эту культуру вне зависимости от климата нанесло серьезный ущерб земледелию, а в народе Хрущев получил прозвище «кукурузник».

В конце 50-х гг. произошло ограничение подсобных хозяйств колхозников (чтобы они не «отвлекались» от работ в колхозе).

Итоги реформ:

  1. Падение сельскохозяйственного производства.

  2. Ухудшение снабжения населения продуктами питания.

  3. Начало импорта зерна из-за границы.

В промышленности 50-е гг. XX в. характеризуются громадными успехами. Большое внимание уделялось отраслям, связанным с научно- технической революцией.

В 1954 г. в городе Обнинске начала работать первая в мире атомная электростанция.

В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомоход «Ленин», что позволило гораздо успешнее решать проблемы северного судоходства. СССР стал одним из пионеров в создании пассажирской реактивной авиации (самолет «Ту-104»), большие успехи были достигнуты в вертолетостроении. Триумф советской науки и техники был связан с началом освоения космоса. (Первый искусственный спутник Земли 4.10.1957; Начало полетов в космос Ю. Гагарин 12.04.1961).

Первостепенное значение имела программа сплошной электрификации страны. В эксплуатацию вводились новые ГЭС и ГРЭС. Тогда появились такие гиганты, как Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на Волге, Братская ГЭС на Ангаре, началось строительство Красноярской ГЭС на Енисее и др. Успехи экономики вызвали у руководства во главе с Хрущевым уверенность в возможности еще большего ускорения темпов развития.

Был выдвинут тезис о полном и окончательном построении социализма в СССР, а в начале 60-х гг. XX в. взят курс на строительство коммунизма, т.е. общества, где каждый человек может удовлетворять все свои потребности. .

В принятой в 1961 г. на XXII съезде КПСС новой программе партии планировалось завершить строительство коммунизма к 1980 г. Однако начавшиеся в это же время серьезные трудности в экономике наглядно продемонстрировали утопичность идей Хрущева. Эти трудности во многом были связаны с непродуманными реорганизациями последних лет его правления. Так, были ликвидированы центральные министерства, их



функции перешли в руки совнархозов, созданных в разных регионах страны. Это нововведение, имевшее и ряд положительных последствий, вело к разрыву связей между регионами, тормозило внедрение новых технологий.

Мини - проект №3 Социальная политика СССР в 1953-1964гг.

Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.

Руководство СССР проводило многие мероприятия для повышения благосостояния народа.

Были повышены пенсии. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Выросли материальные доходы людей. Развернулось массовое жилищное строительство. Оно позволило многим получить отдельные, хотя и небольшие, квартиры («хрущевки» или «хрущобы»).

Одновременно с повышением зарплат проводилось снижение цен на товары массового потребления: на отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т.п.

Рабочий день сократился до 6-7 часов, а в предпраздничные и праздничные дни еще на час. Рабочая неделя стала короче на два часа. С конца 50-х гг. XX в. началась продажа товаров длительного пользования в кредит.

Несомненные успехи в социальной сфере в начале 60-х гг. XX в. сопровождались и негативными явлениями, особенно болезненными для населения: с прилавков магазинов исчезали продукты первой необходимости, вплоть до хлеба. Из-за этого произошло несколько выступлений населения, самым известным из которых стала демонстрация в Новочеркасске в 1962 г., при подавлении которой войска применили оружие, что привело ко многим жертвам.

Мини - проект№4. Развитие советской культуры и науки в 1953- 1964гг.

Защита проекта студентами с демонстрацией презентации.

Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.

Видное место в литературном процессе занял журнал «Новый мир», главным редактором которого был А. Т.Твардовский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г.



Эренбурга, Ф. И.Панфёрова, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко популярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А. Шолохова («Судьба человека»). В поэме — размышлении А. Т. Твардовского «За далью - даль» ставились острые вопросы осмысления недавнего прошлого. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Новом мире» повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.

Н.С. Хрущев стремился регулировать литературный процесс. Многие произведения той поры не могли быть опубликованы по цензурным соображениям. Так случилось с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря чему получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны.

На новый уровень вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне. Появились произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»). Среди таких писателей наибольшую известность получили Ю.В. Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я. Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др.

В годы «оттепели» началась творческая деятельность известных советских композиторов Э. В. Денисова, А. П. Петрова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А.Я. Эшпая и др. Известность получают произведения выдающегося композитора Г. В. Свиридова. А.И. Хачатурян создает впечатляющую музыку балета «Спартак». Популярными стали песни композитора А.Н. Пахмутовой на стихи Н. А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В живописи продолжали творить многие известные мастера, например, П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль» (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, Таир Салахов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др.). Картины этого стиля были посвящены прежде всего трудовым будням современников, их отличали лаконичность в деталях, подчеркнутый драматизм в оценке жизненных явлений. Возрождается абстрактная живопись. Правда, Н. С. Хрущев, увидев произведения этого направления на выставке в московском Манеже, высмеял их. Это помогло художникам данного направления приобрести ореол «гонимых», что в тот



период становилось очень ценным для деятелей культуры в плане приобретения известности как за рубежом, так и внутри страны.

В области киноискусства тоже царила относительная свобода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кинофестивалях в Канне («Летят журавли» М. К. Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А. А. Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы, определившие развитие отечественного кино - С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Э. А. Рязанов, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, Г.Н. Данелия и др.

О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А. Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э. А. Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И. Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И. Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С. Говорухин)и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э. Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,

В.М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.). Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т. И. Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др.

5. Этап. Подведение итогов работы выставление оценок.

Проверка усвоения материала. Задание «Дерево Хрущева».

Преподаватель: известно мнение, что каждый мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Оценивая деятельность Н.С. Хрущева, можно сказать, что сына он вырастил - Ю.А.Гагарин - сын Земли, родившийся в «хрущевскую» эпоху». «Хрущевки», построенные Никитой Сергеевичем, стоят до сих пор. А вот



дерево посадить мы поможем все. Задание «Дерево Хрущева». (Раздаются карточки с изображением дерева). У нашего дерева два ствола - толстый и тонкий. Вам надо подписать, какой из них «сельскохозяйственный», а какой «промышленный», исходя из того, какой развился лучше. На дереве вырастут листочки. Они символизируют отдельные реформы, проведенные в сер.50-х- сер.бО-х гг. Каждый лист пронумерован. Нарисуйте листочки на соответствующем стволе так, чтобы на ветках, смотрящих вверх, отразились положительные преобразования, способствующие развитию страны. На ветках, смотрящих вниз, соответственно те мероприятия, которые не дали положительного результата.

  1. списание долгов с колхозов;

  2. «кукурузная кампания»;

  3. первый полет человека в космос;

  4. «мясная кампания»;

  5. освоение добычи нефти в открытом море;

  6. ликвидация МТС;

  7. сокращение личных приусадебных хозяйств;

  8. создание атомного ледокола «Ленин»;

  9. развитие новых отраслей машиностроения;

  10. повышение закупочных цен в 1953-1958 гг.;

  11. освоение целины;

12 экстенсивное развитие промышленности;

  1. закупка зерна за границей;

  2. производство товаров группы Б.

Проверка результатов работы.

Самооценка. Образец правильного выполнения работы и ключи на слайдах. Учитель проверяет по одной работе от группы, ставит оценки.

«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза...А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди...И зла к нему никто не будет иметь - ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его



для всех нас мы осознаем только спустя много лет...В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев - та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам...»

М. Ромм (кинорежиссер)

б.Этап. Символическая рефлексия

Преподаватель: Ребята, большое спасибо всем за работу. Среди материалов урока на вашем столе лежат смайлики.

Только не покидайте занятия без смайликов. Если вам понравился урок и знакомство с историческими событиями, прикрепите смайлик, соответствующий вашему настроению на клипер - это будет говорить о том, что вы желаете продолжить работу в данном направлении



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с использованием метода проектной технологии обучения.

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Разнообразные инновационные формы, позволяют сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода на современном этапе. Практически все учебные учреждения демонстрируют результаты работы обучающихся, которые занимаются выполнением различных проектов. К показу этих достижений стимулирует система различных конкурсов и конференций, организованных учреждениями системы образования.

Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.

Результаты урока можно выделить следующее:

  1. Цели урока достигнуты,



  1. Все структурные элементы выдержаны.

  2. Применение проектного метода обучения позволило создать в учебной деятельности проблемную ситуацию и организовать активную самостоятельную деятельность обучающихся по её разрешению, в результате чего произошло творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

  3. Применения ИКТ на уроке позволило достичь более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усилило его эмоциональное воздействие, обеспечило погружение в изучаемую эпоху.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

  1. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.Артемов, Ю. Н.Лубченков. - 15-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 448 с.

  2. Касьянов, В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 274 с.

  3. Кириллов, В. В. История России. XX век - начало XXI века: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 262 с.

  4. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века): учебник для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 284 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!